Экспериментальное исследование эмпатии у учителей (на примере СОШ №30 г. Петропавловска-Камчатского)

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в том, чтобы дать характеристику эмпатии как профессионально-личностной характеристики личности учителя и разработать систему мероприятий, способствующих развитию способностей к эмпатии у учителей и внедрить эту систему в практику образовательного учреждения.
Основными задачами данной работы являются:
- изучение научной литературы по психологии и педагогике и методической литературы по поставленной проблеме;
- определение роли и значимости эмпатии в структуре личности педагога;
- разработка методических рекомендаций педагогу для повышения у себя уровня эмпатии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретико - методологическое обоснование способности к
эмпатии у учителя как важной профессионально - личностной характеристики.
Сущность эмпатии как личностной характеристики……………..6
1.2 Эмпатия как профессионально-личностная характеристика личности учителя…………………………………………………………11
Глава 2. Экспериментальное исследование эмпатии у учителей (на примере СОШ №30 г. Петропавловска-Камчатского).
2.1 Диагностика эмпатии у учителей ………………………………….18
2.2 Система мероприятий по развитию эмпатии у учителей как профессионально-личностного качества…………………………………….19
2.3 Диагностика эффективности системы мероприятий по развитию эмпатии у учителей СШ №30 …………………………………………………28
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы…………………

Работа содержит 1 файл

4_3698895_KURSOVA.doc

— 285.50 Кб (Скачать)

    11 баллов и менее - очень низкий уровень. Эмпатийные тенденции личности не развиты. Затрудняетесь первым начать разговор, держитесь особняком среди сослуживцев. Особенно трудны контакты с детьми и лицами, которые намного старше вас. В межличностных отношениях нередко оказываетесь в неловком положении. Во многом не находите взаимопонимания с окружающими. Любите острые ощущения, спортивные состязания предпочитаете искусству. В деятельности слишком центрированы на себе. Вы можете быть очень продуктивны в индивидуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выглядите в лучшем свете. С иронией относитесь к сентиментальным проявлениям. Болезненно переносите критику и свой адрес, хотя можете на нее бурно не реагировать. Вам необходима гимнастика чувств. 

Приложение 2

Опросник  для диагностики  способности к  эмпатии Мехрабиана и Н. Эпштейна

Инструкция: Прочитайте приведенные утверждения  и, ориентируясь на то, как вы ведете себя в подобных ситуациях, выразите свое согласие "+" или несогласие "-" с каждым из них.

Опросник

1.Меня  огорчает, когда вижу, что незнакомый  человек чувствует себя среди  других людей одиноко. 

2 Люди  преувеличивают способность животных  чувствовать и переживать.

3 Мне  неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства.

4 Меня  раздражает в несчастных людях  то, что они сами себя жалеют.

5 Когда  кто-то рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать.

6 Я считаю, что плакать от счастья глупо. 

7 Я близко  к сердцу принимаю проблемы  своих друзей.

8 Иногда  песни о любви вызывают у  меня много чувств.

9 Я сильно  волнуюсь, когда должен (должна) сообщить  людям неприятное для них известие.

10 На  мое настроение сильно влияют  окружающие люди.

11 Я  считаю иностранцев холодными и бесчувственными.

12 Мне  хотелось бы получить профессию,  связанную с общением с людьми.

13 Я  не слишком расстраиваюсь, когда  мои друзья поступают необдуманно. 

14 Мне  очень нравится наблюдать, как  люди принимают подарки. 

15 По-моему, одинокие люди чаще бывают недоброжелательными.

16 Когда  я вижу плачущего человека, то  сам (сама) расстраиваюсь. 

17 Слушая  некоторые песни, я порой чувствую  себя счастливым (счастливой).

18 Когда  я читаю книгу (роман, повесть  и т.п.), то так переживаю, как будто все, о чем читаю, происходит на самом деле.

19 Когда  я вижу, что с кем-то плохо  обращаются, то всегда сержусь. 

20 Я  могу оставаться спокойным (спокойной), даже если все вокруг волнуются. 

21 Если  мой друг или подруга начинают  обсуждать со мной свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

22 Мне  неприятно, когда люди, смотря  кино, вздыхают и плачут.

23 Чужой  смех меня не заражает.

24 Когда  я принимаю решение, отношение  других людей к нему, как правило,  роли не играет.

25 Я теряю душевное спокойствие, если окружающие чем-то угнетены.

26 Я  переживаю, если вижу людей,  легко расстраивающихся из-за  пустяков.

27 Я  очень расстраиваюсь, когда вижу  страдания животных.

28 Глупо  переживать по поводу того, что  происходит в кино или о чем читаешь в книге.

29 Я  очень расстраиваюсь, когда вижу  беспомощных старых людей. 

30 Чужие  слезы вызывают у меня раздражение. 

31 Я  очень переживаю, когда смотрю  фильм. 

32 Я  могу оставаться равнодушным  (равнодушной) к любому волнению  вокруг.

33 Маленькие дети плачут без причины.  

Обработка результатов

Сопоставьте свои ответы с ключом и подсчитайте  количество совпадений.

Ответ Номера утверждений-предложений 
Согласен "+" 1, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27, 29, 31 Не
согласен "-" 2, 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33
 

Полученное  общее количество совпадений (сумму  баллов) проанализируйте, сравнив свой результат с показателями, представленными  в нижеследующей таблице.

Пол
    Уровень эмпатических тенденций 
 
Мужчины
высокий средний низкий очень низкий
33-26 25-17 16-8 7-0
Женщины 33-30 29-23 22-17      16-0
 

Обратите  внимание на то, что уровень эмпатических тенденций в среднем выше у  представительниц женского пола. Это связано с влиянием культурных особенностей, ожиданий и стереотипов, проявляющихся в поощрении большей чуткости и отзывчивости у женщин и большей сдержанности и невозмутимости у мужчин. В целом же необходимо помнить о возможности развития способности к эмпатии по мере личностного роста и стремления к самоактуализации. 

Приложение 3

Диагностика уровня эмпатических способностей испытуемого  по методике В. В. Бойко.

Инструкция  к тесту 

Ответьте на каждый вопрос «Да», если он верно описывает ваше поведение и «Нет», если ваше поведение не соответствует тому, о чем говорится в вопросе.

Тестовый  материал

  1. У меня есть привычка внимательно изучать лица и поведение людей, чтобы понять их характер, наклонности, способности.
  2. Если окружающие проявляют признаки нервозности, я обычно остаюсь спокойным.
  3. Я больше верю доводам своего рассудка, чем интуиции.
  4. Я считаю вполне уместным для себя интересоваться домашними проблемами сослуживцев.
  5. Я могу легко войти в доверие к человеку, если потребуется.
  6. Обычно я с первой же встречи угадываю “родственную душу” в новом человеке.
  7. Я из любопытства обычно завожу разговор о жизни, работе, политике со случайными попутчиками в поезде, самолете.
  8. Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем- то угнетены.
  9. Моя интуиция - более надежное средство понимания окружающих, чем знания или опыт.
  10. Проявлять любопытство к внутреннему миру другой личности - бестактно.
  11. Часто своими словами я обижаю близких мне людей, не замечая того.
  12. Я легко могу представить себя каким-либо животным, ощутить его повадки и состояния.
  13. Я редко рассуждаю о причинах поступков людей, которые имеют ко мне непосредственное отношение.
  14. Я редко принимаю близко к сердцу проблемы своих друзей.
  15. Обычно за несколько дней я чувствую: что-то должно случиться с близким мне человеком, и ожидания оправдываются.
  16. В общении с деловыми партнерами обычно стараюсь избегать разговоров о личном.
  17. Иногда близкие упрекают меня в черствости, невнимании к ним.
  18. Мне легко удается копировать интонацию, мимику людей, подражая им.
  19. Мой любопытный взгляд часто смущает новых партнеров.
  20. Чужой смех обычно заражает меня.
  21. Часто, действуя наугад, я тем не менее нахожу правильный подход к человеку.
  22. Плакать от счастья глупо.
  23. Я способен полностью слиться с любимым человеком, как бы растворившись в нем.
  24. Мне редко встречались люди, которых я понимал бы без лишних слов.
  25. Я невольно или из любопытства часто подслушиваю разговоры посторонних людей.
  26. Я могу оставаться спокойным, даже если все вокруг меня волнуются.
  27. Мне проще подсознательно почувствовать сущность человека, чем понять его, "разложив по полочкам".
  28. Я спокойно отношусь к мелким неприятностям, которые случаются у кого-либо из членов семьи.
  29. Мне было бы трудно задушевно, доверительно беседовать с настороженным, замкнутым человеком.

Ключ  к тесту

Подсчитывается  число правильных ответов (соответствующих “ключу”) по каждой шкале. Затем определяется суммарная оценка:

Рациональный  канал эмпатии: +1, +7, -13, +19, +25, -31;

Эмоциональный канал эмпатии: -2, +8, -14, +20, -26, +32;

Интуитивный канал эмпатии: -3, +9, +15, +21, +27, -33;

Установки, способствующие эмпатии: +4, -10, -16, -22, -28, -34;

Проникающая способность в эмпатии: +5, -11, -17, -23, -29, -35;

Идентификация в эмпатии: +6, +12, +18, -24, +30, -36.  

Интерпретация результатов теста 

Анализируются показатели отдельных шкал и общая суммарная оценка уровня эмпатии. Оценки на каждой шкале могут варьироваться от 0 до 6 баллов и указывают на значимость конкретного параметра в структуре эмпатии.

Рациональный  канал эмпатии характеризует направленность внимания, восприятия и мышления эмпатирующего на сущность любого другого человека - на его состояние, проблемы, поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного отражения партнера. В рациональном компоненте эмпатии не следует искать логику или мотивацию интереса к другому. Партнер привлекает внимание своей бытийностью, что позволяет эмпатирующему непредвзято выявлять его сущность.

Эмоциональный канал эмпатии. Фиксируется способность эмпатирующего входить в эмоциональный резонанс с окружающими - сопереживать, соучаствовать. Эмоциональная отзывчивость в данном случае становится средством "вхождения" в энергетическое поле партнера. Понять его внутренний мир, прогнозировать поведение и эффективно воздействовать возможно только в том случае, если произошла энергетическая подстройка к эмпатируемому. Соучастие и сопереживание выполняют роль связующего звена, проводника от эмпатирующего к эмпатируемому и обратно.

Интуитивный канал эмпатии. Балльная оценка свидетельствует о способности респондента видеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнерах. Интуиция, надо полагать, менее зависит от оценочных стереотипов, чем осмысленное восприятие партнеров.

Установки, способствующие или  препятствующие эмпатии, соответственно, облегчают или затрудняют действие всех эмпатических каналов. Эффективность эмпатии, вероятно, снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедил себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умонастроения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия. Напротив, различные каналы эмпатии действуют активнее и надежнее, если нет препятствий со стороны установок личности.

Проникающая способность в  эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Каждый из нас своим поведением и отношением к партнерам способствует информационно-энергетическому обмену или препятствует ему. Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению.

Идентификация - еще одно непременное условие успешной эмпатии. Это умение понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию. Шкальные оценки выполняют вспомогательную роль в интерпретации основного показателя - уровня эмпатии.

Суммарный показатель теоретически может изменяться в пределах от 0 до 36 баллов. По предварительным  данным В.В.Бойко, можно считать:

30 баллов  и выше - очень высокий уровень  эмпатии; 

29-22 - средний; 

21-15 - заниженный;

менее 14 баллов - очень низкий.  

Приложение 4

Беседа.  Эмпатия.

Понимание эмоционального состояния другого  человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Термин "Эмпатия" появился в английском словаре в 1912 г. и был близок понятию "симпатия". Возник на основе немецкого слова einfuhling (дословное значение - проникновение), примененного Липпсом (Lipps Т.) в 1885 г. в связи с психологической теорией воздействия искусства. Самое раннее определение эмпатии содержится в работе Фрейда (Freud S.) "Остроумие и его отношение к бессознательному" (1905): "Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным".Ряд авторов сопоставляли эмпатию с другими близкими ей процессами. В отличие от интуиции как непосредственной перцепции идей, Э. включает чувства и мысли (Бодалев А. А., Каштанова Т. Р., 1975). Эмпатию отличают от идентификации, которая является бессознательной и сопутствует процессу взаимоотношений "психотерапевт-пациент". Эмпатия может быть сознательной и предсознательной и возникает в ответ на непосредственную интеракцию. Следует различать жалость ("мне жаль вас"), симпатию ("я сочувствую вам") и эмпатию  ("я - с вами"). Эмпатия  как одна из характеристик психотерапевта (триада Роджерса) при клиент-центрированной психотерапии является важным условием для конструктивных изменений личности. Существует широкий диапазон проявлений эмпатии.  На одном полюсе этого континуума находится позиция субъективного включения психотерапевта в мир чувств пациента. Важно не только знание врачом эмоционального состояния больного, но и в определенной степени переживание его чувств. Такую эмпатию,  основанную на механизмах идентификации и проекции, называют аффективной, или эмоциональной.  Другой полюс занимает позиция более отвлеченного, объективного понимания врачом переживаний больного без значительного эмоционального вовлечения. Если в основе развития эмпатии  лежат интеллектуальные процессы (например, аналогия), то она определяется как когнитивная эмпатия. При использовании предсказаний эмоциональных реакций пациента проявления эмпатию относятся к предикативной. Клиент-центрированные психотерапевты расширили представление об эмпатии понятием "точной эмпатии", которое содержит больше, чем только способность психотерапевта к проникновению во внутренний мир пациента. "Точная эмпатия" включает способность понять актуальные чувства и вербальное умение передать это понимание ясным для пациента языком. Эмпатия  входит в более широкий круг личностных характеристик психотерапевта, отражающихся в его общении с пациентом. Оценка эмпатии  оказалась тесно связанной с такими характеристиками врача, как профессиональное искусство, теплота, доброжелательность, надежность, жизненный опыт, сила, искренность и др. Эмпатическое понимание не является результатом интеллектуальных усилий. Э. психотерапевта зависит от доступности и богатства его собственного опыта, точности восприятия, умения настроиться, слушая пациента, на одну эмоциональную волну с ним. Многие авторы считают эмпатию генетически детерминированным свойством, усиленным или ослабленным жизненным опытом индивида. Различные тренинговые методы повышают эмпатическую способность учителя, умение более эффективно применять ее в общении с учеником.  Искусство использования эмпатии  заключается в оптимальной синхронизации намерений учителя  и ожидаемого эффекта. Возможно ошибочное применение эмпатии. Сюда относятся "эмпатическая слепота" (неосознаваемое неприятие учителем тех чувств, которых он избегает в самом себе), неконтролируемое использование эмпатии (в художественной литературе образцом такого типа эмпатии является поведение князя Мышкина в "Идиоте" Ф. М. Достоевского), манипулятивное применение эмпатии (когда она выступает в виде скрытого убеждения, уговаривания, внушения).Многочисленные исследования показали положительную корреляцию между оценкой учениками эмпатии учителя  и успехом обучения.

Информация о работе Экспериментальное исследование эмпатии у учителей (на примере СОШ №30 г. Петропавловска-Камчатского)