Аналитическая психология К.Г.Юнга

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 07:25, реферат

Описание работы

Обладая многообразием свойств, личность вместе с тем представляет собой единое целое. Отсюда вытекают две взаимосвязанные задачи: во-первых, понять все множество свойств личности как систему, выделив в ней то, что принято называть системообразующим фактором (или свойством), и, во-вторых, раскрыть объективные основания этой системы.
Аналитическая психология Юнга помогает нам лучше понять поведение личности во взаимоотношении с окружающими т.е. социальную сторону его поведения. Это вызывает особый интерес социологов и несомненно приносит пользу в практической деятельности руководителя - воспитателя трудового коллектива.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ
2. Аналитическая психология К.Г.Юнга
2.1. Архетип коллективного бессознательного
2.2. Психологические типы личности
3. Другие психологические теории
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

ПСИХ.DOC

— 95.00 Кб (Скачать)

      Как экстраверт, так и интроверт обнаруживают те или иные свои недостатки в зависимости от выраженности типа, но каждый невольно стремится недооценить другого.  Экстраверту интроверт кажется самоцентричным, так сказать, “зацикленным на себе”.  Интроверту экстраверт кажется мелким пустым приспособленцем или лицемером.

      Любой реальный человек несет в себе обе тенденции, но обычно одна развита  несколько больше, нежели другая.  Как противоположная пара они  следуют закону противоположностей.  То есть чрезмерное проявление одной  установки неизбежно ведет к возникновению другой, ей противоположной.  Но противоположная в силу ее недифферинцированности, более слабого проявления, будет осуществляться в неадаптированной - грубой, не зрелой, негативной форме.  Так например, выраженный экстраверт может стать жертвой подчиненной сосредоточенности на самом себе, проявляющейся в негативной форме, в виде депрессий.  Крайний интроверт иногда переживает эпизоды вынужденной экстравертности, то есть сосредоточенности на других.  Но эта сосредоточенность будет выглядеть грубой, неэффективной и неприспособленной к внешней реальности.

      Экстраверсия  и интроверсия всего лишь две  из многих особенностей человеческого  поведения.  В дополнение к ним  Юнг выделял четыре функциональных типа, четыре основные психологические  функции: мышление, чувство, ощущение, интуиция.

      Мышление  есть рациональная способность структуировать и синтезировать дискретные данные путем концептуального обобщения.  В своей простейшей форме мышление говорит субъекту, что есть присутствующая вещь.  Оно дает имя вещи и вводит понятие.

      Чувство - функция, определяющая ценность вещей, измеряющая и определяющая человеческие взаимоотношения.  Мышление и чувство - функции рациональные, поскольку  мышление оценивает вещи под углом  зрения “истина - ложь”, а чувство - “приемлемо - неприемлемо”.  Эти функции образуют пару противоположностей, и если человек более совершенен в мышлении, то ему явно не достает чувственности.  Каждый член пары стремится замаскировать другого и затормозить.  Скажем, вы желаете размышлять бесстрастным образом - научно или философски - что ж, необходимо отбросить все чувства.  Объект, рассмотренный с чувственной позиции, будет отличаться в целостном отношении от рассмотрения под углом зрения мыслительной установки.  Вечная тема борьбы между чувством и разумом в истории человеческой культуры - очевидное тому подтверждение.

      Ощущение - функция, которая говорит человеку, что нечто есть, она не говорит, что это, но лишь свидетельствует, что  это нечто присутствует.  В  ощущении предметы воспринимаются так, как они существуют сами по себе в действительности.

      Интуиция  определяется как восприятие через  бессознательное, то есть понижение  картин и сюжетов действительности, происхождение, которых неясно, смутно, плохо объяснимо.  Функции ощущения и интуиции являются иррациональными - внешним и внутренним восприятием, независимым от каких либо оценок.

      В свою очередь, рациональные и иррациональные функции действуют взаимоисключающим  образом.  Все четыре функции представлены двумя парами противоположностей: мышление - чувство, ощущение - интуиция.

      Хотя  каждый индивид потенциально располагает  всеми четырьмя функциями, на поверку  одна из них обычно оказывается наиболее развитой, нежели остальные.  Ее называют ведущей.  Функция же, которая  развита меньше остальных, как правило, пребывает в бессознательном состоянии и оказывается подчиненной.

      Зачастую  еще одна функция может быть достаточно развита, приближаясь по степени  активности к ведущей функции.  Очевидно, что она представлена другой  парой противоположностей.  Эта функция вспомогательная.  В соответствии с ведущей функцией мы будем иметь четыре функциональных типа: мыслительный, чувственный, сенсорный, интуитивный.

      Мыслительный  тип в большей степени соответствует  мужчинам.  Ментальная жизнь данного  типа сводится к созданию интеллектуальных формул и последующей подгонке наличного жизненного опыта под эти формулы.  В той степени, в какой этот тип идентифицирует себя с мыслительными процессами и не осознаёт в себе наличия других функций, а попросту подавляет их, его мышление носит автократический характер, интеллектуальные же формулы оказываются своего рода прокрустовым ложем, постоянно сковывающим целостное проявление жизни.  В данном случае чувство оказывается функцией подчиненной, следовательно, чувственные оценки субъекта неизбежно пребывают в пренебрежительном запустении.  Человеческие взаимоотношения сохраняются и поддерживаются лишь до тех пор, пока они служат и следуют управляющим интеллектуальным формулам, во всех иных случаях они легко приносятся в жертву.

      Чувственный тип соответственно больше распространен у женщин.  Утверждение и развитие межличностных взаимодействий и отношений партнерства являются здесь главной целью.  Чувствительность и отзывчивость к нуждам других являются показательной чертой, основным качеством данного типа.  Самое большое удовлетворение здесь встречает переживание эмоционального контакта с другими людьми.  В своем крайнем проявлении этот функциональный тип может вызывать неприязнь своим чрезмерным интересом, нездоровым любопытством по поводу личных дел других.  О таких людях часто говорят: “Вечно он суется не в свои дела.”

      Поскольку в данном случае мышление оказывается  функцией подчиненной, то и способность  к абстрактному безличному суждению у таких людей подвергается известному сомнению.  Мышление как таковое принимается лишь в той степени (или до той поры), в какой (или пока) оно обслуживает интересы чувственных взаимоотношений.  Носами взаимоотношения, как правило, очень неустойчивы, противоречивы, оценки постоянно колеблются, занимают крайние позиции.  Мышление же служит стабилизирующим фактором.

      Сенсорный (ощущающий) - типе характеризуется  приспособленностью к обычной сиюминутной  реальности, к “здесь и сейчас”.  Он охотно довольствуется жизнью в  ее простейших незамысловатых проявлениях, бесхитростных формах, без каких-либо тонкостей, сложного размышления или туманного воображения.  Ощущающий тип выглядит устойчивым и земным, реальным и настоящим в смысле готовности “жить” в данную минуту, но одновременно он выглядит довольно глупым.  Глубинное зрение и воображение, способное приглушать это заземленное состояние, - продукты интуиции, выступающей в нашем случае как функция подчиненная.  Ощущающий тип фактически подавляет все интуитивные проявления как нереалистические фантазии и таким образом избавляется от обременительных дрожжей внутренней неуклюжести, инертности.

      Интуитивный тип мотивируется главным образом  постоянным потоком новых ведений  и предчувствий, проистекающих от его внутреннего  активного  восприятия.  Все новое и возможное, непонятное и другое, отличное являются приманкой для данного типа.  Интуиция есть некое свидетельство о прошлом и будущем вещей.  данная функция позволяет видеть круглые углы: живя в четырех стенах и выполняя рутинную работу, к интуиции прибегают редко, но она очень нужна, скажем, при охоте в тайге на медведя.  Интуитивный тип чаще ухватывает слабые связи между вещами, которые для других кажутся несвязанными и чуждыми.  Его разум работает скачкообразно и быстро, трудно проследить его действие.  Если попросить его действовать более медленно, он может раздражаться и посчитать своих собеседников тугодумами и тупицами.  Ощущение как психическое свойство у него подчинено и подавленно.  В реальной жизни зачастую такой человек остается непонятым окружающими, и его прозрения, если в результате они оказываются конструктивными, должны терпеливо разрабатываться другими людьми.

      Обычно  развитие вспомогательной функции  смягчает и модифицирует остроту  проявления описанных выше характеристик.  Но и это еще не все, поскольку  согласно установленному типу каждая из функций может быть ориентирована либо интровертно, либо экстравертно.  В результате мы имеем восемь возможных типов, впечатляюще описанных в шестом томе собрания сочинений К.Г.Юнга “Психологические типы”.

      В идеале индивид должен полноценно владеть всеми четырьмя функциями (в расширенном виде восемью) с тем, чтобы давать соответствующий адекватный ответ на любые жизненные запросы.  К сожалению в действительности что недостижимо, хотя и остается желанной целью, идеалом, определяя таким образом одну из главных задач аналитической психотерапии: привести к сознанию данное положение вещей и помочь в развитии подчиненных, угнетаемых, неразвитых функций с тем чтобы достичь психической целостности.

      Применимо воинской Среды знание о психологических типах личности определенно имеет свое место и право на существование.  И по моему мнению, я не зря обратил ваше внимание на данную классификацию типов.  К.Г.Юнг с наиболее возможной четкостью указал нам какой из типов больше тяготит к тому или иному роду деятельности.  На мой взгляд офицер должен непременно руководствоваться данной информацией в определенных случаях.  При распределении специальностей, а так же в такой ответственный момент, как назначение сержантского состава.  Ведь назначив младшего командира с необходимыми для этого психологическими качествами офицер заранее облегчает себе работу по формированию должного воинского коллектива.

      И непременно офицер должен избегать разъединенности  личности своих подчиненных, о которой  предупреждает К.Г.Юнг.  в конечном итоге которая может привести к серьезным психическим расстройствам такой личности. 
 
 
 

  1. Другие  психологические  теории
 

      ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ  ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ З.ФРЕЙДА И ТРАНСАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ Э.БЕРНА. 
 

      Ни  одно направление не приобрело столь известности за пределами психологии, как фрейдизм.  Это объясняется влиянием его идей в странах Запада на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие области науки, связанные с человеком.

      Фрейд выступал против традиционной психологии  с ее интроспективным анализом сознания.  Основной проблемой психоанализа являлась проблема мотивации.  Подобно тому как образ и действие суть реалии, выполняющие жизненные функции в системе отношений индивида и мира, а не внутри замкнутого в самом себе рефлектирующего сознания, одной из главных психологических реалий является мотив.

     Структура личности, по Фрейду, имеет три составляющие: “Оно“, “Я“ , “Сверх-Я“.  “Оно“ - это  собственно бессознательное, включающее глубинные влечения, мотивы и потребности.  “Я“ - сознание, а “Сверх-Я“ представлено как на сознательном, так и на подсознательном уровнях.  “Оно“ действует в соответствии с так называемым принципом удовольствия.  “Я“ ориентируется на принцип реальности, а “Сверх-Я“ руководствуется идеальными представлениями - принятыми в обществе нормами морали и ценностями.

     “Оно“ является продуктом унаследованного  человеком от животных биологического опыта.  “Я“ - это, как правило, самосознание человека, восприятие и оценка им самим  собственной личности и поведения.  “Сверх-Я“ - это итог воздействия общества на сознание и подсознание человека, принятие им норм и ценностей общественной морали.  Основные источники формирования “Сверх-Я“ личности - это родители, учителя, воспитатели, другие люди с которыми данный человек вступил в длительное общение и личные контакты на протяжении жизни.

     В основе всех построений аналитической  психологии лежит утверждение, что  целостная психика не может быть показана с помощью одного лишь элемента, поскольку в психике, помимо рационального  сознательного начала присутствуют еще и иррациональный бессознательный аспект.  Подтверждением тому являются многочисленные процессы и переживания в психологическом опыте других людей, не соответствующие нашему интеллектуальному ожиданию.  Как правило, наше рациональное сознание тотчас же опровергает эти процессы и переживания.

     Соответственно  конечной целью психологической  концепции Юнга оказывается постижение жизни в ее внешнем и внутреннем проявлении в психике человека как  особой целостной реальности.

     Лейтмотивом аналитико-психологического подхода можно считать постулат о том, что психическое расстройство характеризуется разъединенностью личности, тогда как психологическое здоровье есть проявление личностного единства.

     При использовании трансакционного  анализа люди достигают как эмоционального, так и  интеллектуального инсайта, но этот метод скорее сосредоточен на последнем.  Этот процесс понимания, оптимистичен, при котором человек обычно заключает: ”Да, именно так это и происходит!”  Согласно доктору Берну, его теория возникла, когда он наблюдая изменения в поведении, центром его внимания стали стимулы, такие, как: слова, жест, звук.  Эти изменения включали выражение лица, интонация голоса, структура речи, телодвижения, мимика, поза и манеру держать себя.  Это происходило так, словно внутри личности было несколько различных людей.  Временами та или другая из этих внутренних личностей, по-видимому, управляла всей личностью пациента.  Он заметил, что эти различные внутренние “Я“ по-разному взаимодействуют с другими людьми и что эти взаимодействия (трансакции) могут быть проанализированы.  Доктор Берн понял, что некоторые трансакции имеют скрытые мотивы, и личность использует их как способ манипулирования другими в психологических играх и при вымогательствах.

Информация о работе Аналитическая психология К.Г.Юнга