Человеческая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:16, курс лекций

Описание работы

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе.

Содержание

ПОНЯТИЕ И СТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВИДЫ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УМЕНИЯ, НАВЫКИ И ПРИВЫЧКИ
ПОНЯТИЕ О ВОЛЕ
ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ
РАЗВИТИЕ ВОЛИ У ЧЕЛОВЕКА
ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЛИЧНОСТИ
ПОНЯТИЕ ОБ ОЩУЩЕНИЯХ
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МОРАЛИ
СТАНОВЛЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
НРАВСТВЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПСИХОЛОГИИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА

Работа содержит 1 файл

Психология.docx

— 92.01 Кб (Скачать)

Восприятие надо рассматривать  как интеллектуальный процесс, связанный  с активным поиском признаков, необходимых  и достаточных для формирования образа и принятия решений. Последовательность актов, включенных в этот процесс, можно  представить себе следующим образом:

1.  Первичное выделение комплекса  стимулов из потока информации  и принятие решения о том,  что они относятся к одному  и тому же определенному объекту.

2.  Поиск в памяти аналогичного  или близкого по составу ощущений  комплекса признаков, сравнение  с которым воспринятого позволяет  судить о том, что это за  объект.

3.  Отнесение воспринятого объекта  к определенной категории с  последующим поиском дополнительных  признаков, подтверждающих или  опровергающих правильность принятого  гипотетического решения.

4.  Окончательный вывод о том,  что это за объект, с приписыванием  ему еще не воспринятых свойств,  характерных для объектов одного  с ними класса.

 

17

ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИГРА

Игра — основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем за годы дошкольного  детства, от трех до шести-семи лет, детские  игры проходят довольно значительный путь развития: от предметно-манипулятивных и символических до сюжетно-ролевых игр с правилами. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу.

С этим же возрастом связано начало двух других важных, для развития видов  деятельности: труда и учения. Определенные этапы последовательного совершенствования  игр, труда и учения детей в  этом возрасте можно проследить, условно  разделив в аналитических целях  дошкольное детство на три периода: младший дошкольный возраст (3—4 года), средний дошкольный возраст (4—5 лет) и старший дошкольный возраст (5—6 лет). Такое деление иногда проводится в возрастной психологии для того, чтобы подчеркнуть те быстрые, качественные изменения психологии и поведения  детей, которые в дошкольном детстве  происходят каждые один-два года.

Младшие дошкольники играют еще, как правило, в одиночку. В своих предметных и конструкторских играх они совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление и двигательные способности. Сюжетно-ролевые игры детей этого возраста обычно воспроизводят действия тех взрослых, за которыми они наблюдают в повседневной жизни.

Постепенно к среднему периоду дошкольного детства игры становятся совместными, и в них включается все больше детей. Главное в этих играх не воспроизводство поведения взрослых в отношении предметного мира, а имитация определенных отношений между людьми, в частности — ролевых. Дети выделяют роли и правила, на которых строятся эти взаимоотношения, строго следят за их соблюдением в игре и сами стараются им следовать. Детские сюжетно-ролевые игры имеют различные темы, с которыми ребенок достаточно хорошо знаком по собственному жизненному опыту. Роли, которые воспроизводятся детьми в игре,— это, как правило, или семейные роли (мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь и т. п.), или воспитательные (няня, воспитательница в детском саду), иди профессиональные (врач, командир, пилот), или сказочные (козлик волк, заяц, змей). Исполнителями ролей в игре могут быть люди, взрослые или дети, или заменяющие их игрушки, например куклы.

Особая роль отводится в игре точному соблюдению правил и отношений, например субординационных. Здесь впервые  появляется лидерство, у детей начинают развиваться организаторские умения и навыки.

Кроме игр, включающих реальные практические действия с воображаемыми предметами и ролями, символической формой игровой  индивидуальной деятельности является рисование. В него постепенно все  более активно включаются представления  и мышление. От изображения того, что он видит, ребенок со временем переходит к рисованию того, что  знает, помнит и придумывает сам.

В особый класс выделяются игры-соревнования, в которых наиболее привлекательным  моментом для детей становится выигрыш  или успех. Предполагается, что именно в таких играх формируется  и закрепляется у детей дошкольного  возраста мотивация достижения успеха.

В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В игре ребенок научается пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления.

Среди разнообразных видов творческой деятельности, которой любят заниматься дети дошкольного возраста, большое  место занимает изобразительное искусство, в частности детское рисование. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения и мышления. В рисунках дети стремятся передавать свои впечатления и знания, получаемые из внешнего мира. Рисунки могут существенно меняться в зависимости от физического или психологического состояния ребенка (болезнь, настроение и т.п.). Установлено, что рисунки, выполненные больными детьми, во многом отличаются от рисунков здоровых детей.

 Важное место в художественно-творческой  деятельности дошкольников занимает музыка. Детям доставляет удовольствие прослушивание музыкальных произведений, повторение музыкальных рядов и звуков на различных инструментах. В этом возрасте впервые зарождается интерес к серьезным занятиям музыкой, который в дальнейшем может перерасти в настоящее увлечение и способствовать развитию музыкального дарования. Дети учатся петь, выполнять разнообразные ритмические движения под музыку, в частности танцевальные. Пение развивает музыкальный слух и вокальные способности.

На протяжении дошкольного детства  последовательно совершенствуются следующие основные виды деятельности детей: игра-манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра конструктивного  типа, коллективная сюжетно-ролевая  игра, индивидуальное и групповое  творчество, игры-соревнования, игры-общение, домашний труд. Примерно за год или два до поступления в школу к названным видам деятельности добавляется еще один — учебная деятельность, и ребенок 5—6 лет практически оказывается вовлеченным по меньшей мере в семь-восемь различных видов деятельности, каждый из которых специфически интеллектуально и морально развивает его.

ВОСПРИЯТИЕ, ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ ДОШКОЛЬНИКА

Во время перехода от раннего  к дошкольному возрасту, т, е. в  период времени от 3 до 7 лет, под влиянием перцептивной деятельности. Перцептивные действия формируются в обучении, и их развитие проходит ряд этапов.

На первом этапе процесс их формирования начинается с практических, материальных действий, выполняемых с незнакомыми  предметами. На этом этапе, который  ставит перед ребенком новые перцептивные задачи, непосредственно в материальные действия вносятся необходимые исправления, которые должны быть сделаны для формирования адекватного образа. Лучшие результаты восприятия получаются тогда, когда ребенку для сравнения предлагаются так называемые сенсорные эталоны, которые также выступают во внешней, материальной форме. С ними ребенок имеет возможность сравнивать воспринимаемый объект в процессе работы с ним.

На втором этапе перцептивными действиями становятся сами сенсорные процессы, перестроившиеся под влиянием практической деятельности. Эти действия осуществляются теперь при помощи соответствующих движений рецепторных аппаратов и предвосхищают выполнение практических действий с воспринимаемыми предметами. На данном этапе, дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью развернутых ориентировочно-исследовательских движений руки и глаза.

На третьем этапе перцептивные действия становятся еще более скрытыми, свернутыми, сокращенными, их внешние, эффекторные звенья исчезают, а восприятие извне начинает казаться пассивным процессом. На самом деле этот процесс по-прежнему активен, но протекает внутренне, в основном только в сознании и на подсознательном уровне у ребенка. Дети получают возможность довольно быстро узнавать интересующие их свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие между ними связи и отношения. В результате всего этого внешнее перцептивное действие превращается в умственное.

Наряду с развитием восприятия в дошкольном возрасте идет процесс  совершенствования внимания. Характерной особенностью  внимания ребенка раннего дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами, событиями людьми и остается сосредоточенным до тех пор, пока у ребенка сохраняется непосредственный интерес к воспринимаемым объектам. Внимание в этом возрасте, как правило, редко возникает под влиянием внутренне поставленной задачи или размышлений, т. е. фактически не является произвольным. Можно предположить, что с началом формирования произвольного внимания связаны внутренне регулируемое восприятие и активное владение речью. Обычно в онтогенезе становление произвольного внимания в его элементарных формах предшествует появлению феномена эгоцентрической речи.

От младшего к старшему дошкольному  возрасту внимание детей прогрессирует  одновременно по многим различным характеристикам. Младшие дошкольники обычно рассматривают привлекательные для них картинки не более 6—8 с, в то время как старшие дошкольники способны сосредоточивать внимание на одном и том же изображении в два-два с половиной раза дольше, от 12 до 20 с. То же самое касается времени занятий одной и той же деятельностью у детей разного возраста. В дошкольном детстве уже наблюдаются значительные индивидуальные различия в степени устойчивости внимания у разных детей, что, вероятно, зависит от типа их нервной деятельности, от физического состояния и условий жизни. Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые, причем разница в устойчивости их внимания может достигать полутора-двух раз.

Развитие памяти в дошкольном возрасте также характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию.

Продуктивность запоминания в  игре у детей намного выше, чем  вне ее. Однако у самых маленьких, трехлетних детей и в игре продуктивность запоминания сравнительно низкая. Первые специальные перцептивные действия, направленные на то, чтобы что-то сознательно запомнить или припомнить, отчетливо выделяются в деятельности ребенка 5—6 лет, причем чаще всего ими для запоминания используется простое повторение. К концу дошкольного возраста, т. е. к 6—7 годам, процесс произвольного запоминания можно считать сформированным. Его внутренним, психологическим признаком является стремление ребенка обнаружить и использовать для запоминания логические связи в материале.

Различные процессы памяти развиваются  с возрастом у детей неодинаково, причем одни из них могут опережать  другие. Например, произвольное воспроизведение  возникает раньше, чем произвольное запоминание, и в своем развитии как бы обгоняет его. От интереса ребенка  к выполняемой им деятельности и  мотивации этой деятельности зависит  развитие у него процессов памяти.

Переход от непроизвольной к произвольной памяти включает в себя два этапа. На первом этапе формируется необходимая мотивация, т. е. желание что-либо запомнить или вспомнить. На втором этапе возникают и совершенствуются необходимые для этого мнемические действия и операции.

Считается, что с возрастом увеличивается  скорость, с какой информация извлекается  из долговременной памяти и переводится в оперативную, а также объем и время действия оперативной памяти. Установлено, что трехлетний ребенок может оперировать только одной единицей информации, находящейся в настоящий момент времени в оперативной памяти, а пятнадцатилетний — семью такими единицами.

С возрастом развивается способность  ребенка оценивать возможности  собственной памяти, причем чем старше дети, тем лучше они могут это делать. Со временем становятся более разнообразными и гибкими стратегии запоминания и воспроизведения материала, которые применяет ребенок. Из 12 предъявленных картинок ребенок в возрасте 4 лет, например, узнает все 12, но способен воспроизвести только две или три, в то время как 10-летний ребенок, узнав все картинки, в состоянии воспроизвести 8 из них.

У большинства нормально развивающихся  детей младшего и среднего дошкольного  возраста неплохо развиты непосредственная и механическая память. Эти дети сравнительно легко запоминают и без особых усилий воспроизводят виденное, слышанное, но только при условии, если оно вызвало у них интерес и сами дети были заинтересованы в том, чтобы что-то запомнить или припомнить. Благодаря такой памяти дошкольники быстро совершенствуют речь, научаются пользоваться предметами домашнего обихода, неплохо ориентируются в обстановке, узнают виденное или слышанное.

При помощи механических повторений информации дети в старшем дошкольном возрасте могут неплохо ее запоминать. У них появляются первые признаки смыслового запоминания. При активной умственной работе дети запоминают материал лучше, чем без такой работы. Хорошо развита у детей данного возраста эйдетическая память.

ВООБРАЖЕНИЕ, МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ

Начало развития детского воображения  связывается с окончанием периода  раннего детства, когда ребенок  впервые демонстрирует способность  замещать одни предметы другими и  использовать одни предметы в роли других (символическая функция). Дальнейшее развитие воображение получает в  играх, где символические замены совершаются довольно часто и  с помощью разнообразных средств  и приемов.

О развитости детского воображения  в дошкольном возрасте судят не только по представлениям и ролям, которые  дети берут на себя в играх, но и  на основе анализа материальных продуктов  их творчества, в частности поделок  и рисунков.

Информация о работе Человеческая деятельность