Эмоциональное отношение к профессии психолог, на примере студентов-психологов 1-го курса

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:52, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в том, чтобы выявить и охарактеризовать эмоциональное отношение студентов 1-го курса к профессии - психолог.
Объект исследования: эмоциональное отношение
Предметом исследования является эмоциональное отношение к профессии психолог на примере студентов 1-го курса. Эмоции – это протяжённые во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека или животного, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют существующие или возможные в его жизни ситуации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА I ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ
Характеристика эмоционального отношения человека…………..5
Психологические особенности студентов 1 курса……………......9
Характеристика эмоционального отношения студентов-психологов 1 курса к выбранной профессии……………………………………10
Выводы по первой главе…………………………………………………..13
ГЛАВА II ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОФЕССИИ ПСИХОЛОГ СРЕДИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ 1КУРСА
2.1 Организация и проведение исследования………………………….14
2.2 Анализ и интерпретация полученных данных……………………. 16
Выводы по второй главе……………………………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..20
ЛИТЕРАТУРА…………………

Работа содержит 1 файл

Ксюшин курсовик.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

Экспрессивная сторона отношений связана с переживанием человеком своего отношения к объекту отношения, с возникающими у него по поводу оценки эмоциями. Например, оценка человеком себя как неспособного вызывает не только негативное отношение к себе, но и тягостное переживание этого отношения. 

Побудительная сторона отношений, выражающаяся, например, во влечениях и интересах, проявляется в стремлении овладеть нравящимся объектом, войти в контакт с обожаемым человеком, заниматься нравящейся деятельностью. [7]. 

1.2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ 1-ОГО КУРСА

Главное психологическое приобретение ранней юности - это открытие своего внутреннего мира. Для ребенка в онтогенезе единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Вполне осознавая свои поступки, он еще не осознает собственных психических состояний. Если ребенок сердится, он объясняет это тем, что кто-то его обидел. Напротив, для юноши внешний, физический мир - только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он сам. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юное существо открывает целый мир эмоций, красоту природы, звуки музыки, новые краски [13]. Открытие своего внутреннего мира - очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает и немало тревожных, драматических переживаний. Оказывается, внутреннее «Я» может не совпадать с внешним поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Не случайно жалобы на слабоволие - самая распространенная форма подростковой и юношеской самокритики. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Это порождает острую потребность в общении и одновременно повышение его избирательности, потребность в уединении, в тишине природы, в молчании, в том, чтобы услышать свой внутренний голос, не заглушенный суетливой будничной повседневностью.

Главным измерением времени в самосознании юноши является будущее, к которому он себя готовит. Мечты о будущем  занимают центральное место в его переживаниях.[9]. 
 

1.3 ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ 1 КУРСА К ВЫБРАННОЙ ПРОФЕССИИ 

Эмоциональное отношение студентов  зачастую зависит  от:

- степени  представленности студенту культуры  профессиональной деятельности  психолога

- наличия  созданной преподавателями ситуации  личностной значимости для студентов освоения системы психологических норм и способов регуляции активности во взаимодействии с другим человеком на всем протяжении процесса подготовки

- соответствия  содержания образовательного закономерностям  и процессу освоения и присвоения  новых – профессиональных и психологических – норм и способов регуляции взаимодействия с другим человеком у студентов

Положительное эмоциональное отношение студентов к профессии «психолог» зачастую зависит от:

- единства  преподавателей в образе цели подготовленности, выраженное в содержательных характеристиках «идеального школьного психолога», ориентированного на деятельность, на процесс и результат прогрессивного, личностного развития студента-психолога

- организация  деятельности студента

- социально-психологические и социокультурные закономерности ( показывают зависимость содержания идентификации студента с образом школьного психолога, зависит от определенных характеристик всех преподавателей. Преподаватель формирует потребность в профессиональном общении, в последние периоды подготовки студента формируют «+» отношение к профессиональной деятельности психолога.) [3]. 

Определенная  часть студентов рассматривает  обучение в вузе как необходимость, продиктованную стремлением получить диплом и приобрести в дальнейшем определенный социальный статус, ряд студентов не имеют интереса к будущей профессиональной деятельности, не уверены в правильности выбора или вообще отрицательно относятся к будущей профессии. Отношение некоторых студентов характеризуется стремлением к результату, выраженному в сдаче зачетов и экзаменов, что приводит к формальному участию в образовательном процессе.                                                                                               

         Такое отношение, без сомнения, негативно влияет как на качество учебы, так и на личностное развитие студентов, поскольку только активное участие в учебной деятельности усиливает интерес студентов, способствует воспроизводству мотивов учебной и профессиональной деятельности. Анализ отношений студентов к учебе косвенно позволяет проанализировать его эмоциональное отношение к профессии.                                                             

Показателями  удовлетворенности студентов избранной  профессией являются их эмоциональное  отношение к профессии как к личностно значимой ценности и сформированность личных профессиональных планов, которые в совокупности отражают стремление студентов включиться в профессиональный труд. Становление осознанного ценностного отношения к профессии во время обучения в вузе связано с конкретизацией студентами образа профессии и образа Я-профессионала, которая происходит постепенно и связана с уровнем социальной зрелости студентов, который обусловлен успешностью социализации личности в период обучения.                                                               Эмоциональное отношение к своей профессии у студентов 1-ого курса, зачастую зависит, от их общей настроенности и наличия интереса. Неустойчивость эмоциональных отношений наблюдается на протяжении всего учебного года, сопровождаясь довольно частыми эмоциональными всплесками и переживаниями. Присматриваясь к преподавателям и дисциплинам, которые им предстоит изучить, перед студентами становится выбор -  продолжить обучение дальше, либо отказаться от обучения выбранной профессии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВЫВОДЫ  ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 

     1. Эмоциональное отношение – есть связь эмоций определенного характера  с определенным лицом

     2. Эмоциональное отношение человека включает в себя следующие особенности:

     • Широта эмоциональных отношений

     • Обобщенность эмоциональных отношений

     • Генерализованность и дифференцированность отношений

     • Субъективность эмоциональных отношений

     • Интенсивность эмоциональных отношений

     • Устойчивость эмоциональных отношений

     3. Если эмоциональные процессы и состояния часто возникают и однотипно переживаются в схожих ситуациях, они приобретают устойчивость и закрепляются в структуре личности, становятся эмоциональными свойствами личности.

     4. Эмоциональное отношение личности формируются в процессе жизнедеятельности человека, в системе определенных жизненных ситуаций и отношений как результат наиболее часто повторяющихся эмоциональных состояний.

     5. Эмоциональное отношение к профессии  психолог студентов 1-ого курса  зачастую зависит от интереса, их расположенности к обучению и прежде всего от преподавателей, которые обеспечивают студенту психологическую среду.

             
 
 
 
 

ГЛАВА II ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОФЕССИИ ПСИХОЛОГ СРЕДИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ 

2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 

        Цель: Исследование эмоционального отношения к профессии психолог студентов 1-ого курса

       Задачи исследования:

  1. Осуществить теоретический анализ научной и методической литературы по теме исследования
  2. Провести методику, направленную на выявление эмоционального отношения к профессии психолог на примере 1 курса
  3. На основе полученных результатов разработать психологические  рекомендации студентам

       Особенности выборки: исследование проводилось на 22 студентах 1 курса 11 группы факультета психологии и педагогики, в возрасте от 17 до 21 года.

Для выявления  эмоционального отношения к профессии «психолог» студентов 1ого курса нами была использована методика личностного дифференциала, относящаяся к методу тестирования.

Методика  личностного дифференциала разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Методика ЛД адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В.М Бехтерева.

В методике использованы три фактора, в наибольшей степени характеризующие полюса трех классических факторов семантического дифференциала Ч.Осгуда: 1) оценки; 2) силы; 3) активности

 При интерпретации данных, полученных с помощью ЛД, учитывается, что в них отражаются субъективные, эмоционально-смысловые представления человека о самом себе и других людях, его отношения, которые дополняют когнитивные и поведенческие компоненты образа психолога. [11]

Этапы проведения методики:

1.Необходимо настроить испытуемых на сотрудничество, доверительность;

2. Испытуемым предлагаются бланк.

В предложенном бланке представлены наиболее распространенные качества человека. Положительные значения этих качеств обозначены знаком «+», а отрицательные «-». Их степень оценивается по семибалльной шкале. Порядок работы с методикой очень прост и заключается в следующем:

выбор знака того или иного качества;

определение степени его проявления по баллам:

3 —  проявляется очень сильно и  очень часто; 

2 —  выражено достаточно заметно  и часто встречается; 

1 —  проявляется иногда и слабо;

0 —  трудно сказать, есть и то, и  другое.

3. Подведение итогов проведенной методики [20] 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ 

При применении ЛД для исследования самооценок значения фактора ОЦЕНКИ (О - в бланке) результаты свидетельствуют об уровне самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой.

Низкие  значения фактора О указывают  на критическое отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность  собственным поведением, уровнем  достижений, особенностями личности, на недостаточный уровень принятия самого себя. Особо низкие значения этого фактора в самооценках свидетельствуют о возможных невротических или иных проблемах, связанных с ощущением малой ценности своей личности.

Фактор  СИЛЫ (С - в бланке) в самооценках  свидетельствует о разви-тии волевых  сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Его высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на свои силы в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. Особо низкие оценки свидетельствуют и указывают на астенизацию и тревожность.

Фактор  АКТИВНОСТИ (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности  личности. Положительные значения (+) указывают на высокую активность, общительность, импульсивность; отрицательные (-) - на интровертированность, определенную  пассивность,  спокойные эмоциональные реакции. Во взаимных оценках отражается вос-приятие людьми личностных особенностей друг друга. 

Информация о работе Эмоциональное отношение к профессии психолог, на примере студентов-психологов 1-го курса