Экспериментальное исследование эмпатии у учителей (на примере СОШ №30 г. Петропавловска-Камчатского)

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в том, чтобы дать характеристику эмпатии как профессионально-личностной характеристики личности учителя и разработать систему мероприятий, способствующих развитию способностей к эмпатии у учителей и внедрить эту систему в практику образовательного учреждения.
Основными задачами данной работы являются:
- изучение научной литературы по психологии и педагогике и методической литературы по поставленной проблеме;
- определение роли и значимости эмпатии в структуре личности педагога;
- разработка методических рекомендаций педагогу для повышения у себя уровня эмпатии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретико - методологическое обоснование способности к
эмпатии у учителя как важной профессионально - личностной характеристики.
Сущность эмпатии как личностной характеристики……………..6
1.2 Эмпатия как профессионально-личностная характеристика личности учителя…………………………………………………………11
Глава 2. Экспериментальное исследование эмпатии у учителей (на примере СОШ №30 г. Петропавловска-Камчатского).
2.1 Диагностика эмпатии у учителей ………………………………….18
2.2 Система мероприятий по развитию эмпатии у учителей как профессионально-личностного качества…………………………………….19
2.3 Диагностика эффективности системы мероприятий по развитию эмпатии у учителей СШ №30 …………………………………………………28
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы…………………

Работа содержит 1 файл

4_3698895_KURSOVA.doc

— 285.50 Кб (Скачать)

    Прием, способствующий формированию эмпатической культуры педагогов, - положительное подкрепление. Это самого разного рода воздействия, вызывающие у обучающихся эмпатии людей удовлетворение происшедшим или произведенным. Конечная цель положительного подкрепления - формирование отношения к социальным и культурным ценностям и закрепление психологических новообразований.

    Положительные подкрепления всегда эмоционально окрашены. В них должно звучать признание достоинств педагога как личности, а не как человека, совершающего те или иные поступки. Подкрепление может быть мимическим (улыбка, добрый взгляд, любовное выражение лица), пластическим (дружеский жест, восторженный взмах рук, поглаживание), вербальным (доброе слово, комплимент), предметным (вручение сувениров, цветов и т.п.), действенным (протягивание руки, предложение чего-либо, уступка). 

    Прием «Наедине с самим собой». Суть его в том, чтобы не обсуждать ситуацию и не давать оценки тому, что совершено, а предоставить педагогу возможность самому разобраться в ситуации. Существует несколько вариантов данного приема: письменный («Попробуйте изложить на бумаге все, что вы думаете по этому поводу...»); отсроченный («Сейчас мне некогда, а завтра мы попробуем разобраться в сложившейся ситуации...»); ограниченный временем («Предлагаю вам 15 минут на раздумье...»). Данный эмоционально-интеллектуальный прием стимулирует педагогов анализировать, вдумываться в ситуацию, причем делать это индивидуально, высказывая затем свою точку зрения. 

    Формированию эмпатической культуры педагогов способствует социально-психологический тренинг, позволяющий повысить компетентность в области общения и приобрести навыки межличностного общения. Социально-психологический тренинг представляется как метод формирования эмпатической культуры педагогов, внутри которого можно автономно использовать и другие методы, в частности, деловые и ролевые игры, дискуссию и т.п. Эффективность тренинга определяется тем, что его участнику предоставляется возможность непосредственно в самом процессе общения оценить свою индивидуальность, навыки общения, скорректировать их. Социально-психологический тренинг позволяет:

    • приобрести психолого-педагогические знания в сфере общения;
    • приобрести эффективные навыки общения, например, умение войти в контакт, слушать, убеждать и т.п.;
    • сформировать установки, необходимые для успешного общения, например, готовность, рассмотреть проблему под «другим углом»;
    • развивать способности к самоанализу, к пониманию других людей;
    • скорректировать систему отношений к окружающему миру.
 

    Основными элементами тренинга традиционно считаются деловые, ролевые игры и дискуссия.

    В основе деловой игры лежит проблемная ситуация, которая должна с высокой степенью реальности имитировать конкретные условия и динамику действий, обеспечивающих включение играющих в конкретную ситуацию и освоение ими профессиональных ролей. Деловые игры позволяют взглянуть на ситуацию и на самого себя глазами партнера по общению. Способность постичь чужой прогноз и через него мотив чужого поведения - необходимое условие взаимопонимания, что в какой-то степени реализуется через ролевое взаимодействие. Основными признаками учебной деловой игры являются:

    • моделирование процесса деятельности преподавателя и студентов в аспекте разрешаемой проблемы;
    • распределение ролей между участниками игры.
 

    Изучив психолого-педагогическую характеристику приемов формирования эмпатической культуры педагогов, были обозначены некоторые приемы и формы организации процесса обучения этому виду культуры. Задачей преподавателя является создание деловой обстановки, умение активизировать пассивных участников той или иной ситуации, добиться понимания каждым участником предмета и целей воспитательного процесса, уметь создать ситуацию, вызывающую устремленность в действие, честолюбие, нацеленность на результат. 
 

Приложение 1.

Методика  Юсупова И.М.

   Предлагаемая  методика успешно используется казанским  психологом И.М. Юсуповым для исследования эмпатии (сопереживания), т.е. умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает некто другой, так, как если бы они были нашими собственными.

    Инструкция. Для выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывать ответам следующие цифры: если вы ответили «не знаю» - 0, ответу «никогда» припишите 1 «иногда» - 2, «часто» - 3, «почти всегда» - 4, «да, всегда» - 5. Отвечать нужно на все пункты. 

  1.  Мне больше нравятся книги  о путешествиях, чем книги из серим «Жизнь замечательных людей».

  2.  Взрослых детей раздражает забота  родителей.

  3.  Мне нравится размышлять о  причинах успехов и неудач  других людей.

  4.  Среди всех музыкальных телепередач  предпочитаю «Современные ритмы».

  5.  Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами. Больному человеку можно помочь даже словом.

  7.  Посторонним людям не следует  вмешиваться в конфликт между  двумя лицами.

  8.  Старые люди, как правило, обидчивы  без причин.

  9.  Когда в детстве слушал грустную  историю, на мои глаза наворачивались  слезы.

  10. Раздраженное состояние моих  родителей влияет на мое настроение.

  11. Я равнодушен к критике в  мой адрес.

  12. Мне больше нравится рассматривать  портреты, чем картины с пейзажами,

  13. Я всегда прощал все родителям,  даже если они были неправы.

  14. Если лошадь плохо тянет, ее  нужно хлестать.

  15. Когда я читаю о драматических  событиях в жизни людей, то  чувствую, словно это происходит  со мной.

  16. Родители относятся к своим детям справедливо.

  17. Видя ссорящихся подростков или  взрослых, я вмешиваюсь.

  18. Я не обращаю внимания на  плохое настроение своих родителей.

  19. Я подолгу наблюдаю за поведением  животных, откладывая другие дела.

  20. Фильмы и книги могут вызвать  слезы только у несерьезных людей.         I

  21. Мне нравится наблюдать за  выражением лиц и поведением  незнакомых людей.

  22. В детстве я приводил домой  бездомных кошек и собак.

  23. Все люди необоснованно озлоблены.

  24.Глядя  на постороннего человека, мне  хочется угадать, как сложится его жизнь.

  25. В детстве младшие по возрасту  ходили за мной по пятам.

26. При  виде покалеченного животного  я стараюсь чем-то ему помочь.

27. Человеку  станет легче, если внимательно  выслушать его жалобы.

28. Увидев  уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

29. Младшим  правится, когда я предлагаю им  свою идею, дело или развлечение.

30. Люди  преувеличивают способность животных  чувствовать настроение своего  хозяина.

  31. Из затруднительной конфликтной  ситуации человек должен выходить самостоятельно.

32. Если  ребенок плачет, на то есть  свои причины.

  33. Молодежь должна всегда удовлетворять  любые просьбы и чудачества  стариков.

  34. Мне хотелось разобраться, почему  некоторые мои одноклассники  иногда были задумчивы.

35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.

36. Если  мои друзья начинают обсуждать  со мной свои личные проблемы, я

    стараюсь  перевести разговор на другую тему. 

   Прежде  чем подсчитать полученные результаты, проверьте степень откровенности, с которой вы отвечали. Не ответили ли вы «не знаю» на некоторые и) утверждений под номерами 3, 9, 11, 13, 28, 36, а также не пометили ли пункты 11, 13, 15, 27 ответами «да, всегда»? Если это так, то вы не пожелали быть откровенными перед собой, а в некоторых случаях стремились выглядеть в лучшем свете. Результатам тестирования можно доверять, если по всем перечисленным утверждениям вы дали не более трех неискренних ответов, при четырех уже следует сомневаться в их достоверности, а при пяти - можете считать, что работу выполнили напрасно. Теперь просуммируйте все баллы, приписанные ответам на пункты 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29 и 32. Соотнесите результат со шкалой зависимости эмпатийных тенденций.

   Если  вы набрали от 82 до 90 баллов - это очень высокий уровень эмпатийности. У вас болезненно развита склонность к сопереживанию. В общении вы, как барометр, тонко реагируете на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Вам трудно от того, что окружающие используют вас в качестве громоотвода, обрушивая на вас свое эмоциональное состояние. Плохо чувствуете себя в присутствии «тяжелых» людей. Взрослые и чети охотно доверяют вам свои тайны и идут за советом. Нередко испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты, не только словом, но даже взглядом боитесь задеть их. Беспокойство за родных и близких не покидает вас. В то же время сами очень ранимы. Можете страдать при виде покалеченного животного или не находить себе места от случайного холодного приветствия вашего шефа. Ваша впечатлительность порой долго не дает нам заснуть. Будучи в расстроенных чувствах, вы нуждаетесь в эмоциональной поддержке со стороны. При таком отношении к жизни вы близки к невротическим срывам. Побеспокойтесь о своем психическом здоровье.

    От 63 до 81 балла - высокая эмпатийность. Вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относитесь к людям. Вам нравится «читать» их лица и «заглядывать» в их будущее. Вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете контакты и находите общий язык. Должно быть, и дети тянутся к вам. Окружающие ценят вас за душевность. Вы стараетесь не допускать конфликтов и находить компромиссные решения. Хорошо переносите критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяете своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитаете работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаетесь в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах вы не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести нас из равновесия.

    От 37 до 62 баллов - нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать вас «толстокожим», но в то же время вы не относитесь к числу особо чувствительных людей. В межличностных отношениях судить о других более склонны по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но мри излишнем излиянии чувств собеседника теряете терпение. Предпочитаете деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, их поступки оказываются для вас неожиданными. У вас нет раскованности чувств, и это мешает вашему полноценному восприятию людей.

    12-36 баллов - низкий уровень эмпатийности. Вы испытываете затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуете себя в шумной компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся вам непонятными и лишенными смысла. Отдаете предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Вы - сторонник точных формулировок и рациональных решений. Вероятно, у вас мало друзей, а тех, кто есть, вы цените больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят вам тем же. Бывает, когда вы чувствуете свою отчужденность; окружающие не слишком жалуют вас своим вниманием. Но это поправимо, если вы сбросите свой панцирь и станете пристальнее всматриваться и в поведение близких и принимать их потребности как свои.

Информация о работе Экспериментальное исследование эмпатии у учителей (на примере СОШ №30 г. Петропавловска-Камчатского)