Разработанные 
рекомендации, по нашему мнению, могут 
быть использованы родителями и учителями. 
 
Список 
используемой литературы: 
    -  Алексеев 
    В.Г. Ценностные ориентации личности 
    и проблема их формирования. М., 
    1979. – 178 с.
 
    - Ананьев Б.Г. 
    Человек как предмет познания. Л., 1968. – 
    339 с.
 
    - Барабанщиков 
    Б.А. Системная организация и развитие 
    психики // Психологический журнал. 2003. 
    №1 (Т.24). – 91 с.
 
    
  - Всемирная 
  энциклопедия: Философия / Глав. науч. ред. 
  и сост. А.А. Грицанов. М.: Минск, 2001. – 1312 
  с.
 
  - Гаврилюк 
  В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций 
  в период социальной трансформации // Социол. 
  исслед. 2002. №1. – 143 с. 
 
  - Дивицына 
  Н.Ф. «Семьеведение», М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 
  2006. – 325 с.
 
  - Игошев К.Е., 
  Миньковский Г.М. Семья, дети, школа. — 
  М. Юрид.лит., 1989. – 624 с. 
 
  - Залесский 
  Г.Е. Психологические вопросы формирования 
  личности. М. Мысль 1976. – 117  с.   
 
  - Здравомыслов 
  А.Г. Потребность. Интересы. Ценности. М. 
  1986. – 318 с.
 
  - Киприянова 
  Е.В. Исследование ценностных ориентаций 
  старшеклассников и управление социализацией 
  личности // Обществознание в школе. – 
  1999. – №2. – 87 с. 
 
  - Крапивская 
  Л.В. Личность и ее ценностные ориентации. 
  М. 1983. – 269 с. 
 
  - Крутецкий 
  В.А., Лухин В.С. Психология подростков. 
  М., Просвещение 1965. – 336 с. 
 
  - Кожеурова 
  Н.С. Роль идеала в становлении жизненной 
  позиции молодежи (теоретический аспект) 
  // Культура. Политика. Молодежь: Сб. науч. 
  ст. – М., 2001. – Вып 4, ч.1. – 113 с. 
 
  - Кон И.С. Психология 
  ранней юности. М., Просвещение 1989. – 252 
  с. 
 
  - Кон. И.С. 
  Социология личности. М., 1967 – 383 с. 
 
  - Леонгард 
  К. / Акцентуированные личности. «Высшая 
  Школа», 1981 г. – 390 с. 
 
  - Личко А. 
  Е. Типы акцентуаций характера и психопатий 
  у подростков. М.:  ООО АПРЕЛЬ ПРЕСС, 
  ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс,1999. – 403 с. 
 
  - Лукина В.С. 
  Исследование мотивации профессионального 
  развития // Вопросы психологии. 2004. – 286 
  с. 
 
  - Мамедова 
  Ж.С. Ценностные ориентации личности в 
  контексте временной перспективы. // Гуманитарные 
  и социально-экономические науки. Спецвыпуск 
  «Педагогика» № 6. Ростов-на-Дону, издательство 
  РГПУ, 2006. – 179 с. 
 
  - Немов Р.С. 
  Психология. Учебник для студентов педагогических 
  учебных заведений. М., Владос 1998. – 426 с. 
 
  - Ольшанский 
  В. Старшеклассник в изменяющемся мире: 
  Социол. Исслед. // Нар. образование. – 2000. 
  – №3. – 640 с. 
 
  -  Реан А.А. 
  Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая 
  психология. СПб.: ПитерКом, 1999. – 416 с.
 
  - Реан А.А. 
  Психология человека от рождения до смерти. 
  Серия «Психологическая энциклопедия». 
  СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.
 
  - Словарь 
  практического психолога. Минск, 1997. – 
  800 с. 
 
  - Философский 
  энциклопедический словарь. М., 1989. – 1434 
  с. 
 
  - Эльконин 
  Д.Б. К проблеме периодизации психологического 
  развития в детском возрасте // Вопр. психол. 
  1971. № 4. – 211 с. 
 
  - Понятие 
  акцентуации
 
  - Методика 
  "Определение сформированности ценностных 
  ориентаций" Б.С.Круглова (адаптированный 
  и модифицированный вариант методики 
  М.Рокича)
 
http://vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/69-diagnosis-emotional-and-the-personal-sphere/278-method-determination-of-formation-of-value-orientations-bs-kruglov
  - Характерологический 
  опросник Леонгарда
 
 
ПРИЛОЖЕНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение 
1
Методика 
«Определение сформированности ценностных 
ориентаций» Б.С. Круглов (адаптированный 
и модифицированный вариант методики 
М. Рокича).
Ход работы: 
учащимся предлагается две инструкции:
Инструкция 
1: «Ниже приводится список основных 
целей, которые люди стремятся достичь 
в своей жизни. Укажите, какие из них являются 
для Вас ценными, значимыми, проставив 
у каждого пункта баллы от 1 до 5 (наиболее 
значимый – 5)»
   Бланк 
1. (Т – ценности)
| Содержание 
  целей (ценностей) жизни | 
  Балл  
  от 1 до 5 | 
| Самостоятельность 
  как независимость в суждениях 
  и оценках | 
    | 
| Уверенность 
  в себе (свобода от внутренних противоречий, 
  сомнений) | 
    | 
| Материальная 
  обеспеченность  | 
    | 
| Здоровье 
  (физическое и психическое) | 
    | 
| Удовольствия 
   | 
    | 
| Интересная 
  работа | 
    | 
| Любовь 
  (духовная и физическая близость с 
  любимым человеком ) | 
    | 
| Свобода 
  как независимость в поступках 
  и действиях | 
    | 
| Красота 
  (переживание прекрасного в природе 
  и искусстве) | 
    | 
| Хорошие 
  и верные друзья | 
    | 
| Познание 
  (возможно расширение своего образования, 
  кругозора) | 
    | 
| Счастливая 
  семейная жизнь | 
    | 
| Творчество 
  (возможность творческое деятельности) | 
    | 
| Общественное 
  признание (уважение окружающих, коллектива) | 
    | 
| Активная, 
  деятельная жизнь | 
    | 
| Равенство 
  (братство, равные возможности для 
  всех) | 
    | 
 
 
Инструкция 
2: «Ниже приводится список основных 
качеств личности человека. Укажите, какие 
из них являются для Вас нужными, ценными, 
значимыми, проставив у каждого пункта 
баллы от 1 до 5 (наиболее значимые – 5)». 
 
 
 
 
   Бланк 
2. (И – ценности)
| Качества 
  личности (как ценности) | 
  Балл 
  от 1 до 5 | 
| Высокие 
  запросы (высокие притязания) | 
    | 
| Чуткость 
  (заботливость) | 
    | 
| Воспитанность 
  (хорошие манеры, вежливость) | 
    | 
| Жизнерадостность 
  (чувство юмора) | 
    | 
| Эффективность 
  в делах (трудолюбие, эффективность 
  в работе) | 
    | 
| Смелость 
  в отстаивании своего взгляда, мнения | 
    | 
| Исполнительность 
  (дисциплинированность) | 
    | 
| Нетерпимость 
  к недостаткам в себе и других | 
    | 
| Широта 
  взглядов (умение понять чужую точку 
  зрения, уважать иные вкусы) | 
    | 
| Честность 
  (правдивость, искренность) | 
    | 
| Образованность 
  (широта знаний,  высокая общая культура) | 
    | 
| Самоконтроль 
  (сдержанность, самодисциплина) | 
    | 
| Терпимость 
  (к взглядам и мнениям других людей, 
  умение прощать ошибки)  | 
    | 
| Твердая 
  воля (умение настоять на своем, не отступать 
  перед трудностями) | 
    | 
| Рационализм 
  (умение здраво и логично мыслить, 
  принимать обдуманные решения) | 
    | 
| Ответственность 
  (чувство долга, умение держать слово) | 
    | 
 
    Обработка 
результатов методики "Определение 
сформированности ценностных ориентаций":
    Проводится 
качественный анализ ценностных ориентаций 
испытуемого – в соответствии с полученным 
баллом выделяют наиболее и наименее значимые 
ценности. Такой анализ применим только 
к первой группе испытуемых. Ценности, 
получившие наивысший балл, характеризуют 
общую направленности личности. Ценности, 
получившие наименьший балл, также важны 
для характеристики направленности личности, 
так как показывают незначимость этих 
целей и средств личности.   Ценности, 
которые находятся в середине иерархической 
структуры малоинформативны с точки зрения 
общей направленности личности: для них 
характерна тенденция к изменению рангового 
места в зависимости от обстоятельств 
жизни. 
 
 
    Приложение 
2
Характерологический 
опросник Леонгарда.
   Перед 
проведением опроса дается инструкция. 
Время ответов не ограничивается.
  Инструкция: 
“Вам предлагаются утверждения и вопросы, 
касающиеся Вашего характера. Если Вы 
согласны с утверждением или отвечаете 
на вопрос “да”, то поставьте в бланке 
под его номером знак “+”, если же не согласны 
или отвечаете “нет”, то знак “–”. Над 
ответами долго думать не следует, правильных 
и неправильных ответов здесь нет”. 
 
   Бланк 
ответов
 
 
 
 
 
 
 
Вопросы 
опросника:
  - У Вас чаще 
  бывает веселое и беззаботное настроение. 
 
  - Вы чувствительны 
  к оскорблениям. 
 
  - Бывает ли 
  так, что у Вас на глаза навертываются 
  слезы в кино, театре, в беседе и т. п.? 
 
  - Сделав что-либо, 
  Вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, 
  и не успокаиваетесь до тех пор, пока не 
  убедитесь еще раз в этом. 
 
  - В детстве 
  вы были таким же смелым, как другие Ваши 
  сверстники. 
 
  - Часто ли 
  у Вас резко меняется настроение от состояния 
  безграничного ликования до отвращения 
  к жизни, к себе? 
 
  - Являетесь 
  ли вы обычно центром внимания в обществе, 
  в компании? 
 
  - Бывает ли 
  так, что вы беспричинно находитесь в таком 
  ворчливом настроении, что с Вами лучше 
  не разговаривать? 
 
  - Вы серьезный 
  человек. 
 
  - Способны 
  ли вы восхищаться, восторгаться чем-нибудь? 
 
  - Предприимчивы 
  ли Вы? 
 
  - Вы быстро 
  забываете, если Вас кто-то обидит. 
 
  - Мягкосердечны 
  ли Вы? 
 
  - Опуская 
  письмо в ящик, проверяете ли Вы, проводя 
  рукой по щели ящика, что письмо упало 
  в него? 
 
  - Стремитесь 
  ли вы всегда считаться в числе лучших 
  работников? 
 
  - Бывало ли 
  Вам в детстве страшно во время грозы или 
  при встрече с незнакомой собакой (а может 
  быть, такое чувство бывает и теперь)? 
 
  - Вы стремитесь 
  во всем и повсюду соблюдать порядок. 
 
  - Ваше настроение 
  зависит от внешних обстоятельств. 
 
  - Любят ли 
  вас ваши знакомые? 
 
  - Часто ли 
  у Вас бывает чувство внутреннего беспокойства, 
  ощущение возможной неприятности, беды? 
 
  - У вас часто 
  бывает несколько подавленное настроение. 
 
  - Переживали 
  ли Вы хотя бы раз истерику или нервный 
  срыв? 
 
  - Трудно ли 
  вам долго усидеть на месте? 
 
  - Если по отношению 
  к Вам несправедливо поступили, Вы обычно 
  считаете нужным энергично отстаивать 
  свои интересы. 
 
  - Можете ли 
  Вы зарезать курицу или овцу? 
 
  - Вас раздражает, 
  если дома занавес или скатерть висят 
  неровно, и вы сразу же стараетесь поправить 
  их.
 
  - Вы в детстве 
  боялись оставаться в одиночестве дома. 
 
  - Часто ли 
  у вас бывают беспричинные колебания настроения? 
 
  - Вы стремитесь 
  быть высококвалифицированным работником 
  в своей профессии. 
 
  - Быстро ли 
  Вы начинаете сердиться или впадать в 
  гнев? 
 
  - Можете ли 
  Вы быть абсолютно беззаботным? 
 
  - Бывает ли 
  так, что ощущение полного счастья буквально 
  пронизывает Вас? 
 
  - Как Вы думаете, 
  получился бы из Вас ведущий в юмористическом 
  концерте? 
 
  - Вы обычно 
  высказываете свое мнение достаточно 
  откровенно, прямо и недвусмысленно. 
 
  - Вам трудно 
  переносить вид крови, он вызывает у Вас 
  неприятные ощущения. 
 
  - Нравится 
  ли Вам работа с большой личной ответственностью? 
 
  - Вы склонны 
  выступать в защиту лиц, по отношению к 
  которым допущена несправедливость. 
 
  - Было бы Вам 
  страшно спускаться в темный подвал? 
 
  - Вы предпочитаете 
  работу, в которой надо действовать быстро, 
  но требования к качеству выполнения невысоки. 
 
  - Общительны 
  ли Вы? 
 
  - В школе вы 
  охотно декламировали стихи. 
 
  - Убегали 
  ли Вы в детстве из дома? 
 
  - Кажется 
  ли Вам жизнь трудной? 
 
  - Бывает ли 
  так, что после конфликта, обиды Вы были 
  до того расстроены, что идти на работу 
  казалось просто невыносимым? 
 
  - Можно ли 
  сказать, что при неудаче Вы не теряете 
  чувства юмора? 
 
  - Если бы Вас 
  кто-либо обидел, предприняли бы Вы первым 
  шаги к примирению? 
 
  - Вы очень 
  любите животных. 
 
  - Вы иногда 
  возвращаетесь, чтобы убедиться, что оставили 
  дом или рабочее место в порядке, и там 
  ничего непредвиденного не случилось. 
 
  - Вас иногда 
  преследует неясная мысль, что с Вами или 
  Вашими близкими может случиться что-то 
  страшное. 
 
  - Считаете 
  ли Вы, что Ваше настроение очень изменчиво? 
 
  - Трудно ли 
  Вам выступать перед большим количеством 
  людей? 
 
  - Вы можете 
  ударить обидчика, если он Вас оскорбит. 
 
  - У Вас очень 
  велика потребность в общении с другими 
  людьми. 
 
  - Вы относитесь 
  к тем, кто при каких-либо разочарованиях 
  впадает в глубокое отчаяние. 
 
  - Вам нравится 
  работа, требующая энергичной организаторской 
  деятельности. 
 
  - У Вас хватает 
  настойчивости добиваться поставленной 
  цели, несмотря на то, что на пути к ней 
  приходится преодолевать много препятствий. 
 
  - Трагический 
  фильм может взволновать Вас так, что на 
  глазах выступают слезы. 
 
  - Часто ли 
  вам бывает трудно уснуть из-за того, что 
  проблемы прожитого или будущего дня все 
  время крутятся в голове? 
 
  - В школе Вы 
  подсказывали или давали списывать товарищам. 
 
  - Вам потребовалось 
  бы большое напряжение воли, чтобы пройти 
  ночью одному через кладбище. 
 
  - Тщательно 
  ли Вы следите за тем, чтобы дома каждая 
  вещь была всегда на своем месте? 
 
  - Бывает ли 
  так, что Вы ложитесь вечером спать в хорошем 
  настроении, а наутро встаете в подавленном, 
  которое длится чуть ли не весь день? 
 
  - Легко ли 
  Вы привыкаете к новым ситуациям? 
 
  - Бывают ли 
  у Вас головные боли? 
 
  - Вы часто 
  смеетесь. 
 
  - Вы можете 
  быть приветливым даже с теми, кого Вы 
  явно не цените и не уважаете. 
 
  - Вы подвижный 
  человек. 
 
  - Вы очень 
  переживаете из-за несправедливости. 
 
  - Вы настолько 
  любите природу, что можете назвать ее 
  своим другом. 
 
  - Уходя из 
  дома или ложась спать, проверяете ли Вы, 
  закрыт ли газ, погашен ли свет, заперты 
  ли двери? 
 
  - Вы очень 
  боязливы. 
 
  - Изменяется 
  ли Ваше настроение при приеме алкоголя? 
 
  - В юности 
  Вы охотно участвовали в художественной 
  самодеятельности. 
 
  - Вы расцениваете 
  жизнь несколько пессимистически, без 
  ожидания радости. 
 
  - Часто ли 
  Вас тянет путешествовать? 
 
  - Ваше настроение 
  может изменяться так резко, что состояние 
  радости вдруг сменяется угрюмостью и 
  подавленностью. 
 
  - Легко ли 
  Вас удается поднять настроение друзей 
  в компании? 
 
  - Долго ли 
  Вы переживаете обиду? 
 
  - Долго ли 
  Вы переживаете горести других людей? 
 
  - Будучи школьником, 
  Вы нередко переписывали страницу, если 
  случайно ставили на ней кляксу. 
 
  - Вы относитесь 
  к людям скорее с осторожностью и недоверием, 
  чем доверчивостью. 
 
  - Часто ли 
  Вы видите страшные сны? 
 
  - Бывает ли, 
  что вы остерегаетесь того, что броситесь 
  под колеса проходящего поезда или выпадете 
  из окна, расположенного на высоком этаже? 
 
  - В веселой 
  компании Вы обычно веселы. 
 
  - Способны 
  ли Вы отвлечься от трудных проблем, требующих 
  Вашего решения? 
 
  - Вы становитесь 
  менее сдержанным и чувствуете себя свободнее 
  под влиянием алкоголя. 
 
  - В беседе 
  вы скупы на слова. 
 
  - Если бы Вам 
  надо было играть на сцене, Вы смогли бы 
  войти в роль настолько, чтобы забыть, 
  что это только игра?
 
      
Обработка 
результатов.
    После 
заполнения бланка подсчитывается число 
баллов отдельно по каждому из 10 типов 
акцентуаций в следующей последовательности: 
1. гипертимный 
тип
А. Суммируется 
число ответов «да» на вопросы 
№ 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77.
Б. Полученная 
сумма умножается на 3. 
2. застревающий 
тип (ригидный)
А. Суммируется 
число ответов «да» на вопросы 
№ 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81 и число ответов 
«нет» на вопросы № 12, 46, 59.
Б. Полученная 
сумма умножается на 2. 
3. эмотивный 
тип.
А. Суммируется 
число ответов «да» на вопросы 
№ 3, 13, 35,47, 57, 69,79 и ответ «нет» 
на вопрос № 25.
Б. Полученная 
сумма умножается на 3. 
4. педантичный 
тип
А. Суммируется 
число ответов «да» на вопросы 
№ 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83 и ответ 
«нет» на вопрос № 36.
Б. Полученная 
сумма умножается на 2. 
5. тревожный 
тип
А. Суммируется 
число ответов «да» на вопросы 
№ 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82 и ответ «нет» на вопрос 
№ 5.
Б. Полученная 
сумма умножается на 3. 
6. циклотимный 
тип
А. Суммируется 
число ответов « да» на вопросы 
№ 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84.
Б. Полученная 
сумма умножается на 3. 
7. демонстративный 
тип
А. Суммируется 
число ответов «да» на вопросы № 
7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88 и ответ «нет» на 
вопрос № 51.
Б. Полученная 
сумма умножается на 2. 
8. возбудимый 
тип (неуправляемый)
А. Суммируется 
число ответов «да» на вопросы 
№ 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86.
Б. Полученная 
сумма умножается на 3. 
9. дистимный 
тип
А. Суммируется 
число ответов «да» на вопросы 
№ 9, 21, 43, 75, 87 и число ответов «нет» 
на вопросы № 31, 53, 65.
Б. Полученная 
сумма умножается на 3.