Человеческая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:16, курс лекций

Описание работы

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе.

Содержание

ПОНЯТИЕ И СТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВИДЫ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УМЕНИЯ, НАВЫКИ И ПРИВЫЧКИ
ПОНЯТИЕ О ВОЛЕ
ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ
РАЗВИТИЕ ВОЛИ У ЧЕЛОВЕКА
ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЛИЧНОСТИ
ПОНЯТИЕ ОБ ОЩУЩЕНИЯХ
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МОРАЛИ
СТАНОВЛЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
НРАВСТВЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПСИХОЛОГИИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА

Работа содержит 1 файл

Психология.docx

— 92.01 Кб (Скачать)

В основе повышенной интеллектуальной и трудовой активности подростков лежат  не только указанные выше мотивы. За всем этим можно усмотреть и естественный интерес, повышенную любознательность детей данного возраста. Вопросы, которые задает подросток взрослым детям, учителям и родителям, нередко  достаточно глубоки и касаются самой  сути вещей.

Подростки могут формулировать  гипотезы, рассуждать предположительно, исследовать и сравнивать между собой различные альтернативы при решении одних и тех же задач. Сфера познавательных, в том числе учебных, интересов подростков выходит за пределы школы и приобретает форму познавательной самодеятельности — стремления к поиску и приобретению знаний, к формированию полезных умений и навыков. Подростки находят занятия и книги, соответствующие их интересам, способные дать интеллектуальное, удовлетворение. Стремление к самообразованию — характерная особенность и подросткового, и раннего юношеского возраста.

Мышление подростка характеризуется  стремлением к широким обобщениям. Одновременно с этим складывается новое  отношение к учению, особенно в  последних классах школы. Ее выпускников  привлекают предметы и виды знаний, где они могут лучше узнать себя, проявить самостоятельность, и  к таким знаниям у них вырабатывается особенно благоприятное отношение. Вместе с теоретическим отношением к миру, предметам и явлениям у  подростка и юноши возникает  особое познавательное отношение к  самому себе, выступающее в виде желания и умения анализировать  и оценивать собственные поступки, а также способность вставать на точку зрения другого человека, видеть и воспринимать мир с иных позиций, чем свои собственные.

Самостоятельность мышления проявляется  в независимости выбора способа  поведения. Подростки и особенно юноши принимают лишь то, что лично  им кажется разумным, целесообразным и полезным.

 

20

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МОРАЛИ

Ранняя юность — время реального  перехода к настоящей взрослости, первые признаки которой появляются, как мы уже видели, в подростковом возрасте. У юношей и девушек очень  мало чисто детских черт, которые у подростков преобладают и соседствуют с не всегда удачными попытками вести себя по-взрослому.

Вместе с тем старшеклассников полностью взрослыми еще не назовешь, так как у них многое еще сохранилось от детства. В суждениях, оценках, взглядах на жизнь, на свое будущее, в отношении к собственной жизненной судьбе у школьников IX—XI классов немало детскости. Многие из них у порога окончания школы еще недостаточно ответственно относятся к выбору своей будущей профессии, к необходимости усиленно трудиться, чтобы в дальнейшем выдержать конкуренцию, ко многим другим вопросам, которые для большинства взрослых людей решаются однозначно положительно. Образно говоря, если подросток — это в основном еще полуребенок, то юноша — более чем наполовину взрослый.

На период ранней юности, традиционно  связываемый с обучением в  старших классах школы, приходится становление нравственного самосознания. Этот же период характеризуется переходом на новый уровень морали — конвенциональный (по Л. Колбергу)

Если для детей младшего школьного  возраста источником постановки и решения  нравственных проблем являются значимые взрослые — учителя и родители, если подростки, кроме того, ищут их решения в кругу сверстников, то юноши и девушки в поисках  правильного ответа на те же самые вопросы обращаются к источникам, которыми обычно пользуются взрослые люди. Такими источниками становятся реальные, многообразные и сложные человеческие отношения, научная и популярная, художественная и публицистическая литература, произведения искусства, печать, телевидение и т. п.

Среди тех нравственных проблем, которые  на протяжении веков, а может быть, и тысячелетий волновали и  продолжают сейчас тревожить юношество, находятся проблемы добра и зла, справедливости и беззакония, порядочности и беспринципности, многие другие. Они  охватывают круг нравственных вопросов, правильность решения которых выходит  за пределы личных или интимных межличностных  отношений и затрагивает человеческое существование в целом.

Заметим, что современной юности отнюдь не свойственны ни детская  наивность, ни подростнический, все отрицающий негативизм. Нынешнему поколению молодых людей, несмотря на то, что по своим взглядам и поведению они мало чем отличаются от юношей и девушек, живших много веков назад, присущ более трезвый, разумно-практический взгляд на жизнь, гораздо большая независимость и самостоятельность.

Бурные социальные события, произошедшие за последние десятки лет в  мире и в нашей стране, преобразования, продолжающиеся сейчас, собственной  своей логикой вынуждают подрастающее поколение самостоятельно делать выбор, лично ориентироваться во всем и занимать вполне независимые позиции. Сама жизнь вырабатывает у большинства современных юношей и девушек такую психологию, которая во многом отличается от психологии юношей, живших несколько десятков лет назад. Это и более открытый, непредвзятый и смелый взгляд на мир, включая постановку и решение многих  проблем морально-этического характера, и самостоятельность — хотя и не всегда правильность — суждений, и включение в обсуждение таких социально-политических, экономических и религиозных проблем, которые совсем еще недавно считались не характерными  юности, непедагогическими, идеологически неоправданными (например, вопросы религии, бизнеса, секса, поведение учителей и родителей, их критика и т. п.).

Для современных старшеклассников честность уже не выступает в  ее наивно-реалистической форме, в виде ортодоксально-нравственных сентенций  типа: «никогда, ни при каких условиях нельзя говорить неправду». Большинство  юношей и девушек нынешнего  поколения  утвердились в иной нравственной позиции, которую Ж. Пиаже обозначил как релятивистскую. Такая позиция отнюдь не выражает собой модель вседозволенности и нравственного беспредела. Это, скорее, более разумный и глубокий взгляд на моральные проблемы, выражаемый, пользуясь приведенным выше примером, в суждении: «правда не абсолютна, она должна быть такой, чтобы приносить пользу как можно большему числу людей».

Справедливость юношами и девушками  также понимается уже не так, как  она воспринимается детьми: «справедливо —это когда всем одинаково». Современные старшеклассники в большинстве своем принцип справедливости трактуют так: «От каждого — по возможностям, каждому — по его делам или реальному вкладу в общее благополучие людей».

Гораздо глубже понимается и нравственный принцип порядочности. Он для старшеклассников, с одной стороны, овеян романтичностью, утрачиваемой, к сожалению, с возрастом, а с другой стороны, основывается на вполне реалистических позициях, когда  исходя из него оцениваются действительные поступки людей: родителей, учителей, товарищей и друзей. Особенно полно данный принцип проявляется в отношениях стершеклассников к своим учителям и родителям. Юноши и девушки в большинстве своем ценят и искренне любят их, относятся к ним с симпатией и заботой, что менее характерно для детей младшего школьного возраста и подростков.

К окончанию школы большая часть  юношей и девушек представляет собой  людей, практически нравственно  сформированных, обладающих зрелой и  достаточно устойчивой моралью, которая  наряду о способностями, мотивами и чертами характера представляет собой четвертое важнейшее личностное новообразование детства.

СТАНОВЛЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Наряду с вопросами морали мировоззрение  человека включает в себя социально-политические, экономические, научные, культурные, религиозные  и другие устойчивые взгляды. Специфика  юности заключается в том, что  именно в эти годы идет активный процесс становления мировоззрения, и к окончанию школы мы имеем  дело с человеком, мировоззренчески более или менее определившимся, со взглядами хотя и не всегда правильными, но стабильными.

Воззрения на мир современной юности определяются наличием множества различных, по-своему аргументированных, имеющих  сильные и слабые стороны точек  зрения, среди которых нет ни абсолютно истинных, ни совершенно ложных и между которыми молодым людям приходится выбирать. Даже те люди, кто раньше традиционно выступал в качестве носителей единого мнения для старших школьников,— родители и учителя — сами сейчас находятся в состоянии некоторой растерянности, придерживаются разных, изменчивых и противоречивых мнений, спорят друг с другом, меняют свои взгляды.

Такая социально-психологическая  ситуация имеет положительные и  отрицательные аспекты. Положительное  в ней состоит в том, что  отсутствие единственного и однозначного мировоззренческого ориентира побуждает  юношей и девушек самостоятельно думать и принимать решения. Это способствует их ускоренному развитию и превращению в зрелых личностей, обладающих независимостью суждений, внутренней свободой, имеющих собственную точку зрения и готовых ее отстаивать. Но, с другой стороны, подобная ситуация ведет к быстрому разделению людей на группы, отличающиеся, причем — существенно, друг от друга по уровню социальной и нравственно-мировоззренческой зрелости, к отставанию одних и более быстрому психологическому развитию других. Самостоятельно с проблемой социально-политического самоопределения в ранней юности справляются далеко не все дети. Те, кому это удается, действительно развиваются, уходят вперед, намного обгоняя остальных, однако те, кто не в состоянии самостоятельно решить сложные мировоззренческие вопросы, задерживаются в своем развитии, остаются инфантильными долгие годы жизни, а иногда и до конца дней. В целом же неизвестно, выигрывает ли от этого общество или проигрывает.

В самом затруднительном положении, конечно, оказываются те, кто сам  не в состоянии сделать правильный выбор. Сложнее всего юношам и  девушкам разобраться в политике, экономике, самоопределиться в этих сферах человеческих отношений. Отсюда наблюдаемый уже сейчас рост аполитичности, переходящей порой в полное безразличие  к происходящим в стране социально-политическим событиям. Такое отношение открывает  путь для регрессивных движений, в  частности для установления в  обществе реакционных, недемократичных  режимов.

Выход из этой ситуации видится в  том, чтобы наряду с традиционными  общеобразовательными предметами включать в качестве обязательных в школьную программу курсы по экономике, политике, праву, различным видам искусства. Своя специфическая эстетика есть в каждом виде человеческой деятельности, но она доступна только культурно образованным и интеллектуально развитым людям.

Сложнее обстоит дело с научной  и религиозной частью мировоззрения. Если экономика и культура просто мало соприкасаются друг с другом, развиваясь каждая сама по себе и пока находясь во «взаимно презрительных» отношениях, то между наукой и религией существовал, политически и идеологически  поддерживался и продолжает сохраняться  известный антагонизм. На самом деле антагонизм науки и религии не является неизбежным. Как в науке, так и в религии существуют разные уровни сознавания и понимания проблем, и от убеждения, характерного для научного мировоззрения, до веры, свойственной религии, всего лишь один, хотя и существенный, шаг.

Низший из возможных уровней  осознания реальных проблем как в науке, так и в религии представляется несколько упрощенным миропониманием, слабо связанным с интеллектуальным и культурным развитием его носителя. Он сочетается с недоступностью человеческому понимания сравнительно сложных научных и мировоззренческих положений, включая веру в высшие человеческие нравственные проявления. Высшему уровню, напротив, свойственно глубокое постижение наиболее сложных вопросов как научного, так и религиозного миропонимания.

Проблема, которую необходимо сейчас решать, состоит не в том, чтобы  по-прежнему разрывать и противопоставлять  друг другу науку и религию, а  в том, чтобы повышать уровень  культуры и образованности людей  в той и в другой области, предоставив  каждому молодому человеку, оканчивающему  среднюю школу, реальную возможность  индивидуального выбора, во что верить: в науку или в религию.

НРАВСТВЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Ранняя юность — начало практической реализации жизненных планов, которые  складываются к концу подросткового  возраста. Близость к завершению школы  требует профессионального и  личностного самоопределения, и  юношеский возраст испокон веков  был связан с поисками ответов  на два вопроса: «каким быть?» (нравственно-личностный выбор) и «кем быть?» (профессиональный выбор). Оба эти процесса идут параллельно  и взаимозависимо. Объединяющим их направлением развития является движение от детской зависимости к взрослой ответственности.

В ходе исследования, проведенного Т. В. Снегиревой2, выявлены следующие шесть типов ценностно-временной структуры «Я», представляющие индивидуальное своеобразие личностного самоопределения детей раннего юношеского возраста и выражающиеся в соотношении между прошлым, настоящим и будущим «Я»:

1. Все три «Я» преемственно  связаны друг с другом и  в равной степени соответствуют  идеальному «Я». Это — субъективное  гармоническое представление человека  о себе.

2. Наличное «Я» в большей степени  тяготеет к будущему, чем к  прошлому. «Я» — прошлое представляется  совершенно чуждым, и отношение  к нему неизменно критическое.  Наличное «Я» выступает как  новая ступень в личностном  самоопределении.

3. Будущее «Я» оторвано от  настоящего. Все три времени существования  «Я» мыслятся как совершенно различные. С идеальным «Я» согласуется только будущее.

4. Идеальное «Я» не включено  ни в настоящее, ни в будущее  «Я», оно изолировано от них  и не участвует в развитии  личности.

Информация о работе Человеческая деятельность