Формирование и развитие личности. Комплексы неполноценности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 23:10, контрольная работа

Описание работы

Проблема комплексов актуальна в наши дни, ведь они блокируют нашу жизнь и не дают нам реализоваться в полной мере. Наши комплексы мы приобретаем в детстве или в юности. Этому способствуют поведение и оценки родителей, сверстников, учителей и других значимых людей, желания которых переделать нас, не всегда оборачиваются в лучшую сторону. Но насколько «расцветут» наши комплексы зависит от самого человека. Например, привычки заниматься чрезмерным самокопанием и самокритичностью или безразличное отношение к своему внутреннему миру закрепляют комплексы.

Содержание

Введение
1. Сущность и основные черты комплекса неполноценности личности
1.1 История возникновения
1.2 Общее представление о комплексе неполноценности
1.3 Причины комплекса неполноценности личности
2. Формирование комплекса неполноценности
2.1 Почему развивается комплекс неполноценности
2.2 Роль комплекса неполноценности в жизни личности
2.3 Как избавиться от комплекса неполноценности
3. Взаимосвязь комплекса неполноценности и комплекса превосходства
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Комплексы.docx

— 51.22 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский  торгово-экономический университет»

(ФГБОУ  ВПО «СПбТЭИ») 

Кафедра философии  
 
 
 
 
 

Контрольная работа 

Тема: «Формирование и развитие личности.Комплексы неполноценности»

по дисциплине «Психология» 
 

                  Студентка 1 курса 

                  Лайер Надежда Андреевна

                  Факультет управления и бизнес технологий

                  Группа 1112-з 
                   
                   
                   
                   

Санкт-Петербург 2011 
 
 

Содержание

Введение

1. Сущность и  основные черты комплекса неполноценности  личности 

1.1 История возникновения

1.2 Общее представление  о комплексе неполноценности

1.3 Причины комплекса  неполноценности личности

2. Формирование  комплекса неполноценности 

2.1 Почему развивается комплекс неполноценности

2.2 Роль комплекса  неполноценности в жизни личности

2.3 Как избавиться от комплекса неполноценности

3. Взаимосвязь  комплекса неполноценности и  комплекса превосходства

Заключение

Список литературы

Введение

Личность –  это система социально значимых качеств конкретного индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей . Понятие личности связано с понятием индивидуальности – с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.

Как личность человек  характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его  сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между постоянно  растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями  их удовлетворения (внутриличностный конфликт) . Понять личность – это, значит, понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами решения этих задач она вооружена, другими словами разрешить ее внутриличностный конфликт.

Комплекс неполноценности  – это выражение неприспособленной  структуры личности, страдающей ощущением  превосходства окружающих над собой. Комплекс неполноценности возникает  у человека вследствие совершенных  ошибок или неудач и существенно  влияет на поведение человека .

Проблема комплексов актуальна в наши дни, ведь они  блокируют нашу жизнь и не дают нам реализоваться в полной мере. Наши комплексы мы приобретаем в  детстве или в юности. Этому  способствуют поведение и оценки родителей, сверстников, учителей и  других значимых людей, желания которых  переделать нас, не всегда оборачиваются  в лучшую сторону. Но насколько «расцветут»  наши комплексы зависит от самого человека. Например, привычки заниматься чрезмерным самокопанием и самокритичностью или безразличное отношение к своему внутреннему миру закрепляют комплексы.

Комплекс неполноценности  относится к категории внутриличностных конфликтов. Научное изучение внутриличностных конфликтов началось в конце XIX в. Считается, что философы-этики в этом плане опередили психологов, поскольку категория морального внутриличностного конфликта получила уже достаточно солидное отражение в философской литературе. Проблемы патологических изменений в психике и организме человека в результате переживания критических ситуаций давно разрабатываются психиатрией и биологией. В психологии в течение XX в. накоплен значительный теоретический и эмпирический материал по проблеме внутриличностных конфликтов .

 

Введение

Человеку не следует стремиться искоренять свои комплексы, а следует прийти с  ними в согласие: они законно являются тем, что направляет поведение человека в мире.

Зигмунд ФРЕЙД

Комплекс неполноценности -- теоретическое понятие в индивидуальной психологии А. Адлера, обозначающее энергетический потенциал психической активности, вызванный переживанием каждым человек в раннем детстве ощущения собственной недостаточности.

Выбор данной темы обусловлен ее актуальностью.

Актуальность  выбранной темы заключается в  том, что происходит вытеснение чувства  в бессознательное и придание ему за счет этого характера постоянной ненасыщаемости, а стремление к позитивному переживания чувства компетентности стимулирует различные виды деятельности, в которых возможен реальный или мнимый успех.

В своей теории комплекса неполноценности Адлер  опирается на философию "фикционализма" разработанную немецким философ-позитивистом Гансом Файхингером. В работе "Философия "как если бы" Файхингер выдвинул тезис о том, что поведение большинства людей определяется социальными фикциями ("Все люди равны в своих возможностях", "Чтобы добиться успеха, главное - желание"), которые совершенно не соответствуют действительности. "В погоне за такими фикциями, - пишет исследователь творчества Адлера А.М. Боковиков, - люди понапрасну растрачивают свои силы и энергию, так ничего реально и не добиваясь. Аналогичным образом, согласно Адлеру, протекает жизнь невротика, который, стремясь компенсировать чувство собственной неполноценности, преследуют цель достижения фиктивного превосходства над людьми". Также данным феноменом занимались такие ученые-психологи как М.К. Акимова; Б.М. Кедров; В.Т. Козлов; Г. Ревеж; А.И. Сухарева; И.С. Якиманская.

Объект исследования - развитие личности и влияние на нее комплекса неполноценности.

Предмет исследования - комплекс неполноценности.

Гипотеза исследования - главной составляющей комплексов в негативном смысле этого слова  выступает страх, который когда-то давно вошел в нашу душу перед  лицом реальной или кажущейся  угрозы.

Цель работы - рассмотреть формирование и роль комплекса неполноценности в  развитии личности.

Задачи работы:

1) изучить сущность  и основные черты комплекса  неполноценности личности;

2) обосновать  формирование комплекса неполноценности;

3) определить  взаимосвязь комплекса неполноценности  и комплекса превосходства.

1. Сущность и  основные черты комплекса неполноценности  личности

1.1 История возникновения

Комплексы - дети бессознательного, и попадают они туда разными путями. Чаще всего они появляются в раннем детстве, о котором человек без специальных усилий вспомнить уже не может. В этом случае в основе комплекса лежит какое-либо сильное желание ребенка, которое не смогло осуществиться (хотел покачать любимую маленькую сестру в коляске, но нечаянно уронил ее; мечтал проснуться рядом с отцом, но тот внезапно уехал, а ребенок проснулся один в пустой темной комнате и т.п.). Тяжелое переживание отделяет травмирующий эпизод подобно стенке, вытесняет его из сознания и превращает в комплекс. Иногда сильные неосуществленные желания, которые не осознавались, способны порождать комплексы и во взрослом возрасте (обычно они бывают связаны с общественным или материальным положением человека, с его сексуальными переживаниями).

Другой путь сложнее. В истории человечества некоторые поступки и ситуации встречались  столь часто и были столь значимы, что оказались закреплены в глубоких слоях бессознательного у каждого из людей (в той области, которую К.Г.Юнг назвал "коллективным бессознательным"). Подобные поступки описаны уже в древних мифах, которых человек может даже и не знать.

Иногда эти  ситуации содержат напряжения, могущие  породить комплекс: например, запретное  стремление к сексуальной близости с одним из родителей, получившее название комплексов Эдипа (у мальчиков) и Электры (у девочек). Попав в  подобные обстоятельства, наш герой "вспоминает" и воспроизводит  чужие поступки - подвиги и грехи. В подобных случаях комплексы  залегают еще глубже, и обнаружить их еще труднее.

Итак, комплекс - это болевая точка, которая может  не проявлять себя, пока на нее не нажали. Но если нажали - комплекс расправляется, напоминает, что он тоже жилец нашего дома, его нужно холить, лелеять  и кормить. Вот тут-то и кроется  основная опасность. Прорастая незаметно, комплекс может подчинить себе всю  жизнь человека.

Поэтому его  лучше вовремя остановить. А сначала - распознать. 
Это дело нелегкое, потому что комплексы живут "шиворот-навыворот". Они никогда не заявляют о себе правдивым языком, а изъясняются намеками: "нет" подразумевает "да", "разумеется" - "ни за что на свете", показная сила - стыдливую слабость и т.д. Как же о них можно догадаться?

Каждый человек  иногда ошибается - "шел в комнату, попал в другую…". Редко кто не оговаривался: вместо "танцевать" - "целовать", вместо "позвольте мне открыть наше совещание" - "позвольте мне закрыть…" и т.д. Время от времени все люди удивляются результатам своих действий, решений, поступков. "На самом деле" и "как будто" меняются местами. И только чувство разочарованности, усталости или раздражения наводит на мысль, что человек не живет, а кому-то служит. Кто же этот негодяй? А все он, комплекс.

Итак, комплексы  были всегда. Даже наши первобытные  предки были убеждены, что душ у  них несколько, и каждая из них  как бы отвечает за свой участок  жизни. Обычно они успешно договаривались между собой, но если нет - возникали  первобытные неврозы. Чем сложнее  становился человек с развитием  цивилизации, тем больше различных  желаний у него возникало, - а следовательно, и больше противоречий между ними. Современного Homo sapiens великий знаток этого предмета Г.К.Честертон сравнивал с городом, охваченным гражданской войной - так много в нем враждебных друг другу частей.

1.2 Общее представление  о комплексе неполноценности

Кого мы имеем  в виду, говоря о человеке закомплексованном? Того, кто не уверен в себе, робок, застенчив, находится во власти предрассудков и в силу этого не умеет добиваться своего. А вот человек без комплексов - это тот, кто уверенно шагает по жизни, не скован условностями, умеет и себя подать, и с другими поладить. Правда, "человек без комплексов" - оценка скорее неодобрительная, ибо слишком часто уверенность в себе обращается в самоуверенность, а раскованность легко перетекает в развязность, которая никого не красит. Тем не менее все мы стремимся от комплексов избавляться, считая их тяжелым бременем, едва ли не позорным клеймом. А как же иначе в наш динамичный век?

Над этим житейским  представлением любой психолог только посмеется, ибо оно хотя в принципе и верное, но слишком примитивное и поверхностное. Специалисты, которые почти столетие назад ввели слово "комплекс" в научный обиход, обозначали им отнюдь не только скованность и робость, а явление гораздо более глубокое и серьезное. В то же время в представлении психологов комплексы -это не недостаток, не болезнь, а качество, всем нам в той или иной мере присущее. И призывы бороться с комплексами надо воспринимать осторожно -полностью от них избавиться вряд ли возможно. С ними надо просто научиться жить. А сначала, разумеется, хорошо бы понять, что же это такое.

Психологи называют комплексами совокупность бессознательных  представлений, эмоционально окрашенных воспоминаний, ассоциаций, которые  возникают у человека в самом  начале его жизненного пути и затем  влияют на его мироощущение и поведение.

В истоках своих  комплексов человек, как правило, не отдает себе отчета и продиктованное ими поведение считает частью своей натуры. В обыденной речи мы привыкли называть комплексами те наши особенности, которые мешают полноценно жить, общаться, работать. А о том, что не доставляет нам неудобства, мы даже не задумываемся. Ведь многое из того, что когда-то было нами глубоко  и безотчетно прочувствовано, усвоено, жить не мешает, даже наоборот - составляет тот набор внутренних "тормозов", без которых в жизни не обойтись.

Проблемы начинаются, когда в сложном внутреннем механизме  побуждений и ограничений происходит перекос. Из-за него мы на своем жизненном  пути сворачиваем в тупики, безрассудно  лихачим на виражах либо беспомощно застываем на обочине. И тут не обойтись без наладчика этого механизма - психотерапевта, который поможет предотвратить серьезную аварию.

Информация о работе Формирование и развитие личности. Комплексы неполноценности