Астено-невротический синдром у школьников в практике детского невролога

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:42, реферат

Описание работы

Астено-невротический синдром – это психическое расстройство, которое зачастую вызвано нервным истощением или банальной усталостью. Симптомы данного заболевания таковы: слабость, беспричинная раздражительность, повышенная утомляемость и усталость, частые перепады настроения, плохой сон и аппетит, нарушение функции памяти.
Что касается детей, то при установлении диагноза астено-неротического синдрома есть некоторые особенности.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………..2
2. Астено-невротический синдром у школьников в практике детского невролога………………………………………………………………………….4
3. Используемая литература……………………………………………………9

Работа содержит 1 файл

контроша носикова.doc

— 51.50 Кб (Скачать)

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………..2

2. Астено-невротический синдром у школьников в практике детского невролога………………………………………………………………………….4

3. Используемая  литература……………………………………………………9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Введение

Астено-невротический синдром – это психическое расстройство, которое зачастую вызвано нервным истощением или банальной усталостью. Симптомы данного заболевания таковы: слабость, беспричинная раздражительность, повышенная утомляемость и усталость, частые перепады настроения, плохой сон и аппетит, нарушение функции памяти.

Что касается детей, то при  установлении диагноза астено-неротического  синдрома есть некоторые особенности. Кроме жалоб на быструю утомляемость и слабость, ребенок часто проявляет  агрессивность, неусидчивость, вспыльчивость. Также можно заметить, что в транспорте ребенок чувствует себя неуютно: его может укачивать, в душных автобусах проявляется тошнота, рвота, возможен обморок. В младшем возрасте возможно проявление такого заболевания, как энурез, то есть ночное недержание мочи. В тяжелых случаях, при астено-невротическом синдроме у ребенка наблюдаются боли в шейном отделе позвоночника, нервный тик глаз, судороги рук и ног, нарушения чувствительности, утрата памяти. Особенно резкими боли могут быть при выполнении физических упражнений. Например, при повороте головы, кувырке. Частые истерики по поводу и без повода, агрессивное поведение по отношению к окружающим – это симптомы, на которые стоит обратить особое внимание родителям. 

Школьникам, у которых  подозревается астено-невротический синдром, очень трудно сосредоточиться на уроках, выполнять домашнее задание. Они могут быть гиперактивными, но в то же время рассеянными, не слушать воспитателей и учителей, отгрызаться, обижать других детей и т.д. Кроме того, некоторые дети могут проявлять припадочные синдромы: причинять себе боль, биться головой о стенку, рвать волосы и прочее. Конечно, это все даже читать страшно, не говоря о том, чтобы созерцать это ежедневно. Однако отметим, что наказывать ребенка за то, что он болен, по крайней мере, неразумно. Поэтому не стоит применять силу или переходить на крик, чтобы утихомирить ребенка. Постарайтесь, как можно спокойнее подойти к ситуации, постарайтесь успокоить и, конечно, срочно обращайтесь к врачу.

Важно отметить, что данное заболевание может быть как врожденным, так и приобретенным, вследствие перенесенных травм, особенно если они связаны с шейным отделом позвоночника. Кроме того, астено-невротический синдром может быть следствием родовой травмы. 

Для того чтобы определить данное заболевание необходимо, в первую очередь, обратиться к невропатологу, который после тщательного обследования ребенка и подтверждения диагноза, назначит эффективное лечение. Это могут быть как медикаментозные препараты, так и профилактические меры и лечебная гимнастика. Что касается медикаментозного лечения, то оно направлено не только на снятие проявления симптомов астено-невротического синдрома, но и при правильном подходе лечения, способно полностью вылечить это заболевание, а не «заглушить» на время. Чаще всего, назначают поливитаминные комплексы с минералами, лекарства с легким тонизирующим действием, успокоительные средства. Также необходимы лекарства, которые улучшают кровообращение и влияют на обмен веществ в клетках головного мозга, поэтому советуется не пренебрегать лечением и выполнять все рекомендации врача. В лечении астено-невротического синдрома основную роль играют общеукрепляющие мероприятия.

Кроме того, рекомендуется  придерживаться оптимального режима отдыха, правильно питаться, акцентироваться на витаминной пище. Обязательны прогулки на свежем воздухе, плавание, легкая гимнастика. 

В любом случае лечение  должно проходить под пристальным  наблюдением врача.

Астено-невротический  синдром у школьников в практике детского невролога

В клинике нервных  болезней детского возраста часто наблюдаются  неврозоподобные состояния –  группа нервно-психических нарушений, не обусловленных психогенными воздействиями. В основе этих состояний лежит  легкая резидуальная церебральная патология (преимущественно компенсированная), вследствие дородового дизонтогенеза или перенесенных после рождения заболеваний нервной системы травматической, инфекционной, и другой этиологии, а так же соматическая патология - очаги хронической  инфекции, заболевания сердечно-сосудистой системы, легких, желудочно-кишечного тракта, аллергизация организма. В детском возрасте  неврозоподобные cостояния чаще проявляются в виде следующих синдромов: астенического, истероформного, сенестопетического, ипохондрического, фобического, депрессивного, сомато-вегетативного, а также их сочетания – астено-невротического, астено-депрессивного и депрессивно-ипохондрического.

Под астено-невротическим синдромом  в  большинстве  случаев  понимают сочетание нескольких неврозоподобных состояний. Этот синдром характеризуется быстрой истощаемостью нервных процессов. У детей он обычно протекает  с  преобладанием  предпочтительных  для  этого  возраста  моторных  нарушений (гипердинамический  либо  гиподинамический  вариант  астении). Клинически при гипердинамических нарушениях поведение  ребенка  отличается гиперактивностью с непродуктивными двигательными и  эмоциональными разрядами, несдержанностью, импульсивностью. При  гипостеническом варианте возникает повышенная утомляемость, вялость, слабость, отсутствие интереса к окружающим, к учебе, к собственной  личности. Астено-невротическое  состояние  может  развиться  у  любого  ребенка  в  любом  возрасте. Причиной  нарушения  поведения  будет  не плохое  воспитание, не «тяжелый характер» ребенка, не  семья,  не  школа, а длительное пребывание организма в состоянии стресса (психического, иммунного, токсического, инфекционного, травматического, и т.д.), как  правило,  связанное  с  патологией  беременности.

Цель

Исследования - изучение  распространенности  астено-невротического  синдрома среди учащихся, установление причин его возникновения в  зависимости от  возраста.  

Материалы  и  методы

Диагностическому  обследованию  были  подвергнуты 210 школьников в   возрасте 6-18 лет (учащиеся младших, средних классов  и  старшеклассники) с различными хроническими соматическими заболеваниями, после  перенесенных  травм  головы, вирусных  и  бактериальных  инфекций, с  явлениями легкого неврологического дефицита после перенесенной  перинатальной патологии. Вся эта группа прошла тщательное  неврологическое  обследование, включавшее сбор анамнеза, неврологический осмотр,  нейровизуализацию  на ЭХО-ЭС, РЭГ,  ЭЭГ.

Результаты  и  их  обсуждение

Из общего количества обследуемых у 147 человек были выявлены  проявления  астено-невротического  синдрома. Общими для этих детей явились жалобы на повышенную эмоциональную лабильность, сниженную работоспособность (особенно при длительных нагрузках), снижение общего фона настроения. Часто возникали возбудимость, несдержанность, усталость, сонливость, суетливость, импульсивность, в сочетании с противоположными   проявлениями: сонливостью, апатией, подавленностью, безынициативностью. По утрам и в течении дня у данных детей иногда возникали головокружения и головные боли, обмороки, проявлялась непереносимость езды в транспорте, сопровождающаяся укачиванием и тошнотой. Такие дети постоянно ощущают  усталость, требуют  постоянного внимания  к себе,  конфликтуют с окружающими по малейшему  поводу. При  нейровизуализации  общим  для всех групп  является  ослабление  доминирующего влияния коры на подкорково-лимбические структуры, которые, раскрепощаясь, обусловливают различные нарушения  эмоционально-волевой  сферы, поведенческих  и  вегетативных  реакций.

Среди детей младших  классов признаки астено-невротического  синдрома наблюдались у 49  детей (33,3%). Такой  процент  патологии в этой  возрастной  группе можно объяснить влиянием неблагоприятных факторов на адаптацию  ребенка к школе. Эмоционально-стрессовые ситуации (изменения  привычных  стереотипов, необходимость приспособление к новым условиям умственного труда, новым формам поведения и непривычному режиму) ведут к повышенной психоэмоциональной нагрузке, перестройке нейро-висцеральных и эндокринно-метаболических связей.

В средней возрастной группе (9-10 лет) детей с астено-невротический  синдром наблюдался у 31 школьника (21%). В данном возрасте процесс полового созревания протекает, главным образом, под  контролем  центральной нервной системы, устанавливается  отношение «кора-подкорка». Кора  выполняет ведущую роль  в  регуляции  всего  поведения ребенка. Усиление  подкорковой  активности под  действием  ряда  неблагоприятных факторов приводит к дисбалансу между системой активации и торможения, в результате чего возникает неуравновешенность эмоциональных проявлений, утомляемость, астения.

В  группе  подростков (11-18  лет) данные симптомы  были  выявлены у  67 человек (45,6%). Подростковый возраст является одним из наиболее  неблагоприятным  периодов для  возникновения нарушения здоровья. В этом  возрасте,  когда ускоренно  развивается  скелет, органы и системы, происходит нейрогуморальная  перестройка,  половое  созревание, регистрируется  высокий  уровень  хронической  соматической  патологии. Гетерогенное развитие систем и органов организма сопровождается дисбалансом выработки гормонов, ферментов, дисрегуляторными  нарушениями  нервной  системы, нарушением взаимосвязи  между различными  органами, что  приводит к психо-неврологическим  проблемам.

В  лечении астено-невротического синдрома у школьников применялись лечебные и общеукрепляющие мероприятия. Детям всех возрастов было рекомендовано придерживаться оптимального режима  отдыха,  употреблять полноценную пищу, принимать витамины. Благотворный эффект имели дозированные  физические нагрузки, регулярные прогулки на свежем воздухе. Из лекарственных препаратов использовались поливитаминные комплексы с  минералами, препараты с легким тонизирующим действием, седативные, препараты,  влияющие  на  обмен  веществ в  клетках  головного мозга, а также  средства, улучшающие кровообращение, и адаптогены. В ряде случаев при лечении астено-невротического синдрома у детей применяли физиотерапевтические процедуры - дарсонвализацию, электросон, гидротерапию, а также психотерапевтическое воздействие. Решающее  значение имело изменение смена образа жизни: оптимизация  режима труда  и  отдыха, устранение факторов, вызывающих эмоциональное  перенапряжение.

Выводы:

1. В  результате  исследования  у  147 (70%)  из  210  обследуемых  школьников  установлены проявления астено-невротического синдрома.

2.  Астено-невротический  синдром  - самое  распространенное  состояние  у современных школьников. Причиной его служит совокупное влияние  нескольких факторов: личностной предрасположенности, условий социального окружения и повышенных нагрузок (хронического утомления и переутомления, психологических стрессов), инфекционных и соматических заболеваний, перенесенных травм нервной системы. Астено-невротический синдром у детей  и подростков обусловлен функциональной незрелостью головного мозга. В  ряде случаев этот синдром является следствием заболеваний и состояний,  влияющих на обменные процессы в головном мозге.

3. В  результате проведенной терапии у 82% детей с астено-невротическим  синдромом наблюдалось значительное улучшение общего самочувствия, исчезли  основные  жалобы  на  головные  боли  и  головокружения, снизилась  утомляемость, эмоциональная  лабильность, апатия, улучшился сон  и  аппетит,  повысилась  работоспособность  и  успеваемость  в  школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая  литература

1. Бобылова М.Ю. Возраст-зависимые  проявления неврозов у детей   / М.Ю. Бобылова //  Практика педиатра. - 2007. - №4 – С. 36-42.

2. Вейн А.М. Вегетативные  расстройства. Клиника, диагностика,  лечение / А.М. Вейн. -  М., 2010. - 316 с.

3. Глозман Ж.М. Нейропсихология  детского возраста / Ж.М. Глозман.  – М.: Academia, 2009. – С. 74-92.

4. Шишков В.В. Если  нет сил? Астенические и депрессивные состояния /  В.В. Шишков. – СПб.: Речь, 2010. – 224 с.




Информация о работе Астено-невротический синдром у школьников в практике детского невролога