Экспериментальные исследования по выявлению роли матери и отца в процессах воспитания ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 23:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление диагностики нарушений в семейном воспитании.
В работе поставлены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ роли матери отца в воспитании ребенка, в том числе рассмотрение новообразований дошкольника, основных положений в отечественной психологии к вопросам воспитания дошкольника, рассмотрение особенностей воспитания дошкольника

Содержание

Введение. 3
1. Роль матери и отца в процессах воспитания дошкольника. 4
1.1. Значение семьи в воспитании дошкольника. 4
1.2. Воспитание дошкольника в полной семьи и в условиях семейной депривации 5
2. Экспериментальные исследования по выявлению роли матери и отца в процессах воспитания ребенка. 8
2.1. Методы исследования. 8
2.2. Анализ (интерпретация ) результатов. 35
Заключение. 46
Список литературы.. 49

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 236.00 Кб (Скачать)

В качестве методов  исследования в работе были использованы следующие методики для детей  дошкольного возраста: тест семейных отношений, Методика диагностики родительского  отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столин, опросник для родителей детей  от 3 до 10 лет (Методика Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ)). 

В качестве экспериментальной  базы исследования был выбран ДОУ  № 185 г. Новосибирска. Для эксперимента были обследованы дети из семи семей. Возраст испытуемых детей составлял 3-5 лет. 

В результате исследования были сделаны следующие выводы: 

Исследовав семейные отношения и типы семейного воспитания, можно сделать следующие выводы: в большинстве случаев нами были выявлены типы негармоничного семейного  воспитания. 

В семье, где  отец использует авторитарный тип воспитания наблюдается жестокое обращение  с ребенком. Отец испытывает по отношению  к ребенку в основном только отрицательные  чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Отец считает  ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Отец не проявляет искреннего интереса к тому, что интересует ребенка, невысоко оценивает способности ребенка, не поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, не старается быть с ним на равных. Отец ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Отец считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Примечательно, что в данной семье ребенок получает от отца и испытывает к отцу лишь негативные чувства. 

В семьях, где  существует эмоциональное отвержение ребенка, наблюдается слабый контроль со стороны родителей, родители заняты своими проблемами, мало уделяют внимания своим детям. Важно при этом отметить, что в данных семьях в большинстве случае отсутствует отец, а в полных семьях существуют проблемы между родителями и родители недостаточно уделяют внимания воспитания ребенка. Здесь дети отметили, что проявляют к матери  и получают от нее позитивные чувства, к отцу – негативные чувства, либо же не проявляют вовсе. 

В полной семье, где наблюдается благоприятная  семейная атмосфера, оба родителя уделяют  достаточно внимания процессам воспитания ребенка. 

Родители принимают  ребенка таким, какой он есть, уважают  и признают его индивидуальность, одобряют его интересы, поддерживаю  планы, проводят с ним достаточно много времени и не жалеют об этом. Родители проявляют искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивают способности ребенка, поощряют самостоятельность и инициативу ребенка, стараются быть с ним на равных. Примечательно, что в данном случае ребенок не выразил негативных чувств по отношению к родителям. 

Таким образом, нами подтвердилось предположение  о том, что более значимым в  процессах воспитания является тот  родитель, кто проявляет больше участия  в процессах воспитании ребенка  дошкольного возраста. 
 

 

Список литературы 

1. Божович Л.И.  Личность и ее формирование  в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 

2. Волокитина  М.Н. Очерки психологии младших  школьников. М.: Педагогика, 1955. 

3. Выготский  Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М.: Изд-во  АПН РСФСР, 1984. 

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М.: Просвещение, 1967. 

5. Выготский  Л.С. Умственное развитие детей  в процессе обучения. М.; Л.: Гос.  учеб.-педагогич. изд-во, 1935. 

6. Выготский  Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопр. психол. 1972. № 2. 

7. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А.  Младший школьник как субъект  учебной деятельности // Вопр. психол. 1992. № 3; 4. 

8. Колечко В.В.  Педагогические условия организации  дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста: Автореф. канд. дис. М., 1990. 

9. Кравцова Е.Е.  Психологические проблемы готовности  детей к обучению в школе.  М.: Педагогика, 1991. 

10. Развитие социальных  эмоций у детей дошкольного  возраста / Под ред. А.В. Запорожца и Я.З. Неверович. М.: Просвещение, 1986. 

11. Макаренко  А.С. О воспитании. М., 1988. 

12. Лангмейер  И., Матейчек 3., Психологическая депривация  в детском возрасте, Прага, 1984. 

Приложение 1 

Вопросы теста  семейных отношений (для детей от 3 до 11 лет). 

Положительные чувства, исходящие от ребенка 

1. ___думает, что  ты хороший. Кто хороший? 

2. ___любит тебя. Кого любит? 

3. ___нравится  играть в твоей кровати. В  чьей кровати нравится играть? 

4. ___любит целовать  тебя. Кого любит целовать? 

5. ___любит сидеть у тебя на коленях. У кого любит сидеть? 

6. ____нравится  быть твоим малышом. Чей малыш? 

7. ____любит играть  с тобой. С кем любит играть? 

8. ___ нравится  гулять с тобой. Кто должен  брать ___на прогулки? 

Отрицательные чувства, исходящие от ребенка 

9. ___Думает, что  ты непослушный. Кто непослушный? 

10.   ___ не  любит тебя. Кого не любит? 

11.   ____думает, что ты плохой. Кто плохой? 

12.   ___хотелось  бы отшлепать тебя. Кого хотелось  бы отшлепать? 

13.   ___хочет,  чтобы ты ушел. Кого хотелось  бы прогнать? 

14.   ____ненавидит  тебя. Кого ненавидит? 

15.   ____думает, что ты гадкий. Кто гадкий? 

16.   Ты злишь  ____.Кто злит? 

Положительные  чувства, получаемые ребенком. 

17. Ты любишь  играть с ____? Кто любит играть? 

18. Ты любишь  целовать ____? Кто любит целовать? 

19. Ты улыбаешься _____. Кто улыбается? 

20. Ты даешь  почувствовать ____себя счастливым. Кто делает счастливым? 

21. Ты любишь  обнимать ___. Кто любит обнимать? 

22. Ты милый  с ____. Кто мил с ____? 

23. Ты думаешь,  что ____ милая (ый) девочка (мальчик). Кто думает, что ____ милая (ый) девочка(мальчик)? 

Отрицательные  чувства, получаемые ребенком. 

24. Ты шлепаешь____.. Кто шлепает? 

25. Ты делаешь  ____ грустным. Кто делает ____ грустным? 

26. Ты бранишь____. Кто бранит? 

27. Ты доводишь ____ до слез. Кто доводит____ до слез?

Приложение 2 

Текст опросника  методики диагностики родительского  отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столин 

Отвечая на следующие  далее вопросы, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «да» или «нет». 

1. Я всегда  сочувствую своему ребенку. 

2. Я считаю  своим долгом знать все, о  чем думает мой ребенок. 

3. Мне кажется,  что поведение моего ребенка  значительно отклоняется от нормы. 

4. Нужно подольше  держать ребенка в стороне  от реальных жизненных проблем, если они его травмируют. 

5. Я испытываю  к ребенку чувство симпатии. 

6. Я уважаю  своего ребенка. 

7. Хорошие родители  ограждают ребенка от трудностей  жизни. 

8. Мой ребенок  часто мне неприятен. 

9. Я всегда  стараюсь помочь своему ребенку. 

10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к  ребенку приносит ему пользу. 

11. По отношению  к своему ребенку я испытываю  досаду. 

12. Мой ребенок  ничего не добьется в жизни. 

13. Мне кажется,  что друга? дети потешаются  над моим ребенком. 

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения. 

15. Мой ребенок  отстает в психологическом развитии  и для своего возраста выглядит  недостаточно развитым. 

16. Мой ребенок  специально ведет себя плохо,  чтобы досадить мне. 

17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое. 

18. При всем  старании моего ребенка трудно  научить хорошим манерам. 

19. Ребенка с  детства следует держать в  жестких рамках, только тогда  из него вырастет хороший человек. 

20. Я люблю,  когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом. 

21. Я всегда  принимаю участие в играх и  делах ребенка. 

22. К моему  ребенку постоянно «липнет» все  дурное. 

23. Мой ребенок  не добьется успехов в жизни. 

24. Когда в  компании говорят о детях, мне  становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети. 

25. Я жалею  своего ребенка. 

26. Когда я  сравниваю своего ребенка со  сверстниками, то они кажутся  мне воспитаннее и разумнее, чем  мой ребенок. 

27. Я с удовольствием  провожу с ребенком свое свободное  время. 

28. Я часто  жалею о том, что мой ребенок  взрослеет, и с нежностью вспоминаю  то время, когда он был еще  совсем маленьким. 

29. Я часто  ловлю себя на том, что с  неприязнью и враждебно отношусь  к ребенку. 

30. Я мечтаю  о том, чтобы мой ребенок  достиг того, что лично мне не удалось в жизни. 

31. Родители должны  не только требовать от ребенка,  но и сами приспосабливаться  к нему, относиться к нему с  уважением, как к личности. 

32. Я стараюсь  выполнять все просьбы и пожелания  моего ребенка. 

33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка. 

34. Я очень  интересуюсь жизнью своего ребенка. 

35. Я часто  признаю, что в своих требованиях  и претензиях ребенок по-своему  прав. 

36. Дети рано  узнают о том, что родители  могут ошибаться. 

37. Я всегда считаюсь с ребенком. 

38. Я испытываю  дружеские чувства по отношению  к ребенку. 

39. Основная причина  капризов моего ребенка – это  эгоизм, лень и упрямство. 

40. Если проводить  отпуск с ребенком, то невозможно  нормально отдохнуть. 

41. Самое главное  – чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство. 

42. Иногда мне  кажется, что мой ребенок не  способен ни на что хорошее. 

43. Я разделяю  увлечения моего ребенка. 

44. Мой ребенок  кого угодно может вывести  из себя. 

45. Огорчения  моего ребенка мне всегда близки и понятны. 

46. Мой ребенок  часто меня раздражает. 

47. Воспитание  ребенка – это сплошная нервотрепка. 

48. Строгая дисциплина  в детстве развивает сильный  характер. 

49. Я не доверяю  своему ребенку. 

Информация о работе Экспериментальные исследования по выявлению роли матери и отца в процессах воспитания ребенка