Эмоциональные реакции человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 15:23, доклад

Описание работы

Эмоции определяют качество нашей жизни. Мы проявляем свои эмоции на работе, при общении с друзьями, в наших контактах с родственниками и близкими людьми – т.е во всем, что нам дорого и о чем мы искренне заботимся. Эмоции характеризуют потребности человека и предметы, на которые они направлены.

Работа содержит 1 файл

сурс псих.docx

— 21.53 Кб (Скачать)

Введение 

     Эмоции  определяют качество нашей жизни. Мы проявляем свои эмоции на работе, при  общении с друзьями, в наших  контактах с родственниками и  близкими людьми – т.е во всем, что  нам дорого и о чем мы искренне заботимся. Эмоции характеризуют потребности человека и предметы, на которые они направлены.

     В практической жизни под эмоциями мы обычно понимаем самые разнообразные  реакции человека — от бурных взрывов  страсти до тонких оттенков настроений. В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Эмоции  — это очень сложные психические  явления. Истоки у эмоции – в потребностях: поскольку мы осознаем предмет, от которого зависит удовлетворение нашей потребности, у нас появляется направленное на него желание. Если все происходящее, поскольку оно имеет то или иное отношение к человеку и поэтому вызывает то или иное отношение с его стороны, может вызвать у него те или иные эмоциональные реакции, то особенно тесной является действенная связь между эмоциями человека и его собственной деятельностью. Поскольку любая эмоция положительна или отрицательна, человек может судить о достижении поставленной цели. Так, положительная эмоция всегда связана с получением желаемого результата, а отрицательная, наоборот, с неудачей при достижении цели. Таким образом, можно сделать вывод о том, что эмоции самым непосредственным образом связаны с регуляцией деятельности человека. 

       В процессе эволюции эмоциональные  ощущения и состояния биологически закрепились как способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах. Их значение для организма заключается в предупреждении о разрушающем характере каких-либо факторов. Эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека. 

     Большинство эмоциональных состояний отражается на особенностях поведения человека, и поэтому они могут быть изучены с использованием не только субъективных, но и объективных методов. Например, покраснение или побледнение кожи человека в определенной ситуации может свидетельствовать о его эмоциональном состоянии. Об эмоциональном состоянии могут также свидетельствовать изменения уровня адреналина в крови и многое другое. 

     К наиболее значимым эмоциям принято относится такой тип эмоциональных переживаний как аффект. Аффект - интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности. Он перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает. Это объясняется тем, что в состоянии аффекта возникает чрезвычайно сильное эмоциональное возбуждение, которое, затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение. Под действием этого возбуждения человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия. Бывает и так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи. 
 

     В состоянии аффекта изменяется функционирование всех психических процессов. В частности, резко изменяются показатели внимания. Его переключаемость снижается, и в поле восприятия попадают только те объекты, которые непосредственно связаны с переживанием. На них внимание сконцентрировано настолько, что переключиться на что-то другое человек оказывается не в состоянии. Все остальные раздражители, не связанные с переживанием, оказываются не в поле внимания человека, осознаются им недостаточно, и в этом заключается одна из причин неуправляемости поведения человека в состоянии аффекта. В состоянии аффекта человеку трудно предвидеть результаты своих действий, поскольку меняется характер протекания процессов мышления. Резко снижается способность прогнозировать последствия своих поступков, в результате чего становится невозможным целесообразное поведение. 

     Даже  при самом сильном аффекте  человек в той или иной степени  отдает себе отчет в том, что с  ним происходит, но при этом одни люди могут овладеть своими мыслями  и поступками, а другие — нет. Это происходит из-за разных причин, но в первую очередь из-за уровня эмоционально-волевой устойчивости, т. е. из-за особенностей эмоциональной сферы и уровня развития волевых характеристик человека.  

     Эмоциональные реакции отличаются от аффектов длительностью. Если аффекты в основном носят кратковременный характер (например, вспышка гнева), то эмоции — это более длительные состояния. Другой отличительной чертой эмоций является то, что они представляют собой реакцию не только на текущие события, но и на вероятные или вспоминаемые. 

     Для того чтобы понять суть эмоциональных реакций, необходимо исходить из того, что большинство предметов и явлений внешней среды, воздействуя на органы чувств, вызывают у нас сложные, многогранные эмоциональные ощущения и чувства, которые могут включать в себя одновременно как удовольствие, так и неудовольствие. Например, воспоминание о чем-либо неприятном для нас может одновременно с тяжелым чувством вызывать и радость от сознания того, что это неприятное осталось где-то в прошлом. Весьма ярко совмещение положительной и отрицательной окраски эмоциональных переживаний наблюдается при преодолении трудностей, с которыми нам приходится иметь дело. Сами по себе действия, которые выполняются в этих случаях, вызывают у нас нередко неприятные, тяжелые, иногда мучительные чувства, но успех, которого мы достигаем, неразрывно связан с положительными эмоциональными переживаниями.

 

     Заключение 

     Эмоциональные реакции представляют собой отражение реальной действительности, но только в форме переживания. При этом понятие "эмоции" обозначает различные психические явления, которые. В эмоциях отражаются потребности человека, вернее, то, как эти потребности удовлетворяются.

     В эмоциональных реакциях отражается жизненная значимость действующих на человека явлений и ситуаций. В общем, можно сказать, что все способствующее или облегчающее удовлетворение потребностей факторы вызывает положительные эмоциональные переживания, и, наоборот, всё, что этому препятствует, — отрицательные. 
Эмоциональные реакции отвечают на конкретную ситуацию. Эмоции влияют на человека в целом, но каждая эмоция влияет на субъект по-разному (аффект, эмоциональный стресс, настроение). Эмоциональные реакции могут изменять восприятие окружающего мира от яркого и светлого к тёмному и угрюмому, наши мысли от творческих к меланхолическим и наши действия от неловких и неадекватных к искусным и целесообразным.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

  1. Маклаков А. Г «Общая психология.» — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.
  2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. «Атлас по психологии: Информ.-метод, пособие курсу    «Психология человека». - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 276 с.
  3. С.Л.Рубинштейн «Основы общей психологии» — СПб: Питер, 2000. — 592с.

Информация о работе Эмоциональные реакции человека