Эмоциональное выгорание в среде студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 01:42, курсовая работа

Описание работы

Сравнительно недавно в зарубежной, а затем и отечественной литературе появилось понятие «эмоционального выгорания», которое, изначально рассматривалось, как аспект профессиональный деформации и определялось как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. СЭВ - это процесс постепенной утраты эмоциональной, познавательной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. В то же время это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Содержание

Введение…………………………………………………………….
3
Глава I. Теоретические подходы к проблеме эмоционального выгорания на этапе профессионального становления студентов………
6
1.1.
Психологический синдром эмоционального выгорания как социальная и личностная проблема. …..........................................
6
1.2.
Теории синдрома эмоционального выгорания...............................
12
Глава II. Эмпирическое исследование эмоционального выгорания в среде студентов……………………………………………………………..

18
2.1.
Организация и методы исследования…………………………….
18
2.2.
Результаты исследования и их интерпретация…………………..
19

Заключение………………………………………………………….
25

Список литературы……………………………………

Работа содержит 1 файл

1051 Эмоциональное выгорание студентов.doc

— 214.50 Кб (Скачать)

Федеральная служба исполнения наказания

Вологодский институт права и экономики

 

 

 

Кафедра общей психологии

 

 

Эмоциональное выгорание  в среде студентов

 

 

 

 

 

                                                  

 

 

                                                         Исполнитель:

    

                                                                                   учебной группы

                                                                                 

                                                                                 

                            

                                       Научный руководитель: преподаватель  кафедры

                                                                                 

                                                                                                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вологда 2012

Содержание

 

Введение…………………………………………………………….

3

Глава I. Теоретические  подходы к проблеме эмоционального выгорания на этапе профессионального становления  студентов………

6

1.1.

Психологический синдром  эмоционального выгорания как социальная и личностная проблема. …..........................................

6

1.2.

Теории синдрома эмоционального выгорания...............................

12

Глава II. Эмпирическое исследование эмоционального выгорания в среде  студентов……………………………………………………………..

 

18

2.1.

Организация и методы исследования…………………………….

18

2.2.

Результаты исследования и их интерпретация…………………..

19

 

Заключение………………………………………………………….

25

 

Список литературы…………………………………………………

26

 

Приложения………………………………………………………....

28


 

 

Введение

Сравнительно недавно  в зарубежной, а затем и отечественной  литературе появилось понятие «эмоционального выгорания», которое, изначально рассматривалось, как аспект профессиональный деформации и определялось как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. СЭВ - это процесс постепенной утраты эмоциональной, познавательной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. В то же время это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

В настоящее время  проявления синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) встречаются не только среди работающих людей, но и на этапе обучения в вузе, что ведет к необходимости разработки мер по предотвращению и устранению данных проявлений.

Студенческий возраст  представляет особый период жизни человека. Заслуга самой постановки проблемы студенчества как особой социально-психологической  и возрастной категории принадлежит  психологической школе Б.Г. Ананьева [2].

Изменения в социально-экономической  сфере затрагивают не только структуру  и содержание образования, но и личность студента как субъекта педагогической деятельности, предъявляя особые требования к его социально-психологической  и личностной состоятельности. Деятельность студента непрерывно связана с общением, подвержена симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения, что отрицательно сказывается на эффективности обучения, ухудшении психического и физического самочувствия. Многие студенты отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость).

Студентам приходится противостоять  влиянию эмоциональных факторов современной образовательной среды. То есть им необходимо выполнить все требования, предъявляемые будущей профессией, при этом оптимально реализовать себя в ней и получить удовлетворение от своего труда. В этой связи возрастает интерес к изучению факторов эмоционального выгорания у студентов.

Первые работы по этой проблеме появились в США. Американский психиатр H. Frendenberger в 1974 г. описал феномен  и дал ему название «burnout» для  характеристики психологического состояния  здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с пациентами (клиентами) в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи [15].

Изучению проблемы синдрома эмоционального выгорания посвящено значительное количество работ в зарубежной науке и практике: C. Maslach, S. Jakson, 1981; E. Aronson, A. Pines, 1983; S. Walker, M. Cole, 1989; M.P. Leiter, 1997 и др. Менее изучен данный феномен в отечественной психологии В.В. Бойко, 1996 [5]; В.Е. Орел, 2001 [13]; Е.С. Старченкова, 2002 [6] и др.

Все это обусловило выбор темы исследования «Эмоциональное выгорание в среде студентов»


Объект исследования: эмоциональное выгорание.

Предмет исследования: эмоциональное  выгорание в среде студентов

Цель исследования: изучение факторов эмоционального выгорания  в среде студентов.

Задачи:

1. Изучить проблему  эмоционального выгорания в отечественной  и зарубежной литературы, посвященной  данной проблематике.

2. Рассмотреть особенности  эмоционального выгорания у студентов 

3. Исследовать особенности  эмоционального выгорания студентов.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что синдром эмоционального выгорания  у студентов проявляется как  стресс-реакция на эмоционально-напряженную  коммуникативную деятельность и  заключается в постепенном глубинном  нарастании отдельных симптомов и фаз.

Для решения поставленных задач были использованы следующие  методы исследования:

1. Изучение и анализ  психолого-педагогической и методической  литературы по проблематике исследования.

2. Метод сбора эмпирических  данных – психологическое тестирование:

- Тест «Подверженность стрессу».

- Определение уровня депрессии (Т. И. Балашова).

- Методика измерения  психического «выгорания» (авт.  Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова)

3. Методы статистической  обработки данных, количественная  и качественная обработка экспериментальных данных, таблично-графические методы анализа данных.

Структура и  объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

 

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме эмоционального выгорания на этапе профессионального становления  студентов

1.1. Психологический  синдром эмоционального выгорания  как социальная и личностная  проблема

В последние годы, исследуя особенности профессиональной деформации, все чаще и чаще  стали выделять психологические феномены, получившие название эмоционального выгорания.

Эмоциональное выгорание  – это выработанный личностью  механизм психологической защиты в  форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные  психотравмирующие воздействия. Оно  представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. В целом выгорание - отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы [13].

В настоящее время нет единого взгляда на структуру СЭВ, но, несмотря на это, можно сказать, что он представляет собой личностную деформацию вследствие эмоционально затрудненных и напряженных отношений в системе человек-человек. Последствия выгорания могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (познавательных, эмоциональных, мотивационно-установочных) изменениях личности. То и другое имеет непосредственное значение для социального и психосоматического здоровья личности [3,5,6].

Выделяют 5 ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ:

  • физические симптомы (усталость, физическое утомление, истощение; изменение веса; недостаточный сон, бессонница; плохое общее состояние здоровья, в т.ч. по ощущениям; затрудненное дыхание, одышка; тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожь; повышение артериального давления; язвы и воспалительные заболевания кожи; болезни сердечно-сосудистой системы);
  • эмоциональные симптомы (недостаток эмоций; пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; безразличие, усталость; ощущение беспомощности и безнадежности; агрессивность, раздражительность; тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; истерики, душевные страдания; потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации своей или других - люди становятся безликими, как манекены; преобладает чувство одиночества);
  • поведенческие симптомы (рабочее время более 45 часов в неделю; во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи - падения, травмы, аварии и др.; импульсивное эмоциональное поведение);
  • интеллектуальное состояние (падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни; большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, чем к творческому подходу; цинизм или безразличие к новшествам; малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах - тренингах, образовании; формальное выполнение работы);
  • социальные симптомы (низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой; скудные отношения на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег) [6].

В.В. Бойко указывает  на следующие личностные факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств в профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности [5].

Как отмечают психологи, риск возникновения профессионального выгорания увеличивается в случаях монотонности работы, вкладывания в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки, строгой регламентации времени работы, работы с немотивированными клиентами, трудно ощутимыми результатами работы [6]. Также существенную роль играют напряженность и конфликты в профессиональной среде: недостаточная поддержка со стороны коллег, нехватка условий для самовыражения личности на рабочем месте, работа без возможностей дальнейшего обучения и профессионального совершенствования, неразрешенные личностные конфликты.

Феномен «эмоционального  выгорания» был детализирован Маслач, Пельманом и Хартманом в 1982 году, в результате чего выделился его  синдром. Последние из авторов, обобщив многие определения «выгорания», выделили три главных компонента: эмоциональное и/или физическое истощение, деперсонализация и сниженная рабочая продуктивность [13].

Эмоциональное истощение  проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. Человек чувствует, что не может отдаваться работе с таким же воодушевлением, желанием, как раньше.

Деперсонализация связана  с возникновением равнодушного и  даже негативного отношения к  людям, обслуживаемым по роду работы. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам. Подобные состояния имеют место в замкнутых рабочих коллективах, выполняющих длительное время (до полугода) совместную деятельность.

Сниженная рабочая продуктивность проявляется в снижении самооценки своей компетентности (в негативном восприятии себя как профессионала), недовольстве собой, негативном отношении к себе как личности.

Синдром эмоционального выгорания включает в себя три основные составляющие:

  • эмоциональное истощение, как чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой; исчерпанности своих эмоциональных ресурсов;
  • деперсонализацию (потерю собственного «Я»), как циничное отношение к труду и объектам своего труда, связанную с возникновением равнодушного, негативного и даже циничного отношения к людям, обслуживаемым по роду работы;
  • редукцию (уменьшение) профессиональных достижений, как возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, недовольства собой, осознание неуспеха и снижения ценности своей деятельности. [5,6].

Информация о работе Эмоциональное выгорание в среде студентов