Функции лидера

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 10:06, контрольная работа

Описание работы

Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые ее участники начинают играть более активную роль, чем другие, им оказывают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, короче говоря, они приобретают доминирующее положение Таким путем происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т. е. на лидеров и последователей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
1. ЛИДЕРСТВО ИГРУППОВАЯ ДИНАМИКА…………………4
1.1. Лидеры и ранговая иерархия группы.
1.2. Лидер и критические ситуации.
1.3. Лидеры и групповая неустойчивость.
1.4. Лидеры и бывшие руководители.
1.5. Лидеры и их потребности.
2. ФУНКЦИИ ЛИДЕРА…………………………………………….10
3. ЛИДЕРЫ И СТИЛЬ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………….15
4. ВОСПРИЯТИЕ ЛИДЕРА ЕГО ГРУППОЙ……………………18
5. ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИДЕРОВ…………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………24

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 46.63 Кб (Скачать)
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3

  1. ЛИДЕРСТВО ИГРУППОВАЯ ДИНАМИКА…………………4
    1. Лидеры и ранговая иерархия группы.
    2. Лидер и критические ситуации.
    3. Лидеры и групповая неустойчивость.
    4. Лидеры и бывшие руководители.
    5. Лидеры и их потребности.
  2. ФУНКЦИИ ЛИДЕРА…………………………………………….10
  3. ЛИДЕРЫ И СТИЛЬ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………….15
  4. ВОСПРИЯТИЕ ЛИДЕРА ЕГО ГРУППОЙ……………………18
  5. ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИДЕРОВ…………..20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….22

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

Искусству быть лидером нельзя научить,

ему можно только научиться.

(Гарольд  Дженин)

Что делает человека эффективным лидером? Этот вопрос давно интересует ученых. Один из наиболее известных и простых  ответов дает теория великих людей. Ее сторонников можновстретить средиисториков, политологов, психологов и социологов. Теория великих людей (great person theory)  утверждает, что человек, который  обладает определенным набором личностных черт, будет хорошим лидером независимо от характера ситуации, в которой  он находится. Абсолютным воплощением  теории великих людей является понятие  харизматического лидера, перед которым  преклоняются окружающие (от греч. charizma — дар, благодать божья, милость  богов).

Если  эта теория верна, то должны существовать какие-то ключевые черты личности, делающие человека великим лидером и выдающимся руководителем[1]. Что это: высокий  интеллект, харизма (обаяние), общительность, смелость? Или их сочетание? Что лучше: быть экстравертом или интровертом? Должен ли правитель быть абсолютно  безжалостным, как предлагал в 1513 году Никколо Макиавелли в своем  знаменитом трактате «Государь»? Или  лучшими руководителями являются высокоморальные  люди? А может, правильный ответ дал  великий Лао-цзы, написавший две  тысячи лет назад: «Страна управляется  справедливостью, война ведется  хитростью». Или же главное значение имеет не сама личность лидера, а  социальные характеристики окружения, в котором она формировалась: состав семьи, образование, прежние  занятия?

Психологи, озаботившись данным вопросом, провели  множество специальных исследований. Ныне их количество уже измеряется сотнями. И что же? Да почти ничего! Некоторые довольно слабые зависимости  действительно можно найти. Но в  целом можно сказать, что сильных  взаимосвязей не существует. Как ни удивительно, оказалось, что очень  мало личностных черт напрямую связаны  с лидерской эффективностью, и  найденная взаимозависимость обычно бывает довольно слабой.  

  1. ЛИДЕРСТВО ИГРУППОВАЯ ДИНАМИКА

Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые  ее участники начинают играть более  активную роль, чем другие, им оказывают  предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, короче говоря, они приобретают доминирующее положение  Таким путем происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т. е. на лидеров и последователей.

По мере количественного роста группы и, что особенно важно, ее стабилизации, среди членов группы складывается ранговая иерархия, и роль лидера приобретает  решающее значение в деятельности группы.

Вся жизнь  человека протекает в социальном контексте, он живет и действует  в составе разнообразных групп  и, следовательно, всю жизнь испытывает влияние всевозможных формальных и  неформальных лидеров; ими могут  быть люди разных личностных качеств  и общественного положения старший  в семье, капитан дворовой хоккейной  команды, учитель, тренер, главарь преступной группы, армейский старшина, бригадир, начальник отдела, художественный руководитель, заведующий кафедрой и т. п.

Личность  лидера и стиль его поведения  как доминирующего лица во многом определяют судьбу каждого участника  и всей группы в целом Другими  словами, лидеры влияют на социализацию индивидов.

Изучая  социальное поведение людей, мы можем  понять динамику лидерства и вскрыть  поворотные моменты жизни групп. Сколь разнообразны люди и группы, столь же многообразны лидеры и их поведение.

Признаки  лидерства можно обнаружить в  любой группе, даже среди случайных  соседей по железнодорожному купе; и во всех случаях прослеживается одна закономерность: лицо, которое  выдвинулось как лидер, и стиль  его лидерства отражают обстоятельства, точнее подробности, его становления  лидером, сущность группы, которой он руководит, а также личностные черты  не только самого лидера, но и его  последователей.

Но, несмотря на очевидность феномена лидерства, практически бывает трудно установить, кто же является лидером группы. Существует два основных метода выявления лидера в конкретной группе: 

1) можно  путем опроса членов группы  выяснить, кому они отдают предпочтение  как наиболее влиятельному лицу  в выборе направлений деятельности  группы (метод самодоклада);

2) можно  попросить сторонних наблюдателей (или специально приглашенных  консультантов) назвать тех членов  группы, которые имеют наибольшее  влияние на других, или зарегистрировать  относительную частоту успешных  актов влияния одних членов  группы на других (метод наблюдения).

Общим критерием этих двух методов выявления  лидера является фактор влияния, оказываемого личностью на окружающих участников группы. Следовательно, первоначально  мы можем определить лидеров как  лиц, оказывающих влияние на деятельность группы. Однако простота и очевидность  этого определения обманчивы. Существуют по крайней мере три важных следствия  такой формулировки, мимо которых  обычно проходят при изучении проблемы лидерства.

Во-первых, принимая это определение, мы допускаем, что все члены группы в какой-то мере лидеры, поскольку каждый участник в известной степени и в  каком-то отношении даже помимо своей  воли влияет на действия других членов группы. Поэтому нужно учесть, что  лидерство является количественной переменной, а не наличием (или отсутствием) определенного качества. Правильнее было бы говорит не о наличии, а  об объеме способности (потенциала) к  руководству у каждого члена  группы, не разделяя их фатально на лидеров  и последователей.

Итак, тех  членов группы, которые в существенной степени влияют на деятельность группы, можно (хотя и несколько произвольно, так как они отличаются только суммой влияния) назвать лидерами.

Вторым  следствием является то обстоятельство, что проявление лидерства есть акт  взаимодействия между личностями: не только лидер влияет на последователя, но и последователь влияет на лидера. Поведение лидеров в значительной степени обусловлено установками (ценностными ориентациями) членов группы. Исследования показали, что в группах с преобладанием тенденций к равноправию лидер более демократичен; напротив, в группах, где придается значение сильной власти, лидер может стать полновластным диктатором.

В-третьих, мы должны учитывать разницу между  лидером, как лицом, имеющим значительный объем влияния, и официальным  руководителем коллектива, чье влияние  иногда может быть значительно меньшим. Другими словами, не все формальные руководители являются фактическими лидерами. Приняв во внимание перечисленные общие соображения, мы можем приступить собственно к социально-психологическому анализу проблемы лидера и лидерства. Возникновение лидерства. Основную мысль данного параграфа можно сформулировать следующим образом: возникновение лидерства (неформального руководства) и его функций в группе определяются структурой, положением и задачами группы.

Мы уже  отмечали, что лидеры благодаря своей  центральной позиции играют важную роль в формировании групповых целей, мировоззрения, а также в организации  структуры и совместной деятельности членов группы. Теперь мы покажем вторую сторону взаимодействия «лидер — группа», поскольку именно структура, положение и задачи группы обусловливают обстоятельства возникновения лидерства и цели, которым оно служит. В большинстве случаев, как мы указывали, влияние в группе имеет тенденцию сосредоточиваться в руках одного или нескольких лиц, но не распределяться равномерно среди всех участников группы. Это проявляется наиболее отчетливо, когда с течением времени группа стабилизируется во внешней среде.

Естественно, история концентрации лидерства  в каждой группе протекает по-разному. Здесь мы наметим лишь некоторые  отправные точки и основные события  роста и функционирования группы, а также те значимые характеристики ее членов, которые способствуют концентрации лидерства и обусловливают отличительные  черты этого процесса.

1.1. Лидеры и ранговая иерархия группы. В процессе количественного роста, увеличения числа функций и конкретизации групповых целей развивается иерархия по степени влияния среди членов группы.

На верхней  ступени иерархической лестницы оказывается первостепенный лидер, посередине располагаются лидеры второго  и третьего уровней и на нижних ступенях находятся последователи. В малых сплоченных группах, как  правило, и промежуточные лидеры и последователи представляют на своих уровнях основные черты  верховного лидера. Однако это не относится  к большим и сложным группам, где существуют объективные условия  для выдвижения многих лидеров.  

1.2. Лидер и критические ситуации. Потребность во влиятельном лидере особенно остро ощущается группой в тех случаях, когда на пути к достижению групповых целей возникает какое-либо препятствие или что-то угрожает группе извне, т. е. когда складывается сложная, критическая ситуация. Это может в равной степени касаться и сложных условий боевой обстановки, стихийных бедствий (например, группа альпинистов и обвал в горах) и перипетий учрежденческой реорганизации. В таких случаях всегда возникает недостаток согласованного понимания членами группы того, какие шаги следует предпринять, чтобы достигнуть целей или отразить опасность. Если при этом какой-либо индивид сумеет обеспечить достижение целей, или безопасность группы в силу своих личностных качеств (храбрости, умений, знаний, уверенности в себе и т. д. ), тогда он вероятнее всего станет лидером данной группы.

Степень опасности или трудности преодоления  препятствия, с которым сталкивается группа, обусловливает не только факт возникновения лидерства, но также  объем и формы его распространения  В наиболее критических ситуациях  лидерство фокусируется, сосредоточивается  в одних руках.

Исторический  анализ возникновения диктаторов показывает, что они появляются именно в критических  ситуациях, когда необходимы мгновенные изменения в правительстве. Политические авантюристы, жаждущие власти, искусственно создают якобы чрезвычайные ситуации как средство взятия под контроль всех государственных функций и  затягивают мнимые кризисы, чтобы сохранить  этот контроль.

Американский  ученый Лейтон (Leighton) изучал возможность  возникновения лидера в условиях лагеря, где были интернированы лица японского происхождения вовремя  второй мировой войны. Он отмечает слепую, апатичную уступчивость людей под  влиянием условий изоляции, разрушения привычных норм жизни и чувства  бесполезности существования. Казалось, что они последуют за любым  лидером: «власть лежала на улицах лагеря, ожидая, чтобы ее кто-нибудь подобрал».

Если  проблемы, с которыми сталкивается группа, очень сложны по своему диапазону, функции лидерства обычно распределяются между несколькими лицами. По мере упрощения задач лидерство становится концентрированным (но при трудности не ниже определенного уровня). При легких групповых задачах лидерство снова распыляется (задача настолько проста, что каждый может решить ее самостоятельно).  

1.3. Лидеры и групповая неустойчивость. Благоприятная обстановка для выдвижения нового лидера может возникнуть не только под влиянием внешней угрозы, но и вследствие внутригрупповых конфликтов.

В какой-то момент лидеры конфликтующих подгрупп займут положение равновесия сил  относительно верховного лидера; если группа не распадется, то лидеры подгрупп вытеснятся одним верховным лидером (им, впрочем, может остаться и старый верховный лидер).

Сотрудник Мичиганского университета (США) Крокетт (Crockett) экспериментально доказал, что  разногласия в группах создают  благоприятную почву для узурпации  ролей старых лидеров и выдвижения новых. Он изучил 72 группы в правительственных  и промышленных организациях, что  привело его к следующему выводу. «Группы, члены которых имеют  различное мнение относительно целей  группы и средств для их достижения, гораздо чаще выдвигают неформальных лидеров, чем группы, которые не имеют  разногласий в определении целей  и средств».  

Информация о работе Функции лидера