Формирование и развитие личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 19:01, реферат

Описание работы

Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.

Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества.

Содержание

Содержание

1. Социальная среда и личность

2. Социализация личности

3. Социальные роли личности

Работа содержит 1 файл

Формирование и развитие личности (готов).docx

— 22.53 Кб (Скачать)

Дисциплина: основы психологии

Тема: Формирование и развитие личности 

 

Содержание 

1. Социальная  среда и личность

2. Социализация  личности

3. Социальные  роли личности 

 

Личность - система социально значимых качеств  индивида, мера овладения им социальными  ценностями и его способность  к реализации этих ценностей.

Как личность человек характеризуется уровнем  развития его сознания, соотнесенностью  его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества.

Существенной  стороной личности является ее отношение  к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и  трудовым обязанностям.

Человеческое  существо становится человеком только благодаря социальной наследственности - благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе  общественных отношений.

Но становление  человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения.

В качестве отправных идей для понимания  природы личности можно принять  высказывание А. Н. Леонтьева. Характеризуя предмет психологии личности, он писал: «Личность - индивид; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается... Личность есть системное и поэтому "сверхчувственное" качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его порожденными и приобретенными свойствами».

По широко распространенному в психологии определению, роль - это программа, которая  отвечает ожидаемому поведению человека в структуре той или иной социальной группы, это заданный, несвободный  способ его участия в жизни  общества. Статус определяет поведение  человека, включенного в систему  сложившихся социальных отношений, где для него заданы место и  способ действия, тип нормативного поведения. В статусной системе  всегда есть нормы, которые регулируют наши отношения, наши действия.

Понятия статуса и роли имеют отношение  к определению личности. Не случайно в обыденном сознании личность человека отождествляют с его социальным положением, общественным статусом, о  личности судят по его социальным действиям, по его социальной роли.

Место человека в социальной жизни может  быть задано, предписано ему волей  случая, рождения, обстоятельств. Место  человека в жизни может быть выбрано, найдено, завоевано им самим, по его  собственной воле и свободному, осознанному  выбору. В этом случае говорят о  выборе субъектом позиции в жизни, о его личностном самоопределении. Позиция - это наиболее целостная  характеристика человека как личности. Личность - это человек, свободно, самостоятельно и ответственно определяющий свое место  в жизни, в обществе, в культуре. Поэтому личность есть целиком социо-культурное образование. Можно встретить и  такое определение: личность - это  субъект, свободно определившийся, выработавший свою позицию в пространстве культуры и времени истории.

Социализация 

Социализация  представляет собой процесс становления  личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально  значимых характеристик сознания и  поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом.

Социализация  личности начинается с первых лет  жизни и заканчивается к периоду  гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и  обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком гражданских обязанностей, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом.

Первые  элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и  сознания, и поведения. В социологии обращено внимание на тот факт, что  ценность семьи как социального  института долгое время недостаточно учитывалась. Принижение роли семьи  принесло большие потери, в основном нравственного порядка, которые  впоследствии обернулись крупными издержками в трудовой и общественно-политической жизни.

Эстафету  социализации личности принимает школа. По мере взросления и подготовки к  выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых молодым человеком  знаний усложняется. Однако не все они  приобретают характер последовательности и завершенности. Так, в детстве  ребенок получает первые представления  о Родине, в общих чертах начинает формировать свое представление  об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни. Но социологов и поныне волнует вопрос: почему так различен первоначальный процесс социализации личности, почему школа выпускает в жизнь молодых  людей, отличающихся не просто представлениями, но и набором ценностей, которые  иногда прямо противостоят друг другу?

Социализация  той части молодежи, которая приходит на работу после окончания учебных  заведений (средних, профессиональных, высших), продолжается в тех конкретных условиях, которые сложились на производстве  под влиянием не только общественных отношений, но и специфических особенностей, присущих данному социальному институту.

Мощным  инструментом социализации личности выступают  средства массовой информации - печать, радио, телевидение. Ими осуществляется интенсивная обработка общественного  мнения, его формирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач.

Социализация  личности органично включает в себя передачу социального опыта человечества, поэтому преемственность, сохранение и усвоение традиций неотделимы от повседневной жизни людей. При их посредстве новые поколения приобщаются  к решению экономических, социальных, политических и духовных проблем общества.

И наконец, социализация личности связана с  трудовой, общественно-политической и  познавательной деятельностью человека. Недостаточно просто обладать знаниями, их предстоит превратить в убеждения, которые представляются в действиях  личности. Именно соединение знаний, убеждений  и практических действий образует характерные  черты и качества, свойственные тем или иным типам личности.

Таким образом, социализация личности представляет, по сути, специфическую форму присвоения человеком тех гражданских отношений, которые существуют во всех сферах общественной жизни.

В современных  условиях процесс социализации предъявляет  новые требования к духовному  облику, убеждениям и действиям людей. Это обусловлено, во-первых, тем, что  осуществление социально-экономических, политических и духовных изменений  может быть посильно людям высокообразованным, высококвалифицированным и сознательно  участвующим в претворении их в жизнь. Только человек, глубоко  убежденный в необходимости намеченных преобразований, может быть активной, действенной силой исторического процесса.

Во-вторых, чрезвычайная сложность процесса социализации личности требует постоянного совершенствования  средств его осуществления. Они  нуждаются в обновлении, каждодневном поиске, конкретизирующем и уточняющем место и ответственность человека при решении как общественных, так и личных проблем.

В-третьих, социализация личности является неотъемлемой  частью решения всех общественных проблем. Жизнь убедительно свидетельствует, что это настолько взаимосвязанный процесс, что он в одинаковой степени может многократно усиливать (или замедлять) общественный процесс, если не учитываются объективные перемены, а также изменения в сознании и поведении людей.

В-четвертых, социализация личности предполагает преодоление  негативных явлений в сознании и  поведении людей. До сих пор социология личности не смогла ответить на такие вопросы: почему часть людей, имеющих одинаковое стартовое начало становится хулиганами, пьяницами, ворами? почему другая часть превращается в бюрократов, подхалимов, угодников, карьеристов и т.д.?

И наконец, социализация личности происходит в  условиях взаимодействия мировой и  национальной культур. И хотя общечеловеческие мотивы признаны ведущими в структуре  общественного сознания и поведения, влияние национальных особенностей нередко оказывается решающим фактором, который во многом определяет облик  человека. Феномен национального  в процесс социализации  хотя поставил перед социологией вопрос о поиске новых резервов его сочетания с общечеловеческими ценностями, привел к необходимости более глубокого понимания социально-психологических механизмов признания особого места в общественной жизни каждого народа, каждой нации и народности и каждого отдельного их представителя.

Социализация  личности предполагает, что объектом исследования становятся не одно или  несколько, а весь комплекс общественно  значимых качеств человека в их тесном единстве и взаимодействии. Они охватывают всю совокупность черт сознания и  поведения: знания, убежденность, трудолюбие, культуру, воспитанность, стремление жить по законам красоты и т.д. Важное значение имеет преодоление стереотипов, атавизмов в сознании и поведении людей.

Вместе  с тем, в какой бы сфере ни действовал человек, духовный момент всегда и во всем сопровождает его деятельность. Более того, человек не пассивно воспроизводит то, что диктует  ему общество. Он обладает возможностью проявить свою творческую силу и воздействовать на окружающие его явления.

Духовный  компонент является определяющим в  социализации человека, что позволяет, на наш взгляд, рассматривать эту  отрасль социологической науки  в тесной связи с проблемами культуры, образования, науки, литературы искусства. Это ни в коей мере не преуменьшает роль и значение экономических, социальных и политический отношений. Но человека возвышают лишь уровень культуры, богатства и глубина его духовного мира, степень развитости гуманизма, милосердия и уважения к другим людям.

Социальный статус, социальные роли

В процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус. Социальным статусом называется общее положение  личности или социальной группы в  обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.

Социальные  статусы бывают предписанные и приобретенные, достигнутые. К первой категории  относятся национальность, место  рождения, социальное происхождение  и т. п., ко второй — профессия, образование и др.

В любом  обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой  основу его стратификации. Определенные статусы являются престижными, другие — наоборот. Престиж — это  оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении. Эта иерархия формируется под  влиянием двух факторов:

а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;

б) системы  ценностей, характерной для данного общества.

Если  престиж каких-либо статусов необоснованно  завышен или, наоборот, занижен, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором  наблюдается тенденция к утрате этого равновесия, не может нормально функционировать.

Социальный  статус личности прежде всего оказывает  влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которым он обладает, а также предсказать  действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью. Социальная роль фактически представляет собой некоторый образец  поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса  в данном обществе. Социальная роль может быть закреплена за человеком формально (например, в законодательном акте) или же иметь неформальный характер.

Каждый  человек обладает не одной, а целым  набором социальных ролей, которые  он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой. Многообразие социальных ролей может стать  причиной внутреннего конфликта  личности (в том случае, если какие-то из социальных ролей противоречат друг другу).

Однако, несмотря на то что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые она играет в обществе, она (личность) тем не менее сохраняет  свою автономию и определенную свободу  выбора. И хотя в современном обществе наблюдается тенденция к унификации и стандартизации личности, полной ее нивелировки, к счастью, не происходит. Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и  ролей те, которые позволяют ему  лучше реализовать свои планы, максимально  эффективно применять свои способности. Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения  человека, сохраняя за ним возможность  выбора путей его исполнения.

Информация о работе Формирование и развитие личности