Формирование эмоций и чувств

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 13:59, реферат

Описание работы

Задачи исследования:

1.Раскрыть различные подходы к пониманию понятий «эмоции» и «чувства».

2.Раскрыть проблемы, касающиеся данных понятий.

3.Описать некоторые наиболее эффективные особенности работы с людьми, в плане развития чувств и эмоций.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………....2

Глава I Теоретические основы решения проблемы эмоций и чувств……………….4

1.1.Общее понятие об эмоциях………………………………………………….4

1.2.Общее понятие о чувствах….……………………………………………….6

1.3. Психологические теории эмоций и чувств……….………….……..……...7

Глава II Практические основы решения проблемы формирования эмоций и чувств…………………………………………………………………………………...15

2.1.Способы развития эмоций и чувств……………………………………….15

2.2.Методы изучения эмоций и чувств человека………………….…………17

Заключение…………………………………………………………………………….26

Список использованной литературы………………………………………………....27

Приложение……………………………………………………………………………28

Работа содержит 1 файл

Эмоции и чувства.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

      Джемс считал, что определенные физические состояния характерны для разных эмоций — любопытства, восторга, страха, гнева и волнения. Соответствующие телесные изменения были названы органическими проявлениями эмоций. Именно органические изменения по теории Джемса —Ланге являются первопричинами эмоций. Отражаясь в голове человека через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем — как их следствие — возникает сама эмоция.

      Концепция Джемса — Ланге вызвала рад  возражений. Основные положения критики были высказаны У. Кенноном, который один из первых обратил внимание на то обстоятельство, что телесные реакции, возникающие при различных эмоциях, очень походи друг на друга и как таковые недостаточны для того, чтобы удовлетворительно объяснить качественное многообразие человеческих эмоций. Кроме того, искусственно вызываемые у человека органические изменения далеко не всегда сопровождаются эмоциональными переживаниями.[4;с.121]

      Телесные  процессы при эмоциях, по Кеннону, биологически целесообразны, поскольку служат предварительной настройкой всего организма к ситуации, когда от него потребуется повышенная трата энергетических ресурсов. Эмоциональные переживания и соответствующие им органические изменения возникают в одном и том же центре — таламусе. Позже П. Бард показал, что с эмоциями из всех мозговых структур связан не сам таламус, а гипоталамус и центральная часть лимбической системы.

      Самым сильным контраргументом Кеннона  к теории Джемса — Ланге оказался следующий: искусственно вызываемое прекращение  поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение эмоций.

      Положения Кеннона были развиты П. Бардом, который показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно.

      В более поздних исследованиях  обнаружилось, что из вcex структур головного мозга собственно с эмоциями более всего функционально связан даже не сам таламус, а гипоталамус и центральные части лимбической системы. В экспериментах, проведенных на животных, было установлено, что электрическими воздействиями на эти структуры можно управлять эмоциональными состояниями, такими, как гнев, страх (X. Дельгадо).[5; 124]

      Психоорганическая теория эмоций (так условно можно  назвать концепции Джемса — Ланге  и Кеннона — Барда) получила дальнейшее развитие под влиянием электрофизиологических исследований мозга. На ее базе возникла активационная теория Линдсея — Хебба. Согласно этой теории эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы. Активационная теория базируется на следующих основных положениях:

      1.Электроэнцефалографическая  картина работы мозга, возникающая при эмоциях, является выражением так называемого «комплекса активации», связанного с деятельностью ретикулярной формации.

      2.Работа  ретикулярной формации определяет  многие динамические параметры эмоциональных состояний: их силу, продолжительность, изменчивость и ряд других.

      Вслед за теориями, объясняющими взаимосвязь  эмоциональных и органических процессов, появились теории, описывающие влияние эмоций на психику и поведение человека. Эмоции, как оказалось, регулируют деятельность, обнаруживая вполне определенное на нее влияние в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания. Д. О. Хеббу удалось экспериментальным путем получить кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности.

      Кривая  показывает, что между эмоциональным возбуждением и эффективностью деятельности человека существует криволинейная, «колоколообразная» зависимость. Для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабые, так и очень сильные эмоциональные возбуждения. Для каждого человека (а в целом и для всех людей) имеется оптимум эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе. Оптимальный уровень эмоционального возбуждения, в свою очередь, зависит от многих факторов: от особенностей выполняемой деятельности, от условий, в которых она протекает, от индивидуальности включенного в нее человека и от многого другого. Слишком слабая эмоциональная возбужденность не обеспечивает должной мотивации деятельности, а слишком сильная разрушает ее, дезорганизует и делает практически неуправляемой.

      У человека в динамике эмоциональных  процессов и состояний не меньшую  роль, чем органические и физические воздействия, играют когнитивно-психологические факторы (когнитивные означает относящиеся к знаниям). В связи с этим были предложены новые концепции, объясняющие эмоции у человека динамическими особенностями когнитивных процессов.

      Одной из первых подобных теорий явилась  теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Исходное ее положение: диссонанс —  есть отрицательное, эмоциональное состояние, возникающее в ситуации, когда, субъект располагает двумя психологически противоречивыми «знаниями» об одном объекте. Положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, т. е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними, или, что то же самое, находятся в консонансе. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется, расхождение, несоответствие или диссонанс.[6; 354]

      Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Для этого у человека есть 2 выхода: изменить свои ожидания так, чтобы они соответствовали реальности, или попытаться получить новые сведения, которые бы согласовались с прежними ожиданиями. Таким образом, возникающие эмоциональные состояния рассматриваются как основная причина соответствующих действий и поступков.

      В современной психологии теория когнитивного диссонанса нередко используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в различных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков. Лежащим в их основе когнитивным факторам придается в детерминации поведения человека гораздо большая роль, чем органическим изменениям.

      Доминирующая  когнитивистская ориентация современных  психологических исследований привела к тому, что в качестве эмоциогенных факторов стали рассматривать также и сознательные оценки, которые человек дает ситуации. Полагают, что такие оценки непосредственно влияют на характер эмоционального переживания.

      К тому, что было сказано об условиях и факторах возникновения эмоций и их динамики У. Джемсом, К. Ланге, У. Кенноном, П. Бардом, Д. Хеббом и Л. Фестингером, свою лепту внес С. Шехтер. Он показал, что немалый вклад в эмоциональные процессы вносят память и мотивация человека. Концепция эмоций, предложенная С. Шехтером, получила название когнитивно-физиологической.

      Согласно  этой теории на возникшее эмоциональное  состояние помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений  оказывают воздействие прошлый  опыт человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения актуальных для него интересов и потребностей. Косвенным подтверждением справедливости когнитивной теории эмоций является влияние на переживания человека словесных инструкций, а также той дополнительной эмоциогенной информации, которая предназначена для изменения оценки человеком возникшей ситуации.

      Было  показано также, что характер и интенсивность  эмоциональных переживаний человека в той или иной ситуации зависят от того, как их переживают другие, рядом находящиеся люди. Это значит, что эмоциональные состояния могут передаваться от человека к человеку, причем у человека в отличие от животных качество коммуницируемых эмоциональных переживаний зависит от его личного отношения к тому, кому он сопереживает.

      Отечественный физиолог П. В. Симонов попытался  в краткой символической форме  представить свою совокупность факторов, влияющих на возникновение и характер эмоции.

     Согласно  этой теории эмоциональные состояния  определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой, которую он дает вероятности ее удовлетворения. Оценку этой вероятности человек производит на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта, непроизвольно сопоставляя информацию о средствах времени, ресурсах, предположительно необходимых для удовлетворения потребности, с информацией, поступившей в данный момент. Этот подход реализован  в формуле.

      Согласно  формуле, предложенной П. В. Симоновым (его концепция также может быть отнесена к разряду когнитивистских и имеет специальное название — информационная). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II Практические основы решения проблемы формирования эмоций и чувств 

2.1.Способы  развития эмоций  и чувств 
 
 
 

      Важнейшее значение в эмоциональном развитии человека имеет общение с окружающими людьми, в процессе которого формируются основы социальных чувств.

      Коллективная  деятельность способствуют развитию высших чувств. У человека формируются такие моральные чувства, как чувство сочувствия к угнетенным и ненависть к их угнетателям, чувство коллективизма, товарищества. Выполнение определенных обязанностей в коллективе, общественная деятельность, взаимная ответственность друг перед другом и перед коллективом в целом приводят к тому, что у человека накапливается необходимый практический опыт морального поведения в коллективе. На основе этого опыта формируется чувство долга и ответственности, умение подчинять свои чувства и личные интересы общим целям и интересам коллектива.

      Что касается эстетических чувств, то  они более интенсивно развиваются в деятельности, нежели при восприятии художественных произведений. Рисуя, люди учатся видеть яркие, солнечные цвета, такие веселые, что разглядывать их приятно. Человек узнает, что сильное впечатление производят одни сочетания цветов, например сочетание  светло-зеленого с красным, а другие сочетания цветов выглядят мрачно, например сочетание черного с фиолетовым. Но при восприятии картины обращают внимание прежде всего на ее содержание и не видят других художественных достоинств.

      При соответствующем музыкальном обучении и воспитании значительно расширяются  и углубляются эстетические переживания людей, им становится понятным и содержание некоторых музыкальных произведений.

      Большие возможности для формирования эстетических чувств предоставляет знакомство с природой, особенно когда это сочетается с изучением произведений искусства (слушанием соответствующей музыки, чтением рассказов и стихотворений, рассматриванием картин и репродукций и т. д.). Искусство поможет увидеть прекрасное в природе, а природа научит людей лучше видеть, слышать и понимать произведения искусства.

      Интеллектуальные  чувства развиваются постепенно. Начинается с удовольствия, которое  испытывает человек, размышляя над  читаемым рассказом, с чувства удовлетворения от выполненного дела, от удачного решения проблемы, потребовавшей значительного умственного напряжения.

      Важный  момент в воспитании эмоций и чувств у человека — необходимость научить  его управлять чувствами, подчинять  их разуму и воле, научить сдерживать гнев, бурное неудовольствие, а иногда и бурное веселье. Это достигается только тренировкой, упражнением. Путем упражнения развивается и совершенствуется у человека и чувство долга.

      Психолог  должен стремиться к тому, чтобы  люди обогащались эмоциональными переживаниями, которые имеют положительное жизненное значение.

      Упражнение  чувств содействует формированию более  совершенных отношений человека к окружающему миру, природе и человеческому обществу. 
 
 
 
 

2.2.Методы  изучения эмоций  и чувств человека

 

Тест  на исследование тревожности (Опросник Спилбергера) 

      Под тревожностью понимается особое эмоциональное  состояние, часто возникающее у человека и выражающееся в повышенной эмоциональной напряженности, сопровождающейся страхами, беспокойством, опасениями, препятствующими нормальной деятельности или общению с людьми. Тревожность — важное персональное качество человека, довольно устойчивое. Доказано существование двух качественно различных разновидностей тревожности: личностной и ситуационной.

Информация о работе Формирование эмоций и чувств