Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 22:56, курсовая работа
В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.
Введение……………………………………………………...……………………3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ  И СПОСОБЫ ИХ КОРРЕКЦИИ………………………………………...............6
1.1.                                        Проблема фобий в современной психологической и педагогической литературе……………………………………………..………..6
1.2.                                                          Природа детских страхов……………………………..……13
1.3.                                        Личностная тревожность как фактор формирования страха у ребёнка………………………………………………………………..…….……23
1.4.                                                                Способы коррекции детских страхов…………………….30
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТСКИХ СТРАХОВ И  МЕТОДОВ ИХ КОРРЕКЦИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………….…..42
2.1. Обзор диагностических  методик……………………..……………………42
2.2. Анализ результатов  исследования……………………………………..….52
2.3. Коррекция  детских страхов на примере  дошкольного учреждения…………………………………………………………………….....53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………
Увеличение числа 
детей в семье, когда есть с 
кем пообщаться, поиграть, обычно способствует 
уменьшению страхов, в то время как 
увеличение числа взрослых может 
действовать противоположным 
Возраст родителей 
также имеет немаловажное значение 
для возникновения страхов у 
детей. Как правило, у молодых, эмоционально 
непосредственных и жизнерадостных 
родителей дети менее склонны 
к проявлениям беспокойства и 
тревоги. У «пожилых» родителей (после 
30 и особенно после 35 лет) дети более 
беспокойны, что отражает преимущественно 
тревожность матери, поздно вышедшей 
замуж и долго не имевшей детей. 
Неудивительно развитие «поздних» 
детей под знаком чрезмерных забот 
и беспокойств. Впитывая как губка, 
тревогу родителей, они рано обнаруживают 
признаки беспокойства, перерастающего 
затем в инфантильность и неуверенность 
в себе. Если же состояние тревоги 
повторяется часто и в самых 
разных ситуациях, (при ответе у доски, 
общении с незнакомыми 
1.3. 
Личностная тревожность 
как фактор формирования 
страха у ребёнка 
Тревожность — 
одна из наиболее сложных проблем 
современной психологической 
Но одновременно 
это одна из наиболее используемых 
в практике категорий — как 
диагностических, так и объяснительных, 
интерпретационных. Когда речь идет 
о влиянии тревожности на поведение 
и развитие личности, о саморегуляции 
состояния тревоги, о тревожном 
типе личности, о «работе с тревогой», 
способах преодоления устойчивой тревожности 
и т.п. — сравнительно легко достигается 
взаимопонимание между 
Сложность применения известных точек зрения к анализу страха и тревоги у детей, как подчеркивалось неоднократно, связана, по крайней мере, с двумя обстоятельствами. Во-первых, разграничение внешней и внутренней, определенной и неопределенной угрозы возникает в онтогенезе довольно поздно. Во-вторых, разграничение «витальной» и «социальной» угрозы часто достаточно искусственно, во всяком случае для детей.
Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства.
Б.И. Кочубей 
и Е.В. Новикова считают, что тревожность 
развивается вследствие наличия 
у ребенка внутреннего 
1. Противоречивыми 
требованиями, предъявляемыми родителями, 
либо родителями и школой (детским 
садом). Например, родители не пускают 
ребенка в школу из-за плохого 
самочувствия, а учитель ставит 
«двойку» в журнал и 
2. Неадекватными 
требованиями (чаще всего, завышенными). 
Например, родители неоднократно 
повторяют ребенку, что он 
3. Негативными 
требованиями, которые унижают ребенка, 
ставят его в зависимое 
Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.
Интересен тот факт, что после развода родителей, когда, казалось бы, в семье закончились скандалы, уровень тревожности ребенка не снижается, а, как правило, резко возрастает. Психолог Е.Ю. Брель выявила и такую закономерность: тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением. Может быть, именно поэтому в наше время число тревожных детей неуклонно растет. Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка [38, с.20 ].
Существует мнение, 
что учебная тревожность 
Тревожность может быть сопряжена с неврозом или с другими психическими расстройствами. В этих случаях необходима помощь медицинских специалистов.
Две тысячи лет назад Цицерон в трактате «Тускуланские беседы» писал: «Тревожность как черта характера (anxietas) отличается от состояния тревоги (angor) в том смысле, что тот, кто иногда испытывает страх, не обязательно всегда встревожен а тот, кто тревожен, не обязательно во всех случаях испытывает страх» [17, с.6 ].
Анализируя это 
суждение, Г. Айзенк указывает: «Из контекста 
видно, что под тревожностью как 
чертой характера Марк Тулий Цицерон 
понимает относительно постоянное состояние 
сильного возбуждения симпатической 
нервной системы, страха и повышенной 
эмоциональности, в то время как 
состояние тревожности 
В 1970г. Ч. Спилбергер 
с коллегами опубликовал 
В упомянутом трактате 
Цицерона также сформулирована идея, 
предвосхитившая современное 
Принято считать, 
что проблема тревожности как 
проблема собственно психологическая 
была впервые поставлена и подверглась 
специальному рассмотрению в трудах 
3. Фрейда. При этом необходимо отметить, 
что взгляды Фрейда во многом близки 
к философской традиции, берущей 
свое начало от С. Кьеркегора (эту близость 
подчеркивают многие исследователи, в 
частности известный 
Эта близость особенно 
интересна в понимании тревоги 
и страха. И Кьеркегор, и Фрейд 
признавали необходимость разграничения 
страха и тревоги, считая, что страх 
— реакция на конкретную опасность, 
тогда как тревожность — 
Считая, что понимание тревожности имеет чрезвычайно большое значение для объяснения психической жизни человека, Фрейд очень скрупулезно подходил к анализу данного явления, неоднократно пересматривал и уточнял свою концепцию — главным образом в тех ее частях, которые касаются причин и функций тревожности. Классической работой Фрейда по этой проблеме является его книга «Торможение. Симптом. Тревожность», которая уже через год после ее выхода была издана в переводе на русский язык под названием «Страх».
По мнению Фрейда, 
тревожность выступает 
1) объективную, 
вызванную реальной внешней 
2) невротическую, 
вызванную опасностью не 
3) моральную, 
определяемую им как «
Анализ невротической тревожности, позволил Фрейду выделить два ее основных отличия от объективной, то есть от реального страха. Невротическая тревожность отличается от объективной «в том, что опасность является внутренней, а не внешней, и в том, что она сознательно не признается». Основной источник невротической тревожности — боязнь потенциального вреда, который может причинить освобождение влечений.
Невротическая тревожность, по Фрейду, может существовать в трех основных формах. Во-первых, это «свободно плавающая», «свободно витающая» тревожность, или «готовность в виде тревоги», которую, как образно замечает Фрейд, тревожный человек носит повсюду с собой и которая всегда готова прикрепиться к любому более или менее подходящему объекту (как внешнему, так и внутреннему). Например, она может воплотиться в страх ожидания.
Во-вторых, это фобические реакции, которые характеризуются несоразмерностью вызвавшей их ситуации, — боязнь высоты, змей, толпы, грома и т.п.
В-третьих, это страх, возникающий при истерии и тяжелых неврозах и характеризующийся полным отсутствием связи с какой-либо внешней опасностью.
Правда, с точки зрения Фрейда, разграничение объективной и невротической тревожности весьма условно, поскольку невротическая тревожность имеет тенденцию проецироваться вовне («прикрепляться к объекту»), приобретая вид реального страха, так как от внешней опасности избавиться легче, чем от внутренней. Моральная же тревожность, с точки зрения Фрейда, возникает вследствие восприятия Эго опасности, идущей от Супер-Эго. Она представляет собой, по сути, синтез объективной и невротической тревожности, так как Супер-Эго является интроецированным голосом авторитета родителей и продуцирует вполне реальную боязнь угроз и наказаний — реальную по крайней мере для детей [46, с.74 ].
Несмотря на 
то, что в наши дни идеи классического 
психоанализа уже не столь популярны 
в психологическом сообществе, как 
в прежние времена, необходимо признать, 
что представления Фрейда на долгие 
годы, вплоть до наших дней, определили 
основные направления изучения тревожности. 
Проблема тревожности получила дальнейшее 
развитие в русле неофрейдизма, в 
первую очередь в работах Г.С. 
Салливана, К. Хорни и Э. Фромма. В 
работах Хорни особый акцент делается 
на роли неудовлетворения потребности 
в межличностной надежности. Рассматривая 
в качестве главной цели развития 
человека стремление к самореализации, 
Хорни оценивает тревогу как 
основное противодействие этой тенденции. 
Существуют различия между пониманием 
тревожности в ранних и более 
поздних работах Хорни. Неизменным, 
однако, оставалось подчеркивание роли 
среды в возникновении 
Информация о работе Детские страхи и способ её коррекции у детей младшего школьного возроста