Эмпирическое исследование роли тренинга общения в стабилизации эмоционально-волевой сферы личности аддиктивного подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 00:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление особенности эмоционально-волевой сферы подростка с аддиктивным поведением.
Задачи:
- провести анализ теоретической литературы по проблеме девиантного поведения;
- изучить психологические особенности личности подростка;
-исследовать особенности личности подростка с аддиктивным поведением;
- определить влияние тренинга на стабилизацию эмоциональной сферы личности аддиктивного подростка;
- сделать выводы;

Содержание

Введение………………………………………………………………….
3
Глава I. Понятие и типология девиантного поведения………………..
6
1.1 Аддиктивное поведение как форма отклоняющегося поведения…
6
1.2 Особенности подросткового периода……………………………….
15
1.3 Подростковый кризис………………………………………………...
19
1.4 Специфика аддиктивного поведения в подростковом возрасте…...
22
Глава II. Эмпирическое исследование роли тренинга общения в стабилизации эмоционально-волевой сферы личности аддиктивного подростка………………………………………………………………….

27
2.1 Организация исследования…………………………………………...
27
2.2 Методы и методики исследования…………………………………..
29
2.3 Анализ и интерпретация результатов……………………………….
34
Заключение………………………………………………………………...
58
Список литературы…………………………………………………

Работа содержит 1 файл

addictive.docx

— 126.96 Кб (Скачать)

Подростковый возраст  – это период серьезных изменений  в отношениях с другими людьми. На первый план выходят друзья, сверстники, родители же отходят на второй. Первые любовные и сексуальные отношения  также вносят изменения в отношения  с родителями.

Подросток старается выйти  из состояния зависимости от родителей, которых всегда считал всемогущими  и способными защитить. Он может  внезапно отдалиться от них, целиком  посвятив себя своим друзьям. Предназначавшуюся  родителям любовь подросток направляет на себя: нарциссизм необходим для  развития самооценки.

Развенчание идеальности  образов родителей приводит к  появлению по отношению к ним  агрессивного поведения, которое чередуется с просьбами о защите и предоставлении самостоятельности. Подросток может  стремится стать объектом внимания для своих родителей и начать вести себя поэтому регрессивно (отказываться мыться, избирательно питаться и т.д.).

Подросток ищет среди своих  друзей «другое Я», тех, с кем он мог бы делить свои трудности, заботы, стремления, идеалы. И таким человеком  может стать для подростка  человек как одного, так и другого  с ним пола.

Подросток идеализирует узкий  круг своих друзей, как в детстве  идеализировал родителей. Потребность  отождествления себя с другими особенно ярко проявляется в раннем подростковом возрасте. Она вытекает из стремления отождествлять себя с родителями в детстве, особенно с одним из родителей того же пола.

В более широких группах  сверстников подросток сравнивает себя с другими, выполняя общие действия. С помощью этих же действий подросток  может оценить себя, бросив вызов общественным запретам и совершив целый ряд нарушений, отбросив усвоенные в детстве нормы и ценности.

В современном обществе сексуальные  отношения между подростками, как  правило, допускаются. Приобретая опыт таких отношений с другим человеком  – объектом своей любви и сексуальных  желаний.

Поведение родителей при  этом иногда бывает неадекватным: они  могут подталкивать подростка к  сексуальным отношениям, которых  он не желает, или, напротив, постоянно  накладывать запреты в тревожных  ситуациях, заметив, что ребенок  становится слишком сексуально активен.

Эта сексуальная активность обусловлена психологической и  социальной незрелостью подростков. Вот почему так важно информировать  их о способах контрацепции и предупреждения заболеваний, передаваемых половым путем.

Таким образом, можно утверждать, что подростки с аддиктивным  поведением склонны перекладывать  ответственности за свое поведение  на ближайшее окружение (экстернальность), однако считают, что неудачи являются следствием их собственной активности. По мнению Я.Л. Коломинского, такое состояние  локуса субъективного контроля имеет  негативный оттенок, поскольку фиксация на неудачах повышает уровень личностной тревожности и актуализирует  психологические защиты личности. А  это в свою очередь способно служить  преградой адекватному осмыслению самого себя и собственных действий. По этим параметрам зависимые подростки  в большей степени отличаются от своих социально адаптированных сверстников.

 

 

 

    1. Подростковый кризис

Особенность подросткового  возраста - это кризис идентичности (термин Э. Эриксона), тесно связанный  с кризисом смысла жизни.

Процесс формирования собственной  идентичности сопровождает человека на протяжении всей его жизни. «В основе данного процесса лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую  природу. Становление идентичности, особенно интенсивно проходящее в подростковом и юношеском возрасте, невозможно без изменения системных социальных связей, по отношению к которым  растущий человек должен выработать определенные позиции». Сложность задачи, стоящей перед взрослеющим человеком заключается, с одной стороны, в том, чтобы прояснить свою роль как члена общества, с другой, понять свои собственные уникальные интересы, способности, придающие смысл и направленность жизни. Практически каждая жизненная ситуация требует от человека определенного выбора, осуществить который он может лишь уяснив свою позицию относительно разных сфер жизни. «Структура идентичности включает в себя личностную и социальную идентичность. Причем, в идентичности присутствуют два вида характеристик: положительного - каким человек должен стать и отрицательного - каким человек не должен стать. Становление идентичности может происходить на фоне социально-благополучного окружения подростка при высоком уровне взаимопонимания с близкими взрослыми, сверстниками, при достаточно высокой самооценке. Выбор образцов поведения в этом случае осуществляется в реальном круге общения. При неблагоприятной ситуации, чем ирреальнее эти образцы, тем сложнее переживается подростком кризис идентичности, тем больше у него проблем с окружающими». Обретение подростком и юношей личной идентичности является многоуровневым процессом, имеющим определенную структуру, состоящим из нескольких фаз, различающихся как психологическим содержанием ценностно-волевого аспекта развития личности, так и характером проблематики жизненных трудностей, переживаемых личностью.

Одна из причин подросткового  кризиса и конфликтов с окружающими  в этом возрасте - переоценка своих  возросших возможностей, которая  определяется стремлением к известной  независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость. Повышенная критичность по отношению  к взрослым, острая реакция на попытки  окружающих умалить их достоинство, принизить их взрослость, недооценить  их правовые возможности, являются причинами  частых конфликтов в подростковом возрасте.

Ориентация на общение  со сверстниками часто проявляется  в боязни быть отвергнутым сверстниками. Эмоциональное благополучие личности все больше и больше начинает зависеть от того места, которое она занимает в коллективе, начинается определяться прежде всего отношением и оценками товарищей8.

Интенсивно формируются  нравственные понятия, представления, убеждения, принципы, которыми подростки  начинают руководствоваться в своем  поведении. Зачастую у юношей формируются  системы своих требований и норм, на совпадающие с требованиями взрослых.

Одним из важнейших моментов в личности является развитие самосознания, самооценки; у молодых людей возникает  интерес к себе, качествам своей  личности, потребность сравнивать себя с другими, оценить себя, разобраться  в своих чувствах и переживаниях. Самооценка формируется под влиянием оценок других людей, сравнения себя с другими, важнейшую роль в формировании самооценки играет успешная деятельность9.

Подростковый кризис также  понимается как состояние, в котором  могут возникатьискажения отношений  подростка с действительностью”. Одним из кардинальных признаков данного кризиса является переживание отчуждения своего Я (деперсонализации), своего одиночества и оторванности от мира.

Деперсонализация является ключевым феноменом кризиса личности. Она охватывает широкий круг расстройств - от ослабления образного компонента восприятия окружающего, потери сопереживания  к нему до случаев бредового раздвоения личности. Разные авторы относят к  деперсонализации как глубоко патологические явления с феноменами полного  отчуждения собственной воли, мыслей и чувств, так и проявления десоциализации с нарушением “правового чувства”, способности различать добро  и зло, справедливость и подлость и т. д.

Применительно к понятию  кризиса личности деперсонализация выступает, прежде всего, как экзистенциально-феноменологический признак. Процесс открытия своего Я, склонность к самонаблюдению, столкновение между преувеличенной самооценкой  и оценкой окружающими ведет  к противоречивым пубертатным конфликтам: от отрицания авторитетов до стремления к зависимости от них.

Подросток ощущает себя незащищенным, сомневающимся в своей идентичности и автономности, он лишен чувства  последовательности и связанности  своих действий. Это приводит к  тому, что его жизнь направлена на самосохранение себя, а обстоятельства жизни воспринимаются как угрожающие его существованию.

Субъективно тягостное ощущение внутреннего разлада, изменености  собственного Я, своей идентичности, составляющие ядро деперсонализации, смешиваются с чувством дискомфорта, снижением аффективного настроя  к окружающему, трудностью сосредоточения внимания, рефлексией. Вытекающие из измененного  чувства самосознания и эмоционального фона установки, мотивы и ориентации обусловливают нарушения поведения  и деятельности личности.

С кризисными процессами самосознания тесно связаны специфически подростковые реакции группирования, значение которых  в формировании мотивов преступления огромно. Повинуясь законам группы, порой столь же иррациональным, сколь  и неотвратимым, подростки идут на невероятно жестокие преступления для того, чтобы, как им кажется, восстановить жизненно важную для них связь собственного Я с группой10.

Таким образом, можно утверждать, что кризис подросткового возраста - абсолютно нормальное явление, свидетельствующее  о развитии личности, но при наличии  некоторых неблагоприятных факторов и условий это кризисное состояние  приводит к агрессивному поведению.

 

1.4 Специфика аддиктивного поведения в подростковом возрасте

 

Проблема предупреждения употребления несовершеннолетними  психотропных веществ не является лишь частью проблемы профилактики алкоголизма  и наркомании взрослых. Несмотря на то, что подростки и взрослые пьют одни и те же спиртные напитки и  употребляют одни и те же наркотики, в психологическом смысле это  разные явления. Попытка решить проблему алкоголизма и наркомании разом  для подростков и взрослых, применяя одинаковые методы воздействия (причем в основном медицинские, юридические, как это делается сейчас), вряд ли даст положительный эффект.

Систематическое употребление психотропных веществ несовершеннолетними  следует рассматривать прежде всего  как психолого-педагогическую, а  не медицинскую проблему. Это обусловлено  тем, что пьянство подростков, наркомания или токсикомания всегда связаны  с другими нарушениями поведения11.

Если алкоголизм или наркомания у взрослого человека долгое время  может развиваться скрыто, не отражаясь  на трудовой деятельности, социальном статусе, то у несовершеннолетних, наоборот, сначала происходит социальная дезадаптация, а потом уже присоединяется употребление алкоголя или других психотропных веществ. Аддиктивное поведение является составным элементом отклоняющегося поведения, как бы наслаиваясь на социальную дезадаптацию подростка.

Факторы аддиктивного поведения в подростковом возрасте

Главные факторы возникновения  у несовершеннолетних потребности  в употреблении психотропных веществ - возрастные особенности, неблагоприятная, микросоциальная ситуация развития, отклонения в функционировании высшей нервной деятельности. В случае, когда эти факторы, благодаря  вмешательству взрослых, устраняются  или компенсируются, злоупотребление  прекращается без традиционного  лечения, то есть без применения медикаментозных  препаратов. И наоборот, никакие  лекарства, никакие угрозы и наказания  не помогут, если отсутствуют условия  для удовлетворения жизненно важных социальных потребностей подростка, фрустрированных  указанны ми факторами.

Трудности и низкая эффективность  преодоления и профилактики употребления психотропных средств несовершеннолетними  объясняются прежде всего тем  что ответственные за это взрослые ошибочно полагай ют, что это проблема наркологии. На самом деле, в силу возрастных особенностей формирующейся  личности, причины всех видов отклоняющегося поведения у подростков едины. Правонарушения, алкоголизм, наркомания и токсикомания, аффективные и невротические  расстройства - звенья одной цепи.

Детские психиатры считают, что у подростков практически  невозможно разграничить ситуационные нарушения поведения и проявления начинающегося заболевания. Типичная ситуация, когда подросток «отбился от рук», перестал выполнять требования родителей, учителей, стал плохо учиться, пропускать уроки, грубить, проводить  все время с компанией себе подобных, распивать спиртные напитки  или экспериментировать с другими  психотропными веществами, может  быть следствием одного из названных  выше факторов, либо их сочетанием. Во-первых, это может быть реакцией здорового подростка на сложную ситуацию в семье или школе. Во-вторых, влиянием чисто возрастной особенности — негативизма, как крайнего проявления реакции эмансипации или одной из форм поискового поведения.

Все это чаще всего с  возрастом проходит само собой, по мере общей стабилизации поведения. В-третьих, это может быть последствием психических  расстройств или декомпенсацией акцентуации характера подростка.

Негативные формы поведения, довольно часто встречающиеся у  подростков, с трудом поддаются однонаправленному  анализу, поскольку социально- психологические  и педагогические факторы здесь  тесно переплетены с патологическими, касающимися психиатрии и наркологии.

Поэтому считаем более  продуктивным рассматривать употребление несовершеннолетними психотропных веществ не в рамках наркологических  представлений, а с позиции междисциплинарного подхода, как одну из форм проявления специфически подростковых или ситуационно-личностных поведенческих реакции.

Подтверждают сказанное  и многие исследования, доказавшие, что пьянство и наркомания несовершеннолетних — это прежде всего проявления нарушений поведения, которые, в  свою очередь, обусловлены социальной средой. Так, 75% подростков, поступающих  на обследование в связи с употреблением  психотропных веществ или на лечение  от наркомании, росли в неблагополучных  семьях, до 90% правонарушителей - тоже выходцы  из неблагополучных семей, 76% пьющих подростков воспитывались в неблагополучных, а 59% - в неполных семьях12.

Информация о работе Эмпирическое исследование роли тренинга общения в стабилизации эмоционально-волевой сферы личности аддиктивного подростка