Экспериментальная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 12:28, контрольная работа

Описание работы

В науке существуют всеобщие методы исследования, которые совпадают часто с основными методологическими принципами. Существуют общие методы исследования. Они используются во многих науках, это такие методы как наблюдение, методы анализа и синтеза, дифференциации и обобщения, индукции и дедукции. Вдобавок к ним существуют группы специфичных методов для данной науки. Одна из основных задач экспериментальной психологии – ознакомление с основными специфическими методами исследования в психологии, обращение внимания на специфичность использования в психологических исследованиях общих и всеобщих методов.

Работа содержит 1 файл

Экспериментальная психология..doc

— 163.50 Кб (Скачать)

 

Так, В.И. Загвязинский разделяет  эмпирические методы исследования на две группы:

1. Рабочие, частные  методы. К ним относят: изучение ли-тературы, документов и результатов деятельности; наблюдение; опрос (устный и письменный); метод экспертных оценок, тестирование.

2. Комплексные, общие  методы, которые строятся на применении  одного или нескольких частных  методов: обследование; мониторинг; изучение и обобщение опыта; опытная работа; эксперимент.

Таким образом, можно  отметить, что в психологии существует огромное количество классификаций эмпирических методов, некоторые из которых были приведены выше.

 

Задание 2. Обзор проблемы в области экспериментальной психологии по научной литературе (с указанием литературы и правильным оформлением цитат, с указанием сносок): Испытуемый: его деятельность в эксперименте.

 

Согласно ДружининуВ.Н.1, с точки зрения испытуемого, эксперимент - это часть его личной жизни (времени, действий, усилий и т.д.), которую он проводит в общении с экспериментатором для того, чтобы решить какие-то свои личные проблемы. Испытуемый может быть активным в учебе, игре, трудовой деятельности, общении; его активность является эмоциональной или творческой. В любом случае он должен проявлять ее либо стихийно, либо сознательно, чтобы экспериментатор мог решить свои исследовательские задачи. Поэтому ряд исследователей склонны определять эксперимент в психологии "с позиции испытуемого" как организованную экспериментатором деятельность испытуемого (испытуемых) по выполнению поведенческой задачи. В зависимости от целей эксперимента, особенностей группы испытуемых (возраст, пол, здоровье и т.п.) задачи могут быть творческими, трудовыми, игровыми, учебными и т.д.

Всегда, если смотреть на эксперимент  с позиций испытуемого, он является моделью реальной деятельности. Следовательно, в любом эксперименте есть элемент  игры, как бы работы "понарошку", имитации жизненной ситуации. Но любой эксперимент есть также "игра всерьез", так как параллельной жизни нам не дано, процесс и результат исследования оказывают влияние на жизнь испытуемого. Тем более, что, участвуя в нем, он намеревается решить какие-то свои личностные проблемы.

Общение испытуемого и экспериментатора является необходимым условием организации их совместной деятельности и регуляции деятельности испытуемого.

Человек включается в эксперимент  как целостный объект. Следовательно, организация эксперимента требует  учета основных, т.е. известных в настоящий момент, психологических закономерностей, определяющих поведение личности в условиях, соответствующих экспериментальным.

Рассматривая эксперимент как  деятельность испытуемого, Г.Е. Журавлев2 выделяет несколько планов его описания.

1. Физический: люди, участвующие в эксперименте; объекты, которыми манипулирует или которые преобразует испытуемый: средства, которыми для этого располагает испытуемый; условия, в которых происходит эксперимент. Аналогичные компоненты выделяются и в деятельности экспериментатора.

2. Функциональный, способы действия, которые предписаны испытуемому; необходимый уровень компетентности испытуемого; критерии оценки качества деятельности испытуемого; временные характеристики деятельности испытуемого и проведения эксперимента.

3. Знаково-символический (инструкция испытуемому): описание 1) целей исследования и целей деятельности испытуемого; 2) способов и правил действий; 3) общения с экспериментатором; 4) знакомство с мотивационной установкой, оплатой и т.д.

Важнейшим моментом, отличающим психологический эксперимент с  участием людей от других видов естественно-научного исследования, является наличие инструкции. Испытуемый, получая ее, обязуется  добросовестно выполнять все  требования. Иногда инструкция редуцирована (в экспериментах с младенцами, пациентами клиники душевных болезней и т.д.), но общение испытуемого с экспериментатором происходит всегда.

Получивший инструкцию испытуемый должен понять и принять  задание. Если он не понимает задание, то неверно совершает предусмотренные в инструкции операции. Чтобы проконтролировать понимание инструкции, прибегают не только к опросу испытуемых, но и к включению в эксперимент короткой предварительной обучающей серии. Успешное выполнение операций в контрольной серии служит критерием понимания инструкции.

По окончании экспериментальной  серии проводится интервью для выяснения  трудностей в выполнении задания  и причин отклонений действий испытуемых от требований инструкции.

Испытуемый может не принять экспериментальное задание и отказаться его выполнять. Хуже, если из-за непонимания или неприятия задания испытуемый подменяет внешнюю задачу своей субъективной. Экспериментатор должен убедиться, проводя постэкспериментальное интервью, что такой подмены не произошло.

Описание структуры деятельности испытуемого входит составной частью в норму эксперимента.

Испытуемый должен воспринять, понять и принять эту норму, личность экспериментатора и осуществить  соответствующую деятельность. Эта  деятельность сводится к выполнению определенных заданий (достижению цели) с помощью набора средств, которые экспериментатор варьирует в ходе преодоления препятствий (помех, шумов, трудностей), также меняемых им.

Независимые переменные (для экспериментатора) -- это всегда средства, препятствия и цели, которые он предъявляет испытуемому.

Психика человека является системой. На ход и результат психологического эксперимента влияет не только изучаемая  сторона психики испытуемого, но и вся психика в целом, отсюда возникает необходимость учета  и регистрации гораздо большего числа психических проявлений, нежели это нужно, исходя из гипотезы исследования.

Проблема понимания  и принятия задания отнюдь не тривиальна. Например, почти все критические  замечания по поводу интерпретации, которую дал Пиаже результатам  своих классических экспериментов, сводятся к одному: он предлагал детям задания во "взрослой", не адекватной для них форме. Дети попросту не понимали задание и давали ответы, подменяя задачу экспериментатора собственной субъективной задачей. Стоило экспериментаторам сформулировать ту же задачу адекватно жизненному опыту ребенка, как феномены Пиаже "исчезали": 5--6-летние дети демонстрировали уровень когнитивного развития, соответствующий стадии конкретных операций.

Классический вариант "эффекта инструкции" проявляется при измерении времени реакции. Экспериментаторы знают, что инструкция, настраивающая испытуемого на обнаружение сигнала, увеличивает время реакции, а инструкция, требующая максимально быстрого ответа, ускоряет реагирование.

Кроме того, сами испытуемые могут различаться потому, какая установка - моторная или сенсорная - у них доминирует.

 

Задание 3. Разработать  проект психолого-педагогического  эксперимента в образовательном  учреждении любого типа.

Включить проект:

- название (определение  проблемы исследования);

- вид образовательного  учреждения;

-  цель;

- задачи;

- объект и предмет;

- гипотеза;

- методы;

- выборка;

- переменные (постоянные, непостоянные);

- временные сроки.

Пошаговая реализация эксперимента:

Шаг Время Оборудование Содержание Кто реализует Предполагаемый результат

 

«Влияние уровня учебной  мотивации и самооценки младших  школьников на выбор уровня трудности  учебного задания»

Эксперимент проводится в средней общеобразовательной  школе.

Цель исследования: выявить взаимосвязь учебной мотивации и самооценки и выбора уровня трудности учебного задания.

Задачи исследования:

1) изучить теоретический  материал по проблемам учебной  мотивации и самооценки младших  школьников;

2) разработать экспериментальное  исследование о выявлении влияния уровня учебной мотивации и самооценки на выбор трудности учебного задания:

-описать переменные  и способы их контроля;

- составить план исследования;

- указать методики, используемые  для обработки и интерпретации  данных.

Объект исследования: учебная деятельность младших школьников.

Предмет исследования: влияние  учебной мотивации и самооценки на выбор трудности учебного задания.  

Таким образом, мы можем  сформулировать следующую гипотезу исследования:

Самооценка и уровень  учебной мотивации влияет на выбор сложности учебного задания младшим школьником.

         Мы можем сформулировать 6 частных  гипотез:

1) Учащиеся с  высокой  самооценкой и высоким уровнем  учебной мотивации 

выберут более трудное  учебное задание, чем учащиеся с  низкой самооценкой и высоким уровнем учебной мотивации.

2) Учащиеся с высокой  самооценкой и высоким уровнем  учебной мотивации выберут более  трудное учебное задание, чем  учащиеся с  низкой самооценкой  и низким уровнем учебной мотивации.

3) Учащиеся с высокой  самооценкой и высоким уровнем учебной мотивации выберут более трудное учебное задание, чем учащиеся с высокой самооценкой и низким уровнем учебной мотивации.

4) Учащиеся с высокой  самооценкой и низким уровнем  мотивации выбор более трудное  учебное задание, чем учащиеся с низкой самооценкой и высоким уровнем учебной мотивации.

5) Учащиеся с низкой  самооценкой и высоким уровнем   учебной мотивации выберут более  трудное учебное задание, чем  учащиеся с  низкой самооценкой  и низким уровнем учебной мотивации.

6) Учащиеся с высокой самооценкой и низким уровнем учебной мотивации выберут более трудное учебное задание, чем учащиеся с низкой самооценкой и низким уровнем учебной мотивации.

Независимые переменные: самооценка и уровень учебной  мотивации.

Контроль данных переменных пассивный и осуществляется через подбор экспериментатором групп испытуемых. Исследователем рассматривается два уровня самооценки: высокая и низкая и два уровня учебной мотивации: высокий и низкий.               

Зависимая переменная: сложность  учебного задания

Зависимая переменная контролируется исследователем непосредственно через  фиксацию данных тестовых методик. В  исследовании используются задания  двух уровней трудности: трудные  и лёгкие.

Дополнительные переменные: возраст учащихся, присутствие экспериментатора, присутствие других учеников.

Возраст учащихся контролируется тем, что исследователь создаёт  константные условия: проводит методику на детях младшего школьного возраста: 7-10 лет. Сам экспериментатор присутствует при проведении методик и проводит исследование в группе.

Побочные переменные: личностные особенности испытуемых, атмосфера, обстановка в аудитории, отвлекающие факторы (например, световое освещение).

Побочные переменные не контролируются экспериментатором.

Методики исследования

1. Тест Дембо-Рубинштейна

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) испытуемыми ряда личных качеств, таких  как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными  знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание. (Приложение 2)

2. Методика Н.Г. Лускановой

Способ оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных  классов утвержден техническим  советом ВНИИ гигиены детей и  подростков в качестве рационализаторского  предложения (Н.Г. Лусканова, рац. предложение  № 138 от 7.06.1985 г.). Методика включает в себя краткую анкету с тремя вариантами ответа в каждом вопросе. (Приложение 3)

План исследования

Для того, чтобы организовать наше исследование необходимо сформировать экспериментальную выборку. Для  этого случайным образом выбирается классы одной из начальных школы (к примеру, 3 классы средней общеобразовательной школы № 25) при помощи метода рандомизации.   Данный метод  позволяет устранить влияние различий между испытуемыми на ход эксперимента, а также исключить влияние экспериментатора, который подсознательно может стремиться к отбору определённых испытуемых в силу каких-либо личностных особенностей.

Первым шагом исследования будет тестирование испытуемых на выявление  их самооценки и уровня учебной мотивации (при помощи методик Н.Г. Лускановой для диагностики учебной мотивации младших школьников и методики Дембо-Рубинштейна для определения самооценки).

После этого экспериментатор  отбирает учеников с необходимыми для  проверки гипотез исследования сочетаниями  данных характеристик, а именно: учеников с низкой самооценкой и низкой учебной мотивацией, высокой самооценкой и низкой учебной мотивацией, низкой самооценкой и высокой учебной мотивацией и, наконец, высокой самооценкой и высокой учебной мотивацией. Он фиксирует эти данные в таблице.

Информация о работе Экспериментальная психология