Экспериментальные исследования по выявлению роли матери и отца в процессах воспитания ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 23:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление диагностики нарушений в семейном воспитании.
В работе поставлены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ роли матери отца в воспитании ребенка, в том числе рассмотрение новообразований дошкольника, основных положений в отечественной психологии к вопросам воспитания дошкольника, рассмотрение особенностей воспитания дошкольника

Содержание

Введение. 3
1. Роль матери и отца в процессах воспитания дошкольника. 4
1.1. Значение семьи в воспитании дошкольника. 4
1.2. Воспитание дошкольника в полной семьи и в условиях семейной депривации 5
2. Экспериментальные исследования по выявлению роли матери и отца в процессах воспитания ребенка. 8
2.1. Методы исследования. 8
2.2. Анализ (интерпретация ) результатов. 35
Заключение. 46
Список литературы.. 49

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 236.00 Кб (Скачать)

Высокие баллы  по шкале «контроль» – 6-7 баллов –  говорят о том, что взрослый человек  ведет себя слишком авторитарно  по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей. 

Низкие баллы  по этой же шкале – 1-2 балла –  напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов. 

Высокие баллы  по шкале «отношение к неудачам ребенка» – 7-8 баллов – являются признаком  того, что взрослый человек считает  ребенка маленьким неудачником  и относится к нему как к  несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка. 

Низкие баллы  по этой же шкале – 1-2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем. 

3. Тест "Рисунок  семьи" 

Считают, что  идея использования рисунка семьи  для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Хьюлса, А.И. Захарова, Л. Кормана и др. 

Цель применения данной проективной методики: выявление  особенностей внутрисемейных отношений. 

Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье. 

Инструкция : "Нарисуй  свою семью". При этом не рекомендуется  объяснять, что означает слово "семья", а если возникают вопросы "что  нарисовать? следует лишь еще раз  повторить инструкцию. При индивидуальном обследовании время выполнения задания обычно длится 30 минут. При групповом выполнении теста время чаще ограничивают в пределах 15-30 минут. 

Интерпретация теста "Рисунок семьи" 

На основании  особенностей изображения можно  определить: 1) степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой находится ребенок. Примитивность изображения или четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональная выразительность – те характерные черты, на основе которых можно различить рисунки; 

2) особенности  состояния ребенка во время  рисования. Наличие сильной штриховки,  маленькие размеры часто свидетельствуют  о неблагоприятном физическом  состоянии ребенка, степени напряженности,  скованности и т.п., тогда как большие размеры, применения ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления; 

3) особенности  внутрисемейных отношений и эмоциональное  самочувствие ребенка можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или хаотично изображены на плоскости листа, далеко отстоят друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции и т.д.). 

В рисунках (по Л. Корману) анализируют: 

а) графическое  качество (характер линий, пропорции  фигур, использование пространства, аккуратность); 

б) формальную структуру (динамичность рисунка, расположение членов семьи), содержание (анализ смысла). 

Параллельно с  традиционным проведением обследования (чтение и выполнение задания) предлагают специальные вопросы, подталкивающие испытуемого к обсуждению темы отношений  в семье (например: "Кто в семье  самый плохой?"), предусматривают  прямой положительный или отрицательный выбор (например: "Отец задумал поездку в автомобиле, но в нем не хватает места для всех. Кто останется дома?"), а также вопросы, уточняющие в процессе беседы смысл нарисованной ситуации для ребенка. "Рисунок семьи" доступен и детям с пониженным интеллектуальным развитием. 

Методика "Рисунка  семьи" доступна и удобна в применении в условиях психологического консультирования, обладает значимостью с точки  зрения выбора тактики деятельности психолога-консультанта по психологической  коррекции нарушений межличностных отношений, так как дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами, т.е. язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык. 

Вследствие привлекательности  и естественности задания эта  методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога  с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Особенно продуктивно применение рисунка семьи в старшем и младшем дошкольном возрасте, так как полученные с помощью этого результаты мало зависят от способности ребенка вербализовать свои переживания, от его способности к инстроспекции, от способности "вжиться" в воображаемую ситуацию, т.е. от тех особенностей психической деятельности, которые существенны при выполнении заданий, основанных на вербальной технике. 

Рисунок лучше  анализировать в следующей последовательности: 

1. Общее впечатление о рисунке, его размер, сюжет... 

2. Наличие, форма,  величина, расположение и деятельность  героев рисунка. 

3. Детализация  и прорисовка героев. 

4. Наличие ломанных  и жирных линий, штриховки и  небрежностей. 

5. Наличие и  характер изображения предметов. 

6. Общий фон,  интерьер, пейзаж. 

7. Цветовая гамма  рисунка. 

Теперь рассмотрим каждый из этих пунктов: 

1) Чаще всего  сюжет предельно прост. Ребенок  изображает свою семью в виде  групповой фотографии, на которой  присутствуют все члены семьи  или кого-то нет. Все присутствующие находятся на земле, стоят на полу или, почему-то, лишившись опоры, висят в воздухе. Иногда на рисунке, помимо людей, расцветают цветы, растут кустики и деревья. Некоторые дети размещают своих родных в собственном доме среди мебели и знакомых вещей. Нередки случаи, когда кто-то находится дома, а кто-то на улице. 

Помимо застывше-монументальных групповых портретов, встречаются  и рисунки, на которых все члены  семьи заняты делом и, безусловно, самым важным — ребенок. Такие  рисунки, как правило, переполнены экспрессией и динамизмом. Иногда дети просто отказываются от рисования или ограничиваются каким-нибудь, особенно кажущимся на первый взгляд отвлеченным сюжетом, где нет никакой семьи. Но это только на первый взгляд. Рисунок семьи “без семьи” — крик протеста ребенка и подаваемый им, таким образом, сигнал бедствия — “SOS”. 

2) Когда ребенок  почему-то “забывает” вдруг нарисовать  себя, ищите вескую причину в  семейных отношениях. Они обычно  не совсем примерные и, очевидно, тягостны ребенку. Изображение ребенком семьи без себя — сигнал конфликта между ним и кем-то в доме или семьей всей в целом, и у ребенка в связи с этим нет чувства общности с другими близкими ему людьми. Своим рисунком таким способом художник выражает свою реакцию протеста против неприятия его в семье. 

Когда ребенок  почему-то “забывает” вдруг нарисовать кого-то из родителей или других реальных членов своей семьи, то, вероятнее  всего, ни кто иной, а именно “забытый”  родственник ребенка и есть источник его дискомфорта, переживаний и мучений. Умышленно “забыв” включить такого близкого в состав своей семьи, ребенок как бы указывает путь на выход из конфликтной ситуации и на разрядку негативной семейной атмосферы. Особенно упорно “мстит” ребенок и не рисует на бумаге того члена семьи, который постоянно подавляет и унижает его в доме. Поэтому обычно на вопрос: “Где этот член семьи?” — ребенок, продолжая мстить ему, несет в ответ сплошные небылицы, нелепости и несуразности, вроде того, что этот родственник выносит мусор, моет пол, стоит в углу... Короче говоря, таким путем ребенок, пусть наивно, но мечтает взять реванш, хотя бы мысленно унизив близкого, который постоянно унижает его реально каждый день. Может быть, что не изображенные члены семьи в действительности отсутствуют, например, живут отдельно или умерли. 

Когда ребенок  почему-то “дополняет” вдруг свою семью несуществующими родственниками или посторонними, то этим он пытается заполнить вакуум в чувствах, недополученных в семье, или использовать их вместо буфера, смягчающего ощущение своей неполноценности в кругу родных. Нередко дети заполняют этот вакуум теми лицами, которые способны, по их мнению, наладить близкие контакты с ними и дать возможность им хоть как-то удовлетворить свои потребности в общении. Поэтому ребенок, “моделируя” состав своей семьи, невольно предлагает нам ее улучшенный, усовершенствованный и выбранный им, а не кем-то другим вариант. 

Помимо посторонних  лиц, художник часто “дополняет”  свою семью животным миром: мы видим  птиц, зверей, но больше всего собак и кошек. И если в этих “дополнениях” нет никакой идентификации с реальными членом семьи ребенка, и если кошки и собаки просто выдуманные, их нет на самом деле у художника, но он мечтает, чтобы они были и заменили ему родственников и друзей, то это значит, что ребенок жаждет быть кому-то нужным. 

Когда ребенок  почему-то вместо семьи рисует только одного себя, “забыв” нарисовать всех остальных, то это чаще всего говорит  о том, что он не ощущает себя полноценным  членом своей семьи и чувствует, что для него в ней просто не хватает места. Иногда художник при изображении семьи специально выделяет только одного себя, чтобы подчеркнуть свою значительность для остальных. Это чаще всего делают кумиры или дети, не скрывающие свой эгоцентризм. От отвергнутых такой ребенок отличается невольным любованием собой, что обычно видно по окраске и детализации одежды или по второстепенным фоновым предметам, создающим праздничный настрой. 

Чем более авторитетным в глазах ребенка является изображаемый им член семьи, тем выше его фигура и значительнее размеры. Довольно часто у маленьких детей не хватает даже листа, чтобы разместить всю фигуру полностью, целиком. При низком авторитете родственника величина фигуры его, как правило, гораздо меньше реальной по сравнению с остальными членами семьи. Поэтому безнадзорные и отвергнутые дети изображают себя обычно едва приметными, низкорослыми. В противовес “отвергнутым” кумиры не жалеют места для изображения своих фигур, рисуя себя вровень с мамой или папой, и даже выше их. 

Величина пространства и ее размеры между изображением отдельных членов семьи свидетельствуют или об их эмоциональной разобщенности, или об их эмоциональной близости. Чем дальше фигуры расположены друг от друга, тем больше их эмоциональная разобщенность, как правило, отражающая конфликтную ситуацию в семье. На некоторых рисунках дети подчеркивают ощущаемую ими разобщенность близких включением в свободное пространство между членами семьи каких-то посторонних, еще более разъединяющих людей предметов. Чтобы уменьшить разобщенность, ребенок часто заполняет промежутки, по его мнению, объединяющими близких родственников вещами и предметами, или рисует среди членов семьи малознакомых ему лиц. 

При эмоциональной  близости все родственники в семье  нарисованы почти вплотную друг к другу и практически не разобщены. Чем ближе ребенок изображает себя по отношению к какому-либо члену семьи, тем выше его степень привязанности к этому родственнику. Чем дальше ребенок находится от какого-то члена семьи, тем меньше его привязанность к этому члену. Когда ребенок считает себя отвергнутым, он отделен значительным пространством от других. 

Место расположения ребенка на рисунке - источник важной информации о положении его в  семье. Когда он в центре, между  мамой и папой, или рисует себя первым во главе семьи, то это значит, что он ощущает себя нужным и необходимым в доме. Как правило, ребенок помещает себя рядом с тем, к кому больше всего привязан. Если мы видим на рисунке, что ребенок изобразил себя после своих братьев и сестер, подальше от родителей, то это чаще всего просто признак ревности его к другим, живущим в семье детям, по отношению к любимым маме или папе, а может быть, к обоим вместе, и, отдаляя себя от всех остальных, художник сообщает нам, что он считает себя лишним и ненужным в доме. 

Общая деятельность членов семьи обычно свидетельствует  о хороших, благополучных семейных отношениях. Часто общая деятельность соединяет лишь несколько членов семьи. Это указывает на наличие  семейных микрогрупп. Если каждый из членов семьи занят свои делом, то это может свидетельствовать о семейной разобщенности. 

3) Считается,  что ребенок наиболее детализирует, дольше всего рисует и разукрашивает  фигуру самого любимого им  члена семьи. И наоборот, если  он отрицательно относится к  кому-либо, то рисует этого человека неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела. 

Чтобы провести подробнее анализ, необходимо детально рассмотреть, как ребенок вырисовывает лица и другие части тела. Особенно информативен рисунок головы. Когда  видно, что автор почему-то пропускает на рисунке известные ему части лица или вообще изображает лицо “без лица”, то есть, помимо контура лица, на нем ничего нет (ни глаз, ни рта, ни носа...), то чаще всего — выражение протеста художника по отношению к изображенному им этим способом члену семьи, из-за которого ребенок, очевидно, постоянно переполнен негативными эмоциями. 

Когда художник так изображает свое лицо, лицо без  глаз, безо рта, без носа, то это, как  правило, признак отчужденности  его в семье и нарушения  общения со многими людьми. 

Когда из всех частей лица заметны на рисунке только одни глаза, то, вероятнее всего, ребенок  осведомляет о том, что этот член семьи все время наблюдает  и следит за ним, не допуская никаких  его проступков, баловства и шалостей. Такой родственник — источник большинства конфликтных ситуаций для ребенка. Аналогичным может быть рисунок близкого, на котором автор поглощен изображением ушей, превышающих размеры ушей Чебурашки. Когда из всех частей ребенок выделяет лишь рот, то, вероятнее всего, “хозяин рта”, как прессом, давит на художника, 

Информация о работе Экспериментальные исследования по выявлению роли матери и отца в процессах воспитания ребенка