Эмоционалные состояния детей с дцп

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – продиагностировать эмоциональные состояния детей с ДЦП среднего школьного возраста со сниженным уровнем интеллекта.
Объект исследования – особенности эмоциональных состояний детей с ДЦП.
Предмет исследования – особенности эмоциональных состояний детей с ДЦП среднего школьного возраста со сниженным интеллектом.

Содержание

Введение 3
1 Детские церебральные параличи и их клинические проявления 5
1.1 Понятие детского церебрального паралича 5
1.2 Этиология и патогенетические механизмы возникновения детских церебральных параличей и их классификация 7
1.3 Клинические формы ДЦП 18
2 Эмпирическое исследование эмоциональных состояний детей с ДЦП 25
2.1 Методы исследования 25
2.2 Результаты исследования 26
2.3 Анализ результатов исследования 29
Заключение 32
Список литературы 34
Приложение 36
Приложение А - Рисунки детей с ДЦП со сниженным уровнем интеллекта по методике «Несуществующее животное»
Приложение Б - Рисунки детей с ДЦП со сниженным уровнем интеллекта по методике «Дом. Дерево. Человек»

Работа содержит 1 файл

курсовая клиническая психология.docx

— 70.14 Кб (Скачать)
 

       2.3 Анализ результатов  исследования 

       Объединив результаты, полученные методикой «Несуществующее  животное», можно заключить, что  испытуемым свойственно недовольство своим положением в социуме, недостаточность признания со стороны окружающих, претензия на продвижение и признание. Выражена защита от окружающих, которая порой проявляется в некоторой агрессивности по отношению к другим, повышенной тревожности, недифференцированной опасливости и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях, хотя в целом ярко выраженной агрессии нет (см. Приложение А, рис. 3). Склонны обращать на себя внимание, тенденция к самоутверждению. Наблюдается эгоцентризм, т.е. неспособность или неумение индивида встать на чужую точку зрения. Дети склоны к рациональному формированию суждений по значимой информации, но при этом у них доминирует конформность суждений и установок в принятии решений. Ярко это проявляется в рисунках, где голова животного занимает значительное пространство, а лапы при этом – однотипны и однонаправлены (см. Приложение А, рис. 4, рис. 2). Иногда свойственна импульсивность принятия решений. Есть тенденция к скрытности, закрытости своего внутреннего мира.

       В тесте «Дом. Дерево. Человек» наблюдается  тенденция к отчуждению и оппозиции, уединению и неприятию реальности, изоляции от действительности. Это проявляется например в изображении всего одной стороны у дома (см. Приложение Б, рис. 1, рис. 2, рис. 3). На некоторых рисунках двери в доме вообще нет, на других дверь маленькая, что можно интерпретировать как трудности при стремлении раскрыть себя перед другими (см. Приложение Б, рис. 2, рис. 4). Озабоченность взаимодействием со средой.  При внешней открытости доступности, дружелюбии есть желание ограничиться от окружающих, сокрыть свой внутренний мир. Ищут наслаждение прежде всего в фантазиях, что проявляется в изображении стен с акцентированным вертикальным измерением. (см. Приложение Б, рис. 3). Проявляется чувство отверженности, внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым. Поиск поддержки, ощущение несчастья. Дети чувствуют нехватку психологической теплоты. Поиск самоутверждения, контактов. Сентиментальны, чувствительны к окружающему.

       В целом, по результатам проведенных  методик, можно заключить, что детям  с ДЦП со сниженным интеллектом  свойственны такие реакции как тревожность, защита от окружающих. При этом они дружелюбны и, в основном, не проявляют агрессию к другим, стараются быть открытыми. Но для них сложно пустить другого в свой внутренний мир, полностью раскрыться перед окружающими, довериться. Дети чувствительны к окружающему, проявляют озабоченность взаимодействием со средой, ищут поддержку и признание других. Наблюдается склонность к фантазированию, мечтательности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение  

       Было  проведено исследование актуальное для современной психологии, связанное  с использованием популярных проективных  методик «несуществующее животное»  и «Дом. Дерево. Человек». В ходе работы с помощью этих методов анализировались  эмоциональные состояния детей  с ДЦП среднего школьного возраста со сниженным интеллектом.

       В данной курсовой работе мы решили поставленные перед нами задачи. Во-первых, мы проанализировали литературу по теме ДЦП и его клинических проявлений. Во-вторых, провели исследование на детях с ДЦП со сниженным интеллектом, используя проективные методики. В-третьих, проинтерпретировали полученные результаты, на их основании сделали выводы и доказали выведенную нами гипотезу о том, что дети с ДЦП среднего школьного возраста со сниженным интеллектом проявляют повышенную тревожность, отчуждение и склонность к уединению.

       Проанализировав результаты исследования, мы получили следующие выводы. Детям с ДЦП со сниженным интеллектом свойственны такие реакции как тревожность, защита от окружающих. Они склоны к уединению, отчуждению. Им свойственна боязнь быть покинутыми. Дети чувствуют нехватку психологической теплоты. Есть определенные трудности социальной адаптации. Наблюдается склонность к фантазированию, мечтательности. Ищут наслаждение прежде всего в фантазиях.

         При этом они проявляют дружелюбие  к другим и, в основном, не  агрессивны. Они стараются  быть  открытыми, доступными. Но для  них сложно пустить другого  в свой внутренний мир, полностью раскрыться, довериться другому. Дети чувствительны к окружающему, проявляют озабоченность взаимодействием со средой, ищут поддержку и признание других, склоны обращать на себя внимание.

       Общение оказывает решающее влияние на формирование личности, ее содержательных и формальных характеристик, психических процессов  свойств и состояний. Коммуникативный компонент является центральным, способствующим вхождению ребенка с ДЦП в мир взрослых людей и сверстников; социально-личностный компонент обеспечивает социальную насыщенность и направленность общения, взаимосвязь потребности личности и ожидания социума; психолого-дидактический компонент, определяет содержание и методическое сопровождение образовательного процесса, психологическую поддержку, способы выполнения действий, которыми должен овладеть ребенок   

       Необходимо отметить, что одним из важнейших условий благоприятного эмоционального фона для детей с ДЦП является поддержка со стороны окружающих и, в первую очередь, близких родственников и педагогов. Следует подчеркивать, что наряду с недостатками у детей есть большие достоинства, что они смогут многого добиться в жизни, если приложат усилия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  литературы 

  1. Бадалян Л. О., Журба Л. Т., Тимонина О.В. Детские  церебральные параличи. — Киев, Здоровье, 2008. – 327 с.
  2. Иваницкая И.Н. Детский церебральный паралич (обзор литературы) // 
    Альманах «Исцеление» М:, 2003, с.41-65
  3. Мещеряков, Б. Большой психологический словарь / Б. Мещеряков, В. Зинченко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/
  4. Особый ребенок. Знайте и умейте. В помощь специалистам и родителям детей, страдающих ДЦП / Е. Т. Лильин и др. // Детская и подростковая реабилитация. – 2006. - № 1. – С. 3-49
  5. Реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата средствами физической культуры. // Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата / Под ред. Н.А.Гросс. — М.: Советский спорт, 2000. — 224 с.
  6. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/
  7. Симонова, Т. Н. Особенности формирования начальных двигательных навыков у детей с ДЦП и методы их стимуляции // Логопед в дет. саду. – 2007. - № 2. – С. 22-27.
  8. Солодова Е. Л. Эрготерапия – современная технология этапной реабилитации детей с тяжелыми двигательными нарушениями. /Юрьева Р.Г., Солодова Е.Л.// Физическая активность детей с тяжелыми двигательными нарушениями. Тезисы научно-практической конференции. СПб,24.09.2004, - С.40-43.
  9. Солодова Е.Л.Современные технологии реабилитации дошкольников с ДЦП. /Солодова Е.Л.// Материалы юбилейной 5 международной научно-практической конференции «Восстановительная медицина и эрготерапия в северо-западном регионе». СПб, 28-29 ноября 2006, – C.91-93.
  10. Физические факторы в лечении детских церебральных параличей. Под ред. Н.А. Усаковой и Р.Г. Красильниковой. – М.: Советский спорт, 2006. – 192 с.
  11. Хольц Р. Помощь детям с церебральным параличом. Под ред. Е.В. Клочковой. – М.: Теревинф, 2007. – 336 с.
  12. Шамарин Т.Г., Белова Г.И. Возможности восстановительного лечения детских церебральных параличей. — Калуга, 2006. – 312 с..
  13. Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. – СПб., Изд-во «Дидактика Плюс», 2004. – 272 с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Приложение 
 

       Приложение  А – Рисунки детей с ДЦП со сниженным уровнем интеллекта по методике «Несуществующее животное» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Приложение  Б – Рисунки детей с ДЦП со сниженным уровнем интеллекта по методике «Дом. Дерево. Человек»

Информация о работе Эмоционалные состояния детей с дцп