Формирование здорового образа жизни. Психологический микроклимат семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 00:13, доклад

Описание работы

Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании, в становлении личности ребенка основную, долговременную и важнейшую роль. Родители часто и не подозревают о том, насколько важен микроклимат в семье для нормального развития ребенка. Если в доме происходят постоянные ссоры, скандалы в первую очередь это отражается на ребенке – на его душевном равновесии, здоровье, характере. Позитивное же внимание со стороны родителей, правильное воспитание, хорошие отношения между самими родителями способствуют тому, что ребенок станет сильным, адекватным человеком, подготовленным к жизни в современном мире.

Работа содержит 1 файл

формирование здорового образа жизни человека.docx

— 22.02 Кб (Скачать)

Доклад на тему: Формирование здорового образа жизни. Психологический микроклимат семьи.

Аудитория: участники  клуба общения «Годовасики» (мамы детей от 1 года до 2 лет) ДРЦ «Медвежонок» 

Здоровый образ  жизни  — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. 

Семья – это особого  рода коллектив, играющий в воспитании, в становлении личности ребенка  основную, долговременную и важнейшую  роль. Родители часто и не подозревают  о том, насколько важен микроклимат  в семье для нормального развития ребенка. Если в доме происходят постоянные ссоры, скандалы в первую очередь  это отражается на ребенке – на его душевном равновесии, здоровье, характере. Позитивное же внимание со стороны родителей, правильное воспитание, хорошие отношения между самими родителями способствуют тому, что  ребенок станет сильным, адекватным человеком, подготовленным к жизни  в современном мире.

В семье, как в  первом микромире, складываются первые представления ребенка о мире, о добре и справедливости, ответственности  и долге. Семья с её постоянным и естественным воздействием формирует  черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка. В семье  происходит ни с чем не сравнимый по своей значимости процесс социализации ребенка, что предполагает разностороннее познание им окружающей действительности, овладение навыками общения, приобщение его к человеческой культуре. Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов. Чувство любви со всей гармонией различных нюансов его проявления сопровождает ребенка всю жизни.

Типичный пример. Утром ребенок спокойно спит в  своей комнате, родители же на кухне  принимаются бурно выяснять отношения. Отец в расстроенных чувствах уходит на работу, мать в волнениях принимается за будничные дела. Вечером они помирятся. А ребенок? Ночью у него вдруг обнаруживается высокая температура. Он горячий, тяжело дышит. Прибывший врач, затрудняясь поставить диагноз, подозревает воспаление легких, хотя делает это из-за перестраховки. Ребенка забирают в больницу, а через 2–3 дня выписывают за неподтверждением диагноза. Но он уже успел получить большую дозу антибиотиков. Он ослаблен, флора его кишечника нарушена. Начинаются новые проблемы. Но разве есть такой диагноз – конфликт между родителями?

Другой пример. Поздравить родителей с рождением малыша и полюбоваться новорожденным приезжают  родственники. А затем опять температура, плач до утра, бессонная для матери ночь с неунимающимся ребенком на руках. И, может быть, опять врач. Не разве есть такой диагноз – волнение бабушки? А что будет, если постоянно волнующаяся бабушка живет в той же квартире? А волноваться и переживать, как известно, бабушки умеют…"

Детские страхи - отражение  состояния родителей. К маленьким  детям безотчетно, на эмоциональном  уровне переходит беспокойное, возбужденное состояние взрослых. Если ребенок  внешне спокоен днем, то ночью он плачет, потому что ему снится сон, в котором папа превращается в Бармалея, а мама - в Бабу-ягу. При ослабленной нервной системе угрозы и запугивания со стороны родителей действуют как толчок для развития тиков, заикания,энуреза. Перевозбуждаясь, ребенок начинает запинаться, растягивать или повторять слова, часто мигать, гримасничать, и как результат - заболевает неврозом. Таким образом, нервное состояние детей - это отражение конфликтной обстановки в семье, нервного состояния родителей, переживающих личностный кризис.

Средний возраст  мама, когда ребенок заболевает неврозом, - 34 года, а отцов - 37 лет. В этом возрасте у взрослых возникает наибольшая внутренняя напряженность, личностный кризис. Нужно взглянуть на себя со стороны, осознать недостатки своего характера, перестроить отношения  в браке или с детьми, стать  более зрелой созидающей личностью. Очень дорогой ценой платят родители за преодоление своего кризиса - здоровьем собственного ребенка, его развивающимся неврозом. Давление на детей - это неадекватный способ решения родителями своих, взрослых, личностных проблем.

В отношениях с детьми родители непроизвольно потаенные  неосознанные переживания и страхи, накопленные в течение жизни, могут изливать на ребенка. Например, мама-наседка может слишком опекать  ребенка из-за тревожности или  страха одиночества, мама-следователь - прибегать к сверхконтролю из-за нервного перенапряжения, а мама Баба-яга нагоняет страх на маленького человека, так как сама чего-то боится. Бесконечные замечания и "программирование" образа жизни и мыслей ребенка мамы-Несмеяны исходят из ее мнительности или принципиальности. 

Еще одна особенность  родительского отношения - проекция личностных проблем на ребенка, то есть взрослый обвиняет маленького в том, что присуще ему самому, но не осознается по ряду причин. Родитель не замечает этот недостаток у себя, но отлично видит его у малыша и безоговорочно требует то, в  чем сам не является примером. Родитель осознанно говорит одно, а делает совсем другое, пытаясь исправить  поведение, характер и даже личность ребенка, не стараясь измениться при  этом сам. 

Для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся  в семьедетско-родительских отношений. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности. С другой родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. В этом конфликте заключается одно из самых сильных противоречий детскородительских отношений в семье.1 

Положительное воздействие  на личность ребенка состоит в  том, что никто, кроме самых близких  для него в семье людей –  матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку  лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И  вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести  столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. 

Ребенку от 3-х лет  необходимо не просто близкое присутствие  взрослого, а искреннее общение  с родителем как личности с  личностью. Он хочет переживать чувство  общности с ними, принадлежности к  семье, стремится к тому, чтобы  его уважали, считались с ним, с его мнением. И здесь особенно важно, как именно проводить с  сыном или дочерью время. Не сколько времени родители пробыли с ребенком, а что и как делали вместе, имеет решающее значение. 

Советы родителям 

1. В течение всего  периода, пока ребенок не научился  говорить, он создает себе так  называемый "стартовый запас"  впечатлений и информации. Это  намного облегчит ему потом  развитие и речи, и логического  мышления, и интеллекта вообще.1 Поэтому есть смысл ходить с ребенком везде, куда только с ребенком пускают. Родители, вовлеченные в интересное, творческое

дело, создают для  ребенка атмосферу радости и  оптимизма. Однако, не стоит забывать за своей полноценной жизнью и о ребенке.  

2. Ребенок до трех  лет очень чувствует присутствие  родителей в том пространстве, где пребывает он сам. Иногда  кажется, что ребенку все равно,  чем занят родитель, лишь бы  он был рядом. В этот период  жизни взрослый, находясь рядом  с ребенком, создает у него  необходимое чувство безопасности.2 Однако, если родители постоянно ссорятся, бранятся, выясняют отношения, маленький, вроде бы еще несмышленый ребенок очень тонко это чувствует. Родителям нужно научиться поддерживать психологический климат в семье на должном уровне. 

3. У каждого человека  периодически возникает состояние,  когда часами, днями он не хочет  ни с кем говорить, общаться, чувствует  усталость, раздражение и хочет  остаться наедине с самим собой.  Лучше такие часы пережить  с самим собой, чем принуждать  себя к "необходимому общению"  с ребенком. Если родитель в  таком состоянии вышли погулять  с ребенком, ему вряд ли удастся  даже самыми сердечными рассказами  привлечь к себе внимание - родитель  весь в себе. Что проку от  такого "общения"? Зачем тогда  тратить время? Это неразумно  и неэкономно.3 Стоит играть, гулять с ребенком тогда, когда действительно есть настроение общаться с ним. Время, проведенное с сыном или дочерью только по родительскому долгу, мало приносит радости обоим. 

4. Учить детей  уму-разуму, конечно, нужно. И объяснять,  и руководить тоже. Но все хорошо  в меру. Нет нужды в постоянном  давлении на ребенка, контроле, запугивании, потому что рано  или поздно начнется никому  не нужное противоборство с  его волевым началом, с формирующимся  "Я".4 

5. Следует создать  жизнерадостную атмосферу в семье,  чаще смейтесь, шутите, играйте с ребенком. 

6.Не стоит  подвергать маленького человека  непосильным переживаниям, обсуждать  при нем проблемы, показывать  негативную стороны отношений родителей, ссориться при нем и т.д. пусть растет счастливым.  

7. Ребенок нуждается  в том, что бы родители проводили  с ним время. Ребенок – не  биологическое существо, нуждающееся  только в пропитании и крыше  над головой. С самого раннего  детства и даже до рождения  ему необходима ласка в любовь  родителей. Кроме них – никто  не способен подарить столько  тепла, сколько необходимо маленькому  человечку.  

8. Родители могут  любить ребенка  не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен,  на него жалуются  соседи. Ребенок принимается таким,  какой он есть. (Безусловная любовь) Возможно, родители любят его,  когда ребенок соответствует  их ожиданиям. когда хорошо учится и ведет себя. но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества.(обусловленная любовь) Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он  им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но может быть и  в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые  проблемы и т. д.) необязательно родители это осознают. Но бывают чисто подсознательные моменты  (например, мама красива, а девочка некрасива и замкнута. Ребенок раздражает ее.1 

9. Родители склонны  обвинять ребенка в плохом  поведении, считая его неуправляемым.  Опускают руки, считая, что ребенка  уже не исправить. И при этом  забывают поискать причины в  собственном поведении. Неисправимых  детей не бывает и практически в любом случае можно исправить поведение маленького ребенка и его характер изменив отношение к нему или атмосферу в семье. Ведь поведение ребенка – это прямая реакция на то, как ведут себя по отношению к нему родители и на психологический климат в семье. Иногда взрослые должны приходить к выводу, что им, а не ребенку следует перемениться, да еще в большей мере. (Дж. Лешли) 

10. Каким же должно  быть идеальное поведение родителей?  Они постоянно учатся быть  родителями, стараются быть веселыми, уравновешенными и спокойными, принимает  ребенка таким, какой он есть, наблюдая за ним и разбираясь  в его особенностях. Они как  можно раньше стараются почувствовать  и понять индивидуальность своего  ребенка и учитывать его потребности,  а не приписывать ему свои  собственные. Они читают много 

1Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб.: Питер, 1999.

литературы по воспитанию, но относится к ней критически, анализируя ее и адаптируя полученные знания к особенностям своего малыша. Их система требований к ребенку  реалистична, включает минимум запретов и максимум знаков уважения и поощрений. Такие родители знакомы с главным  психологическим условием правильного  воспитания - признанием самостоятельности  и независимости ребенка с  самого рождения.

Информация о работе Формирование здорового образа жизни. Психологический микроклимат семьи