Эмоциональное выгорание педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:21, реферат

Описание работы

Мы считаем, что обязательным условием на современном этапе развития педагогики является ориентация деятельности учителей на личность воспитанника. Выполнение этой роли требует от педагога способности противостоять влиянию эмоциональных факторов современной профессиональной среды. На наш взгляд существует некоторое противоречие между тем как выполнить все требования, предъявляемые профессией и при этом оптимально реализовать себя в профессии и получать удовлетворение от своего труда. С учетом данного противоречия была выбрана тема реферативной работы, в которой автор попытается изучить факторы, оказывающие наибольшее влияние на развитие синдрома эмоционального выгорания.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
Психологические особенности развития синдрома эмоционального
выгорания в профессиональной деятельности педагога……………………....
1. Понятие синдрома эмоционального выгорания. История вопроса…………
2. Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального
выгорания………………………………………………………………………... 3.Симптомы эмоционального выгорания……………………………………….
4. Эмоциональное выгорание как стресс……………………………………….
5. Требования профессии к личности педагога…………………………………
Выводы…………………………………………………………………………....
Литература…………………………………………………………………..........

Работа содержит 1 файл

реферат эмоц.выгор.пед..docx

— 72.56 Кб (Скачать)

    Рассмотрим в качестве примера  классификацию В.В.Бойко, который выделяет ряд   внешних  и  внутренних  факторов  предпосылок,  провоцирующих эмоциональное выгорание.

     Группа организационных (внешних)  факторов,  куда  включаются  условия материальной среды, содержание работы  и  социально психологические  условия деятельности, является  наиболее  представительной  в  области  исследований выгорания. Не случайно в некоторых работах подчеркивается доминирующая  роль этих факторов в возникновении выгорания. Рассмотрим их:

   -  хроническая   напряженная   психоэмоциональная   деятельность:   такая деятельность связана с интенсивным общением, точнее, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них. Профессионалу, работающему с людьми, приходиться постоянно  подкреплять  эмоциями  разные  аспекты общения: активно ставить и решать проблемы,  внимательно  воспринимать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать  визуальную,  звуковую  и письменную  информацию,  быстро  взвешивать  альтернативы  и  принимать решения.

   -  дестабилизирующая  организация   деятельности:  основные  ее   признаки общеизвестны – нечеткая организация и  планирование  труда,  недостаток оборудования,  плохо  структурированная  и   расплывчатая   информация, наличие  в  ней  “  бюрократического  шума”  –   мелких   подробностей, противоречий,  завышенные  нормы   контингента,   с   которым   связана профессиональная деятельность, например, учащихся в  классе.  При  этом дестабилизирующая обстановка вызывает многократный  негативный       эффект: она сказывается на самом профессионале, на субъекте общения –  клиенте, потребителе, пациенте и т.д., а затем на взаимоотношениях обеих  сторон (Решетова , 2002г.).

   -  повышенная  ответственность   за  исполняемые   функции   и   операции: представители массовых профессий обычно работают в  режиме  внешнего  и внутреннего контроля. Прежде всего, это  касается  медиков,  педагогов, воспитателей  и  т.д.   Процессуальное   содержание   их   деятельности заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в  состоянии субъекта, с которым осуществляется совместная  деятельность.  Постоянно приходится принимать на себя энергетические разряды партнеров. На всех, кто работает с людьми и честно относится к  своим  обязанностям,  лежит нравственная и юридическая ответственность  за  благополучие  вверенных деловых партнеров – пациентов, учащихся, клиентов и т.д. Плата высока – нервное перенапряжение. Например, школьный учитель за  день  проведения уроков самоотдача и самоконтроль столь значительны,  что  к  следующему рабочему  дню  психические  ресурсы  практически  не  восстанавливаются (Решетова , 2002г., Чернисс 2003 г.).

    -    неблагополучная    психологическая    атмосфера    профессиональной деятельности: таковая определяется двумя основными  обстоятельствами  конфликтностью по вертикали, в системе “ руководитель – подчиненный”,  по горизонтали, в системе “ коллега –  коллега”.  Нервозная  обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других – искать способы экономии психических ресурсов. Рано или поздно осмотрительный человек с крепкими нервами будет склоняться к тактике эмоционального выгорания:  держаться от всего и всех подальше, не принимать  все  близко  к  сердцу,  беречь нервы.

   - психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал  в сфере общения:  у  педагогов  и  воспитателей  это  дети  с  аномалиями характера, нервной системы и  с  задержками  психического  развития.  В процессе  профессиональной  деятельности  почти  ежедневно   попадается клиент или пациент, который “портит вам нервы” или “ доведет до  белого каления”. Невольно специалист  начинает  упреждать  подобные  случаи  и прибегать к экономии эмоциональных ресурсов, убеждая  себя  при  помощи формулы: “ не следует обращать внимание…” В зависимости  от  статистики своих  наблюдений,  он  добавляет,  кого   именно   надо   эмоционально игнорировать:  невоспитанных,  распущенных,  неумных,   капризных   или безнравственных.   Механизм   психологической   защиты    найден,    но эмоциональная отстраненность может быть использована неуместно, и тогда профессионал не включается в  нужды  и  требования  вполне  нормального партнера по деловому общению. На этой почве возникают  недоразумение  и конфликт – эмоциональное выгорание проявилось  своей  дисфункциональной стороной (Решетова , 2002г.; Орел, 2001г.).К внутренним факторам, обуславливающим эмоциональное выгорание,  в своей статье “Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на  других”,  В.В.  Бойкоотносит следующие факторы:

      - склонность к эмоциональной   ригидности:  естественно,  эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее реактивен  и восприимчив,  более эмоционально  сдержан.  Например, формирование симптомов “выгорания” будет проходить медленнее у людей импульсивных,  обладающих  подвижными  нервными   процессами.   Повышенная впечатлительность   и   чувствительность   могут   полностью   блокировать рассматриваемый  механизм  психологической  защиты  и  не  позволяет   ему развиваться. Жизнь многократно подтверждает сказанное.  Нередко  случается так, что проработав “в людях” до пенсии, человек, тем не менее, не утратил отзывчивость,  эмоциональную  вовлеченность,  способность  к  соучастию  и сопереживанию (Форманюк,1994г.; Орел, 2001 г.; Решетова 2002г.).

    - интенсивная  интериоризация  (восприятие  и переживание)   обстоятельств профессиональной деятельности: данное психологическое явление возникает  у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую  роль.

 Часто  встречаются случаи, когда по  молодости, неопытности и,  может   быть, наивности, специалист,  работающий  с  людьми,  воспринимает  все  слишком эмоционально, отдается делу без остатка. Каждый стрессогенный   случай  из практики оставляет глубокий след в душе.  Судьба,  здоровье,  благополучие субъекта деятельности  вызывает  интенсивное  соучастие  и  сопереживание, мучительные раздумья в бессонницу. Профессор Решетова  Т.В.  называет  это безграмотным сочувствием – полным растворением в другом, слабыми границами “Я”.  Постепенно   эмоционально-энергетические   ресурсы   истощаются,   и возникает необходимость восстанавливать их или беречь, прибегая к тем  или иным приемам психологической  защиты.  Так,  некоторые  специалисты  через какое-то время меняют профиль  работы  и  даже  профессию.  Часть  молодых учителей покидает школу в  первые  5  лет трудового стажа.  Но  типичный вариант экономии ресурсов – эмоциональное выгорание. Учителя спустя  11-16 лет приобретают энергосберегающие  стратегии  исполнения  профессиональной деятельности.

           Нередко бывает, что в  работе  профессионала  чередуются  периоды интенсивной интериоризации и психологической защиты. Временами восприятие неблагоприятных сторон деятельности обостряется,  и  тогда  человек  очень переживает стрессовые ситуации, конфликты,  допущенные  ошибки.  Например, педагог,  научившийся  спокойно   реагировать   на   аномалии   характеров подросткового  возраста,  вдруг  “срывается”  в  общении  с   определенным ребенком, возмущен его бестактными выходками и грубостью. Но  случается  – тот же учитель понимает, что надо проявить особое внимание к ученику и его семье, однако не в силах предпринять соответствующие шаги. Эмоциональное выгорание обернулось безразличием и апатией.

     -слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной  деятельности: здесь  имеется два аспекта. Во-первых, профессионал в сфере общения  не считает для себя необходимым или почему-то не  заинтересован  проявлять соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности.  Соответствующее умонастроение стимулирует не только эмоциональное выгорание, но  и  его крайние формы  –  безразличие,  равнодушие,  душевную  черствость.  Во-вторых, человек не привык, не умеет поощрять себя  за  сопереживание  и соучастие,  проявляемые  по  отношению  к  субъектам   профессиональной деятельности. Систему самооценок он  поддерживает  иными средствами  – материальными   или   позиционными    достижениями. Альтруистическая эмоциональная отдача для такого человека ничего  не  значит,  и  он  не нуждается в ней, не испытывает от нее  удовлетворения.  Естественно,  “выгорать” ему просто и легко. Иное дело  личность  с  альтруистическими ценностями. Для нее  важно  помогать  и  сочувствовать  другим.  Утрату эмоциональности в общении она переживает  как  показатель  нравственных потерь, как утрату человечности.

   - нравственные дефекты и дезориентация  личности:  возможно,  профессионал имел нравственный изъян еще до того, как стал работать  с  людьми,  или приобрел  в  процессе  деятельности.  Нравственный  дефект   обусловлен неспособностью включать во взаимодействие с деловыми  партнерами  такие моральные  категории,  как  совесть,  добродетель,   добропорядочность, честность, уважение прав и  достоинств  другой  личности.  Нравственная дезориентация вызывается иными причинами – неумением отличать доброе от плохого, благо от вреда,  наносимого  другой  личности.  Однако  как в случае  нравственного  дефекта,  так   и   при   наличии   нравственной дезориентации,  формирование  эмоционального   выгорания   облегчается. Увеличивается вероятность безразличия к субъекту деятельности и  апатии к исполняемым обязанностям. К этому перечню можно добавить  факторы, выделенные   Решетовой Т.В. (2002 г.):

-неэмоциональность или неумение общаться;                                     алекситимия во всех проявлениях (невозможность высказать словами свои ощущения), всегда связано с тревогой;

- трудоголизм,  когда происходит  камуфлирование  какой-либо   проблемы работой (трудоголик чаще всего прикрывает темпом свою  профессиональную несостоятельность);

   -  люди  без ресурсов  (социальные  связи,  родственные связи,  любовь, профессиональная  состоятельность,  экономическая  стабильность,  цель, здоровье и т.д.) 
 

3.Симптомы эмоционального выгорания 

К Маслач (1978 г.) условно разделяет симптомы эмоционального  выгорания на: физические, поведенческие и психологические. К физическим относятся:

   - усталость;

   - чувство истощения;

   - восприимчивость к изменениям  показателей внешней среды;

   - астенизация;

   - частые головные боли расстройства  желудочно-кишечного тракта;

   - избыток или недостаток веса;

   - одышка;

   - бессонница.

  К  поведенческим и психологическим:

   - работа становится все тяжелее,  а способность выполнять ее  все меньше;

   - профессионал рано приходит  на работу и остается надолго;

   - поздно появляется на работе  и рано уходит;

   - берет работу на дом;

   - чувство неосознанного беспокойства;

   - чувство скуки;

   - снижение уровня энтузиазма;

   - чувство обиды;

   - чувство разочарования;

   -  неуверенность;

   - чувство вины;

   - чувство невостребованности;

   - легко возникающее чувство гнева;

   - раздражительность;

   - человек обращает внимание на  детали;

   - подозрительность;

   - чувство всемогущества (власть  над судьбой пациента);

   - ригидность;

   - неспособность принимать решения;

   - дистанционирование от пациентов  и стремление  к  дистанционированию  от коллег;

   - повышенное чувство ответственности  за пациентов;

   - растущее избегание;

   - общая негативная установка  на жизненные перспективы;

   - злоупотребление алкоголем и  (или) наркотиками.

       Выгорание очень инфекционно и может быстро  распространяться  среди сотрудников.   Те,   кто   подвержен   выгоранию,    становятся    циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на  работе  с  другими  людьми, которые находятся под воздействием  такого  же  стресса,  они  могут  быстро превратить целую группу  в  собрание  “выгорающих”.  Наибольшая  вероятность того,  что  это  случится,  существует  в  организациях  с  высоким  уровнем стресса. Профессор К. Чернисс в своей статье  “Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и  боссов  растет”(2003г.)  говорит  о  том,  что большая  ответственность  за  развитие  выгорания  в  организации  лежит  на руководителе,  потому  что  существуют  такие  рабочие  места  и   ситуации, которые, в некотором  смысле,  просто  созданы  для  выгорания.  Большинство людей, работающих в этих местах, очень  уязвимы.  Они находятся в высоко- стрессовых ситуациях,  где  от  них  ожидается  высокий  уровень  выполнения работы, и где они имеют небольшой контроль над тем, что или как они  делают. К  числу  таких  профессий  относится  и   профессия   педагога   (например, недостаток контроля, который мог бы испытывать преподаватель в классе  с  30 активными детьми, является главным фактором, способствующим выгоранию).

Информация о работе Эмоциональное выгорание педагога