Эмпирические исследования эмоционально-потребностной сферы подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 23:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить психодиагностические методы изучения эмоционально-потребностной сферы личности.

Объект исследования: личность подростка.

Предмет исследования: эмоциональная направленность, базовые потребности личности подростка.

Задачи исследования:

- уточнить понятие «эмоционально-потребностная сфера личности»;

- обозначить и описать особенности подросткового возраста;

- проанализировать особенности эмоциоанльно-потребностной сферы в подростковом возрасте;

- отобрать и обосновать методы и методики для эмпирического исследования;

- провести количественный и качественный анализ результатов исследования.

Содержание

Введение

1 Теоретические аспекты изучения эмоционально-потребностной сферы личности подростка

Характеристика подросткового возраста
Особенности эмоционально-потребностной сферы подростка


2 Эмпирические исследования эмоционально-потребностной сферы подростков

2.1 Организация, процедура и методы исследования

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования


Заключение


Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Айман - курсовая исправ.doc

— 200.50 Кб (Скачать)
Содержание
Введение                                                                                                    

1 Теоретические аспекты  изучения эмоционально-потребностной сферы личности подростка

    1. Характеристика подросткового возраста                                                                                                                 
    2. Особенности эмоционально-потребностной сферы подростка
 

2 Эмпирические исследования  эмоционально-потребностной сферы подростков                                                                                               

2.1 Организация,  процедура и методы исследования                           

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования                           

Заключение 

Список  используемой литературы 

Приложение  А Результаты изучения эмоциональной направленности личности подростков

Приложение  Б Результаты изучения базовых потребностей у подростков

Приложение  В Результаты изучения мотивации аффилиации у подростков

3 
 
 

5

14 
 
 

24 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 
 

       В целостной поведенческой реакции  потребности, мотивации и эмоции  выступают в неразрывном единстве, однако и содержательно, и экспериментально  их можно разделить, так как  они отражают активность хотя  и тесно взаимодействующих, но специализированных отделов ЦНС, с одной стороны, и выполняют разные функции в обеспечении поведения, с другой.

     Эмоции, влечения и потребности связаны  с формированием личности и с  развитием ее интересов. Они возникают  вследствие взаимодействия человека со всем тем, что его окружает в реальной жизни, и занимают существенно важную сферу в структуре личности [1].

     Хотя  в общей структуре жизнедеятельности  доминирующее положение и руководящая  роль принадлежат сознанию, человек  воспринимается подлинно как личность лишь тогда, когда его внутренний мир полон чувств, переживаний и желаний. Без них человек был бы подобен думающей машине, которая, обладая памятью и логическим разумом, не способна ни чувствовать, ни желать, ни осуществлять какую-либо творческую деятельность.

     Не  следует думать, что эмоции, влечения и потребности являются неким  составным элементом биологической  сущности человека. Напротив, необходимо подчеркнуть уже отмеченное нами положение, что они составляют существенно  важную сферу в структуре личности. Если бы эмоции, влечения и потребности всецело относились к области биологической жизни человека, на них не распространялись бы требования нравственного закона. Так, например, быть сытым или голодным не является нравственным или безнравственным, потому что эти физиологические состояния относятся не к личности, а к природе. Но проявление или отсутствие чувства сострадания к голодному человеку подлежит этической оценке, поскольку это чувство относится к характеру проявления личности [2].

     Проблема  изучения человеческой эмоционально-потребностной сферы занимает особое место в психологии. В самом деле: все, что мы делаем, определяется, в конечном счете, нашими мотивами. Выбираем ли мы себе занятие, круг общения, супруга, успешно ли мы учимся и работаем – все это так или иначе связано с потребностями и мотивами. А без знания мотивации конкретных людей вряд ли возможно прогнозировать и корректировать их поведение и состояние. Учет мотивов, отношений и потребностей человека необходим для эффективного психологического консультирования и психотерапии, профориентации, отбора и расстановки кадров, управления, образования, рекламы, пропаганды.

     Таким образом, приступая к изучению эмоций, влечений и потребностей, мы должны иметь в виду, вообще, все то, что, входя в эмоционально-потребностную сферу личности, подлежит ее этической оценке, подчиняется требованиям нравственного закона и контролю со стороны сознания.

     Цель  исследования: изучить психодиагностические методы изучения эмоционально-потребностной сферы личности.

     Объект  исследования: личность подростка.

     Предмет исследования: эмоциональная направленность,  базовые потребности личности подростка.

     Задачи  исследования:

- уточнить  понятие «эмоционально-потребностная  сфера личности»;

- обозначить  и описать особенности подросткового возраста;

- проанализировать  особенности эмоциоанльно-потребностной  сферы в подростковом возрасте;

- отобрать  и обосновать методы и методики  для эмпирического исследования;

- провести  количественный и качественный  анализ результатов исследования.

     Методы  исследования:

     - анализ научной литературы;

     -психодиагностический  метод ( методика «Диагностика эмоциональной направленности личности», методика «Диагностика личностных и групповых базовых потребностей», «Мотивация аффилиации» - А.Мехрабиан );

     - интерпретационный метод (качественный и количественный анализ)

     Практическая  значимость: теоретические выводы и анализ результатов эмпирического исследования эмоционально-потребностной сферы личности подростка возможно использовать в деятельности практического психолога по построению сопровождающей работы детей подросткового возраста.

     База  исследования: ГУ Средняя школа № 23 г.Петропавловска. Выборка в целом составила 15 детей подросткового возраста.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Эмоциоанльно-потребностная  сфера в структуре личности

    1. Психологические особенности подросткового периода
 

     В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я - концепция». Когда говорят, что ребенок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причем как равноправного участника этой жизни. Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости и физически, и психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего - во внешнем облике, в манерах. Еще совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплевывая через плечо. У него могут появиться сигареты и обязательно новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и прическу с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплескивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений [3].

   Отметим, что внешний вид подростка  часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивают ни молодежная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребенку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки - такой же, как у всех в его компании, - как трагедию. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в эмоциональной безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией.

    Подражание  взрослым не ограничивается манерами и одеждой. Подражание идет и по линии  развлечений, романтических отношений. Независимо от содержания этих отношений копируется «взрослая форма»: свидания, записки, поездки за город, дискотеки и т.п. [4].

    Хотя  претензии на взрослость бывают нелепыми, иногда уродливыми, а образцы для подражания - не лучшими, в принципе подростку полезно пройти через такую школу новых отношений, научиться брать на себя разнообразные роли. Но встречаются и по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные не только для близких, но и для личностного развития самого подростка. Это включение во вполне взрослую интеллектуальную деятельность, когда подросток интересуется определенной областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных рутинных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается, - младшему брату, уставшей на работе маме или больной бабушке. Впрочем, лишь небольшая часть подростков достигает высокого уровня развития морального сознания и немногие способны принять на себя ответственность за благополучие других. Более распространенной в наше время является социальная инфантильность.

    Одновременно  с внешними, объективными проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости - отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста (11-13 лет).

    Чувство взрослости, являясь особой формой самосознания, не жестко связано с процессом полового созревания. Можно сказать, что половое созревание не становится основным источником формирования чувства взрослости. Бывает, что высокий, физически развитый мальчик ведет себя еще совсем по-детски, а его маленький сверстник с тонким голоском ощущает себя взрослым человеком и требует от окружающих признания этого факта. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, иногда учебы. В последнем случае отвергается не только контроль за успеваемостью, временем выполнения домашних заданий и т.п., но зачастую и помощь. Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Подросток с жаром отстаивает их (будь то пристрастие к какому-то направлению в современной музыке или отношение к новому учителю), даже несмотря на неодобрение окружающих. Поскольку в подростковом возрасте все нестабильно, взгляды могут измениться через пару недель, но защищать противоположную точку зрения ребенок будет столь же эмоционально[5].

    Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками. Интересно, что подростковый «кодекс» товарищества интернационален, так же как и книга А. Дюма «Три мушкетера», считающаяся подростковым романом, с ее девизом: «Один за всех и все за одного». М. Аргайл и М. Хендерсон, проведя в Англии обширный опрос, установили основные неписаные правила дружбы. Это взаимная поддержка, помощь в случае нужды, уверенность в друге и доверие к нему, защита друга в его отсутствие, принятие успехов друга, эмоциональный комфорт в общении. Важно также сохранять доверенные тайны, не критиковать прочие личные отношения друга, не быть назойливым и не поучать, уважать его внутренний мир и автономию. Так как подросток во многом непоследователен и противоречив, он часто отступает от этого свода правил, но от друзей ожидает их неукоснительного соблюдения.

    Наряду  с чувством взрослости Д. Б. Элькониным рассматривается подростковая тенденция к взрослости - стремление казаться и считаться взрослым. Желание выглядеть в чужих глазах взрослым усиливается, когда не находит отклика у окружающих. В то же время встречаются подростки и с неярко выраженной тенденцией - их претензии на взрослость проявляются эпизодически, в отдельных неблагоприятных ситуациях, при ограничении их свободы, самостоятельности [6].

    Развитие  взрослости в разных ее проявлениях  зависит от того, в какой сфере  пытается утвердиться подросток, какой  характер приобретает его самостоятельность - в отношениях со сверстниками, использовании свободного времени, различных занятиях, домашних делах. Важно и то, удовлетворяет его формальная самостоятельность, внешняя, кажущаяся сторона взрослости или нужна самостоятельность реальная, отвечающая глубокому чувству. Существенно влияет на этот процесс система отношений, в которую включен подросток, - признание или непризнание его взрослости родителями, учителями и сверстниками. Особенности этих отношений мы рассмотрим ниже.

    Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет, подросток делает еще один шаг в развитии своего самосознания. После поисков себя, личностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».

    Вспомним, как развивалась детское самосознание. К 3 годам появилась чисто эмоциональная, завышенная самооценка. Позже, в дошкольном возрасте возникают рациональные компоненты самооценки, осознание некоторых своих качеств и поведения, согласующегося с требованиями взрослых. Но, несмотря на это, дошкольники судят о себе поверхностно и оптимистично. Если их попросить описать себя, они это сделают в основном с внешней точки зрения, отмечая такие особенности, как цвет волос, рост, любимые занятия. У младших школьников самооценка становится более адекватной и дифференцированной. Они различают свои физические и духовные качества, оценивают свои способности, сравнивают себя с другими: «Я лучше катаюсь на велосипеде, чем мой брат», «О, это мне ничего не стоит сделать на пять. А эта сделает только на двойку, а то и на кол. Она «колышница».

Информация о работе Эмпирические исследования эмоционально-потребностной сферы подростков