Экспериментальные исследования по выявлению роли матери и отца в процессах воспитания ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 23:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление диагностики нарушений в семейном воспитании.
В работе поставлены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ роли матери отца в воспитании ребенка, в том числе рассмотрение новообразований дошкольника, основных положений в отечественной психологии к вопросам воспитания дошкольника, рассмотрение особенностей воспитания дошкольника

Содержание

Введение. 3
1. Роль матери и отца в процессах воспитания дошкольника. 4
1.1. Значение семьи в воспитании дошкольника. 4
1.2. Воспитание дошкольника в полной семьи и в условиях семейной депривации 5
2. Экспериментальные исследования по выявлению роли матери и отца в процессах воспитания ребенка. 8
2.1. Методы исследования. 8
2.2. Анализ (интерпретация ) результатов. 35
Заключение. 46
Список литературы.. 49

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 236.00 Кб (Скачать)

Задача ребенка - подчиняться маневрам теста. Его  не просят проанализировать сложный  комплекс чувств, испытываемых им к семье. От ребенка ожидается, что он выразит себя в выборе эмоциональной позиции, которая будет собрана из различных источников, достаточных для того, чтобы понять основу отношений ребенка. Вопрос, таким образом, фиксирован. Но его место жестко не определено и позволяется отдать вопрос фигуре "Никто". 

Чувства, "брошенные" в фигуру, немедленно исчезают из поля зрения, не оставляя обвиняющего следа. Таким образом, у ребенка отсутствует  зримое напоминание распределения  его любви или ненависти, и, следовательно, чувство вины не мешает свободе самовыражения. 

Процедура проведения исследования. 

Комната, в которой  проходит тестирование, должна содержать  стол для записи результатов тестирования и стол, на который помещаются фигуры теста. На первом этапе исследования необходимо выяснить, кто составляет семью ребенка. Когда ребенок вошел в комнату и контакт установился, тестирующий задает ребенку следующие вопросы: 1) расскажи мне о людях, которые живут с тобой в доме; 2) расскажи мне, кто входит в твою семью. 

Задача состоит  в том, чтобы выяснить у ребенка  его концепцию семьи, и оба  указанных вопроса могут быть повторены и уточнены, если это  покажется необходимым. Люди, упомянутые ребенком, вносятся в список на листе  бумаги. Этот лист не имеет специального места, чтобы записать, что у ребенка есть отец и мать. Но если приходит ребенок из неполной семьи, то этот факт должен быть отмечен в графе бланка. 

Чтобы интерпретировать результаты теста, важно знать, не умер ли один или оба родителя, не разведены  ли они и не живут ли раздельно, не отсутствует ли временно один из родителей и с кем ребенок живет сейчас. То же самое нужно узнать о братьях и сестрах ребенка, если они есть. Может случиться так, что мать ребенка умерла, отец женился снова, и ребенок говорит, что у него две мамы. Для более точного понимания чувств ребенка желательно обеих мам включить в тест. Существует место на бланке для описания других членов семьи, где такие мама и папа могут быть отмечены. 

На втором этапе  исследования необходимо установить семейный круг ребенка. После того как тестирующий установил, кто составляет семью ребенка, и записал членов семьи на бланке, он говорит ребенку: "Мы сейчас с тобой сыграем в такую игру. Ты видишь все фигуры, которые там стоят? Мы притворимся, будто некоторые из них - члены твоей семьи". 

Затем тестирующий  подводит ребенка поближе к фигурам, указывая на четыре женские фигуры и спрашивает: "Как ты думаешь, кого из них лучше сделать мамой?" Он дает ребенку сделать выбор  и указать на выбранную фигуру, затем просит поставить ее на стол или парту. Потом указывает на мужские фигуры и спрашивает: "А теперь скажи мне, кого из них лучше всего сделать папой?" Выбранная фигура ставится ребенком на тот же стол. 

Когда семейный круг составлен, тестируемый может  сказать: "Теперь у нас все члены семьи в сборе, но в нашей игре будет еще одна фигура". Он вынимает фигуру "никто", ставит возле членов семьи и говорит: "Имя этого человека - "никто". Он тоже будет играть. Сейчас я тебе расскажу, что он будет делать". 

Третий этап - исследование эмоциональных отношений в семье. Ребенок усажен за стол с фигурами на удобном расстоянии. Если он хочет разместить фигуры в определенном порядке, это разрешается сделать. Тестирующий размещает вопросы теста кучкой перед собой и говорит: "Видишь, здесь много маленьких карточек с написанными на них посланиями Я прочитаю тебе, что на них сказано, и ты положишь каждую карточку той фигуре, к которой она подходит больше всего. Если послание на карточке никому не подходит, ты отдаешь его "никому" Понятно, что я имею в виду? Иногда тебе кажется, что послание подходит нескольким людям. Тогда скажи об этом и дай мне эту карточки. А теперь внимание! Я повторяю: если карточка подходит одному человеку больше всего, ты кладешь эту карточку той фигуре, если карточка не подходит никому, ты даешь ее фигуре "никто", если карточка подходит нескольким людям, ты даешь ее мне". 

Вопросы теста  приведены в приложении 1. 

Тестовая ситуация имеет тенденцию создавать систему "защиты" против чувств, вызывающих у ребенка ощущение вины. Эти защиты - обычные способы защиты, видоизмененные ограничениями, накладываемыми тестовым материалом. Результаты теста могут обнаружить следующие защитные механизмы: 

1) отказ, т.  е. ребенок отдает большинство  положительных и отрицательных  пунктов "никому"; 

2) идеализация,  т. е. ребенок отдает преимущественное  количество вопросов положительного  характера членам семьи, в то  время как большинство отрицательных  отдает "никому"; 

3) смешение, т.  е. ребенок отдает большинство  пунктов периферическим членам семьи; 

4) осуществление  желаний, регрессия. Эти защиты  могут быть выявлены, если ребенок  направляет на себя большинство  вопросов, выражающих сверхпокровительственные, сверхпотакающие чувства. 

Результаты, полученные при проведении теста в клинике, помогли обнаружить следующие виды защит: проекция, т. е. ребенок преувеличенно и нереально приписывает положительные и отрицательные чувства и в то же время отрицает их у себя; реакция формирования, т. е. ребенок подменяет свои ответы противоположными в целях скрыть слишком яркие положительные или отрицательные чувства. 

Если исследование показывает чрезмерное проявление сильных  положительных или отрицательных  чувств, мы можем говорить о недостатке защищенности. 

Оформление результатов. 

Когда ребенок  закончит задание, исследователь забирает у фигур карточки и отмечает на бланке, кому оказался адресован каждый пункт. Обработка состоит в записи номеров вопросов в соответствующих клеточках и суммировании количества вопросов, которые были присвоены каждому человеку, в пределах каждой группы вопросов. Это покажет, сколько "каждого вида чувств" направляется ребенком каждому члену семьи. 

Следующий шаг - оформление данных в табл. 1. 

Таблица 1 – Оформление результатов теста семейных отношений 

Особенности ситуации 
 

Стасус в семье 
 

Стиль воспитания 
 

Структура семьи 

мама 
 

папа 
 

никто 

№ выбранных  ответов 
 
 
 
 
 
 

В заключение записываются выводы, сделанные на базе количественных и качественных результатов. 

Проведение теста  обычно занимает 20-25 минут. Обработка полученных данных еще около 15 минут. 

В таблицу заносится  структура семьи, т. е. все те, кто  был выбран на этапе установления семейного круга ребенка, указываются  характерные особенности данного  случая, семейный статус ребенка, стиль  воспитания, а также номера карточек, полученных каждым членом семьи. 

Кроме общей  таблицы методика дает возможность  проанализировать то, каким образом  в семье распределяются чувства  между ее членами. С этой целью  определяемые опросником различные  виды отношений представляются в виде табл. 2 : 

Таблица 2 - Распределение  чувств 
 
 

Исходящие позитивные 
 

Исходящие негативные 
 

Получаемые позитивные 
 

Получаемые негативные 
 

Степень вовлеченности 

Отец 
 
 
 
 
 

Мать 
 
 
 
 
 

2. Методика диагностики  родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столин 

Родительское  отношение понимается как система  разнообразных чувств и поступков  взрослых людей по отношению к  детям. С психологической точки  зрения родительское отношение –  это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики. 

61 вопрос опросника  составляет пять следующих шкал, выражающих собой те или иные аспекты родительского отношения: 

1. Принятие –  отвержение ребенка. Эта шкала  выражает собой общее эмоционально  положительное (принятие) или эмоционально  отрицательное (отвержение) отношение  к ребенку. 

2. Кооперация. Эта  шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах. 

3. Симбиоз. Вопросы  этой шкалы ориентированы на  то, чтобы выяснить, стремится ли  взрослый к единению с ребенком  или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека. 

4. Контроль. Данная  шкала характеризует то, как взрослые  контролируют поведение ребенка,  насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним. 

5. Отношение  к неудачам ребенка. Эта, последняя  шкала показывает, как взрослые  относятся к способностям ребенка,  к его достоинствам и недостаткам,  успехам и неудачам. 

Текст опросника  приведен в приложении 2. 

Обработка и оценка результатов 

Для каждого  из видов родительских отношений, выясняемых при помощи данного опросника, ниже указаны номера суждений, связанные  с данным видом. 

Принятие –  отвержение ребенка: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60. 

Кооперация: 6, 9,21, 25, 31, 34, 35, 36. 

Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58. 

Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59. 

«Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61. 

За каждый ответ  типа «да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «нет» – 0 баллов. Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных выше видов родительских отношений, а низкие баллы – о том, что они сравнительно слабо развиты. Если говорить конкретно, то оценка и интерпретация полученных данных производятся следующим образом. 

Высокие баллы  по шкале «принятие – отвержение»  – от 24 до 33 – говорят о том, что у данного испытуемого  имеется выраженное положительное  отношение к ребенку. Взрослый в  данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом. 

Низкие баллы  по этой же шкале – от 0 до 8 – говорят  о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом. 

Высокие баллы  по шкале «кооперация» – 7-8 баллов –  являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес  к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных. 

Низкие баллы  поданной шкале – 1-2 балла – говорят  о том, что взрослый по отношению  к ребенку ведет себя противоположным  образом и не может претендовать на роль хорошего педагога. 

Высокие баллы  по шкале «симбиоз» – 6-7 баллов –  достаточны для того, чтобы сделать  вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую  дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей. 

Низкие баллы  по этой же шкале – 1-2 балла –  являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между  собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка. 

Информация о работе Экспериментальные исследования по выявлению роли матери и отца в процессах воспитания ребенка