Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 23:12, курсовая работа
Целью является выявление гендерных различий в проявлении тревожности у мальчиков и девочек в подростковом возрасте.
Объект исследования – тревожность подростков.
Предмет исследования – гендерные различия проявления тревожности в подростковом возрасте.
     Подростки 
с «повышенными», «высокими» и «очень 
высокими» значения школьной тревожности 
указывают на эмоциональное неблагополучие 
подростка в контексте тех 
или иных школьных ситуаций. Самооценочная 
тревожность связана с оценкой 
себя с другими. Самооценочной тревожностью 
испытывают неуверенность в себе, 
чувство неполноценности. Повышенный 
уровень тревожности у ребенка 
может свидетельствовать о его 
недостаточной эмоциональной 
В таблице №4 и рисунке №4 представлены результаты исследования мальчиков.
Повышенная школьная тревожность у мальчиков отсутствует; высокая школьная тревожность у мальчиков составляет 25 %; очень высокая школьная тревожность у мальчиков не выявлена.
     Повышенная 
самооценочная тревожность у 
мальчиков 25 %; высокая самооценочная 
тревожность у мальчиков не выявлена; 
очень высокая самооценочная 
тревожность у мальчиков 
     Повышенная 
межличностная тревожность у 
мальчиков 25 %; высокая межличностная 
тревожность у мальчиков не выявлена; 
очень высокая межличностная 
тревожность у мальчиков не выявлена. 
Таблица №4 Уровень выраженности типов тревожности у мальчиков
| Общий тип тревожности | Школьный тип тревожности | Самооценочный тип тревожности | Межличностный тип тревожности | 
| Нормальный уровень (75%) | Нормальный
   Уровень (75% )  | 
  Нормальный 
  уровень
   (75%)  | 
  Нормальный
   Уровень (75 %)  | 
| Повышенный
   Уровень (25%)  | 
  Повышенный
   Уровень (0%)  | 
  Повышенный
   Уровень (25%)  | 
  Повышенный
   Уровень (25%)  | 
| Высокий 
  уровень
   (0%)  | 
  Высокий уровень
   (25%)  | 
  Высокий
   Уровень (0%)  | 
  Высокий
   Уровень (0%)  | 
| Очень высокий уровень (0%) | Очень высокий уровень (0%) | Очень высокий 
  уровень
   (0%)  | 
  Очень высокий 
  уровень
   (0%)  | 
     Таким 
образом, в школьном, самооценочном, 
межличностном и общем типах 
тревожности преобладает 
     Более 
подробно результаты представлены на 
рисунке №3 и №4. 
     Рис. 
3 Проявление 
уровней тревожности 
в различных типах у 
девочек 
     Рис. 
4 Проявление уровней 
тревожности в различных 
типах у мальчиков 
Сравнивая данные можно сделать вывод, как у девочек, так и у мальчиков преобладает нормальный уровень тревожности во всех типах, кроме школьного.
Обратимся к рассмотрению результатов исследования, полученных на констатирующем этапе эксперимента; так, методика « Личностная шкала проявления тревоги» Дж. Тейлора, направленная на выявление уровня тревожности в подростковом возрасте, Результаты исследования по методике представлены в таблице №5 и гистограмме №5.
     У 
девочек высокий уровень 
 
Таблица №5 Проявление уровней тревожности у девочек и мальчиков
| Уровень тревожности | Мальчики | Уровень тревожности | Девочки | 
| Высокий | 25 % | Высокий | 55,5 % | 
| Средний, с тенденцией к высокому уровню | 50 % | Средний, с тенденцией к высокому уровню | 33,3 % | 
| Средний, с тенденцией к низкому уровню | 25 % | Средний, с тенденцией к низкому уровню | 11,1 % | 
| Низкий | 0 человек | Низкий | 0 % | 
     Таким 
образом, высокий уровень тревожности 
больше проявляется у девочек, чем 
у мальчиков. Высокая тревожность связана 
с физическими и психическими особенностями 
возраста, с уровнем значимости для сверстников 
и взрослых. Для тревожных подростков 
характерно неумение оценить свои действия, 
найти оптимальную для себя зону трудности 
задания, а также определить вероятность 
желательного исхода события. 
Более подробно результаты представлены на рисунке 5.
     Рис. 
5 Проявление уровней 
тревожности у 
девочек и мальчиков 
Так как целью нашего исследования является выявление гендерных различий в проявлении тревожности у мальчиков и девочек в подростковом возрасте, то мы применили: метод сравнительного анализа, метод математической статистики – критерий φ* — угловое преобразование Фишера.
     В 
таблице № 6 представлен сравнительный 
анализ по методикам «Исследование 
тревожности» Ч. Д. Спилберга, «Шкала тревожности» 
О. Кондаша, «Личностная школа проявлений 
тревоги» Дж. Тейлора. 
Таблица № 6 Сравнительный анализ по методикам (девочки)
| Девочки | Уровень тревожности по методике «Исследование тревожности» Ч. Д. Спилберга | Уровень 
  тревожности по методике «Шкала 
  тревожности»
   Кондаша  | 
  Уровень тревожности по методике «Личностная школа проявлений тревоги» Дж. Тейлора | ||||
| Ситуативная | Личностная | Общая | Школьная | Самооценочная | Межличностная | ||
| Высокий
   (22,2 %)  | 
  Высокий (66,7%) | Нормальный
   (33,3%)  | 
  Нормальный (22,2 %) | Нормальный (55,5%) | Нормальный (77,8 %) | Высокий (55,5%) | |
| Умеренный
   (77, 8 %)  | 
  Умеренный (33,3%) | Повышенный
   (55,5%)  | 
  Повышенный (44,4%) | Повышенный (22,2%) | Повышенный (11,1%) | Средний, с тенденцией 
  к высокому уровню
   (33,3%)  | |
| Низкий (0 %) | Низкий
   (0 %)  | 
  Высокий (11,1%) | Высокий (22,2%) | Высокий
   (22,2%)  | 
  Высокий
   (11,1%)  | 
  Средний, с тенденцией 
  к низкому уровню
   (11,1%)  | |
| Очень высокий (0%) | Очень высокий (11,1%) | Очень высокий (0%) | Очень высокий (0%) | Низкий
   (0%)  | |||
     В 
таблице № 7 представлен сравнительный 
анализ методик «Исследование тревожности» 
Спилберга, «Шкала тревожности» О. Кондаша, 
«Личностная школа проявлений тревоги» 
Дж. Тейлора. 
Таблица № 7 Сравнительный анализ по методикам (мальчики)
| Мальчики | Уровень тревожности по методике «Исследование тревожности» Ч. Д. Спилберга | Уровень 
  тревожности по методике «Шкала 
  тревожности»
   Кондаша  | 
  Уровень тревожности по методике «Личностная школа проявлений тревоги» Дж. Тейлора | ||||
| Ситуативная | Личностная | Общая | Школьная | Самооценочная | Межличностная | ||
| Высокий
   (0 %)  | 
  Высокий (25%) | Нормальный
   (75%)  | 
  Нормальный
   (75% )  | 
  Нормальный (75%) | Нормальный
   (75 %)  | 
  Высокий
   (25%)  | |
| Умеренный
   (75 %)  | 
  Умеренный (75%) | Повышенный
   (25%)  | 
  Повышенный
   (0%)  | 
  Повышенный
   (25%)  | 
  Повышенный
   (25%)  | 
  Средний, с тенденцией 
  к высокому уровню
   (50%)  | |
| Низкий (25 %) | Низкий
   (0 %)  | 
  Высокий
   (0%)  | 
  Высокий
   (25%)  | 
  Высокий
   (0%)  | 
  Высокий
   (0%)  | 
  Средний, с тенденцией 
  к низкому уровню
   (25%)  | |
| Очень высокий (0%) | Очень высокий (0%) | Очень высокий
   (0%)  | 
  Очень высокий
   (0%)  | 
  Низкий
   (0%)  | |||
По данным результатам методики «Исследование тревожности» Ч. Д. Спилберга в группе девочек - подростков выявилось, что высокий уровень преобладает в личностном типе тревожности, а в ситуативном типе тревожности преобладает нормальный уровень. У мальчиков как в ситуативной, так и в личностном типе преобладает нормальный уровень тревожности.
По данным результатам методики «Шкала тревожности» О. Кондаша выявилось, что у девочек выявлен нормальный уровень тревожности во всех типах, кроме школьного типа. У мальчиков в школьном, самооценочном, межличностном и общем типах тревожности преобладает нормальный уровень.
     По 
данным методики «Личностная школа 
проявлений тревоги» Дж. Тейлора выявилось, 
что высокий уровень 
     Для 
подтверждения достоверности 
Гипотезы:
H0: Доля лиц, у которых проявляется исследуемый эффект, в выборке 1 не больше, чем в выборке 2.
H1: Доля лиц, у которых проявляется исследуемый эффект, в выборке 1 больше, чем в выборке 2.
     В 
таблице № 8 показано угловое преобразование 
ф* критерия Фишера по методике «Исследование 
тревожности» Ч. Д. Спилберга, при ф* 
кр. = 1,64 (р≤ 0,05), 2,31 (р≤0, 01), где выборка 
1 – девочки, выборка 2 мальчики. 
Таблица № 8 Угловое преобразование ф* критерия Фишера по методике «Исследование тревожности» Ч. Д. Спилберга
| Тип тревожности | Уровни тревожности | Эмпирическое 
  значение критерия
   ф* эмп.  | 
| Ситуативная | Высокий | 1,634 (зона незначимости) Н1 отвергается | 
| Умеренный | 0,11 (зона незначимости) Н1 отвергается | |
| Низкий | 1,743 (зона незначимости) Н1 отвергается | |
| Личностная | Высокий | 1,764 (зона неопределенности) Н0 отвергается | 
| Умеренный | 1,438 (зона незначимости) Н1 отвергается | |
| Низкий | 0,000 (зона незначимости) Н1 отвергается | 
Информация о работе Гендерные различия проявления тревожности в подростковом возрасте.