Эмоциональное выгорание педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:21, реферат

Описание работы

Мы считаем, что обязательным условием на современном этапе развития педагогики является ориентация деятельности учителей на личность воспитанника. Выполнение этой роли требует от педагога способности противостоять влиянию эмоциональных факторов современной профессиональной среды. На наш взгляд существует некоторое противоречие между тем как выполнить все требования, предъявляемые профессией и при этом оптимально реализовать себя в профессии и получать удовлетворение от своего труда. С учетом данного противоречия была выбрана тема реферативной работы, в которой автор попытается изучить факторы, оказывающие наибольшее влияние на развитие синдрома эмоционального выгорания.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
Психологические особенности развития синдрома эмоционального
выгорания в профессиональной деятельности педагога……………………....
1. Понятие синдрома эмоционального выгорания. История вопроса…………
2. Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального
выгорания………………………………………………………………………... 3.Симптомы эмоционального выгорания……………………………………….
4. Эмоциональное выгорание как стресс……………………………………….
5. Требования профессии к личности педагога…………………………………
Выводы…………………………………………………………………………....
Литература…………………………………………………………………..........

Работа содержит 1 файл

реферат эмоц.выгор.пед..docx

— 72.56 Кб (Скачать)

      Он как бы  углубляет  неадекватную  реакцию  в  отношениях  с   деловым

партнером. Нередко у профессионала возникает  потребность  в  самооправдании.

Не проявляя должного эмоционального отношения  к субъекту, он  защищает  свою стратегию.  При  этом  звучат  суждения:  “  это  не   тот   случай,   чтобы переживать”, “такие люди не заслуживают доброго  отношения”,  “таким  нельзя сочувствовать”, “почему я должен за всех волноваться”.

      Подобные мысли и оценки, бесспорно,  свидетельствуют о том, что   эмоции не пробуждают или  не  достаточно  стимулируют  нравственные  чувства.  Ведь профессиональная  деятельность,  построенная  на  человеческом  общении,  не знает  исключений.  Врач  не  имеет  морального  права  делить  больных   на “хороших” и “плохих”.  Учитель  не  должен  решать  педагогические  проблемы подопечных по собственному выбору.

     К  сожалению,  в  жизни   мы  зачастую   сталкиваемся   с   проявлениями эмоционально-нравственной   дезориентации.   Как   правило,   это   вызывает

справедливое  возмущение, мы осуждаем попытки, поделить нас  на  достойных  и недостойных уважения. Но с такой же легкостью почти каждый,  занимая  свое место  в  системе  служебно-личностных  отношений,  допускает  эмоционально- нравственную  дезориентацию.  В  нашем  обществе  привычно  исполнять   свои обязанности в зависимости от настроения и  субъективного  предпочтения,  что свидетельствует,  если  можно  так  сказать,  о  раннем   периоде   развития цивилизации в сфере межсубъектных взаимосвязей.

3.   Симптом “расширения сферы экономии  эмоций”.

     Такое доказательство эмоционального выгорания имеет место тогда,  когда данная форма защиты осуществляется вне профессиональной области – в  общении с родными, приятелями и знакомыми. Случай известный: на работе  вы  до  того устаете от контактов, разговоров, ответов на вопросы,  что  вам  не  хочется общаться даже с близкими. Кстати, часто именно домашние  становятся  первой “жертвой”   эмоционального   выгорания.   На  службе   вы   еще   держитесь соответственно нормативам и  обязанностям,  а дома  замыкаетесь  или,  хуже того, готовы послать всех подальше, а то  и просто,  “рычите”  на  брачного партнера и детей. Можно сказать, что вы пресыщены человеческими  контактами.

Вы переживаете  симптом “отравления людьми”.

4. Симптом  “редукции профессиональных обязанностей”.

      Термин редукция означает упрощение.  В  профессиональной  деятельности, предполагающей широкое общение с людьми,  редукция  проявляется  в  попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.

     По  пресловутым  “законам  редукции”  субъектов   сферы   обслуживания, лечения, обучения и воспитания, обделяют  элементарным  вниманием. Врач  не находит  нужным  дольше  побеседовать  с  больным,  побудить  к  подробному изложению жалоб. Анамнез получается  скупым  и  недостаточно  информативным.

Проводник  не  спешит  предложить   чай   пассажирам.   Стюардесса   смотрит “стеклянными глазами”. Одним словом, редукция профессиональных  обязанностей– привычная спутница бескультурья в деловых контактах.

    Фаза “истощения”. Характеризуется  более или  менее  выраженным  падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной  системы.  Эмоциональная защита в форме “выгорания” становится неотъемлемым атрибутом личности.

1. Симптом  “эмоционального дефицита”.

   К профессионалу приходит ощущение,  что  эмоционально  он  уже  не может помогать субъектам своей деятельности. Не в состоянии войти в их положение, соучаствовать  и  сопереживать,  отзываться  на  ситуации, которые   должны трогать,  побуждать,  усиливать  интеллектуальную, волевую  и  нравственную отдачу. О том, что это не что иное,  как  эмоциональное  выгорание,  говорит его еще недавний опыт: некоторое время тому назад таких ощущений не было,  и личность  переживает  их  появление.  Постепенно   симптом   усиливается   и приобретает более осложненную  форму:  все  реже  проявляются  положительные эмоции и все  чаще  отрицательные.  Резкость,  грубость,  раздражительность, обиды, капризы – дополняют симптом “эмоционального дефицита”.

2. Симптом  “эмоциональной отстраненности”.

       Личность почти полностью исключает  эмоции из  сферы  профессиональной деятельности.  Ее  почти  ничего  не  волнует,  почти  ничто  не  вызывает эмоционального отклика – ни позитивные обстоятельства,  ни  отрицательные.

Причем  это не исходный дефект эмоциональной  сферы, не признак  ригидности, а  приобретенная за годы обслуживания людей эмоциональная  защита.  Человек постепенно учится работать как робот,  как  бездушный  автомат.  В  других сферах он живет полнокровными эмоциями.

   Реагирование без чувств и  эмоций наиболее яркий симптом   “выгорания”.  Он свидетельствует о профессиональной деформации  личности  и  наносит  ущерб субъекту общения. Партнер обычно переживает проявленное к нему безразличие и может быть глубоко травмирован. Особенно  опасна  демонстративная  форма эмоциональной  отстраненности,  когда  профессионал   всем   своим   видом показывает: “плевать на вас”.

3. Симптом  “личностной отстраненности, или  деперсонализации”.

       Проявляется   в   широком   диапазоне   умонастроений   и   поступков профессионала в  процессе  общения.  Прежде  всего,  отмечается  полная  или частичная утрата интереса к человеку – субъекту профессионального  действия. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для  манипуляций  – с  ним  приходится  что-то  делать.  Объект   тяготит   своими   проблемами, потребностями, неприятно его присутствие, сам факт его существования.

      Метастазы  “выгорания”  проникают   в  установки,  принципы  и   систему ценностей личности. Возникает деперсонализированный защитный  эмоционально- волевой антигуманистический  настрой. Личность  утверждает,  что  работа  с людьми  не  интересна,  не  доставляет   удовлетворения,   не   представляет социальной ценности. В наиболее тяжелых формах  “выгорания”  личность  рьяно защищает свою антигуманистическую философию: “  ненавижу…”,  “презираю…”.  В

таких случаях  “выгорание” смыкается с психопатологическими  проявлениями личности,  с  неврозоподобными  или психопатическими   состояниями.   Таким личностям противопоказана эта профессиональная деятельность.  Но,  увы,  они ею заняты, поскольку нет психологического подбора кадров.

4. Симптом  “психосоматических и психовегетативных нарушений”.

   Как следует из названия, симптом   проявляется  на  уровне  физического   и

психического  самочувствия.  Обычно  он  образуется  по  условно рефлекторной связи  негативного  свойства:  многое  из  того,  что   касается   субъектов профессиональной деятельности, провоцирует  отклонения  в  соматических  или психических состояниях. Порой даже мысль о таких  субъектах  или  контакт  с ними вызывает плохое  настроение,  дурные  ассоциации,  бессонницу,  чувство страха,  неприятные  ощущения  в   области   сердца,   сосудистые   реакции, обострение хронических заболеваний.

      Переход   реакций   с   уровня   эмоций   на   уровень   психосоматики

свидетельствует  о  том,  что   эмоциональная   защита   –   “выгорание”   – самостоятельно  уже  не  справляется  с   нагрузками,   и   энергия   эмоций перераспределяется  между  другими  подсистемами  индивида.  Таким  способом организм спасает себя от разрушительной мощи эмоциональной  энергии  (Бойко,1996г.).

    Таким образом, согласно Бойко  В.В.,   синдром эмоционального  выгорания развивается поэтапно и каждому этапу характерны  определенные  признаки, которые вызываются определенными факторами. 

5.Требования профессии к личности педагога 

      Не  вызывает  сомнения,  что   любая  профессиональная  работа,  помимо физических  и  психологических  особенностей  имеет  основанием   личностные качества, содействующие успеху деятельности человека. В первую  очередь  это относится к профессиям, где объектом  профессиональной  активности  человека выступает другой человек, и взаимодействие “ человек – человек”  зависит  от качеств того и другого. Профессию педагога,  относят  к  профессиям  высшего типа по признаку необходимости постоянной рефлексии на  содержание  предмета своей деятельности по А.С. Шафрановой (1925г.). Таким образом,  не  вызывает сомнения то,  что  педагог  должен  обладать  определенной  суммой  каких-то высоких личностных качеств, педагогическая литература переполнена  попытками обозначить качества, без которых нет успеха педагогической работы. Но  такие попытки   обычно   заканчиваются   перечислением   достоинств   современного культурного  человека  таких  как:  гуманизм,   честность,   справедливость, трудолюбие и прочие столь же прекрасные черты достойного  человека,  но  не являющиеся производными определенной профессии. Щуркова Н.Е. в своей работе “Классное руководство”(2000г.),  говорит о том, что если исходить из  сущности  и  содержания  профессии  педагога,  то первая основная личностная черта это:

  1. интерес  к  жизни.  Влияние  этой  личностной  черты  на  содержание  и

характер  работы педагога чрезвычайно сильное, и тем более сильное, что оно незаметно даже самому учителю. Детство, так неравнодушное к  жизни не прощает  равнодушия  к  жизни  кого-либо,  тем  более,  если  такое равнодушие проявляет педагог. Интерес  к  жизни  –  условие  работы детством, это условие эффективности  воспитания,  так  как  воспитание непременно ориентировано на формирование способности быть  счастливым, а в основе такой  способности  лежит  принятие  жизни  как  таковой  в качестве великого дара природы.

  Вторая  личностная характеристика, способствующая  успешности работы с

детьми  это:

 2. интерес к человеку как к таковому. Под ним подразумевается такое общее

 отношение к человеку как феномену в системе живых организмов на земле.

     Когда внимание к разного  рода  личностным  проявлениям “Я” человека связано с познанием человеческой души, с уважением индивидуальности, с признанием права человека на особенности и несходство с другими людьми и когда в отношении к  человеку  сохраняется  ценностная  позиция  вне зависимости от конкретных характеристик этого человека. Если  педагогу интересен человек как таковой, решается или легко снимается целый ряд проблем. Решается пресловутый вопрос “любви  к  ребенку”,  потому  что педагогу при наличии интереса к человеку интересен каждый воспитанник.

     Нельзя любить сотни и тысячи  людей,  с  которыми  приходится  работать педагогу в течение своей профессиональной жизни: для этого  не  хватит духовных и физических сил. Но, имея интерес  к  человеку,  работать  с множеством маленьких детей, при всей сложности и тонкости этой  работы легко, если  обеспечена  профессиональная  компетентность.  Интерес  к человеку помогает обрести профессиональное  равновесие  и  устоять  на профессиональной высоте, а значит, трезво искать решение проблемы.

 Третья важная личностная характеристика это:

 3.  интерес к культуре.  Как личностная  характеристика  он,  с одной стороны, является условием успешности профессиональной работы педагога, а  с другой стороны эта черта  личности  развивается  в  процессе  воспитания.  В понятие культуры входит все, что возделывается  человеком, все,  что  стало преобразованием натуры. Когда речь идет об интересе к культуре педагога,  то имеется в виду широкая палитра его интересов к технике,  науке,  искусству, устройству быта,   политическому  устройству общества,  морали,  экономике, гигиене и др. форм созидания в этом мире.

    Интерес  к  культуре  у  педагога   означает   не   только   собственное ознакомление с фактами развивающейся мировой культуры, но и формирование  у детей  такого   пристального   внимания   к   данным  фактам,   не   только преобразование собственной жизни, но и приобщение детей  к  корректированию привычного содержания  и хода  жизни в согласии  с  достижениями  мировой культуры,  не  только  личное оценивание  происходящего  в   культуре,   но непременно целенаправленное приобщение детей к аналитической работе  ума в оценивании культурных продвижений либо падений их.

Информация о работе Эмоциональное выгорание педагога