Формирование эмоций и чувств

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 13:59, реферат

Описание работы

Задачи исследования:

1.Раскрыть различные подходы к пониманию понятий «эмоции» и «чувства».

2.Раскрыть проблемы, касающиеся данных понятий.

3.Описать некоторые наиболее эффективные особенности работы с людьми, в плане развития чувств и эмоций.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………....2

Глава I Теоретические основы решения проблемы эмоций и чувств……………….4

1.1.Общее понятие об эмоциях………………………………………………….4

1.2.Общее понятие о чувствах….……………………………………………….6

1.3. Психологические теории эмоций и чувств……….………….……..……...7

Глава II Практические основы решения проблемы формирования эмоций и чувств…………………………………………………………………………………...15

2.1.Способы развития эмоций и чувств……………………………………….15

2.2.Методы изучения эмоций и чувств человека………………….…………17

Заключение…………………………………………………………………………….26

Список использованной литературы………………………………………………....27

Приложение……………………………………………………………………………28

Работа содержит 1 файл

Эмоции и чувства.doc

— 133.00 Кб (Скачать)
 

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

Стр.

Введение………………………………………………………………………………....2

Глава I Теоретические основы решения проблемы эмоций и чувств……………….4

      1.1.Общее  понятие об эмоциях………………………………………………….4

      1.2.Общее  понятие о чувствах….……………………………………………….6

      1.3. Психологические теории эмоций и чувств……….………….……..……...7

Глава II Практические основы решения проблемы формирования эмоций и чувств…………………………………………………………………………………...15

      2.1.Способы  развития эмоций и чувств……………………………………….15

      2.2.Методы  изучения эмоций  и чувств человека………………….…………17

Заключение…………………………………………………………………………….26

Список  использованной литературы………………………………………………....27

Приложение……………………………………………………………………………28 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

      Учение  об эмоциях, или чувствах, представляет собой самую неразработанную  главу в прежней психологии. Эту сторону поведения человека труднее описать, классифицировать и связать какими-нибудь законами, чем все остальные. И тем не менее и в прежней психологии были высказаны совершенно справедливые взгляды на природу эмоциональных реакций.

      Мир чувств и эмоций очень сложен и  многообразен. Тонкость его организации  и многогранность выражения нередко  не осознаются самим человеком. Сложность  психического анализа испытываемых чувств объясняется также тем, что  отношение к предметам и явлениям зависит от той познавательной деятельности или волевой активности, которую проявляет личность.  Всем известно, как трудно бывает рассказать о своих чувствах, выразить переживания в речи. Подбираемые слова кажутся не достаточно яркими и неверно отражающими различные эмоциональные состояния и их оттенки.

      Когда человек воспринимает предметы и  явления окружающего мира, он всегда как – то относится к ним, причем это не холодное, рассудочное отношение, а своеобразное переживание. Одни события  вызывают у него радость, другие – негодование, одни вещи ему нравятся, другие вызывают у него неудовольствие, одних людей он любит, к другим равнодушен, третьих ненавидит; что – то его сердит, кое – чего он боится; некоторыми своими поступками он гордится, других стыдится. Удовольствие, радость, горе, страх, гнев, любовь – все это формы переживания человеком своего отношения к различным объектам; они называются чувствами или эмоциями.

     Исходя  из выше изложенного можно сформулировать цель исследования. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность понятий «эмоции» и «чувства», их проблемы и особенности работы по данной проблеме.

      Задачи  исследования:

      1.Раскрыть  различные подходы к пониманию  понятий «эмоции» и «чувства».

      2.Раскрыть  проблемы, касающиеся данных понятий.

      3.Описать  некоторые наиболее эффективные  особенности работы с людьми, в плане развития чувств и  эмоций.

      Объект  исследования – эмоции и чувства.

      Предмет исследования – организации работы с людьми по развитию чувств и эмоций.

      Гипотеза  исследования: если психологи будут владеть на теоретическом и практическом уровнях способами выявления эмоций и чувств, то это – является важным фактором профилактики негативных эмоций и чувств, а также повышения качества работы самого психолога.

      Методы  исследования:

      При выполнении курсового исследования были использованы следующие методы:

      1.Методы  теоретического изучения проблемы. 

      2.Методы  наблюдения, анкетирования, опроса, интервьюирования. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I Теоретические основы решения проблемы эмоций и чувств

 

1.1.Общее  понятие об эмоциях 
 

      Эмоции  — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

      У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.

      Данный  факт не только убедительно доказывает врожденный характер основных эмоций и их экспрессии на лице, но и наличие генотипически обусловленной способности к их пониманию у живых существ. Это, как мы уже видели, относится к общению живых существ не только одного вида друг с другом, но и разных видов между собой. Хорошо известно, что высшие животные и человек способны по выражению лица воспринимать и оценивать эмоциональные состояния друг друга. «Самая прекрсная и глубокая эмоция, какую мы можем испытать, это ощущение тайны. В ней – источник всякого подлинного знания», - писал А. Эйнштейн.[ 1; с. 257]

      Жизнь без эмоций так же невозможна, как  и без ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека — мимика, жесты, пантомимика — выполняют функцию общения, т. е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия — оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений. Интерпретация таких движений воспринимающим человеком происходит на основании соотнесения движения с контекстом, в котором идет общение.

      Эмоции, во – первых, отражают в своем качестве характер протекания  различных жизненных процессов. Во – вторых, они управляют этими процессами, активизируя или тормозя их в зависимости от необходимости. Под жизненными процессами понимается то, что связано с удовлетворением потребностей человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2.Общее  понятие о чувствах 

      Все, с чем сталкивается человек в  своей жизни, вызывает у него то или  иное отношение, те или иные чувства. Одного из того, с чем мы имеем  дело, нравится нам, радует нас, вызывает симпатию к себе, другое нам не приятно, огорчает нас, пробуждает к себе отвращение. Чувства очень разнообразны. Определенные отношения человека проявляются уже даже к отдельным качествам и свойствам окружающих объектов – человеку может нравится или  не нравится цвет предмета, тембр голоса, вкус пищи и т. д. Более сложное отношение к себе вызывают жизненные факты и ситуации. Сфера чувств включает в себя досаду и патриотизм, радость и страх, восторг и горе.

      Чувства – это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности.

      Пе6реживание  чувства выступает как особое испытываемое субъектом психическое  состояние, где восприятие и понимание  чего – либо, знание о чем –  либо выступает в единстве с личным отношением к воспринимаемому, понимаемому, известному или неизвестному.  Во всех этих случаях говорят о переживании чувства как особом эмоциональном состоянии человека. Вместе с тем переживание чувства является психическим процессом, имеющим свою динамику, текущим и изменчивым.

      Человеческая  жизнь невыносима без переживаний, многие чувства притягательны сами по себе, и если человек лишен возможности испытывать чувства, то наступает так называемый «эмоциональный голод», который он стремиться утолить, слушая любимую музыку, читая остросюжетную книгу и т. д. Причем для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием.  

1.3.Психологические  теории эмоций  и чувств 

      Следует отметить, что чисто психологических  теорий эмоций, не затрагивающих физиологические и другие связанные с ними вопросы, на самом деле не существует, а идеи, взятые из разных областей научных исследований, в теориях эмоций обычно сосуществуют. Это не случайно, так как эмоцию как психологическое явление трудно отделить от процессов, происходящих в организме, и нередко психологические и физиологические характеристики эмоциональных состояний не просто сопровождают друг друга, но служат друг для друга объяснением. Кроме того, ряд теоретических вопросов, например вопрос о классификации и основных параметрах эмоциональных состояний, не может быть решен без обращения к физиологическим коррелятам эмоций.

      Многочисленными физиологическими изменениями в  организме сопровождается всякое эмоциональное  состояние. На, протяжении истории развития данной области психологических знаний не раз предпринимались попытки связать физиологические изменения в организме с теми или иными эмоциями и показать, что комплексы органических признаков, сопровождающие различные эмоциональные процессы, действительно различны.

      Психологи в течение длительного времени  пытались решить вопрос о природе  эмоций. В XVIII—XIX вв. не было единой точки зрения, однако самой распространенной была интеллектуалистическая позиция: органические проявления — следствие психических явлений. Наиболее четкую формулировку этой теории дал И. Ф. Гербарт, считавший, что фундаментальным психологическим фактом является представление. Чувства соответствуют связи, которая устанавливается между представлениями, и могут рассматриваться как реакция на конфликт между представлениями. [2; с.214] Так, образ умершего, хорошо знакомого человека, сравниваемый с образом живого, порождает печаль. В свою очередь это эффективное состояние непроизвольно, почти рефлекторно вызывает слезы и вообще органические изменения, характеризующие скорбь.

      Этой  же линии придерживался и В. Вундт, но его концепция была более эклектичной. По его мнению, эмоции — это прежде всего внутренние изменения, характеризующиеся  непосредственным влиянием чувств на течение представлений и, в некоторой степени, влиянием последних на чувства. Органические процессы являются лишь следствием эмоций.

      Большая группа психологов склонна рассматривать  эмоцию не как психическое состояние, а как ответ организма на ситуацию. Такой подход можно обнаружить уже у Ч. Дарвина, считавшего, что большая часть эмоциональных реакций объясняется либо тем, что они полезны (выражение гнева пугает врага), либо просто тем, что они являются рудиментами движений, целесообразных на предыдущей стадии эволюции. Ч. Дарвин показал, что внешние эмоциональные выражения у живых существ, эволюционируют так же, как и строение их тела. В дальнейшем эту теорию воспроизвел Э. Клапаред, писавший: «Эмоции возникают лишь тогда, когда по той или иной причине затрудняется адаптация. Если человек может убежать, он не испытывает эмоции страха».

      В 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу  «Выражение эмоций у человека и животных», которая явилась поворотным пунктом  в понимании связи биологических и психологических явлений, в частности, организма и эмоций. В ней было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти не существует. Дарвин показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной. Эмоции согласно этой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма.

      Идеи  Ч. Дарвина были восприняты и развиты  в другой теории, получившей в психологии широкую известность. Современная  история эмоций начинается с появления в 1884 г. статьи У. Джемса «Что такое эмоция?».

      У. Джемс и независимо от него Г. Ланге сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними воздействиями, изменениями как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов — сердечной. Ощущения, связанные с этими изменениями, и есть эмоциональные переживания. По Джемсу «мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим; радуемся потому, что смеемся».[3;с. 325]

Информация о работе Формирование эмоций и чувств