Эмоциональное выгорание педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:21, реферат

Описание работы

Мы считаем, что обязательным условием на современном этапе развития педагогики является ориентация деятельности учителей на личность воспитанника. Выполнение этой роли требует от педагога способности противостоять влиянию эмоциональных факторов современной профессиональной среды. На наш взгляд существует некоторое противоречие между тем как выполнить все требования, предъявляемые профессией и при этом оптимально реализовать себя в профессии и получать удовлетворение от своего труда. С учетом данного противоречия была выбрана тема реферативной работы, в которой автор попытается изучить факторы, оказывающие наибольшее влияние на развитие синдрома эмоционального выгорания.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
Психологические особенности развития синдрома эмоционального
выгорания в профессиональной деятельности педагога……………………....
1. Понятие синдрома эмоционального выгорания. История вопроса…………
2. Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального
выгорания………………………………………………………………………... 3.Симптомы эмоционального выгорания……………………………………….
4. Эмоциональное выгорание как стресс……………………………………….
5. Требования профессии к личности педагога…………………………………
Выводы…………………………………………………………………………....
Литература…………………………………………………………………..........

Работа содержит 1 файл

реферат эмоц.выгор.пед..docx

— 72.56 Кб (Скачать)

   В этой же статье, К. Чернисс (2003г.) отмечает, что выгоранием  страдают не только люди, но и организации. Также как и у индивидуума, страдающего  от выгорания, в организациях проявляются различные симптомы этого явления,  они следующие:

   - высокая текучесть кадров;

   - снижение вовлеченности сотрудников  в работу;

   - поиск “козла отпущения”;

   - антагонистический групповой процесс  и наличие парных группировок;

   -  режим  зависимости,  проявляющийся   в  виде  гнева  на  руководство   и проявлении беспомощности и безнадежности;

   - развитие критического отношения  к сотрудникам;

   - недостаток сотрудничества среди  персонала;

   -  прогрессирующее падение инициативы;

   - рост чувства неудовлетворенности  от работы;

   -  проявления  негативизма   относительно  роли  или   функции   отделения (Чернисс, 2003г.). 

4.Эмоциональное выгорание как стресс:

     Вернемся еще раз к  определению   эмоционального  выгорания.  Доктор  К. Маслач подчеркивает, что выгорание – это не потеря  творческого потенциала, не реакция  на  скуку,  а  “эмоциональное  истощение,  возникающее  на  фоне стресса,  вызванного  межличностным   общением”.   Согласно    Гансу   Селье (1936г.),  основоположнику учения  о стрессе,  это неспецифическая (т.е. всеобщего действия) защитная реакция организма в ответ на  психотравмирующие факторы  разного  свойства.  Он  определил  следующие  стадии  стресса   как процесса:

  1) непосредственная  реакция на воздействие (стадия  тревоги);

  2) максимально  эффективная адаптация (стадия  резистентности);

  3) нарушение  адаптационного процесса  (стадия  истощения).  (“Стресс  без дистресса” 1936г.)

   Р.М. Грановская отмечает, что  развивается стресс  обычно  таким   образом: стрессор – накопления – реакция. В промежутке между стрессором  и ответом организма  развертываются  определенные  процессы,  опосредованные   прежним опытом ответов на стрессовые ситуации. Стресс, включает  и  физиологические, и психологические компоненты. С его  помощью организм как бы мобилизует  себя целиком  на  приспособление   к  новой   ситуации,   приводя   в   действие неспецифические  защитные механизмы,   обеспечивающие   сопротивление   или адаптацию. (Грановская, 1997г.)

              Основные черты психического  стресса:

  1)  стресс  –  состояние   организма,   его   возникновение   предполагает взаимодействие между организмом и средой;

  2) стресс  – более напряженное состояние,  чем  обычное  мотивационное,  оно требует для своего возникновения восприятия угрозы;

  3) явления  стресса имеют место тогда,  когда нормальная адаптивная  реакция недостаточна.

      По словам К. Маслач (1978г.), выгорание можно приравнять  к дистрессу

в его  крайнем проявлении и к третьей  стадии  общего  синдрома  адаптации  - стадии  истощения,  однако,  момент,  когда  стресс   переходит,   ясно   не определен.

      Эмоциональное выгорание – динамический  процесс и  возникает  поэтапно,в полном соответствии с механизмом развития стресса,  налицо  все три фазы стресса:

1)нервное (тревожное) напряжение  –  его  создают  хроническая психоэмоциональная  атмосфера,  дестабилизирующая   обстановка,   повышенная ответственность, трудность контингента;

 2) резистенция,  то  есть  сопротивление,  -  человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;

3)истощение  –  оскудение  психических  ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.

   Соответственно каждому этапу,  возникают отдельные признаки, или  симптомы, нарастающего эмоционального выгорания.

     Так у индивидуума, подверженного выгоранию первой степени, проявляются умеренные, недолгие и случайные признаки  этого  процесса.  Эти  признаки  и симптомы проявляются в легкой форме и выражаются в заботе о себе,  например, путем расслабления или организации перерыва в работе.

      На второй стадии выгорания  симптомы проявляются более регулярно,  носят более затяжной характер, и труднее поддаются коррекции.  Профессионал  может чувствовать себя истощенным после хорошего сна и даже после  выходных.  Орел В.Е. отмечает, что  перерывы  в  работе  оказывают  положительный  эффект  и снижают уровень выгорания, но этот эффект носит временный характер:  уровень выгорания частично повышается через три дня после  возвращения  к  работе  и полностью восстанавливается через три недели. (Орел, 2001г.)

       Признаки и симптомы третьей  стадии выгорания  являются  хроническими. Могут  развиваться  физические  и  психологические  проблемы  типа   язв   и депрессии; попытки заботиться о себе, как правило, не  приносят  результата, а профессиональная помощь может не давать быстрого облегчения.  Профессионал может подвергать сомнению ценность  своей  работы,  профессии  и  жизни  как таковой.

    Очень подробно освещает  симптомы  всех  трех  фаз  Бойко   В.В.  в  своей статье “Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других”,  рассмотрим  их.

    Фаза  “напряжения”.   Нервное  (тревожное)  напряжение  служит предвестником  и  “запускающим”  механизмом  в  формировании  эмоционального выгорания.  Напряжение  имеет  динамический  характер,  что  обусловливается изматывающим  постоянством   или   усилением   психотравмирующих   факторов.

Тревожное напряжение включает несколько симптомов:

1 . Симптом  “переживания психотравмирующих  обстоятельств”.

      Проявляется  усиливающимся   осознанием   психотравмирующих   факторов профессиональной деятельности, которые трудно или  вовсе  неустранимы.  Если человек не ригиден, то  раздражение ими постепенно  растет,  накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к  развитию  прочих явлений “выгорания”.

 2. Симптом “неудовлетворенности собой”.

     В результате неудач или   неспособности  повлиять  на  психотравмирующие обстоятельства, человек  обычно  испытывает недовольство  собой,  избранной профессией,  занимаемой  должностью, конкретными  обязанностями.  Действует механизм “эмоционального переноса”- энергетика направляется не только  и  не столько вовне,  сколько  на  себя.  По  крайней  мере,  возникает  замкнутый энергетический контур “Я и обстоятельства”: впечатления от внешних  факторов деятельности постоянно травмируют личность и  побуждают  ее  вновь  и  вновь переживать психотравмирующие элементы профессиональной деятельности. В  этой схеме   особое   значение   имеют   известные   нам   внутренние    факторы, способствующие    появлению    эмоционального     выгорания:     интенсивная интериоризация обязанностей, роли, обстоятельства  деятельности,  повышенная совестливость и чувство ответственности.  На  начальных  этапах  “выгорания” они нагнетают  напряжение,  а  на  последующих  провоцируют  психологическую защиту.

3.  Симптом  ”загнанности в клетку”.

         Возникает,  но  не  во  всех  случаях,  хотя  выступает  логическим продолжением развивающегося стресса. Когда психотравмирующие  обстоятельства очень давят  и  устранить  их  невозможно,  к  нам  часто  приходит  чувство безысходности. Мы пытаемся,  что-то  изменить,  еще  и  еще  раз  обдумываем неудовлетворительные  аспекты  своей  работы.  Это   приводит   к   усилению психической  энергии  за  счет  индукции  идеального:   работает   мышление, действуют планы, цели, установки, смыслы,  подключаются  образы  должного  и желаемого.  Сосредоточение  психической   энергии   достигает   внушительных объемов. И  если  она  не  находит  выхода,  если  не  сработало  какое-либо средство  психологической  защиты,  включая  “эмоциональное  выгорание”,  то человек  переживает  ощущение  “загнанности  в   клетку”.    Это   состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика.  В  жизни  мы  часто  ощущаем состояние “загнанности в клетку", и не  только  по  поводу  профессиональной деятельности. В таких случаях мы в  отчаянии  произносим:  “неужели  это  не имеет пределов”, “нет сил,  с  этим  бороться”,  “я  чувствую  безысходность ситуации".  Нас   повергает   в   исступление   бюрократическая   казенщина, организационная   бестолковщина,   людская   непорядочность,    повседневная рутинность.

4. Симптом  “тревоги и депрессии”.

      Обнаруживается  в  связи   с  профессиональной  деятельностью   в  особо осложненных обстоятельствах,  побуждающих  к  эмоциональному  выгоранию  как средству  психологической  защиты.  Чувство  неудовлетворенности  работой  и собой  порождают  мощные  энергетические  напряжения  в  форме   переживания ситуационной или личностной  тревоги,  разочарования  в  себе,  в  избранной профессии,  в  конкретной  должности.  Симптом  “тревоги  и  депрессии”,   - пожалуй, крайняя точка в формировании тревожной напряженности  при  развитии эмоционального выгорания.

      Фаза   «резистенции». Вычленение этой фазы  в самостоятельную  весьма условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с  момента появления тревожного напряжения.  Это  естественно:  человек  осознанно  или бессознательно  стремится  к  психологическому  комфорту,  снизить  давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении  средств.

Формирование  защиты с участием эмоционального выгорания  происходит  на  фоне следующих явлений:

1. Симптом  ”неадекватного избирательного  эмоционального реагирования”

          Несомненный  “признак  выгорания”,  когда  профессионал  перестает улавливать разницу  между  двумя  принципиально отличающимися явлениями: экономическое проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование.

          В первом случае речь идет  о  выработанном  со  временем  полезном навыке подключать к взаимодействию с деловыми партнерами  эмоции довольно ограниченного  регистра  и   умеренной   интенсивности:   легкая  улыбка, приветливый взгляд, мягкий, спокойный  тон  речи,  сдержанные реакции  на сильные раздражители, лаконичные формы  выражения несогласия,  отсутствие категоричности, ибо он свидетельствует о высоком уровне  профессионализма.

 Он  вполне оправдан в случаях:

-   если   не   препятствует   интеллектуальной    проработке    информации, обусловливающей эффективность деятельности.  Экономия  эмоций не  снижает “вхождение” в партнера, то есть понимание его состояний и потребностей, не мешает принятию решений и формулировке выводов;

- если  не настораживает и не отталкивает  партнера;

-  если,  при  необходимости,  уступает  место   иным,   адекватным   формам реагирования  на  ситуацию.  Например,  профессионал,   когда   требуется, способен  отнестись  к  партнеру,  подчеркнуто  вежливо,  внимательно,   с искренним  сочувствием.

          Совсем иное дело, когда  профессионал  неадекватно  “экономит”  на эмоциях,   ограничивает   эмоциональную   отдачу   за   счет   выборочного реагирования в ходе рабочих контактов.  Действует  принцип  “хочу  или  не хочу”: сочту нужным – уделю внимание данному партнеру, будет настроение  – откликнусь на его состояния и потребности. При всей неприемлемости  такого стиля эмоционального поведения, он весьма распространен. Дело в  том,  что человеку чаще всего кажется, будто он поступает допустимым образом. Однако субъект общения или сторонний наблюдатель фиксирует иное  –  эмоциональную черствость, неучтивость, равнодушие.

      Неадекватное ограничение диапазона  и интенсивности включения эмоций  в профессиональное общение интерпретируется партнерами как неуважение  к  их личности, то есть переходит в плоскость нравственных оценок.

2.  Симптом  “ эмоционально-нравственной дезориентации”.

Информация о работе Эмоциональное выгорание педагога