Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 22:56, курсовая работа
В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.
Введение……………………………………………………...……………………3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ  И СПОСОБЫ ИХ КОРРЕКЦИИ………………………………………...............6
1.1.                                        Проблема фобий в современной психологической и педагогической литературе……………………………………………..………..6
1.2.                                                          Природа детских страхов……………………………..……13
1.3.                                        Личностная тревожность как фактор формирования страха у ребёнка………………………………………………………………..…….……23
1.4.                                                                Способы коррекции детских страхов…………………….30
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ И  МЕТОДОВ ИХ КОРРЕКЦИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………….…..42
2.1. Обзор диагностических  методик……………………..……………………42
2.2. Анализ результатов  исследования……………………………………..….52
2.3. Коррекция  детских страхов на примере  дошкольного учреждения…………………………………………………………………….....53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………
Истоки тревожности 
следует искать в раннем детстве 
[10, с.26 ]. Уже на втором году жизни 
она может возникнуть как результат 
неправильного воспитания. Ребенок 
боится потерять мать из поля зрения и 
в прямом смысле слова держится за 
ее юбку. Он постоянно ожидает какого-либо 
страшного «события»: внимательно 
вглядывается в лица незнакомых людей, 
не подпускает к себе посторонних, прячется 
за мать, плачет при резких звуках, боится 
заводных игрушек, а также игрушек 
мычащих, пищащих, шуршащих. Особый страх 
могут вызвать игрушки 
Близка к страху (по своим проявлениям и механизму) индивидуальная паника [41, с.112]. Она отличается от страха большей неадекватностью реальному размеру опасности. Основная черта панического поведения — стремление человека к самоспасению. На первый план выдвигаются защитные эмоции, которые снижают уровень самоконтроля и заставляют физически уходить от опасности. Ради собственного спасения паникер может обречь на гибель других, отобрать у них средства, помогающие им бороться с надвигающейся опасностью.
Возможны и 
другие проявления индивидуальной паники: 
человек чувствует себя совершенно 
беспомощным, теряет способность рассуждать, 
ориентироваться, правильно соотносить 
цель и средства ее достижения, трезво 
оценивать события и 
Преодолеть страх и индивидуальную панику можно разными путями: активизировать внешнее поведение, переключить внимание на привычные действия, отвлечься от объекта, вызывающего тяжелое состояние, внушить уверенность, обострить чувство долга и т. д. Решающая роль в такой ситуации принадлежит мужественному поведению какой-либо части людей, твердому руководству, четким указаниям, рассчитанным на мобилизацию привычного поведения и ориентацию на целесообразную деятельность тех, кто в этих условиях может показать пример выдержки и мужества. Особенно необходим пример самообладания, активизирующий у людей совесть, чувство ответственности и долга. В критической ситуации личный пример руководителя может стать главным средством управления поведением людей, поддавшихся страху или панике.
В научно-методической 
литературе выделяются социально-культурные 
и психологические предпосылки 
развития страха [26, с.44]. По мере развития 
психики человека и усложнения форм 
его жизни страх приобретал социально 
опосредованный характер и выражал 
все более психологически тонкую 
гамму нравственно-этических 
Эгоцентрические, 
основанные на инстинкте самосохранения, 
страхи дополняются социально 
В разных цивилизациях 
дети в своем развитии испытывают 
ряд общих страхов: в дошкольном 
возрасте — страх отделения от 
матери, страх перед животными, темнотой, 
в 6-8 лет — страх смерти. Это 
служит доказательством общих 
Продолжающийся 
процесс урбанизации отдаляет человека 
от естественной среды обитания, ведет 
к усложнению межличностных отношений, 
интенсификации темпа жизни. Прямо 
и косвенно, через родителей, это 
может неблагоприятно отражаться на 
эмоциональном развитии детей. В 
условиях большого города иной раз 
трудно найти друга и поддерживать 
с ним постоянные отношения. К 
тому же из-за излишней опеки со стороны 
взрослых отсутствует достаточная 
самостоятельность в 
У детей, живущих в отдельных квартирах, страхи встречаются чаще, чем у детей из коммунальных квартир, особенно у девочек. В коммунальной квартире много взрослых, больше сверстников, возможностей для совместных игр и меньше страхов. В отдельных квартирах дети лишены непосредственного контакта друг с другом. У них больше вероятность появления страхов одиночества, темноты, страшных снов, чудовищ и т. д. В первую очередь это относится к единственным детям, по отношению к которым взрослые проявляют больше беспокойства и опеки.
Недостаточная 
двигательная и игровая активность, 
а также потеря навыков коллективной 
игры способствуют развитию у детей 
беспокойства. Большинство из них 
уже не могут с азартом играть 
в прятки, «казаки-разбойники», лапту 
и т. д. Отсутствие эмоционально насыщенных, 
шумных и подвижных игр существенно 
обедняет эмоциональную жизнь, приводит 
к чрезмерно ранней и односторонней 
интеллектуализации психики. В то же 
время игра была и остается самым 
естественным способом изживания страхов, 
так как в ней в 
Страх, беспокойство 
у детей могут вызвать 
Беспокойство у эмоционально чувствительных детей первых лет жизни возникает и вследствие стремления некоторых матерей как можно раньше выйти на работу, где сосредоточена основная часть их интересов. Эти матери испытывают постоянное внутреннее противоречие из-за борьбы мотивов, желания одновременно успеть на двух фронтах. Они рано отдают детей в дошкольные детские учреждения, на попечение бабушек, дедушек, других родственников, нянь и недостаточно учитывают их эмоциональные запросы.
Честолюбивые, не в меру принципиальные, с болезненно заостренным чувством долга, бескомпромиссные матери излишне требовательно и формально поступают с детьми, которые всегда не устраивают их в отношении пола, темперамента или характера. У гиперсоциализированных матерей забота проявляется главным образом тревога по поводу возможных, а потому и непредсказуемых несчастий с ребенком. Типичная же для них строгость вызвана навязчивым стремлением предопределить его образ жизни по заранее составленному плану, исполняющему роль своего рода ритуального предписания. А эмоционально чувствительные и впечатлительные дети дошкольного возраста формально правильное, но недостаточно теплое и нежное отношение матери воспринимают с беспокойством, поскольку именно в этом возрасте они нуждаются, как никогда, в любви и поддержке взрослых.
Уже к концу 
старшего дошкольного возраста дети 
в этих условиях эмоционально «закаляются» 
до такой степени, что перестают 
реагировать на излишне требовательное 
отношение матери, отгораживаясь 
от нее стеной равнодушия, упрямства 
и негативизма. Они погружаются 
в свой мир переживаний, а иногда 
их поведение становится похожим 
на поведение матери. Другие устраивают 
истерики по поводу недостаточного внимания 
матери или, переживая, ее отношение 
к себе, становятся беспокойными, подавленными, 
неуверенными. Возрастающая из поколения 
в поколение эмоциональная 
Наиболее чувствительны к конфликтным отношениям родителей дети-дошкольники. Если они видят, что родители часто ссорятся, то число их страхов выше, чем когда отношения в семье хорошие. Девочки более эмоционально ранимо, чем мальчики, воспринимают отношения в семье. При конфликтной ситуации девочки чаще, чем мальчики, отказываются выбирать роль родителя того же пола в воображаемой игре «Семья», предпочитая оставаться сами собой. Тогда мать может надолго потерять свой авторитет у дочери. Заслуживает внимание обнаружение у детей-дошкольников из конфликтных семей более частых страхов перед животными (у девочек), стихией, заболеванием, заражением и смертью, а также страхов кошмарных снов и родителей (у мальчиков). Все эти страхи являются своеобразными эмоциональными откликами на конфликтную ситуацию в семье [19, с.62 ].
У девочек не 
только больше страхов, чем у мальчиков, 
но и их страхи более тесно связаны 
между собой, то есть в большей 
степени влияют друг на друга как 
в дошкольном, так и в школьном 
возрасте. Другими словами, страхи у 
девочек более прочно связаны 
с формирующейся структурой личности, 
и прежде всего с ее эмоциональной 
сферой. Как у девочек, так и 
у мальчиков интенсивность 
Максимум страхов 
наблюдается в 5-8 лет, при уменьшении 
интенсивности связей между страхами, 
но страх при этом более сложно 
психологически мотивирован и несет 
в себе больший познавательный заряд. 
Как известно, эмоциональное развитие 
в основных чертах заканчивается 
к 6 годам, когда эмоции уже отличаются 
известной зрелостью и 
На количество 
страхов оказывает влияние 
Наиболее подвержены 
страху единственные дети в семье 
как эпицентр родительских забот 
и тревог. Единственный ребенок находится, 
как правило, в более тесном эмоциональном 
контакте с родителями и легче 
перенимает их беспокойство. Родители, 
нередко охваченные тревогой не успеть 
что-либо сделать для развития ребенка, 
стремятся максимально 
Информация о работе Детские страхи и способ её коррекции у детей младшего школьного возроста