Человеческая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 19:16, курс лекций

Описание работы

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе.

Содержание

ПОНЯТИЕ И СТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВИДЫ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УМЕНИЯ, НАВЫКИ И ПРИВЫЧКИ
ПОНЯТИЕ О ВОЛЕ
ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ
РАЗВИТИЕ ВОЛИ У ЧЕЛОВЕКА
ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЛИЧНОСТИ
ПОНЯТИЕ ОБ ОЩУЩЕНИЯХ
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МОРАЛИ
СТАНОВЛЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
НРАВСТВЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПСИХОЛОГИИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА

Работа содержит 1 файл

Психология.docx

— 92.01 Кб (Скачать)

Однако есть один вид способностей, от которых прямо зависит учение и на развитие которых следует  обратить особое внимание в дошкольном возрасте. Это — двигательные способности (умения и навыки), в частности  те из них, которые проявляются в  индивидуальных видах творческой деятельности детей: конструирование, рисование, лепка, игра на музыкальных инструментах, изготовление каких-либо поделок. Во всех этих видах деятельности, кроме трудовых умений и навыков, у ребенка должна быть развита еще  одна способность, от которой более, чем от других, зависят его будущие успехи. Это — работоспособность. Без нее вряд ли можно рассчитывать на прочное усвоение достаточно большого объема знаний, на формирование сложных умений и навыков.

Немаловажное значение для успехов  в учении имеют коммуникативные черты характера ребенка, в частности его общительность, контактность, отзывчивость и покладистость, а также волевые черты личности: настойчивость, целеустремленность, упорство и др.

Психологическую готовность детей  дошкольного возраста к обучению в школе и к учению по всем описанным  характеристикам на практике может  установить только комплексное психодиагностическое обследование. Оно может быть осуществлено профессионально подготовленными  психологами, работающими в системе  образования, совместно с учителями-предметниками  и воспитателями. Данная задача должна решаться работниками школьной психологической  службы.

 

18

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ

Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6—7 до 10—11 лет (I—IV классы школы).

В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами  развития. Их выявление и эффективное  использование — одна из главных  задач возрастной и педагогической психологии. Но прежде чем использовать имеющиеся резервы, необходимо подтянуть  детей до нужного уровня готовности к обучению.

С поступлением ребенка в школу  под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость. На уроках, например, ребенку с первых дней обучения необходимо в течение длительного времени сохранять повышенное внимание, быть достаточно усидчивым, воспринимать и хорошо запоминать все то, о чем говорит учитель.

Психологами доказано, что обычные  дети в младших классах школы  вполне способны, если только их правильно  обучать, усваивать и более сложный  материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Однако для того чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо решить предварительно две  важные задачи. Первая из них состоит  в том, чтобы как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми. В этой связи учебная программа должна быть составлена таким образом, чтобы вызывать и поддерживать постоянный интерес у учащихся.

Вторая задача возникает в связи  с тем, что многие дети приходят в  школу не только не подготовленными  к новой для них социально-психологической  роли, но и со значительными индивидуальными  различиями в мотивации, знаниях, умениях  и навыках, что делает учение для  одних слишком легким, неинтересным делом, для других чрезвычайно трудным (и вследствие этого также неинтересным) и только для третьих, которые  не всегда составляют большинство, соответствующим их способностям. Возникает необходимость психологического выравнивания детей с точки зрения их готовности к обучению за счет подтягивания отстающих к хорошо успевающим.

Еще одна проблема состоит в том, что углубленная и продуктивная умственная работа требует от детей  усидчивости, сдерживания эмоций и  регуляции естественной двигательной активности, сосредоточения и поддержания  внимания на учебных задачах, а это  в начальных классах умеют  делать далеко не все дети. Многие из них быстро утомляются, устают.

Особую трудность для детей 6—7-летнего  возраста, начинающих обучаться в  школе, представляет саморегуляция поведения. Ребенок должен сидеть на месте во время урока, не разговаривать, не ходить по классу, не бегать по школе во время перемен. В других ситуациях, напротив, от него требуется проявление необычной, довольно сложной и тонкой двигательной активности, как, например, при обучении рисованию и письму. Многим первоклассникам явно не хватает силы воли для того, чтобы постоянно удерживать себя в определенном состоянии, управлять собой в течение длительного периода времени.

На занятиях учитель задает детям  вопросы, заставляет их думать, а дома то же самое от ребенка требуют  родители при выполнении домашних заданий. Напряженная умственная работа в начале обучения детей в школе утомляет их, но это часто происходит не потому, что ребенок устает именно от умственной работы, а по причине его неспособности к физической саморегуляции.

С поступлением в школу изменяется положение ребенка в семье, у  него появляются первые серьезные обязанности  по дому, связанные  с учением  и трудом. К нему взрослые люди начинают предъявлять повышенные требования. Все это вместе взятое образует проблемы, которые ребенку необходимо решать с помощью взрослых на начальном  этапе обучения в школе.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ  РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь), необходимость  которых связана с поступлением в школу.

До семилетнего возраста у детей  можно обнаружить лишь репродуктивные образы-представления об известных объектах или событиям не воспринимаемых в данный момент времени, причем эти образы в основном статичные. Дошкольники, например, испытывают трудности, пытаясь представить промежуточные положения падающей палочки между вертикальным и горизонтальным ее положением.

Продуктивные образы-представления результата новой комбинации некоторых элементов появляются у детей после 7—8-летнего возраста, и развитие этих образов связано, вероятно, с началом обучения в школе.

Внимание в младшем школьном возрасте становится произвольным, но еще довольно долго, особенно в начальных классах, сильным и конкурирующим с произвольным остается непроизвольное внимание детей. Объем и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания к IV классу школы у детей почти такие же, как и у взрослого человека. Что касается переключаемости, то она в этом возрасте даже выше, чем в среднем у взрослых. Это связано с молодостью организма и подвижностью процессов в центральной нервной системе ребенка. Младшие школьники могут переходить с одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий. Однако и здесь внимание ребенка сохраняет еще некоторые признаки «детскости». Свои наиболее совершенные черты внимание у детей обнаруживает лишь тогда, когда предмет или явление, непосредственно привлекшие внимание, особенно интересны для ребенка.

В школьные годы продолжается развитие памяти.

В целом память детей младшего школьного  возраста является достаточно хорошей, и это в первую очередь касается механической памяти, которая за первые три-четыре года учения в школе прогрессирует  достаточно быстро. Несколько отстает в своем развили опосредствованная, логическая память, так как в большинстве случаев ребенок, будучи занят учением, трудом, игрой и общением, вполне обходится механической памятью.

Если однако детей младшего школьного возраста с первых лет обучения в школе специально учить мнемическим приемам, то это существенно повышает продуктивность их логической памяти. Незнание этих приемов, неумение ими пользоваться на практике является, вероятно, основной причиной слабости произвольной памяти у многих детей данного возраста.

Обучение детей мнемическим действиям должно проходить через два этапа. На первом из них детям необходимо овладеть мыслительными операциями, нужными для запоминания и воспроизведения материала, а на втором — научиться пользоваться ими как средствами запоминания в различных ситуациях. В норме это должно произойти еще в старшем дошкольном возрасте, однако можно начать и в основном завершить этот процесс в младших классах школы.

Активному развитию памяти детей в первые школьные годы способствует решение специальных мнемических задач, которые возникают перед детьми в соответствующих видах деятельности.

УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного  развития детей, но точно определить его пока что не представляется возможным. Различные решения этого вопроса, предлагаемые учеными-педагогами и  практиками-преподавателями, почти  всегда связаны с опытом применения определенных методов обучения и  диагностики возможностей ребенка, и нельзя заранее сказать, в состоянии  или не в состоянии будут дети усваивать более сложную программу, если использовать совершенные средства обучения и способы диагностики  обучаемости. Те данные, которые представлены далее, не следует рассматривать как нормативные. Они скорее указывают на то, чего может добиться нормальный ребенок при не самых лучших методах и средствах обучения, при ныне действующих учебных программах, не всегда учитывающих возможности детей.

За первые три-четыре года учения в  школе прогресс в умственном развитии детей бывает довольно заметным. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления, от допонятийного уровня развития и бедного логикой размышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. Начало этого возраста связано, если пользоваться терминологией Ж. Пиаже и Л. С. Выготского, с доминированием дооперационального мышления, а конец — с преобладанием операционального мышления в понятиях. В этом же возрасте достаточно хорошо раскрываются общие и специальные способности детей, позволяющие судить об их одаренности.

Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях: усвоение и активное использование  речи как средства мышления; соединение и взаимообогащающее влияние друг на друга всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического; выделение, обособление и относительно независимое развитие в интеллектуальном процессе двух фаз: подготовительной и исполнительной. На подготовительной фазе решения задачи осуществляется анализ ее условий и вырабатывается план, а на исполнительной фазе этот план реализуется практически. Полученный результат затем соотносится с условиями и проблемой. Ко всему сказанному следует добавить умение рассуждать логически и пользоваться понятиями.

Первое из названных направлений  связано с формированием речи у детей, с активным ее использованием при решении разнообразных задач. Развитие в этом направлении идет успешно, если ребенка обучают вести  рассуждения вслух, словами воспроизводить ход мысли и называть полученный результат.

Второе направление в развитии успешно реализуется, если детям  даются задачи, требующие для решения  одновременно и развитых практических действий, и умения оперировать образами, и способности пользоваться понятиями, вести рассуждение на уровне логических абстракций.

Если любой из этих аспектов представлен  слабо, то интеллектуальное развитие ребенка  идет как односторонний процесс. При доминировании практических действий преимущественно развивается  наглядно-действенное мышление, но может отставать образное и словесно-логическое. Когда преобладает образное мышление, то можно обнаружить задержки в развитии практического и теоретического интеллекта. При особом внимании только к умению рассуждать вслух у детей  нередко наблюдается отставание в практическом мышлении и бедность образного мира. Все это в конечном, счете может сдерживать общий интеллектуальный прогресс ребенка.

Подготовительная фаза ориентировки в условиях решаемой задачи является очень важной для развития интеллекта, так как дети на практике часто  не справляются с задачей именно потому, что не умеют анализировать  ее условия. Такой недостаток обычно преодолевается за счет специальных  упражнений, направленных на сравнение  между собой условий в похожих  друг на друга задачах. Такие упражнения особенно полезны тогда, когда детям для сопоставления предлагаются задачи со сложными условиями, между которыми существуют тонкие, едва заметные, но существенные различия и от которых зависит направление поиска правильного ответа. Важно, чтобы дети научились не только видеть, но и словесно формулировать эти различия.

Установлено, что первоклассники могут  понять и принять поставленную перед  ними задачу, но ее практическое выполнение возможно для них только с опорой на наглядный образец. Учащиеся третьих  классов уже сами в состоянии  составить план работы над задачей  и следовать ему, не опираясь на представленный наглядно образец.

ТРУДОВАЯ  И УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

С поступлением ребенка в школу  в число ведущих наряду с общением и игрой выдвигается учебная  деятельность. В развитии детей младшего школьного возраста этой деятельности принадлежит особая роль. Учебная  деятельность как самостоятельная  складывается именно в это время  и определяет во многом (если не сказать  преимущественно) интеллектуальное развитие детей от 6—7 до 10— 11 лет. В целом  же с поступлением ребенка в школу  его развитие начинает определяться уже не тремя, как было в дошкольном детстве, а четырьмя различными видами деятельности. В. В. Давыдов считает, что именно внутри учебной деятельности ребенка младшего школьного возраста возникают свойственные ему основные психологические новообразования1. Эта деятельность определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой и общения.

Информация о работе Человеческая деятельность