Экспериментальная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 12:28, контрольная работа

Описание работы

В науке существуют всеобщие методы исследования, которые совпадают часто с основными методологическими принципами. Существуют общие методы исследования. Они используются во многих науках, это такие методы как наблюдение, методы анализа и синтеза, дифференциации и обобщения, индукции и дедукции. Вдобавок к ним существуют группы специфичных методов для данной науки. Одна из основных задач экспериментальной психологии – ознакомление с основными специфическими методами исследования в психологии, обращение внимания на специфичность использования в психологических исследованиях общих и всеобщих методов.

Работа содержит 1 файл

Экспериментальная психология..doc

— 163.50 Кб (Скачать)

Дальнейшее исследование проводится уже на этой, отобранной группе испытуемых. Учеников рассаживают в классе так, чтобы за одной партой сидел один ученик. Им предлагаются задания по разным дисциплинам (математика, русский язык, окружающий мир) и два уровня сложности решения: низкий и высокий, из которых они должны выбрать один. После проведения исследования экспериментатор приступает к обработке данных.

Обработка и интерпретация  данных

Первоначально экспериментатор  проводит тестирование, выявляя уровень  самооценки младших школьников и уровень их учебной мотивации. Первичные данные методик исследователь заносит в Таблицу 1.

Тестирование проводится на учащихся 3 классов средней общеобразовательной  школы № 25.

Далее были отобраны испытуемые с необходимыми для исследования сочетаниями уровня учебной мотивации и самооценки учеников и данные были приведены в Таблице 2.

 

 

 

 

 

Таблицы первичных данных

Таблица 1

ФИО ученика

Уровень учебной мотивации

Самооценка

     
     

 «…»

«…»

 «…»


 

                                                                                                                                          Таблица 2

 

Высокий уровень учебной мотивации

Низкий уровень учебной мотивации.

Высокий показатель самооценки

   

Низкий показатель

самооценки

   

 

В результате сбора первичных данных мы получаем следующие сочетания уровня учебной мотивации и самооценки в личности младшего школьника: низкая самооценка и высокий уровень учебной мотивации, низкая самооценка и низкий уровень учебной мотивации, высокая самооценка и высокий уровень учебной мотивации высокая самооценка и низкий уровень учебной мотивации.

     После этого, экспериментатор приступает непосредственно к исследованию, направленному на проверку гипотез. Экспериментатором проверяются статистические гипотезы при помощи критерия Фишера.                                                                                                                 

1. Проверим 1 частную гипотезу.

Н1: Учащиеся с высокой самооценкой и высоким уровнем учебной мотивации выберут более трудное учебное задание, чем учащиеся с  низкой самооценкой и высоким уровнем учебной мотивации.

Н0: Учащиеся с высокой самооценкой и высоким уровнем учебной мотивации не выберут более трудное учебное задание, чем учащиеся с  низкой самооценкой и высоким уровнем учебной мотивации.

                                                                                                             

Таблица 3        

              Таблица сопряжённости для критерия j* при проверке гипотезы №1                                                                                                                

 

Ученики

Есть эффект

Нет эффекта

Сумма

Трудное учебное задание 

 

%

Лёгкое учебное задание

 

%

Учащиеся с высоким уровнем  мотивации и высокой самооценкой

         

Учащиеся с высоким уровнем учебной мотивации и низкой самооценкой

         

Сумма в 5

 

100

 

100

 



 

 

Осуществим подсчет  j*эмп по формуле:


j*эмп = (j- j2) * √ n1*n /( n1+n2 ),  где

j1 –   угол, соответствующий большей процентной доле;

j2 –  угол, соответствующий меньшей процентной доле;

n1    - объем 1 выборки;

n2   - объем 2 выборки.

Если j*эмп ≥ 1,64 то гипотеза Н1 принимается на 5%-ном уровне значимости.

Если j*эмп ≥ 2,31 то гипотеза Н1 принимается на 1%-ном уровне значимости.

2. Проверим гипотезу 3

Н1: Учащиеся с высокой самооценкой и высоким уровнем учебной мотивации выберут более трудное учебное задание, чем учащиеся с высокой самооценкой и низким уровнем учебной мотивации.

 Н0: Учащиеся с высокой самооценкой и высоким уровнем учебной мотивации не выберут более трудное учебное задание, чем учащиеся с высокой самооценкой и низким уровнем учебной мотивации.

 

                                                                                                                                Таблица 4

 

                  Таблица сопряжённости для критерия j* при проверке гипотезы №3.

 

Ученики

Есть эффект

Нет эффекта

Сумма

Трудное учебное

задание 

 

%

Лёгкое 

учебное задание

 

%

Учащиеся с высокой самооценкой  и высоким уровнем учебной  мотивации

         

Учащиеся с высокой самооценкой и низким уровнем учебной мотивации

         

Сумма в %

 

100

 

100

 



 

 Далее следуют расчеты по формуле 1.

 

3. Проверим гипотезу 4

Н1: Учащиеся с высокой самооценкой и низким уровнем мотивации выберут более трудное учебное задание, чем учащиеся с низкой самооценкой и высоким уровнем учебной мотивации.

Н0: Учащиеся с высокой самооценкой и низким уровнем мотивации выберут более трудное учебное задание, чем учащиеся с низкой самооценкой и высоким уровнем учебной мотивации.

 

                                                                                                                                   Таблица 5

 

Таблица сопряжённости  для критерия j* при проверке гипотезы №4.

 

 

Ученики

Есть эффект

Нет эффекта

Сумма

Трудное учебное задание

 

%

Лёгкое учебное задание

 

%

Учащиеся с высокой самооценкой  и низким уровнем учебной мотивации

         

Учащиеся с низкой самооценкой  и высоким уровнем учебной  мотивации

         

Сумма в %

 

100

 

100

 



 

Далее расчеты по формуле 1.

Гипотезы 2, 5 и 6 в проверке не нуждаются, так как не принадлежат принципу фальсифицируемости.

Сформируем таблицу  обобщённых данных

 

 

Таблица 6

 

Выбор трудности учебного задания

Высокая самооценка

Низкая самооценка

Высокий уровень учебной мотивации

Низкий уровень учебной мотивации

Высокий уровень учебной мотивации

Низкий уровень учебной мотивации

Трудное задание

       

Лёгкое задание

       



 

 

 

 

Задание 4. Составить словарь терминов по экспериментальной психологии:

 

Научное исследование - процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний.

Виды научных исследований:

Фундаментальное исследование, предпринятое главным образом, чтобы  производить новые знания независимо от перспектив применения.

Прикладное исследование.

Методологические принципы – принципы, на основе которых строится любое психологическое исследование.

 Методология - (от греч. methodos - путь исследования, logos - наука) - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология - учение о научном методе вообще и о методах отдельных наук. Это культура научного исследования.

Метод - это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С. Л. Рубинштейн). (от греч. methodos -- путь исследования или познания) - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения; это и есть пути познания, посредством которых познается предмет любой науки.

Методика - (method) — совокупность конкретных операций, процедур проведения эксперимента. Одним из условий достижения внутренней валидностиявляется точность (precision) соблюдения. Пря проведении лабораторных экспериментов особо обсуждается вопрос о соответствии компонентов М. теоретическим понятиям, привлекаемым для определения независимой переменной (например, может ли резкий звук зуммера расцениваться как «наказание» и т.п.) (см. Операциональная валидность). М. подробно излагается в соответствующем разделе экспериментального отчета.

Научная проблема - теоретический или фактический вопрос, требующий разрешения.

Цель исследований - это тот научный результат, который должен быть получен в итоге всего исследования.

Задачи исследования - это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования. Как правило, различают три группы задач, которые связаны с:

1)   выявлением сущностных признаков и критериев изучаемого явления или процесса;

2)   обоснованием способов решения проблемы;

3)   формулированием ведущих условий обеспечения эффективного решения проблемы.

Объект исследования - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело. 

Предмет исследования - это то, что находится в рамках, в границах объекта это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки.

Гипотеза - конкретизация некоторой догадки, или идеи, с целью ее проверки в эксперименте. Гипотеза включает в себя: независимую переменную, зависимую переменную, отношение между ними и уровни дополнительных переменных. Т. о., гипотеза — это предположение об отношении между независимой и зависимой переменными при определенном уровне дополнительной переменной. В той мере, в какой это отношение не будет зависеть от побочных и дополнительных переменных, гипотеза может становиться все более обобщенной;

Выборка - (sample) —испытуемые, отобранные из изучаемой популяции для участия в эксперименте. Выборку разделяют на экспериментальную и контрольную группы. Эксперименты с привлечением В. являются, как правило, межгрупповыми„ но в принципе могут проводиться и по индивидуальным схемам. Основное качество выборки, необходимое для полноценного эксперимента, — ее репрезентативность, которая определяет внешнюю валидность эксперимента и, достигается адекватными методами отбора испытуемых. Внутренняя валидность зависит от степени взаимного соответствия экспериментальной и контрольной групп и обеспечивается с помощью различных стратегий распределения испытуемых по группам.

Наблюдение - один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан. Наблюдение включает элементы теоретического мышления (замысел, система методических приемов, осмысление и контроль результатов) и количественные методы анализа (шкалирование, факторизация данных и др.). Точность предустановленных рамок наблюдения зависит от состояния знаний в исследуемой области и поставленной задачи. На результатах наблюдения существенно сказывается уровень опыта и квалификации наблюдателя. В психологической интерпретации поведения людей прошлый опыт наблюдателя не ограничивается его научными представлениями, но включает и его привычные стереотипы суждений, эмоциональные отношения, ценностные ориентации и т. д. Несмотря на все предосторожности, наблюдение всегда характеризуется некоторой субъективностью; оно может создавать установку, благоприятную для фиксации значимого факта, что порождает интерпретацию фактов в духе ожиданий наблюдателя. Отказ от преждевременных обобщений и выводов, многократность наблюдения, контроль с помощью других методов исследования позволяют обеспечить объективность наблюдения.

Информация о работе Экспериментальная психология