Эмоциональное выгорание педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:21, реферат

Описание работы

Мы считаем, что обязательным условием на современном этапе развития педагогики является ориентация деятельности учителей на личность воспитанника. Выполнение этой роли требует от педагога способности противостоять влиянию эмоциональных факторов современной профессиональной среды. На наш взгляд существует некоторое противоречие между тем как выполнить все требования, предъявляемые профессией и при этом оптимально реализовать себя в профессии и получать удовлетворение от своего труда. С учетом данного противоречия была выбрана тема реферативной работы, в которой автор попытается изучить факторы, оказывающие наибольшее влияние на развитие синдрома эмоционального выгорания.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
Психологические особенности развития синдрома эмоционального
выгорания в профессиональной деятельности педагога……………………....
1. Понятие синдрома эмоционального выгорания. История вопроса…………
2. Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального
выгорания………………………………………………………………………... 3.Симптомы эмоционального выгорания……………………………………….
4. Эмоциональное выгорание как стресс……………………………………….
5. Требования профессии к личности педагога…………………………………
Выводы…………………………………………………………………………....
Литература…………………………………………………………………..........

Работа содержит 1 файл

реферат эмоц.выгор.пед..docx

— 72.56 Кб (Скачать)

    Одно из  самых  сильных   противоречий  воспитания  состоит   в  том,  что педагог  является  представителем  вчерашней  культуры,  ему  же приходится выступать  в  роли  представителя  сегодняшней,  хотя  он   ею  владеет   в недостаточной степени, а  иногда  далек  от  нее.  Однако  это противоречие преодолевается: приобщая детей к культуре, педагог самовладевает  тем,  что прививает детям.

    Согласно Щурковой  Н.Е.  перечисленные  выше  личностные характеристики являются   базовыми. Обозначим    теперь профессиональные    качества, обеспечивающие успешное педагогическое общение и  взаимодействие  учителя  с учащимися  более  подробно.  Столяренко  Л.Д.  (1999г.)  к  таким  качествам относит:

   - наличие потребности и умений  общения, общительность, коммуникативные качества;

   - способность эмоциональной эмпатии и понимания людей;

   - гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно  ориентироваться  в  меняющихся  условиях  общения, быстро изменять  речевое  воздействие в зависимости от  ситуации  общения, индивидуальных особенностей учащихся;

   -  умение  ощущать  и  поддерживать  обратную  связь  в  общении;  умение управлять собой, своим психическим состоянием,  своим  телом,  голосом, мимикой,  умение  управлять  настроением,  мыслями,  чувствами,  умение снимать мышечные зажимы;

   - способность к спонтанности (неподготовленной  коммуникации);

   - умение прогнозировать возможные  педагогические  ситуации, последствия своих воздействий;

   - хорошие вербальные  способности:  культура,  развитость  речи,  богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;

   - владение искусством педагогических  переживаний,  которые  представляют собой   сплав   жизненных,   естественных   переживаний   педагога    и педагогически  целесообразных  переживаний,   способных   повлиять   на учащихся в требуемом направлении;

   -  способность  к  педагогической  импровизации,  умение  применять   все разнообразие  средств  воздействия  (убеждение,  внушение,   заражение, применение   различных   приемов   воздействия,   “приспособлений”    и “пристроек”).

      По мнению Щурковой Н.Е.(2000г.) все перечисленные личностные  качества не   заменяют   профессионализма,   и    поэтому    вредны    призывы    к самосовершенствованию личности педагога, если они не подкрепляются хорошим профессиональным  обучением,  но,  тем  не  менее,  их  влияние  сильно  и основательно.

         Выявленные  личностные  качества  профессионально  ценностны,   они   необходимы как условие, они достаточны для педагога, но они  обладают  еще одной важной ролью: сберегают физическое, психическое  здоровье  педагога, укрепляют его духовные силы. 
 
 
 

                                 

Выводы 

           В данной главе мы рассмотрели  теоретические  основы  формирования

синдрома  эмоционального выгорания у педагогов.

         Анализ литературы по данной  тематике позволяет  нам   сформулировать теоретическую позицию, согласно  которой  синдром  эмоционального  выгорания развивается в  процессе  профессиональной   деятельности  педагога  в  форме стереотипа   эмоционального   поведения,   проявляющегося   в   особенностях профессионального общения.

     Эмоциональное  выгорание   –  это  динамический  процесс   и   возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса, когда  налицо все три фазы стресса:  нервное  напряжение,  резистенция  (сопротивление)  и истощение.

         Важно  отметить,  что  авторы  статей  и  работ  по  эмоциональному выгоранию,  говорят   о   нем   неоднозначно.   В   одном   случае   как   о профессиональной    деформации,    которая    негативно    отражается     на профессиональной деятельности педагогов,  а  в  другом  –  как  о  механизме психологической защиты, который позволяет регулировать  психику  и  защищать ее от негативных эмоциональных воздействий.

           Эмоциональное   выгорание   инициируется   комплексом   факторов, включающих    индивидуально-психологические    особенности    педагога    и специфические  особенности  профессиональной   деятельности  эмоционального характера. Проведя обзор факторов, влияющих на развитие выгорания, мы  можем прийти к выводу, что многочисленные исследования данных  факторов  не  дали ответа на вопрос о том,  что  же  является главным  в  возникновении  этого явления. Какова его основная причина –личностные черты  или  характеристики деятельности, особенности взаимодействия с  клиентами  или  факторы  рабочей среды? Решение данных проблем особенно важно, прежде всего,  для  разработки мер по предупреждению выгорания. 
 

                                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Используемая  литература. 

   1. Ильин Е.П. Эмоции и чувства.  ПИТЕР, С.-Петербург,2002 г., с.221.

   2.  Бойко В.В. Энергия эмоций  в общении: взгляд на себя  и  на  других.  М., Информационно-издательский  дом ‘’Филинъ’’, 1996.

   3. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя.М., “Просвещение” 1989г.

   4. Мудрик А.В. Учитель: мастерство  и вдохновение. М., “Просвещение”  1986г.

   5.  Форманюк  Т.В.  Синдром “эмоционального сгорания” как   показатель

профессиональной дезадаптации учителя. Ж. “Вопросы  психологии”,1994  г.,  N6.

   6. Орел В.Е. Феномен “выгорания”  в  зарубежной  психологии:  эмпирические исследования. Журнал практической  психологии   и психоанализа.   2001г.сентябрь.

   7. Трунов Д.Г. “Синдром сгорания”: позитивный подход к проблеме.  Журнал практического психолога. 1998 г., N 5.

   8.  Юдчиц   Ю.А.   К   проблеме   профессиональной   деформации.   Журнал практического психолога. 1998 г., N 7.

   9. Маркова А.К. Психология труда  учителя. М., Просвещение , 1993 г.

    10. Рогов Е.И. Учитель как   объект  психологического  исследования.  М.,

ВЛАДОС, 1998 г.

    11. Митина Л.М., Асмаковец  Е.С.  Эмоциональная гибкость  учителя.  М.,

издательство  “Флинта”, 2001 г.

     12.  Колесников  Л.Ф.   Резервы   эффективности  педагогического   труда.

Новосибирск 1985 г.

   13.  Львова Ю.Л. Творческая лаборатория  учителя.

   14.  Грановская Р.М. Элементы  практической психологии. С.П., 1997г.

   15.  Селье Г. “Стресс без дистресса”  М.,1982г.

   16. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди  справляются.  Статья 1978. Интернет.

   17. Щуркова Н.Е. Классное руководство. М., 2000г.

   18.  Аникеева Н.П. Психологический  климат в коллективе. М.,  Просвещение, 1989г.

   19.  Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., Педагогика,1991г.

   20. Гоноболин Ф.Н. Психология. М., Просвещение,1973г.

   21. Сергеева В.П. Классный руководитель  в современной школе. М.,2000г.

   22.   Львова    Ю.Л.     Социально-педагогические    проблемы    развития

       профессиональной и общественной  активности учителей. М., 1988г.

   23. Шитова И.Ю. Проблемы педагогической  профессии и пути  их  разрешения. Интернет 2002г.

   24.  Аминов  Н.А.  Психофизиологические  и  психологические   предпосылки педагогических способностей. Вопросы психологии  N 5, 1988г.

   25.  Мильруд Р.П. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя. Вопросы психологии N6. 1987г.

   26.  Вяткин Б.А., Хрусталев Т.М.  Специальные способности в структуре

       индивидуальности учителя. Вопросы  психологии N4. 1994г.

   27. Антилогова Л.Н. Этико-психологические аспекты труда учителя.  Омск 1992г.

   28. Чернисс К. Профессиональное выгорание: беспокойство за  работников  и боссов растет. Статья, интернет.

   29. Дьяконов Г.  Регуляция  эмоциональных   состояний.  Детский  психолог. 1993г.

   30. Иевлева С., Шаталова Т. Когда обожжены нервы. Статья 2003г. Интернет.

   31. Столяренко Л.Д.  Самыгин С.И.  Психология и педагогика. М. 1999г.

   32. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург 1999г.

   33. Поливанова К.Н. Психология  возрастных кризисов. М. 2000г. 

Информация о работе Эмоциональное выгорание педагога