Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 23:12, курсовая работа
Целью является выявление гендерных различий в проявлении тревожности у мальчиков и девочек в подростковом возрасте.
Объект исследования – тревожность подростков.
Предмет исследования – гендерные различия проявления тревожности в подростковом возрасте.
Неоднозначность оценок вектора действия тревожности проявляется и во взглядах на ее функциональную значимость. Отмечается, что тревога может играть охранительную и мотивационную роль, сопоставимую с ролью боли [4].Однако в отличие от боли, тревога - это сигнал опасности, которая еще не реализована.
Таким образом, подчеркивается вероятностный характер прогнозирования опасности (ее характера и величины), который зависит от ситуационных и личностных факторов. В связи с этим тревожность понимается как весомый личностный фактор, необходимый для опережающего.
     В 
психологической литературе можно 
встретить разные определения этого 
понятия, хотя большинство исследований 
сходятся в признании необходимости 
рассматривать его 
     1.2 
Специфика возникновения 
и проявления тревожности 
в подростковом возрасте 
     Подростковый 
возраст исследовали Л.С.
     Подростковый 
возраст богат переживаниями, трудностями 
и кризисами. В этот период складываются, 
оформляются устойчивые формы поведения, 
черты характера, способы эмоционального 
реагирования; это пора достижений, 
стремительно наращивания знаний, умений; 
становление «Я», обретение новой 
социальной позиции. Вместе с тем, это 
потерь детского мироощущения, появление 
чувства тревожности и 
     Тревожные 
подростки живут, ощущая постоянный 
беспричинный страх. Они часто задают 
себе вопрос: ”А вдруг что-нибудь случится?” 
Повышенная тревожность может 
Таким образом, это эмоциональное состояние может выступать в качестве одного из механизмов развития невроза, так как способствует углублению личностных противоречий (например, между высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой.
Тревожные подростки обычно не уверены в себе, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Известно, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сензитивность). Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становиться тревожным. Многое зависит от способов общения родителей с ребенком. Иногда они могут способствовать развитию тревожной личности. Например, высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу гиперпротекции (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание).
В этом случае общение взрослого с подростком носит авторитарный характер, ребенок теряет уверенность в себе и в своих собственных силах, он постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он делает что – нибудь не так, то есть, испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться и перерасти в стабильное личностное образование – тревожность.[24]
     Усилению 
у подростка тревожности могут 
способствовать такие факторы, как 
завышенные требования со стороны родителей, 
так как они вызывают ситуацию 
хронической неуспешности. Сталкиваясь 
с постоянными расхождениями 
между своими реальными возможностями 
и тем высоким уровнем 
     Если 
у подростка усиливается 
     Неуверенность 
порождает тревожность и 
Неуверенный, тревожный подросток всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с делом.
Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные подростки, основан на простом умозаключении: «чтобы ничего не боятся, нужно сделать так, чтобы боялись меня». Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у них - все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры. Также реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избежания лиц, от которых исходит «угроза». Такой подросток одинок, замкнут, малоактивен.[31]
     Интенсивность 
переживания тревоги, уровень тревожности 
у мальчиков и девочек 
     Одно 
из проявлений эмоционально-волевой 
деятельности подростков — тревоги 
и страхи, которые они испытывают 
в определенных жизненных ситуациях. 
Уровень тревожности и 
Традиционно выделяют страх, направленный на определенный объект или определенную ситуацию. Различные формы страхов могут сочетаться друг с другом. Выделено 4 вида страхов: фобические, вызываемые определенными ситуациями или объектами; флюктуирующие (приступы страхов), не связанные с определенными ситуациями и возникающие в виде паники; генерализованные — длительные переживания, не связанные с определенными объектами или ситуациями, панические страхи.
     У 
подростков на первый план выступает 
страх перед авторитарными 
     Подростки 
начинают размышлять о жизни, поэтому 
у них появляются экзистенциальные 
страхи. Отмеченные страхи являются по 
своему типу фобическими и 
О школьных страхах, их возникновении, причинах, формах проявления написано очень много. Этот пример лишний раз свидетельствует о появляющейся дезорганизованности личности вследствие излишней тревожности, ее неустойчивости и возможных отрицательных новообразованиях.
У подростков, учащихся общеобразовательных школ распространены школьные страхи и страхи разлуки (переход в другую школу, страх потерять одного из родителей, если в семье неблагоприятные отношения). Школьные страхи проявляются как страх оценки знаний, страх несоответствия оценке и требованиям окружающих.[7]
     Страх 
разлуки и школьные фобии возникают 
чаще всего из-за чрезмерных требований 
учителя или недостаточной 
Школьная фобия появляется из-за плохих материальных условий жизни, недостаточной интеграции семьи в общество или ближайшее окружение, физического или психического нездоровья родителей, супружеских или семейных конфликтов, отклонений в подходах к воспитанию детей. В итоге подростки становятся чрезмерно пугливыми и испытывают трудности в школе. У подростков, имеющих страхи, появляются вторичные проблемы-депрессии, нарастает социальная изоляция, подросток начинает отставать в учебе. Многие из них боятся, что одноклассники посчитают их прогульщиками, лентяями, больными.[13]
     Все 
виды тревожного расстройства ухудшают 
работоспособность, потому что беспокойство 
не поддается контролю, от него нельзя 
избавиться [24]. Сосредоточившись на источнике 
тревоги, подросток не может уделить 
внимание качественному выполнению 
учебной или трудовой деятельности. 
Иногда у подростков встречаются 
элементы обсессивно-компульсивного расстройства: 
появляются навязчивые идеи или действия. 
Навязчивые состояния (обсессии) — 
это мысли, образы, желания («Нужно ли 
идти по этой улице, где мало народа?», 
«Закрыта ли дверь?»). Компульсивное 
поведение — повторение целенаправленных 
действий, выполняемых в соответствии 
с принятыми правилами (неоднократная 
проверка ошибок в сочинении или 
контрольной работе при неуверенности 
в правильности выполнения). Таким 
образом специфика 
     1.3 
Понятие гендерных особенностей 
подростков 
Понятие «гендер», введённое в обиход социологических исследований к середине 20 века, с самого начала актуализировало проблему соотношения биологического и социального. Традиционное выстраивание понятия «гендер» с опорой на понятие «биологический пол», в различных модификациях дожившее до наших дней, биолозирует социальные параметры человеческой жизни.[10]
Разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами различий, имеющихся в психике и поведении человека.
Исследования проблемы «пола» и «гендера» определяются сложностью и неоднозначностью самого предмета, включающего биологический, социальный и индивидуальный аспекты. В психологии используются как понятие «биологический», так и «психологический пол». В последние десятилетия идёт активное исследование соотношений между частными детерминантами психологического пола, например, между разными аспектами половых ролей.
Информация о работе Гендерные различия проявления тревожности в подростковом возрасте.