Эмоциональное выгорание в среде студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 01:42, курсовая работа

Описание работы

Сравнительно недавно в зарубежной, а затем и отечественной литературе появилось понятие «эмоционального выгорания», которое, изначально рассматривалось, как аспект профессиональный деформации и определялось как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. СЭВ - это процесс постепенной утраты эмоциональной, познавательной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. В то же время это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Содержание

Введение…………………………………………………………….
3
Глава I. Теоретические подходы к проблеме эмоционального выгорания на этапе профессионального становления студентов………
6
1.1.
Психологический синдром эмоционального выгорания как социальная и личностная проблема. …..........................................
6
1.2.
Теории синдрома эмоционального выгорания...............................
12
Глава II. Эмпирическое исследование эмоционального выгорания в среде студентов……………………………………………………………..

18
2.1.
Организация и методы исследования…………………………….
18
2.2.
Результаты исследования и их интерпретация…………………..
19

Заключение………………………………………………………….
25

Список литературы……………………………………

Работа содержит 1 файл

1051 Эмоциональное выгорание студентов.doc

— 214.50 Кб (Скачать)

С динамической точки  зрения эмоциональное сгорание включает в себя:

  • фазу напряжения (переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, загнанность в клетку, тревога и депрессия);
  • фазу резистенции (неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоции, редукция профессиональных обязанностей);
  • фазу истощения (эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность или деперсонализация, психосоматические и психовегетативные нарушения) [6,9].

Выделяют множество  симптомов эмоционального выгорания. У людей, пораженных синдромом эмоционального выгорания, как правило, выявляется сочетание психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции, которые проявляются в хронической усталости, когнитивной дисфункции (нарушения памяти, внимания), нарушениях сна, личностных изменениях, возможно развитие тревожного и депрессивного расстройств, зависимостей от психоактивных веществ, попытки суицида. К общим соматическим симптомам при эмоциональном выгорании относят: головную боль, гастроинтестинальные (диарея, синдром раздраженного желудка) и кардиоваскулярные (тахикардия, аритмия, гипертония) нарушения. Также выделяются 5 ключевых групп симптомов, характерных для синдрома эмоционального выгорания: физические симптомы; эмоциональные симптомы; поведенческие симптомы; интеллектуальное состояние; социальные симптомы.

К основным факторам, играющим существенную роль в эмоциональном выгорании, относят следующие: личностный, ролевой и организационный.

Ролевой фактор проявляется  в ролевой конфликтности и  ролевой неопределенности.

К личностному фактору  относят: склонность к сочувствию, идеалистическому отношению к работе, вместе с тем неустойчивость, склонность к мечтаниям, одержимость навязчивыми идеями; эмпатия, гуманность, мягкость, увлекаемость, идеализированность, интровертированность, фанатичность.

Организационные факторы  следующие: безразличие к своим  обязанностям, происходящему на работе, дегуманизация в форме растущего негативизма по отношению как к пациентам или клиентам, так и к сотрудникам, ощущение собственной профессиональной несостоятельности, ощущение неудовлетворенности работой, явления деперсонализации. Необходимость работы в одном и напряженном ритме с большой эмоциональной нагрузкой личностного взаимодействия с трудным контингентом. Вместе с этим развитию синдрома способствует отсутствие должного вознаграждения (в том числе не только материального, но и психологического) за выполненную работу.

Относительно профессии  феномен «эмоционального выгорания» рассматривается как специфический  вид профессионального хронического состояния лиц, работающих с людьми (учителей, психологов, психиатров, священников, полицейских, юристов, тренеров, работников сферы обслуживания и др.). В "социальных" продолжительные, многобразные и когнитивно сложные ситуации общения с другими людьми предъявляют высокие требования к качеству общения и к высокой коммуникативной компетентности, поскольку от качества общения в наибольшей мере зависят результат данного взаимодействия и перспективы будущих деловых или интерперсональных контактов. Именно для "социальных" или "коммуникативных" профессий характерны ежедневное многообразие эмоционально и когнитивно сложных ситуаций общения, высокая ответственность за результат коммуникации, частое отсутствие положительного результата или мотивационного подкрепления (положительной обратной связи). Данные особенности делового общения выступают в качестве общих профессиональных стрессов для всех профессий, относящихся к числу "коммуникативных" [9].

Анализ литературы по проблеме показал, что эмоциональное  выгорание - это выработанный личностью  механизм психологической защиты в  форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.

 

 

1.2.  Теории  синдрома эмоционального выгорания

В настоящее время  существует несколько теорий, выделяющих стадии эмоционального выгорания.

Дж. Гринберг предлагает рассматривать эмоциональное выгорание как пятиступенчатый прогрессирующий процесс [13].

- Первая стадия эмоционального  выгорания ("медовый месяц"). работник обычно доволен работой  и заданиями, относится к ним  с энтузиазмом. Однако по мере  продолжения рабочих стрессов  профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия и работник становится менее энергичным.

- Вторая стадия эмоционального  выгорания ("недостаток топлива"). Появляются усталость, апатия, могут  возникнуть проблемы со сном. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования у работника теряется интерес к своему труду или исчезают привлекательность работы в данной организации и продуктивность его деятельности. Возможны нарушения трудовой дисциплины и отстраненность (дистанцирование) от профессиональных обязанностей. В случае высокой мотивации работник может продолжать гореть, подпитываясь внутренними ресурсами, но в ущерб своему здоровью.

- Третья стадия эмоционального  выгорания (хронические симптомы). Чрезмерная работа без отдыха, особенно у "трудоголиков", приводит к таким физическим явлениям, как измождение и подверженность заболеваниям, а также психологическим переживаниям

- хронической раздражительности,  обостренной злобе или чувству  подавленности, "загнанности в  угол". Постоянное переживание нехватки времени (синдром менеджера).

- Четвертая стадия  эмоционального выгорания (кризис). Как правило, развиваются хронические  заболевания, в результате чего  человек частично или полностью  теряет работоспособность. Усиливаются  переживания неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни.

  • Пятая стадия эмоционального выгорания ("пробивание стены"). Физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека. У работника появляется столько проблем, что его карьера находится под угрозой.

Динамическая модель Б. Перлмана и Е.А. Хартмана представляет четыре стадии эмоционального выгорания [13].

  • Первая стадия - напряженность, связанная с дополнительными усилиями по адаптации к ситуационным рабочим требованиям. Такую напряженность вызывают два наиболее вероятных типа ситуаций. Первый: навыки и умения недостаточны, чтобы соответствовать статусно-ролевым и профессиональным требованиям. Второй: работа может не соответствовать его ожиданиям, потребностям или ценностям. Те и другие ситуации создают противоречие между субъектом и рабочим окружением, что запускает процесс эмоционального выгорания.
  • Вторая стадия сопровождается сильными ощущениями и переживаниями стресса. Многие стрессогенные ситуации могут не вызывать соответствующих переживаний, поскольку происходит конструктивное оценивание своих возможностей и осознаваемых требований рабочей ситуации. Движение от первой стадии эмоционального выгорания ко второй зависит от ресурсов личности и от статусно-ролевых и организационных переменных.
  • Третья стадия сопровождается реакциями основных трех классов (физиологические, аффективно-когнитивные, поведенческие) в индивидуальных вариациях.
  • Четвертая стадия представляет собой эмоциональное выгорание как многогранное переживание хронического психологического стресса. Будучи негативным последствием психологического стресса, переживание выгорания проявляется как физическое, эмоциональное истощение, как переживание субъективного неблагополучия - определенного физического или психологического дискомфорта. Четвертая стадия образно сопоставима с "затуханием горения" при отсутствии необходимого топлива.

Согласно модели М. Буриша развитие синдрома эмоционального выгорания  проходит ряд стадий [6]. Сначала возникают значительные энергетические затраты - следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляются чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе. Следует отметить, что развитие эмоционального выгорания индивидуально и определяется различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека.

В развитии синдрома эмоционального выгорания М. Буриш выделяет следующие  стадии или фазы.

  • Предупреждающая фаза

а) Чрезмерное участие: чрезмерная активность; отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение из сознания переживаний неудач и  разочарований; ограничение социальных контактов.

б) Истощение: чувство  усталости; бессонница; угроза несчастных случаев.

  • Снижение уровня собственно участия

а) По отношению к сотрудникам, пациентам: потеря положительного восприятия коллег; переход от помощи к надзору и контролю; приписывание вины за собственные неудачи другим людям; доминирование стериотипов в поведении по отношению к сотрудникам, пациентам - проявление негуманного подхода к людям.

б) По отношению к остальным  окружающим: отсутствие эмпатии; безразличие; циничные оценки.

в) По отношению к профессиональной деятельности: нежелание выполнять  свои обязанности; искусственное продление  перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени; акцент на материальный аспект при одновременной  неудовлетворенности работой.

г) Возрастание требований: потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях; чувство  переживания того, что другие люди используют тебя; зависть.

  • Эмоциональные реакции

а) Депрессия: постоянное чувство вины, снижение самооценки; безосновательный страхи, лабильность настроения, апатии.

б) Агрессия: защитные установки, обвинение других, игнорирование  своего участия в неудачах; отсутствие толерантности и способности  к компромиссу; подозрительность, конфликты  с окружением.

  • Фаза деструктивного поведения

а) Сфера интеллекта: снижение концентрации внимания, отсутствие способности  выполнить сложные задания; фригидность  мышления, отсутствие воображения.

б) Мотивационная сфера: отсутствие собственной инициативы; снижение эффективности деятельности; выполнение заданий строго по инструкции.

в) Эмоционально-социальная сфера: безразличие, избегание неформальных контактов; отсутствие участия в  жизни других людей либо чрезмерная привязанность к конкретному  лицу; избегание тем, связанных с  работой; самодостаточность, одиночество, отказ от хобби, скука.

  • Психосоматические реакции и снижение иммунитета; неспособность к релаксации в свободное время; бессонница, сексуальные расстройства; повышение давления, тахикардия, головные боли; боли в позвоночнике, расстройства пищеварения; зависимость от никотина, кофеина, алкоголя.

- Разочарование и отрицательная  жизненная установка; чувство  беспомощности и бессмысленности  жизни; экзистенциальное отчаяние.

Согласно М. Буришу сильная  зависимость от работы приводит в итоге к полному отчаянию и экзистенциальной пустоте [6].

У людей, пораженных синдромом  эмоционального выгорания, как правило, выявляется сочетание психопатологических, психосоматических, соматических симптомов  и признаков социальной дисфункции. Наблюдаются хроническая усталость, когнитивная дисфункция (нарушения памяти, внимания), нарушения сна, личностные изменения. Возможно развитие тревожного, депрессивного расстройств, зависимостей от психоактивных веществ, суицид. Общими соматическими симптомами являются: головная боль, гастроинтестинальные (диарея, синдром раздраженного желудка) и кардиоваскулярные (тахикардия, аритмия, гипертония) нарушения.

С точки зрения концепции  стресса (Г.Селье), профессиональное выгорание  – это дистресс (третья стадия общего адаптационного синдрома), стадия истощения [15]. Эмоционально выгорающие профессионалы часто неспособны преодолевать эмоциональные стрессы, связанные с работой, и когда синдром развивается в достаточной степени, у них обнаруживаются и другие негативные проявления.

Согласно концепции  Г. Селье, работа в стрессовой обстановке приводит к мобилизации внутренних ресурсов и может вызвать как  острые нарушения, так и отсроченные  последствия. На протяжении первых трех лет воздействия стресс-факторов возрастает число острых состояний и реакций (психозы, инфаркты), а затем начинают преобладать хронические болезни (ишемическая болезнь сердца, депрессия, болезни почек, иммунологические заболевания и др.) [15].

Синдром эмоционального выгорания рассматривается в  основном как следствие производственных стрессов, как процесс дезадаптации к рабочему месту или профессиональным обязанностям, и основным предрасполагающим фактором выгорания являются продолжительность и чрезмерная нагрузка в ситуациях напряженных межличностных отношений. В контексте профессиональной деятельности негативные последствия межличностных коммуникаций обозначаются понятием «профессиональное выгорание», имеющим прямое отношение к сохранению здоровья, психической устойчивости, надежности и профессиональному долголетию специалистов [3].

Информация о работе Эмоциональное выгорание в среде студентов