Эмпирические исследования эмоционально-потребностной сферы подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 23:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить психодиагностические методы изучения эмоционально-потребностной сферы личности.

Объект исследования: личность подростка.

Предмет исследования: эмоциональная направленность, базовые потребности личности подростка.

Задачи исследования:

- уточнить понятие «эмоционально-потребностная сфера личности»;

- обозначить и описать особенности подросткового возраста;

- проанализировать особенности эмоциоанльно-потребностной сферы в подростковом возрасте;

- отобрать и обосновать методы и методики для эмпирического исследования;

- провести количественный и качественный анализ результатов исследования.

Содержание

Введение

1 Теоретические аспекты изучения эмоционально-потребностной сферы личности подростка

Характеристика подросткового возраста
Особенности эмоционально-потребностной сферы подростка


2 Эмпирические исследования эмоционально-потребностной сферы подростков

2.1 Организация, процедура и методы исследования

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования


Заключение


Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Айман - курсовая исправ.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

     Особенность эмоционального реагирования - сравнительно легкое возникновение эмоциональной напряженности. В этот период наблюдаются достаточно частые и продолжительные аффективные реакции. Особенностью аффекта является полная поглощенность им, своеобразное сужение сознания, когда эмоции полностью блокируют интеллектуальный план и происходит их разрядка в виде выброса. У подростков в кризисный период часто встречается "аффект неадекватности" - эмоциональная реакция большой силы по незначительному поводу, что связано с противоречием между низкой самооценкой подростка и высоким уровнем притязаний.

     Оказание  помощи подростку в период непосредственного  протекания аффекта сводится к следующему: отвести в тихую комнату, на какое-то время оставить одного, предоставить возможность разрядить напряжение (использовать боксерскую грушу, дать возможность выплакаться и др.). После успокоения побеседовать, разобраться в том, что произошло.

     Важнейшим моментом развития личности в этот период является то, что предметом  деятельности подростка становится он сам. Без полноценного проживания подросткового периода многие качества личности, индивидуальные особенности оказываются неразвитыми или развитыми недостаточно, многое в дальнейшем корректируется с трудом. Кризис перехода к юности связан со становлением человека как субъекта собственного развития [16, с.115].

     Доминирующие  потребности подросткового возраста: потребность в общении со сверстниками, потребность в самоутверждении, потребность быть и считаться  взрослым.

     Потребность быть и считаться взрослым удовлетворяется  в общении со взрослым: подростку важна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства с точки зрения прав [12, с.204].

     Таким образом, подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, сенситивный и критический. Этот период многие авторы определяют как «второе рождение» – рождение социальной личности готовой вступить в жизнь. Предметом деятельности подростка становится он сам.

     Эмоциональная сфера подростка характеризуется большой яркостью, силой, устойчивостью. Доминирующими потребностями подростков являются потребность в общении и потребность быть и считаться взрослым. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Эмпирическое исследование эмоционально-потребностной сферы личности подростка

     2.1 Организация, процедура и методы исследования  
 

              Целью нашего настоящего эмпирического исследования являлось изучение психодиагностических методов необходимых для изучения эмоционально-потребностной сферы личности.

     В исследовании принимало участие 15 детей подросткового возраста (13-14 лет), которые являются учащимися 8 «А» класса, ГУ СШ № 23, г. Петропавловска.

     Для достижения поставленной цели нами были подобраны и обоснованы психодиагностические методики, направленные на изучение базовых потребностей личности, эмоциональной направленности и мотивации аффилиации подростков.

     В процедуре отбора испытуемых мы, прежде всего, руководствовались тем, что  подростковый возраст является наиболее сложным периодом в онтогенетическом развитии. Это связано, прежде всего, с развитием рефлексии в этом возрасте и переходом на новый уровень самосознания, с усилением потребностей в самопознании, принятии и признании, общении и обособлении, с кризисом самооценки. Возникновение самосознания - результат осознания подростком заметных изменений в своём внешнем облике и как следствие возникновение острого интереса к самому себе. Подростковый возраст - это возраст сильных перемен, в котором подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности.

  Эмпирическое  исследование включало в себя несколько  этапов:

  – анализ  научной  литературы по изучаемой проблеме;

  – проведение психодиагностических методик;

  – качественный и количественный анализ полученных результатов;

  – интерпретация полученных результатов.

  Психодиагностический метод, который предназначен для сбора психологической информации и позволяет выявить интересующие психологические особенности личности в достаточно короткие сроки.

     Для диагностики эмоцинально-потребностной  сферы личности мы определили основную базу методик.

     Методика  «Диагностика личностных и групповых базовых потребностей» позволяет выявить базовые потребности - мотиваторы (А.Маслоу) личности и группы. Ее основой является процедура парных сравнений. Знание таких потребностей позволяет классному руководителю эффективно строить систему мотивации в учебном коллективе.

     Шкалы: материальные потребности, потребности  в безопасности, социальные (межличностные) потребности, потребности в признании, потребности в самовыражении

     Инструкция  к тесту

     Сначала сравните приведенные ниже (поочередно) утверждения, а затем каждый результат  впишите в колонку таблицы. Так, если при сравнении первого утверждения со вторым предпочтительным для себя вы сочтете второе, то в начальную пустую клеточку первой колонки впишите цифру 2. Если же предпочтительным окажется первое утверждение, то впишите цифру 1. Затем то же самое проделайте со вторым утверждением: сравните его сначала с третьим, потом с четвертым и вписывайте результат во вторую колонку. Подобным же образом работайте с остальными утверждениями, постепенно заполняя весь бланк.

     Тестовый  материал

     Вслух проговорите фразу «Я хочу…» применительно  к каждому утверждению:

  1. Добиться признания и уважения.
  2. Иметь теплые отношения с людьми.
  3. Обеспечить себе будущее.
  4. Зарабатывать на жизнь.
  5. Иметь хороших собеседников.
  6. Упрочить свое положение.
  7. Развивать свои силы и способности.
  8. Обеспечить себе материальный комфорт.
  9. Повышать уровень мастерства и компетентности.

     10.Избегать неприятностей.

     11. Стремиться к новому и неизведанному.

     12. Обеспечить себе влиятельное положение среди окружающих.

     13. Покупать хорошие вещи.

     14. Заниматься делом, требующим полной отдачи.

     15. Быть понятым другими.

     Обработка и интерпретация результатов  теста 

     При обработке эмпирических данных используется следующий ключ:

     материальные  потребности: 4, 8, 13;

     потребности в безопасности: 3, 6, 10;

     социальные (межличностные) потребности: 2, 5, 15;

     потребности в признании: 1, 9, 12;

     потребности в самовыражении: 7, 11, 14.

     Закончив  работу, определите количество баллов (то есть предпочтений или выборов), выпавших на каждое утверждение. Выберите пять утверждений, получивших наибольшее количество баллов, и расположите их по иерархии. Это ваши главные потребности.

     Для определения степени удовлетворенности  пяти типов главных потребностей подсчитайте сумму баллов по пяти соответствующим шкалам ключа.

     Личностные  и групповые результаты изучения базовых потребностей–мотиваторов можно представить в форме графических профилей.

     42 Зона неудовлетворенности

     28 Зона частичной удовлетворенности

     14 Зона удовлетворенности

        1 2 3 4 5 

     Диагностика эмоциональной направленности личности

     Шкалы: альтруистическая, коммуникативная, глористическая, практическая, пугностическая, романтическая, гностическая, эстетическая, гедонистическая, акхизитивная

     Инструкция  к тесту

     Из  предложенных вариантов ответов  выберите один и запишите соответствующее  ему число баллов перед номером  утверждения. Затем заполните матрицу, поставив на место номеров утверждений (пропущенные номера поставьте сами по указанному образцу) соответствующие им баллы ответов. Ответы оцениваются по шкале:

     «Безусловно да» - 2 балла

     «Пожалуй, да» - 1 балл

     «Пожалуй, нет» - 0 баллов

     «Безусловно нет»- минус 2 балла 

     Тестовый  материал

  1. Я часто беспокоюсь за близких друзей.
  2. Испытываю потребность делиться с другими людьми своими мыслями и переживаниями.
  3. Мне очень приятно, когда все обращают на меня внимание.
  4. Для меня всегда важно добиться успеха в работе.
  5. Я люблю острые ощущения.
  6. Я охотно побывал(а) бы в каком-нибудь новом, неизвестном месте.
  7. Испытываю большую радость, самостоятельно разрешив трудную проблему.
  8. Люблю сладкое и красивое чувство, возникающее при восприятии стихов и музыки.
  9. Предпочитаю простые радости (вкусно поесть, сладко поспать).
  10. Люблю заниматься коллекционированием.
  11. Хочу приносить людям радость и счастье.
  12. Для меня важно одобрение окружающих.
  13. Приятно чувствовать превосходство над соперниками.
  14. Я увлекаюсь любой работой, которую выполняю.
  15. Охотно иду на риск.
  16. Иногда мне кажется, что должно произойти что-то необыкновенное.
  17. Люблю разбираться в причинах событий, явлений.
  18. Я могу прийти в восторг от красоты природы.
  19. Люблю состояние покоя и свободы от обязанностей.
  20. Радуюсь, когда пополняю свою коллекцию.
  21. Я всегда жалею неудачников.
  22. Я не смог(ла) бы обойтись без друзей.
  23. Я могу пойти на многое, чтобы завоевать признание окружающих.
  24. Приятно чувствовать, что день прошел не даром.
  25. Я человек решительный.
  26. Люблю все таинственное и необычное.
  27. Стремлюсь приводить свои знания в систему.
  28. Произведение искусства может тронуть меня до слез.
  29. Люблю приятное, бездумное времяпрепровождение.
  30. Люблю делать покупки.
  31. Радуюсь, когда кто-то добивается успеха.
  32. Среди моих родных и знакомых есть люди, которых я обожаю.
  33. Я самолюбив(а).
  34. Я чувствую радостное возбуждение и духовный подъем, когда работа идет хорошо.
  35. Я люблю преодолевать опасности.
  36. Иногда меня тянет вдаль.
  37. Я люблю читать о научных открытиях, поисках и находках.
  38. Я испытываю наслаждение, слушая любимую музыку.
  39. Я склонен (склонна) к лени.
  40. Я люблю рассматривать свою коллекцию.
  41. Я стремлюсь помогать людям.
  42. Я чувствую большую благодарность к людям, которые делают мне приятное.
  43. Мне хочется как можно скорее взять реванш при неудачах.
  44. Мое настроение поднимается от сознания того, что работа выполнена добросовестно.
  45. Азарт, спортивная злость улучшают результаты моей деятельности.
  46. Я люблю мечтать.
  47. Самое приятное переживание - радость открытия истины, чувство близости решения.
  48. Я испытываю чувство возвышенности и отрешенности при соприкосновении с прекрасным.
  49. Мне хотелось бы жить беззаботно и безмятежно.
  50. Я охотно расстаюсь со своими вещами.

     Ключ  к тесту

     I Альтруистическая направленность 1, 11, 21, 31, 41

     II Коммуникативная направленность 2, 12, 22, 32, 42

     III Глористическая направленность - на самоутверждение 3, 13, 23, 33, 43

     IV Практическая направленность - радость от процесса работы 4, 14, 24, 34, 44

     V Пугностическая направленность 5, 15, 25, 35, 45

     VI Романтическая направленность 6, 16, 26, 36, 46

     VII Гностическая направленность 7, 17, 27, 37, 47

     VIII Эстетическая направленность 8, 18, 28, 38, 48

     IX Гедонистическая направленность - на удовольствия 9, 19, 29, 39, 49

     X Акхизитивная направленность - на коллекционирование, накопление 10, 20, 30, 40, 50

     Для диагностики мотивации аффилиации  мы использовали методику А.Мехрабиана. Диагностика мотивов аффилиации (А.Мехрабиан)

     Шкалы: стремление к принятию, страх отвержения

     Назначение  теста

     Аффилиация, по мнению Г. Меррея, – это потребность тесно контактировать и взаимодействовать с близкими людьми. Данный тест предназначен для диагностики двух мотивов личности: стремления к принятию вас окружающими людьми (СП) и страха быть отвергнутым другими людьми (СО). Таким образом, тест состоит из двух шкал: шкалы СП и шкалы СО.

Инструкция  к тесту

     Тест  состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также  мнений и чувств по поводу некоторых  жизненных ситуаций. Чтобы оценить  степень вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу:

• + 3 –  полностью согласен;

• +2 –  согласен;

• + 1 –  скорее согласен, чем не согласен;

• 0 –  нейтрален;

• -1 –  скорее не согласен, чем согласен;

• -2 –  не согласен;

• -3 –  полностью не согласен.

     Прочтите  утверждения теста и оцените  степень согласия или несогласия. При этом на бланке для ответов  против номера утверждения поставьте  цифру, соответствующую выбранному вами ответу. Не тратьте время на обдумывание ответов. Дайте тот  ответ, который первым пришел вам в голову. Каждое последующее утверждение читайте только после того, как вы уже оценили предыдущее. Ни в коем случае ничего не пропускайте. При обработке результатов производится обсчет определенных баллов, а не содержательный анализ ответов на отдельные пункты. В тесте не предполагается хороших или плохих ответов. Свободно и искренне выражайте свое мнение.

Информация о работе Эмпирические исследования эмоционально-потребностной сферы подростков