Эмоциональное выгорание педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:21, реферат

Описание работы

Мы считаем, что обязательным условием на современном этапе развития педагогики является ориентация деятельности учителей на личность воспитанника. Выполнение этой роли требует от педагога способности противостоять влиянию эмоциональных факторов современной профессиональной среды. На наш взгляд существует некоторое противоречие между тем как выполнить все требования, предъявляемые профессией и при этом оптимально реализовать себя в профессии и получать удовлетворение от своего труда. С учетом данного противоречия была выбрана тема реферативной работы, в которой автор попытается изучить факторы, оказывающие наибольшее влияние на развитие синдрома эмоционального выгорания.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
Психологические особенности развития синдрома эмоционального
выгорания в профессиональной деятельности педагога……………………....
1. Понятие синдрома эмоционального выгорания. История вопроса…………
2. Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального
выгорания………………………………………………………………………... 3.Симптомы эмоционального выгорания……………………………………….
4. Эмоциональное выгорание как стресс……………………………………….
5. Требования профессии к личности педагога…………………………………
Выводы…………………………………………………………………………....
Литература…………………………………………………………………..........

Работа содержит 1 файл

реферат эмоц.выгор.пед..docx

— 72.56 Кб (Скачать)

ОГОУ  СПО Иркутский Государственный  Педагогический Колледж №1 
 
 

Реферат 

На тему:   Эмоциональное выгорание педагога 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 2д курса

Гуманитарного отделения

Специальность: 050710

Специалист  по работе с молодежью

 и  молодежными объединениями

 Назаренко  Янина Николаевна 

     Руководитель:  Колесникова Людмила Илларионовна

преподаватель общественных дисциплин 

                                                                                                                                                    Иркутск 2010г.

Содержание: 

Введение………………………………………………………………………….

Психологические особенности развития синдрома эмоционального

выгорания в  профессиональной деятельности педагога……………………....

1. Понятие синдрома  эмоционального выгорания. История вопроса…………

2. Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального

 выгорания………………………………………………………………………... 3.Симптомы эмоционального выгорания……………………………………….

4. Эмоциональное выгорание как стресс……………………………………….

5. Требования профессии к личности педагога…………………………………

Выводы…………………………………………………………………………....

Литература………………………………………………………………….......... 
 
 
 

                                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

  Современная  школа предъявляет значительные  требования  ко  всем  аспектам деятельности   учителя:   знаниям,   педагогическим   умениям   и   способам деятельности и, конечно, к личностным особенностям.  В  условиях  реализации принципов личностно-ориентированного обучения, особую  актуальность на наш взгляд приобретает изучение факторов, препятствующих  гуманизации  отношений в диаде “учитель-ученик”.

     Можно   предположить,    что    синдром    эмоционального    выгорания, характеризующийся  эмоциональной  сухостью   педагога,   расширением   сферы экономии эмоций, личностной отстраненностью,  игнорированием  индивидуальных особенностей учащихся, оказывает  достаточно  сильное  влияние  на  характер профессионального  общения  учителя.  Данная   профессиональная   деформация мешает  полноценному  управлению  учебным  процессом,  оказанию  необходимой психологической помощи, становлению профессионального  коллектива.  Реальная педагогическая   практика   показывает,   что   сегодня    довольно    четко прослеживается факт потери интереса к ученику  как   к  личности,  неприятие его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны  профессионального общения. Многие педагоги отмечают  у  себя  наличие  психических  состояний, дестабилизирующих  профессиональную   деятельность   (тревожность,   уныние), подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость).

    Мы считаем, что обязательным  условием  на  современном   этапе  развития педагогики   является   ориентация   деятельности   учителей   на   личность воспитанника.  Выполнение  этой  роли  требует   от   педагога   способности противостоять влиянию эмоциональных  факторов  современной  профессиональной среды. На  наш  взгляд  существует  некоторое  противоречие  между  тем  как выполнить все требования, предъявляемые профессией и  при  этом   оптимально реализовать себя в профессии и получать удовлетворение от  своего  труда.  С учетом данного противоречия была выбрана тема реферативной  работы,  в которой автор попытается изучить  факторы,  оказывающие наибольшее  влияние на развитие синдрома эмоционального выгорания.

   Цель исследования заключается в изучении   синдрома  эмоционального выгорания  и  выявлении  влияния  на  него  организационных   и   личностных факторов.  Достижение  поставленной  цели  предполагает  решение   следующих

задач:

   1. Изучение литературы по заявленной  теме.

   

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА 

      Поскольку  основным  в  данной    реферативной работе   является   понятие “эмоциональное выгорание”, то логичнее всего начать ее с определения  эмоций и их значения в жизни  человека.  Психологический  словарь  дает  нам  такое определение  эмоций  (от  лат. emoveo  –потрясаю,   волную)   –   психическое отражение в форме  непосредственного  пристрастного  переживания  жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных  свойств к потребностям субъекта.

    Говоря о том, для чего  человеку  нужны  эмоции,  следует   различать  их функции и  роль.  Функция  эмоций  –  это  узкое  природное  предназначение, работа, выполняемая эмоциями в  организме,  а  их  роль  –  это  характер  и степень участия эмоций в чем-либо, определяемая  их  функциями,  или  же  их влияние на что-то помимо их природного  предназначения.  Роль  эмоций  может быть  положительной  и  отрицательной.  Функция   эмоций,   исходя   из   их целесообразности,  предопределена  природой,  быть   только   положительной, иначе, зачем бы они появились и закрепились?

   “Отрицательные” (гнев, злость и  т.п.) эмоции, по  мнению  Б.И.  Додонова, играют более важную  биологическую  роль  по  сравнению  с  “положительными” эмоциями.  Не  случайно  механизм  “отрицательных”  эмоций  функционирует  у ребенка с первых дней  появления  его  на  свет,  а  “положительные”  эмоции появляются значительно позднее (цит. по  Макаровой,  1968).  “Отрицательная” эмоция –  это  сигнал  тревоги,  опасности  для  организма.  “Положительная” эмоция  –  это  сигнал  возвращенного  благополучия.  Ясно,  что  последнему сигналу нет необходимости звучать долго, поэтому эмоциональная  адаптация  к хорошему наступает быстро. Сигнал же тревоги должен подаваться до  тех  пор, пока опасность не устранена. Вследствие  этого  застойными  могут  оказаться только  “отрицательные”  эмоции.  При  этих   условиях   здоровье   человека действительно страдает. Отрицательные эмоции  вредны  лишь  в  избытке,  как вредно все, что превышает норму (в том числе и положительные аффекты).

     С  точки  зрения  П.В.  Симонова,   нервные   механизмы   положительных

эмоциональных  реакций  более  сложные  и  тонкие,  чем  отрицательных.   Он считает, что “положительные” эмоции имеют самостоятельное  приспособительное значение, т.е. роль “положительных” эмоций отлична от  роли  “отрицательных” эмоций: “положительные” эмоции  побуждают  живые  системы  активно  нарушать достигнутое  “уравновешивание”  с   окружающей   средой:   “Важнейшая   роль положительных эмоций  –  активное  нарушение  покоя,  комфорта,  знаменитого “уравновешивания организма с внешней средой” (1970). “Отрицательные  эмоции, - пишет Симонов, -  как  правило,  обеспечивают  сохранение  того,  что  уже достигнуто эволюцией или индивидуальным  развитием  субъекта.  Положительные эмоции  революционизируют  поведение,  побуждая   искать   новые,   еще   не удовлетворенные потребности, без которых немыслимо  наслаждение…  Социальную ценность эмоций всегда определяет мотив, вызвавший ее к жизни”.

    Данная рефератная работа посвящена изучению  синдрома  эмоционального выгорания и  как  видно  из  его  названия  –  это  эмоциональное  состояние человека. 

1. Понятие синдрома эмоционального выгорания. История вопроса.

       Термин ‘’эмоциональное  выгорание’’   введен  американским  психиатром Х. Дж. Фрейденбергером  в  1974  году  для   характеристики   психологического состояния здоровых людей, находящихся  в  интенсивном  и  тесном  общении  с клиентами, пациентами  в  эмоционально  насыщенной  атмосфере  при  оказании профессиональной  помощи.  Первоначально   этот   термин   определялся   как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности.

      К 1982 г. в англоязычной литературе  было  опубликовано  свыше   тысячи

статей  по  “эмоциональному  сгоранию”.  Представленные  в  них  исследования носили   главным   образом   описательный    и    эпизодический    характер.

Первоначально  количество  профессионалов,  относимых  к   подверженным   «эмоциональному сгоранию», было незначительно это были   сотрудники медицинских учреждений и различных благотворительных  организаций.  Р.Шваб

(1982 г.) расширяет  группу профессионального   риска:  это  –  прежде  всего учителя, полицейские, юристы, тюремный персонал,  политики,  менеджеры  всех уровней. Как пишет К Маслач, одна из ведущих специалистов  по  исследованию“эмоционального  сгорания’’,  “  деятельность  этих  профессионалов   весьма различна, но всех  их  объединяет  близкий  контакт  с  людьми,  который,  с эмоциональной точки зрения, часто очень трудно поддерживать  продолжительное время”.

     Таким образом, к настоящему  времени существует единая точка  зрения  на сущность  психического  выгорания  и  его  структуру.  Согласно  современным данным,  под  “психическим  выгоранием”  понимается  состояние  физического, эмоционального  и  умственного   истощения,   проявляющееся   в   профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя  три  основные  составляющие, выделенные К. Маслач: эмоциональную истощенность, деперсонализацию  (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.

      Под  эмоциональным  истощением   понимается   чувство   эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

     Деперсонализация предполагает  циничное отношение к  труду   и  объектам своего   труда.   В   социальной   сфере    деперсонализация    предполагает бесчувственное, негуманное отношение к  клиентам,  приходящим  для  лечения, консультации, получения  образования  и  т.д.  Контакты  с  ними  становятся формальными, обезличенными; возникающие негативные установки могут  поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом  раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.

      Редукция профессиональных достижений  – это возникновение у  работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание  неуспехов ней.

       Исследования последних лет   позволили  существенно  расширить   сферу

распространения  этой  структуры,  включив   профессии,   не   связанные   с социальной   сферой,   что   привело   к   некоторой   модификации   понятия ‘’выгорания’’  и  его  структуры.  Психическое  выгорание   понимается   как профессиональный кризис,  связанный  с  работой  в  целом,  а  не  только  с межличностными взаимоотношениями в процессе ее.  Такое  понимание  несколько видоизменило и его основные  компоненты:  эмоциональное  истощение,  цинизм, профессиональная эффективность.  С  этих  позиций  понятие  деперсонализации имеет более широкое значение и означает отрицательное отношение не только  к клиентам, но и к труду и его предмету в целом.

2.Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального

выгорания

  После  того как феномен стал общепризнанным, закономерно возник  вопрос о факторах,   способствующих   развитию   или,   наоборот,   тормозящих   его.

Традиционно  они   группировались   в   два   больших   блока,   особенности профессиональной  деятельности   и   индивидуальные   характеристики   самих профессионалов. Чаще  эти  факторы  называют  внешними  и  внутренними   или личностными и организационными (Орел, 2001г.;  Решетова,  2002г.)  Некоторые авторы  выделяли  и  третью  группу  факторов,  рассматривая  содержательные аспекты  деятельности  как  самостоятельные.  Так,  Форманюк  Т.В.  выделяет личностные,  ролевые  и  организационные  факторы  (у К.Кондо(1991г.) соответственно: индивидуальные, социальные и  “характер  работы  и  рабочего окружения”).

Информация о работе Эмоциональное выгорание педагога