Эмпирические исследования эмоционально-потребностной сферы подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 23:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить психодиагностические методы изучения эмоционально-потребностной сферы личности.

Объект исследования: личность подростка.

Предмет исследования: эмоциональная направленность, базовые потребности личности подростка.

Задачи исследования:

- уточнить понятие «эмоционально-потребностная сфера личности»;

- обозначить и описать особенности подросткового возраста;

- проанализировать особенности эмоциоанльно-потребностной сферы в подростковом возрасте;

- отобрать и обосновать методы и методики для эмпирического исследования;

- провести количественный и качественный анализ результатов исследования.

Содержание

Введение

1 Теоретические аспекты изучения эмоционально-потребностной сферы личности подростка

Характеристика подросткового возраста
Особенности эмоционально-потребностной сферы подростка


2 Эмпирические исследования эмоционально-потребностной сферы подростков

2.1 Организация, процедура и методы исследования

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования


Заключение


Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Айман - курсовая исправ.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

Тест

Шкала СП 

1. Я  легко схожусь с людьми.

2. Когда  я расстроен, то предпочитаю  быть на людях, чем оставаться  в одиночестве.

3. Если  бы я должен был выбирать, то  предпочел бы, чтобы меня считали  способным и сообразительным,  чем общительным и дружелюбным. 

4. Я  нуждаюсь в близких друзьях  меньше, чем большинство людей. 

5. Я  говорю людям о своих переживаниях  скорее часто, чем редко и по особым случаям.

6. От  хорошего фильма я получаю  больше удовольствия, чем от большой  компании.

7. Мне  нравится заводить как можно  больше друзей.

8. Я  скорее предпочел бы провести  свой отдых вдали от людей,  чем на оживленном курорте. 

9. Я  думаю, что большинство людей славу и почет ценят превыше дружбы.

10. Я  предпочел бы самостоятельную  работу коллективной.

11. Излишняя  откровенность с друзьями может  повредить. 

12. Встречая  на улице знакомого, я скорее  стараюсь перекинуться с ним  хотя бы парой слов, чем просто пройти поздороваться.

13. Независимость  и свободу от привязанностей  я предпочитаю дружеским узам.

14. Я  посещаю компании и вечеринки  потому, что это хороший способ  завести друзей.

15. Если  мне нужно принять важное решение,  то я скорее посоветуюсь с друзьями, чем стану обдумывать его один.

16. Я  не доверяю слишком открытому  проявлению дружеских чувств.

17. У  меня очень много близких друзей.

18. Когда  я нахожусь с незнакомыми людьми, мне совсем неважно, нравлюсь  я им или нет. 

19. Индивидуальные игры и развлечения я предпочитаю групповым.

20. Открытые  эмоциональные люди привлекают  меня больше, чем сердитые и  сосредоточенные. 

21. Я  скорее предпочту почитать интересную  книгу или пойти в кино, чем  провести время на вечеринке. 

22. Путешествуя, я больше люблю общаться с людьми, чем просто наслаждаться видами или одному посещать достопримечательности.

23. Мне  легче решать трудную проблему, когда я обдумываю ее один, чем когда обсуждаю ее с  друзьями.

24. Я  считаю, что в трудных жизненных ситуациях скорее нужно рассчитывать только на свои силы, чем надеяться на помощь друзей.

25. Даже  в коллективе мне трудно полностью  отвлечься от забот и срочных  дел. 

26. Оказавшись  на новом месте, я быстро  приобретаю широкий круг знакомых.

27. Вечер, проведенный за любимым занятием, привлекает меня больше, чем оживленная вечеринка.

28. Я  избегаю слишком близких отношений  с людьми, чтобы не потерять  личную свободу. 

29. Когда  у меня плохое настроение, я  скорее стараюсь не показывать  своих чувств, чем попытаюсь с кем-то поделиться.

30. Я  люблю бывать в обществе и  всегда рад провести время  в веселой компании.  

Шкала СО 

1. Я  стесняюсь идти в незнакомое  общество.

2. Если  вечеринка мне не нравится, я  все равно не ухожу первым.

3. Меня  бы очень задело, если бы мой близкий друг стал противоречить мне при посторонних людях.

4. Я  стараюсь меньше общаться с  людьми критического склада.

5. Обычно  я легко общаюсь с незнакомыми  людьми.

6. Я  не откажусь пойти в гости  из-за того, что там будут люди, которые меня не любят.

7. Когда  два моих друга спорят, я предпочитаю  не вмешиваться в их спор, даже  если с кем-то из них не  согласен.

8. Если  я попрошу кого-нибудь пойти  со мной и он мне откажет,  то я не решусь попросить  его снова. 

9. Я  осторожен в высказывании своих мнений, пока хорошо не узнаю человека.

10. Если  во время разговора я чего-то  не понял, то лучше я это  пропущу, чем прерву говорящего  и попрошу повторить. 

11. Я  открыто критикую людей и ожидаю  от них того же.

12. Мне  трудно говорить людям «нет». 

13. Я все же могу получить удовольствие от вечеринки, даже если вижу, что одет не по случаю.

14. Я  болезненно воспринимаю критику  в свой адрес. 

15. Если  я не нравлюсь кому-то, то стараюсь  избегать этого человека.

16. Я  редко стесняюсь обращаться к  людям за помощью.

17. Я  редко противоречу людям из  боязни их задеть.

18. Мне  часто кажется, что незнакомые  люди смотрят на меня критически.

19. Всякий  раз, когда я иду в незнакомое  общество, я предпочитаю брать  с собой друга. 

20. Я  часто говорю то, что думаю, даже если это неприятно собеседнику.

21. Я  легко осваиваюсь в новом коллективе.

22. Временами  я уверен, что никому не нужен. 

23. Я  долго переживаю, если посторонний  человек нелестно выразился в  мой адрес. 

24. Я  никогда не чувствую себя одиноким  в компании.

25. Меня  очень легко задеть, даже если  это незаметно со стороны. 

26. После  встречи с новым человеком  меня обычно мало волнует, правильно  ли я себя вел. 

27. Когда  я должен за чем-либо обратиться  к официальному лицу, я почти  всегда жду, что мне откажут.

28. Когда  мне нужно попросить продавца  показать понравившуюся мне вещь, я чувствую себя неуверенно.

29. Если  я недоволен тем, как ведет  себя мой знакомый, я обычно  прямо указываю ему на это. 

30. Если  в транспорте я сижу, мне кажется,  что люди смотрят на меня с укором.

31. Оказавшись  в незнакомой компании, я скорее  активно включаюсь в беседу, чем  держусь в стороне. 

32. Я  стесняюсь просить, чтобы вернули  мою книгу или какую-то другую  вещь, занятую у меня на время. 

     Обработка и интерпретация результатов теста

     По  каждой из шкал подсчитывается суммарный  балл. Ответам испытуемого на прямые пункты (отмеченные знаком «+» в ключе) приписываются баллы. 

Ответы    -3    -2    -1    0    1    2    3

Баллы        1     2      3    4    5    6    7 

Ответам испытуемого на обратные пункты опросника (отмечены в ключе знаком «-») также приписываются баллы. 

Ответы    -3    -2    -1    0    1    2    3

Баллы        7     6     5     4    3    2    1 

Ключ  к тесту 

Ключ  к шкале СП: +1, +2, -3, -4, +5, -6, +7, -8, -9, -10, -11, +12, -13, +14, +15, -16, -17, -18, -19, +20, -21, +22, -23, -24, -25, +26, -27, -28, -29, +30. 

Ключ  к шкале СО: +1, +2, +3, +4, -5, -6, +7, +8, +9, +10, -11, +12, -13, +14, +15, -16, +17, +18, +19, -20, -21, +22, +23, -24, +25, -26, +27, +28, -29, +30, -31, +32. 

На основе двух индексов СП и СО выделяются четыре типа мотивов. Для этого суммарные  баллы всей выборки ранжируются  как по шкале СП, так и по шкале  СО. Далее выделяются четыре группы испытуемых: 

•    высокий – низкий (СП выше медианы, СО ниже медианы);

•    низкий-низкий (СП ниже медианы, СО ниже медианы);

•    высокий-высокий (СП выше медианы, СО выше медианы);

•    низкий – высокий (СП ниже медианы, СО выше медианы)  

Для испытуемых группы «высокий-низкий» характерен мотив «стремление к принятию группой», а для испытуемых группы «низкий-высокий» – мотив «страх отвержения». У испытуемых двух других групп интенсивность этих мотивов приблизительно одинакова, что может свидетельствовать о наличии у них внутреннего дискомфорта, напряженности.  

У группы «высокий-высокий» страх быть отвергнутым  группой препятствует удовлетворению их потребности в принятии, в общении  с другими людьми. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы  

1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.-СПб:1999.-720с.

2. Кулагина  И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная  психология (полный жизненный цикл  развития человека).-М.:ТЦ Сфера, 2005.-464с.

3. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности.-М., 1994.-256с.

4. Айхорн А. Трудный подросток.-М., 2001.-185с.

5.  Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста.-СПб:2000.-720с.

6. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / под ред. Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой. - М., 1967.

7. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка.–М.:Знание,1978.-311с.

8. Абрамова, Г.С. Возрастная психология. - М., 1998.

9. Крайг Г. Психология развития.-СПб.,2001.-264с.

10. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В. Петровского. - М., 1979. 

11. Лафренье, П. Эмоциональное развитие детей и подростков. - СПб., 2004. 12. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.

13. Изард К.Е. Эмоции человека. М.: 2000.

14. Блум Ф., Лайзерсон А., Хорстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М.: Мир, 1988.

15. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий.-М.,1961.-276с.

16. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) - М., 2005.

17. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - М., Воронеж, 1995.

20. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т 4. Педология подростка. - М., 1983.

18. Мир детства. Подросток / под ред. А.Г. Хрипковой. - М., 1989.

19. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М., 1997.

20. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1997.

21. Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М., 1989.  
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Эмпирические исследования эмоционально-потребностной сферы подростков