Человек и выбор жизненного пути

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:00, реферат

Описание работы

Эта тема мне показалась интересной и очень актуальной на сегодняшний день. К тому же раскрытие этой темы в данном реферате помогло бы мне осознать и может даже найти наиболее интересную, привлекающую меня профессию, которой я бы могла посвятить свою жизнь.
В современном обществе актуально и остро встает проблема психологической помощи людям в выборе профессии. Выбор профессии – это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которого зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии. Он осложняется тем, что в настоящее время насчитывается более 40 тысяч профессий, при этом примерно 500 из них ежегодно исчезают и почти столько же появляется новых.

Содержание

I .ВВЕДЕНИЕ.
II. «ЧЕЛОВЕК И ВЫБОР ЖИЗНЕННГО ПУТИ».
1.Теоретические аспекты изучения влияния личностных характеристик на выбор профессии.
2.Подходы к проблеме выбора профессии.
3. Личностные характеристики как фактор выбора профессии.
4.Самооценка как ведущий фактор выбора профессии.
5.Ошибки, которые люди чаще всего совершают при выборе жизненного пути.
6.Рекомендации для выбирающих профессию.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Работа содержит 1 файл

Человек и выбор жизненного пути.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

В сценарной теории утверждается, что сравнительно малое число людей достигает полной автономии в жизни; в важнейших аспектах жизни (выбор профессии, брак, воспитание детей и т.д.) люди руководствуются сценарием, т.е. программой поступательного развития, своеобразным жизненным планом, выработанным в детстве (до 6-го возраста) под влиянием родителей и определенным поведением человека.

Сценарная теория обращает внимание на то, что человек, руководствующийся неосознанно сценарием, не является субъектом выбора профессии.

2) Теория профессионального развития Д.Сьюпера. По мнению Д.Сьюпера, индивидуальные предпочтения и типы карьер можно рассматривать, как попытки человека осуществлять Я-концепцию. Я-концепция представлена всеми теми утверждениями, которые личность желает сказать о себе. Все те утверждения, которые субъект может сказать относительно профессии, определяют его профессиональную Я-концепцию. Профессиональная Я-

концепция может быть также получена путем ранжирования профессий по степени их привлекательности или путем принятия действительной профессии испытуемого за утверждение его Я-концепции. Таким образом многочисленные профессиональные выборы могут быть в разной степени совместимы с личностными Я-концепциями.

Субъект выбирает профессию, требования которой обеспечат ему выполнение согласующейся с его Я-концепцией роли.

3) Типологическая теория Дж.Холланда.

Теория профессионального выбора американского исследователя Холланда,

развиваемая с начала 70-х годов, выдвигает положение, что профессиональный

выбор обусловлен тем, какой тип личности сформировался.

В западной культуре можно выделить 6 типов личности: реалистический,

исследовательский, артистический, социальный, предпринимательский,

конвенциальный. Каждый тип – продукт типичного взаимодействия между

многообразием культурных и личностных факторов, включая родителей, социальный

класс, физическое окружение, наследственность. Из этого опыта личность

выучивается предпочитать некоторые виды деятельности, которые могут стать

сильными увлечениями, приведут к формированию определенных способностей,

обусловят внутренний выбор определенной профессии.

4) Теория компромисса с реальностью Э.Гинзберга. В своей теории Гинзберг обращает особое внимание на тот факт, что выбор профессии – это развивающийся процесс, все происходит не мгновенно, а в течении длительного периода. Этот процесс включает в себя серию «промежуточных решений», совокупность которых и приводит к окончательному решению. Каждое промежуточное решение важно, т.к. оно в дальнейшем ограничивает свободу выбора и возможность достижения новых целей.

В психологической литературе существуют разнообразные подходы к определению психологических факторов принятия решения о выборе профессии. Ряд исследователей придерживается точки зрения на выбор профессии как на выбор деятельности. Профессиональное самоопределение рассматривается при этом как процесс развития субъекта труда. В контексте понимания профессии как выбора деятельности распространена также точка зрения, что основной детерминантой правильного выбора является профессиональный интерес или профессиональная направленность. Ряд авторов придерживается взгляда на выбор профессии как на частный случай социального самоопределения, т.е. выбор профессии – социально

заданное явление, определяемое, прежде всего, социальными характеристиками профессии.

Наиболее продуктивным является подход к выбору профессии как одному из

важнейших событий в целостном жизненном определении человека. Выбор профессии связан с прошлым опытом личности, а процесс профессионального самоопределения простирается далеко в будущее, участвуя в формировании общего образа «Я» человека, определяя течение его жизни. Такой подход построен на учете широкого спектра факторов, влияющих на выбор профессии, позволяя сделать акцент на временном аспекте – на прошлом и будущем человека. Такой подход также акцентирует внимание на активность субъекта в процессе выбора профессии, который и определяет, какие факторы доминируют в этотответственный период жизни.

Рассматривая выбор профессии как систему субъективно-объективных отношений, необходимо остановиться на характеристике как самого объекта выбора профессии представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они зависит от человека;

     5) способности и их проявления: способности, таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не только в учёбе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности;

     6) притязание на общественное  признание;

     7) информированность о той или иной профессиональной деятельности;

     8) склонности.

Выбор профессии отражает определённый уровень личных притязаний, основанных на оценке своих способностей и возможностей. Кроме того, выбор профессии, профессиональное самоопределение требуют высокой активности субъекта, зависят от уровня сформированности осознанной психической саморегуляции, степени развития контрольно-оценочной сферы.

 

  1. Личностные характеристики как фактор выбора профессии

 

      В ряду основных факторов выбора профессии психологи обычно называют следующие:

интересы (познавательный, профессиональный, интерес к профессии,

склонности); способности (как психологические механизмы, необходимые

для успеха в определённом виде деятельности); темперамент; характер. Эти факторы часто относятся к субъективным. Следующая группа факторов (их можно назвать объективными) включает в себя: уровень подготовки (успеваемости), состояние здоровья, информированность о мире профессий. Выделяют также социальные характеристики: социальное окружение, домашние условия, образовательный уровень родителей. Особое место занимают такие факторы, как способности. Часто проблему способностей связывают с одарённостью, но такого уровня развития способностей требует от индивида лишь незначительное число профессий.

      К.М. Гуревич выделил 3 типа профессий в связи с определением требований, предъявляемых к работнику:

- профессии, где каждый здоровый человек может достичь общественно приемлемой эффективности деятельности;

- профессии, в которых далеко не каждый человек может добиться нужной

эффективности;

- профессии, которые по своей сущности требуют достижения высших степеней мастерства, они предъявляют специфические требования к индивидуальным особенностям человека (профессии, требующие абсолютной профессиональной пригодности).

В нашей работе мы будем рассматривать личностные характеристики как факторы выбора профессии. К личностным характеристикам относятся:

   1) способности (общие и специальные);

  2) физическое развитие;

  3) волевые качества;

  4) интересы;

  5) склонности;

   6) самооценка, самосознание;

   7) характер;

   8) темперамент;

   9) приспособляемость и т.д.

     Способности – индивидуально психологические особенности человека,

проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности её выполнения.

От способностей зависит скорость, глубина, лёгкость и прочность процесса

овладения знаниями, умениями и навыками. Но сами способности не сводятся к знаниям и умениям. Исследованиями установлено, что способности – прижизненные образования, что их развитие идет в процессе жизни, что среда, воспитание активно формируют их. С начала 20-го века предпринимались попытки измерить способности (зарубежные психологи Айзенк, Кеттел, Спирмен, Бине и др.). Для измерения способностей использовались тесты. Но более верный путь определения способностей – это выявление динамики успехов в процессе деятельности. Способности бывают общие и специальные. Исследование различных видов специальных способностей проводится главным образом в связи с профессиональной ориентацией. Всё многообразие профессий было предложено (Е.А. Климов) разделить на 5 основных типов в зависимости от объекта, на который они направлены: П – природа (растения, животные), Т – техника (машины, материалы); Ч – человек, группы людей; З – знаковая система(книги, языки, коды, модели); Х – художественные образы (искусство). При решении

задач профориентации целесообразно определить прежде всего склонности

молодого человека к перечисленным типам профессии.

     Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и её

динамическим особенностям определённые требования, нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Можно образно описать, что люди холерического темперамента более пригодны для активной рискованной деятельности, сангвиники - для организаторской деятельности, меланхолики – для творческой деятельности в науке и искусстве, флегматики – для планомерной и плодотворной деятельности. Роль темперамента в выборе профессии заключается в  том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциональными факторами.

Существуют 4 пути приспособления темперамента к требованиям деятельности:

1)     профессиональный отбор, одна из задач которого – не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента.

Данный путь реализуют лишь при отборе на профессии, предъявляющие повышенные

требования к свойствам личности;

2)     2-ой путь приспособления темперамента к деятельности заключается в

индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы;

3)    заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента

посредством формирования положительного отношения к деятельности и

соответствующих мотивов;

4) основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности – формирование её индивидуального стиля.[10]

Наряду с врожденными особенностями темперамента на выбор профессии большую роль его устойчивые приобретенные качества характера.    Характер – это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности.

     Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных, приобретенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении:

1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки);

2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм);

3) к делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость);

4) в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать

препятствия, душевную и физическую боль, степень неустойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.

      Характер человека – это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой. К первой группе относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

      Любая профессия предъявляет требования к интересам: в одних случаях это интерес к новому, в других – к практической деятельности, процессу труда или его результату. Интерес – это индивидуальная психологическая особенность человека, которая характеризуется избирательной направленностью к явлениям действительности.

      Значение интересов в жизни человека велико: они побуждают овладеть знаниями, расширять кругозор, помогают преодолевать трудности, препятствия. Интересы могут переходить в склонности – стремление заниматься определенной деятельностью.

 

  1. Самооценка как ведущий фактор выбора профессии

      Самооценка одно из необходимых условий осуществления личностного подхода к выбору профессии. Познание самого себя идет через сравнение себя с другими людьми, путем осознания своих возможностей, достижений и сравнения их с успехами и достижениями окружающих людей. Познавая себя, мы одновременно познаем другого человека. Знание других людей помогает самопознанию. Процесс сравнения – основа не только познания мира, но и познание самого себя.

      Познавая через сравнение качества другого  человека, мы получаем материал, необходимый для выработки собственной оценки. Для лучшего познания мира и себя человек должен прилагать активные усилия. Совершенствование самого себя начинается с процесса самопознания. Нельзя стать лучше, не зная, какие качества характера надо воспитать, а какие – изжить. Без самопознания нельзя

правильно наметить программу самовоспитания и самовоспитания. Возникновение потребности в знании собственных особенностей, интереса к себе и размышлений о себе является характерной особенностью повзрослевших детей.

      Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентаций, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности.

Информация о работе Человек и выбор жизненного пути