Экспериментальное исследование эмпатии у учителей (на примере СОШ №30 г. Петропавловска-Камчатского)

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в том, чтобы дать характеристику эмпатии как профессионально-личностной характеристики личности учителя и разработать систему мероприятий, способствующих развитию способностей к эмпатии у учителей и внедрить эту систему в практику образовательного учреждения.
Основными задачами данной работы являются:
- изучение научной литературы по психологии и педагогике и методической литературы по поставленной проблеме;
- определение роли и значимости эмпатии в структуре личности педагога;
- разработка методических рекомендаций педагогу для повышения у себя уровня эмпатии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретико - методологическое обоснование способности к
эмпатии у учителя как важной профессионально - личностной характеристики.
Сущность эмпатии как личностной характеристики……………..6
1.2 Эмпатия как профессионально-личностная характеристика личности учителя…………………………………………………………11
Глава 2. Экспериментальное исследование эмпатии у учителей (на примере СОШ №30 г. Петропавловска-Камчатского).
2.1 Диагностика эмпатии у учителей ………………………………….18
2.2 Система мероприятий по развитию эмпатии у учителей как профессионально-личностного качества…………………………………….19
2.3 Диагностика эффективности системы мероприятий по развитию эмпатии у учителей СШ №30 …………………………………………………28
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы…………………

Работа содержит 1 файл

4_3698895_KURSOVA.doc

— 285.50 Кб (Скачать)

     Четвертый этап — творческий. Справедливо, что подлинным критерием успешности подготовки специалиста должна явиться оценка степени сформированности способностей учителей к самостоятельному выявлению, постановке и решению учебных, профессиональных и исследовательских задач. Поэтому воспитание творческой личности педагога с необходимостью должно включать в себя создание условий для «узнавания», «видения» проблем и задач. Лишь в этом случае может сформироваться педагогическая направленность мышления.

Преподавателям  дается творческое задание, которое  они выполняют на фоне педагогической практики — на основе одной из реальных проблемных ситуаций вычленить собственную педагогическую задачу. Задача должна предполагать ориентацию в детской психологии, проявление сочувствия школьникам и понимание их.

     Практика  показывает, что преподаватели, прошедшие специальную подготовку по развитию эмпатии, значительно лучше других решают педагогические задачи. А это одно из необходимых условий профессионального самоопределения личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Экспериментальное  исследование эмпатии  у учителей (на примере СОШ №30 г. Петропавловска-Камчатского).

     2.1  Диагностика эмпатии у учителей.

   Среди педагогического состава преподавателей СОШ №30 была проведена диагностика  по выявлению уровня эмпатии. Использовались методики по определению уровня эмпатии  И. М. Юсупова, А. Мехрабиана и Н. Эпштейна, В.В. Бойко (тексты опросников приведены в приложениях). Также были использован такой метод, как наблюдение.

   Диагностике подверглись 3 учителя русского языка  и литературы, Малинникова И. Н., Дергачева  А.А., Поддубная Р.Н., завуч школы Перегибина И.М., учителя математики Павлов С.П., Ковтун И.В., учитель географии Рыбникова С.П., учитель физики Колдачев Н.Н.

   Результаты  наблюдения были неудовлетворительными. Учителя показали низкий и очень  низкий уровни способности к эмпатии, что отрицательно сказывалось на их работе с детьми. Они не стремились понять ребенка, проявить интерес к волнующим его проблемам, материал выдавался «насухую» без поиска каких-либо причин плохой усваиваемости выдаваемого материала. Результаты тесов, проведенных с ними, подтвердили результаты наблюдения.

   Результат теста по способности  к эмпатии Мехрабиана и Н.Эпштейна:

-мужчины: 8 (соответствует низкому уровню  эмпатии)

-женщины: 20 (соответствует низкому уровню  эмпатии)

   Результат теста по способности  к эмпатии И.М. Юсупова:

-мужчины:13 (соответствует низкому уровню  эмпатии)

-женщины: 25 (соответствует низкому уровню  эмпатии)

   Результат теста по способности  к эмпатии В.В. Бойко:

-мужчины:  от 1 до 3 по каждому параметру,  что соответствует низкому уровню  эмпатии;

-женщины:  от 2 до 4 по каждому параметру,  что соответствует низкому или  среднему уровню эмпатии. 

   Результаты  тестов на способность к эмпатии  показали, что учителя работают со своими учениками практически без  попытки сопереживать, понимать их психологически, что негативно сказывается на психике учеников.  
 

   2.2 Система мероприятий по развитию эмпатии у учителей как профессионально-личностного качества.

Процесс формирования эмпатической культуры педагога  предполагает функционально-ролевые, или деловые отношения. Для такого рода отношений характерно общение, связанное с главной функцией изучаемого процесса – передачей педагогу знаний и умений, необходимых для развития его эмпатической культуры. Предметом диалога здесь выступает предметная деятельность, а в качестве содержания - специальные знания и культурно-исторический опыт человечества.

    Развитию диалогических отношений в процессе формирования эмпатической культуры педагога способствуют:

    • установка на партнерство в общении;
    • признание прав партнера на собственную точку зрения и ее защиту;
    • умение слушать и слышать партнера;
    • готовность взглянуть на предмет общения с позиций партнерства;
    • способность к сочувствию и сопереживанию.
 

    Таким образом, диалоговое общение, несомненно, способствует формированию эмпатии как личностного, профессионально-значимого качества педагога.

    Диалоговое  общение как метод располагает  богатым арсеналом эмоционально-интеллектуальных приемов, способствующих становлению  и развитию эмпатической культуры. Раскроем суть данных приемов. 

    Идентификация (от лат. identificare - отождествление) - это способ понимания другого человека через осознанное или неосознанное уподобление его характеристикам самого субъекта. Представляет интерес рассмотрение идентификации как механизма переноса себя в ситуацию, позицию другого человека. В процессе этого проникновения усваиваются личностные смыслы, что помогает понять внутреннее состояние, намерения, мотивы, чувства другого человека, а это, в свою очередь, обеспечивает эффективность процесса формирования эмпатической культуры педагога.

    Когнитивная интерпретация - это объяснение того, что пытается выразить собеседник, но пока не может сделать это достаточно ясно. Он еще полностью не осознает свои чувства и состояние. Использование данного приема наиболее оправдано тогда, когда установился хороший психологический контакт. Основная цель - помочь собеседнику увидеть связи или какие-то аспекты ситуации, которые он полностью не осознает.

    Резюмирование - прием, похожий на интерпретацию; только в этом случае подытоживаются основные идеи и чувства собеседника, высказанные им открыто в конкретном фрагменте разговора. Здесь точка зрения слушающего в понимании участника диалога присутствует в большей степени, чем в простом перефразировании. Резюмирующие реакции помогают соединить фрагменты разговора в смысловое единство. Они дают уверенность в точности восприятия сообщения собеседника и помогают педагогу понять, насколько хорошо ему удалось передать свою мысль.

    «Зеркало» - прием повторения последней фразы с изменением порядка слов. Этот прием предполагает только отражение высказывания говорящего. «Зеркало» помогает осмыслить собеседнику его же высказывание, тон и манеру произношения. Данный прием направлен на установление взаимопонимания.

    Разновидность приема «Зеркало» - «Эхо». Это повторение последних слов собеседника. Выполняет функцию уточнения высказывания и не предполагает продолжения и развития мысли говорящего и приписывания ему того, что не было сказано.

    «Имя  собственное» - при взаимодействии со слушателем следует чаще обращаться к нему по имени, что вызывает не всегда осознанное им чувство удовлетворения.

    Подбадривания и заверения - это приемы подтверждения того, что педагог хочет принять мысли и чувства ученика безотносительно к тому, какими бы они не оказались. Приведем примеры реакций такого типа: «Да, я понимаю твое состояние», «Продолжайте, продолжайте. Это интересно», «Приятно слышать».

    Чаще всего такие реакции называют открывающими, т.е. такими, которые способствуют открытию диалога, особенно в самом начале. Эти реакции снижают напряженность собеседника, возникающую из-за боязни быть непонятым или получить молчаливый отказ.

    Вопросы, проясняющие позицию преподавателя (т.е. вопросы с его точки зрения). Это такие неоценочные вопросы, которые являются реакцией лектора на высказанное и выраженное преподавателем мнение в диалоге. Основная цель таких вопросов - стремление прояснить мысли, чувства и представления преподавателя.  Ими можно направлять его, но в то же время привлекать внимание к определенным аспектам его собственных переживаний, мыслей и представлений. Проясняющие вопросы - это обращение к говорящему за уточнением. Они помогают сделать его высказывание более понятным, способствуют более точному его восприятию педагогом. В качестве ключевых фраз, используемых как выясняющие, уточняющие вопросы, побуждающие к дальнейшим высказываниям, могут быть: «Тебя что-нибудь беспокоит?», «Не повторишь ли ты еще раз то, что сказал?», «Я не понимаю, что ты имеешь в виду?», «Так что же главное?».

    Самораскрытие - иллюстрация на конкретном примере того, как у других людей протекают процессы, подобные тем, которые переживает студент. Подобие должно заключаться не в сходстве внешних обстоятельств, ситуаций, а в глубокой идентичности значений и чувств. Конкретные иллюстрации должны быть безоценочными, т.е. не иметь характер моральных оценок и поучений. Это не идеализированный образ (так должно быть), а бывший в действительности инцидент с различными проявлениями особого состояния, через которые проходит человек. Приводимые данные должны быть достаточно подробными и точными, чтобы преподаватель имел возможность самостоятельно сделать вывод. Самораскрытие, являясь полезным эмоционально-интеллектуальным приемом стимулирования развития эмпатической культуры ученика, не меньше пользы приносит и для личностного роста педагога.

    Эмоциональный отклик - это отражение в форме непосредственного переживания жизненного смысла, явления и ситуации. Внешне эмоциональный отклик выражается в мимике, речи и пантомимике. Он выступает в роли регулятора общения и определяет его способы и средства. Данный прием может оказать влияние не только на отдельные действия преподавателя, но и на его эмоциональное состояние в целом. 

    Предлагаемые  эмоционально-интеллектуальные приемы стимулирования процесса формирования эмпатической культуры преподавателя в границах диалогового общения способствуют использованию другого приема - установление личного контакта. Этот прием содействует обнаружению связи между двумя лицами, вступающими во взаимодействие и общение. 

    Личный  контакт может быть разных видов. Это физический (тактильный) контакт, который устанавливается посредством  прикосновения; визуальный - посредством  взгляда; вербальный - с помощью слов; пластический - выраженный жестом; предметно-действенный - когда предмет и действие выступают средством установления связи. Наибольшую ценность для воспитания эмпатической культуры педагога представляет визуальный контакт - взгляд глаза в глаза. С точки зрения формирования эмпатической культуры преподавателя важно вырабатывать данное умение: «не взглядывать» на преподавателя, выходя на общение с ним, а «смотреть» в его глаза, посылая через свой взгляд эмпатию и веру в него. Визуальный контакт устанавливается с каждым преподавателем из группы испытуемых. Постепенно он дополняется вербальным, тактильным, предметно-действенным контактом. В процессе отработки данного приема формирования эмпатии у преподавателей участники общения учатся устанавливать различного вида личные контакты.

    Шутка и юмор - очень эффектный и эффективный прием формирования эмпатической культуры педагогов. Шутка снимает психологическое напряжение, подчеркивает доброжелательные отношения, снимает унылое или агрессивное состояние духа, а, следовательно, высвобождает активный разум и помогает решать ясно какой-либо вопрос. Шутка активизирует, отвлекает, расслабляет, рождает эмпатию. Проблема данного приема не в его признании, а в его организации. Как научить преподавателя шутить? Мысленно подняться над ситуацией и посмотреть на нее со стороны, попытаться обнаружить смешную сторону в противостоянии двух партнеров, при этом обозначить словесно, что видится со стороны.

    Цицерон в своем руководстве для ораторов полагал, что смешное включает в себя: двусмысленность, неожиданные умозаключения, каламбуры, необычное истолкование собственных имен, пословицы, аллегорию, метафоры, иронию. Среди юмористических приемов можно выделить: иронию; парадоксы; ложное усиление; двойное истолкование; ложное противопоставление; намек.

    Использование юмористических приемов и шутки  активизирует и оживляет процесс  формирования эмпатической культуры педагогов. 

    Формированию  эмпатии будет способствовать прием, называемый «подстановка мотива». Суть данного приема заключается в следующем: осознанная подмена реального мотива поступка другим, реализация которого не удалась по каким-либо причинам. Целью его является повышение самооценки педагога и развитие у него эмпатии по отношению к людям вообще. Подстановка мотива кардинально меняет вектор поведения, и содержание поступка преображается из негативного в позитивное. Как правило, данный прием позволяет скорректировать поведение педагога, но он делает это сам, по собственному выбору, который ему как бы предлагают сделать. 

Информация о работе Экспериментальное исследование эмпатии у учителей (на примере СОШ №30 г. Петропавловска-Камчатского)