Факторы стресса в трудовой ситуации компьютеризированных рабочих мест и их влияние на психическое здоровье сотрудников

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 08:53, дипломная работа

Описание работы

Проблема психологического стресса населения, в том числе специалистов различных областей профессиональной деятельности, приобретает все возрастающую научную и практическую актуальность в связи с непрерывным ростом социальной, экономической, экологической, техногенной, личностной экстремальности нашей жизни и существенным изменением содержания и условий труда у представителей многих профессий.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….5
1 Теоретические основы………………………………………………………10
1.1 Понятие психологического стресса………………………………………10
1.2 Взаимосвязь стресса и физиологических свойств организма………….16
1.3 Основные факторы стресса………………………………………………18
1.4 Компьютерные стрессоры…………………………………………….…..23
1.5 Методы предупреждения стресса и «борьбы» с ним…………………...26
2 Практические исследования влияния стресса ...……….………………….31
2.1.1 Исследование тревожности (опросник Спилбергера - Ханина)……...31
2.1.2 Самооценка тревожности, фрустрированности и агрессивности…….32
2.1.3 Тест «Самооценка психического состояния: самочувствие, общая активность, настроение»……………………….……………………………………..33
2.2 Результаты исследований………………………………………………….34
2.2.1 Результаты исследования тревожности………………………………...35
2.2.2 Результаты исследований самооценки тревожности, фрустрированности и агрессивности………………………………………………………………………..33
2.2.3 Результаты исследований теста САН…………………………………...35
2.3 Статистическая обработка результатов исследования с использованием критерия Манна-Уитни……………………………………………..…………………40
2.3.1 Статистическая обработка результатов исследования тревожности (опросник Спилбергера - Ханина)……………………………………………………41
2.3.2 Статистическая обработка результатов исследования самооценки тревожности, фрустрированности и агрессивности………………………………...43
2.3.3 Статистическая обработка результатов исследования теста САН……46
Заключение……………………………………………………………………..50
Глоссарий……………………………………………………………………….54
Список использованных источников………………………………………….58
Приложение А…………………………………………………………………..61
Приложение Б……………………………………………………………………63
Приложение В……………………………………………………………………65
Приложение Г…………………………………………………………………….70

Работа содержит 1 файл

Ермошина.doc

— 857.00 Кб (Скачать)


Форма 09-д

 

 

СовременнАЯ гуманитарнАЯ АКАДЕМИЯ

 

 

 

Направление подготовки / специальность                                                                      ДОПУСК К ЗАЩИТЕ:

___________________________________                                                                                Приказ СГА № _______

                                                                                    от «____»______200__г.

 

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

 

Вид ВКР (нужное вписать)_____________ бакалаврская работа _________________

                                          бакалаврская работа, дипломная работа (проект), магистерская диссертация

 

Тема: «Факторы стресса в трудовой ситуации компьютеризированных рабочих мест ______________и их влияние на психическое здоровье сотрудников»____________

 

________________________________________________________________________

 

 

Студент (ка): Ермошина Анастасия Викторовна        / ____________________ /

                                 Ф. И. О.                                                                           подпись

 

№ контракта __03517050701001____________ Группа ____ЗП509___________

 

 

 

Научный руководитель: _____________________________ / ______________ /

                       Ф. И. О.                                                                             подпись

 

 

Дата представления работы «____» ______________ 200__г.

 

 

Москва 2010 г.

 

СовременнАЯ ГуманитарнАЯ АКАДЕМИЯ

 

З А Д А Н И Е

на выполнение выпускной квалификационной работы

 

Выпускная квалификационная работа (ВКР) выполнена в форме:

 

Бакалаврской работы                         Магистерской диссертации

 

Дипломной работы              Дипломного проекта

 

Студент(ка) _____Ермошина Анастасия Викторовна___________________________

фамилия, имя, отчество

 

форма обучения заочная  , № контракта       03517050701001  , группа     ЗП509    ,

                      очная/заочная/очно-заочная (вечерняя)

 

направление подготовки / специальность                     психология

нужное подчеркнуть              наименование

 

1 Тема _____«Факторы стресса в трудовой ситуаии компьютеризированных рабочих мест и их влияние на психическое здоровье сотрудников»______________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 Дата выдачи темы «_____»______________200__г.

3 Календарный график выполнения _________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4 Содержание пояснительной записки ______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5 Срок представления студентом(кой) законченной ВКР:

«___» _____________ 200 __г.

 

Научный руководитель ____________________________________________________

              Ф.И.О., ученая степень, должность, место работы

_____________________________________________________________________________________

Научный руководитель ____________

                            (подпись)

Студент _______________

(подпись)

 

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….5

1 Теоретические основы………………………………………………………10

1.1 Понятие психологического стресса………………………………………10

1.2 Взаимосвязь стресса и физиологических свойств организма………….16

1.3 Основные факторы стресса………………………………………………18

1.4 Компьютерные стрессоры…………………………………………….…..23

1.5 Методы предупреждения стресса и «борьбы» с ним…………………...26

2 Практические исследования влияния стресса ...……….………………….31

2.1.1 Исследование тревожности (опросник Спилбергера - Ханина)……...31

2.1.2 Самооценка тревожности, фрустрированности и агрессивности…….32

2.1.3 Тест «Самооценка психического состояния: самочувствие, общая активность, настроение»……………………….……………………………………..33

2.2 Результаты исследований………………………………………………….34

2.2.1 Результаты исследования тревожности………………………………...35

2.2.2 Результаты исследований самооценки тревожности, фрустрированности и агрессивности………………………………………………………………………..33

2.2.3 Результаты исследований теста САН…………………………………...35

2.3 Статистическая обработка результатов исследования с использованием критерия Манна-Уитни……………………………………………..…………………40

2.3.1 Статистическая обработка результатов исследования тревожности (опросник Спилбергера - Ханина)……………………………………………………41

2.3.2 Статистическая обработка результатов исследования самооценки тревожности, фрустрированности и агрессивности………………………………...43

2.3.3 Статистическая обработка результатов исследования теста САН……46

Заключение……………………………………………………………………..50

Глоссарий……………………………………………………………………….54

Список использованных источников………………………………………….58

Приложение А…………………………………………………………………..61

Приложение Б……………………………………………………………………63

Приложение В……………………………………………………………………65

Приложение Г…………………………………………………………………….70

 


Введение

 

Проблема психологического стресса населения, в том числе специалистов различных областей профессиональной деятельности, приобретает все возрастающую научную и практическую актуальность в связи с непрерывным ростом социальной, экономической, экологической, техногенной, личностной экстремальности нашей жизни и существенным изменением содержания и условий труда у представителей многих профессий. Технический прогресс в промышленности, на транспорте, в энергетике, в военном деле сопровождается повышением роли человека в достижении высокой эффективности и качества деятельности, безопасности труда. Комплексная автоматизация работы систем управления, широкое применение вычислительной техники, использование информационных моделей индивидуального и коллективного пользования, интенсификация труда коренным образом меняет его характер, – упрощаются жестко алгоритмизированные функции специалиста, но возрастает количество возможных проблемных ситуаций и темп работы, повышается профессиональная и личностная значимость и ответственность за результаты и последствия деятельности.

Термин «стресс» широко используется в ряде облас­тей знаний, именно поэтому в него вкладывается несколь­ко различающийся смысл с точки зрения причин воз­никновения такого состояния, механизмов его развития, особенностей проявлений и последствий. Он объединяет большой круг вопросов, связанных с зарождением, про­явлениями и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами, сложной и ответственной производственной задачей, опасной ситуацией и т. д. Различные аспекты стресса являются предметом иссле­дований в области психологии, физиологии, медицины, социологии и других наук. Содержанию этого понятия уделено довольно большое внимание и в дальнейшем изложении будут приведены наиболее часто используе­мые его толкования. Отметим лишь, что и по сей день в литературе не всегда четко разграничиваются понятия стресса, дистресса, напряжения, напряженности, эмоци­онального стресса и т. д., что еще больше затрудняет изучение этой и без того довольно сложной проблемы.

Стресс является реакцией не столько на физические свойства ситуации, сколько на особенности взаимодей­ствия между личностью и окружающим миром. Это в большей степени продукт наших когнитивных процес­сов, образа мыслей и оценки ситуации, знания собствен­ных возможностей (ресурсов), степени обученности спо­собам управления и стратегии поведения, их адекватно­му выбору. И в этом заложено понимание того, почему условия возникновения и характер проявления стресса (дистресса) у одного человека не являются обязательно теми же для другого.

Целью работы: исследование влияния факторов стресса в трудовой ситуации компьютеризированных рабочих мест и их влияние на психическое здоровье сотрудников.

Объект исследования: Сотрудники “Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии».

Предмет исследования: Факторы стресса возникающие у сотрудников “Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии».

Психологический стресс как особое психическое состояние является своеобразной формой отражения субъектом сложной, экстремальной ситуации, в которой он находится. Специфика психического отражения обусловливается процессами деятельности, особенности которых (их субъективная значимость, интенсивность, длительность протекания и т. д.) в значительной степени определяется выбранными или принятыми ее целями, достижение которых побуждается содержанием мотивов деятельности.

В процессе деятельности мотивы «наполняются» эмоционально, сопрягаются с интенсивными эмоциональными переживаниями, которые играют особую роль в возникновении и протекании состояний психической напряженности. Не случайно последняя часто отождествляется с эмоциональным компонентом деятельности. Отсюда рядоположнное употребление таких понятий, как «эмоциональная напряженность», «аффективное напряжение», «нервно-психическое напряжение», «эмоциональное возбуждение», «эмоциональный стресс» и другие. Общим для всех этих понятий является то, что они обозначают состояние эмоциональной сферы человека, в которой ярко проявляется субъективная окрашенность его переживаний и деятельности.

Профессиональный стресс - это многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную рабочую ситуацию. Развитие стресс-реакций возможно даже в прогрессивных, хорошо управляемых организациях, что обусловлено не только структурно-организационными особенностями, но и характером работы, личностными отношениями сотрудников, их взаимодействием.

Стресс, связанный с работой, - это возможная реакция организма, когда к людям предъявляются требования, не соответствующие уровню их знаний и навыков. В ходе недавно проведенного опроса в 15 странах Европейского союза 56% рабочих отмечали высокие темпы работы, 60% - жесткие сроки ее выполнения, 40% - ее монотонность, свыше трети не имели возможности оказать какое-либо влияние на порядок выполнения заданий. Связанные с работой стрессовые факторы способствуют развитию проблем со здоровьем. Так, 15% работающих жаловались на головную боль, 23% - на боль в области шеи и плеч, 23% - на усталость, 28% - на стресс и 33% - на боль в спине. Почти каждый 10-й сообщил, что к нему на рабочем месте применяют тактику запугивания.

Экономические потери от производственного стресса и связанных с ним проблем, с психическим здоровьем работающих оказываются достаточно высокими (около 265 млрд. евро ежегодно для 15 государств Европейского союза). В наши дни из-за быстро меняющихся социально-экономических и политических ситуаций, увеличения нервно-психических и информационных нагрузок, диверсификации производства, роста конкурентности проблемы управления производственными стрессами становятся все более актуальными.

Среди производственных стресс-факторов можно выделить: физические (вибрация, шум, загрязненная атмосфера); физиологические (сменный график, отсутствие режима питания); социально-психологические (конфликт ролей и ролевая неопределенность, перегрузка или недогрузка работников, неотлаженность информационных потоков, межличностные конфликты, высокая ответственность, дефицит времени); структурно-организационные ("организационный стресс").

Гипотеза: факторы стресса возникающие при работе на компьютере негативно влияют на здоровье «человека-оператора», что отрицательно сказывается на его психологическом состоянии.

Задача моей дипломной работы осуществляется в следующем:

1.              Дать полную характеристику понятию стресса;

2.              Выявить факторы стресса на рабочем месте за компьютером;

3.              Изучить влияние факторов стресса на здоровье сотрудников.

4.              Изучить методы предупреждения стресса и «борьбы» с ним;

Методы исследования:

1.                 Исследование тревожности (опросчик Спилбергера - Ханина).

2. Исследование самооценки тревожности, фрустрированности и агрессивности.

3.                 Диагностика самочувствия, активности, настроения.(опросник САН)

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в процедурах консультирования и диагностики «человека-оператора», перенесшего профессиональный стресс.

 

 


1 Теоретические основы

 

1.1    Понятие психологического стресса.

 

Термин «стресс» (от англ. stress – давление, напряжение) заимствован из техники, где это слово используется для обозначения внешней силы, приложенной к физическому объекту и вызывающей его напряженность, то есть временное или постоянное изменение структуры объекта. В физиологии, психологии, медицине этот термин применяется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Первоначально понятие стресса возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма («общего адаптационного синдрома») в ответ на любое неблагоприятное воздействие (Г. Селье). Позднее стало использоваться для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, биохимическом, психологическом, поведенческом уровнях.

Информация о работе Факторы стресса в трудовой ситуации компьютеризированных рабочих мест и их влияние на психическое здоровье сотрудников