Эмпирическое исследование роли тренинга общения в стабилизации эмоционально-волевой сферы личности аддиктивного подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 00:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление особенности эмоционально-волевой сферы подростка с аддиктивным поведением.
Задачи:
- провести анализ теоретической литературы по проблеме девиантного поведения;
- изучить психологические особенности личности подростка;
-исследовать особенности личности подростка с аддиктивным поведением;
- определить влияние тренинга на стабилизацию эмоциональной сферы личности аддиктивного подростка;
- сделать выводы;

Содержание

Введение………………………………………………………………….
3
Глава I. Понятие и типология девиантного поведения………………..
6
1.1 Аддиктивное поведение как форма отклоняющегося поведения…
6
1.2 Особенности подросткового периода……………………………….
15
1.3 Подростковый кризис………………………………………………...
19
1.4 Специфика аддиктивного поведения в подростковом возрасте…...
22
Глава II. Эмпирическое исследование роли тренинга общения в стабилизации эмоционально-волевой сферы личности аддиктивного подростка………………………………………………………………….

27
2.1 Организация исследования…………………………………………...
27
2.2 Методы и методики исследования…………………………………..
29
2.3 Анализ и интерпретация результатов……………………………….
34
Заключение………………………………………………………………...
58
Список литературы…………………………………………………

Работа содержит 1 файл

addictive.docx

— 126.96 Кб (Скачать)

В плане возникновения  и развития зависимости от психоактивных  веществ семья и ближайшее  окружение подростка играют иногда фатальную роль. В этом тоже качественное отличие подросткового алкоголизма  или наркомании от взрослого. Так, если взрослый человек может сам выбрать  себе микросоциальное окружение, противостоять  пагубному влиянию, наконец, может просто уйти, уехать, то для подростка такая свобода действий чаще всего невозможна.

Попадая в пьянствующую компанию, подросток следует в русле  ее обычаев, то есть пьет так, чтобы  «не отставать от других», а не в соответствии со своим самочувствием, как это делает взрослый человек.

Поскольку в таких компаниях  обычно принято пить до отключения», то подросток, подражая уже сформировавшимся алкоголикам, употребляет большие  дозы спиртного. Это приводит к тому, что контроль организма, за количеством  выпитого подавляется с самого начала. Иными словами, стадии опьянения  с самого начала извращаются, что  ведет по кратчайшему пути от злоупотребления  к болезни, причем признаки алкоголизма  могут наблюдаться раньше, чем  болезнь разовьется окончательно13.

Таким образом, изучение особенностей злоупотребления несовершеннолетними  алкоголем показывает, что алкоголизм у подростков отличается от течения  заболевания у взрослых, описанного выше. Употребление алкоголя в раннем возрасте имеет гораздо более  тяжкие последствия для развития психики. Тем не менее, до окончания  подросткового возраста следует  говорить не об алкоголизме, а об интоксикации организма, так называемой злокачественной  алкоголизации14. Аналогичное влияние оказывает возраст на стадии и формы употребления наркотиков и других психотропных веществ. В целом же можно утверждать, что и физиология подростка, и его психология, и социальный статус определяют иные, качественно отличные подходы к проблеме предупреждения и преодоления употребления психоактивных веществ несовершеннолетними.

Девиантное поведение - неадаптированное, отклоняющееся поведение, наблюдаемое часто в юношеском возрасте и характеризуемое устойчивым повторяющимся нарушением соответствующих возрасту норм и социальных правил, а также прав других. Девиантное поведение изучали такие педагоги, как А.С.Макаренко, С.Т. Шацкий, психологи Л.С. Выготский и П.П. Блонский. Исключительная заслуга в изучении психологических и психиатрических аспектов девиантного поведения принадлежит Кондрашенко В.Т. девиантное поведение – понятие социально-психологическое, обозначающее отклонение от принятых в конкретно-историческом обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья.

Наиболее актуальными  формами отклоняющегося (девиантного) поведения подростков является аддиктивное, аутоагрессивное (суицидальное) и гетероагрессивное  поведение. Понятие аддиктивного поведения обозначает донозологический этап формирования алкоголизма и наркомании и подразумевает наличие ситуационной психической зависимости и «поисковой активности» в отношении алкоголя и различных психоактивных веществ до того, как от них сформировалась физическая зависимость.

Психика подростка отличается от психики взрослого человека. Жизнедеятельность  подростка во всех своих проявлениях (включая употребление психотропных веществ) развивается по своим специфическим  закономерностям. Главные факторы  возникновения у несовершеннолетних потребности в употреблении психотропных веществ - возрастные особенности, неблагоприятная, микросоциальная ситуация развития, отклонения в функционировании высшей нервной деятельности.

 

Глава II Эмпирическое исследование роли треннинга общения в стабилизации эмоциональной сферы личности аддиктивного подростка

 

2.1 Организация исследования

 

Современное общество характеризуется  кризисными явлениями во многих сферах общественной жизни. Трудные социально-экономические  условия наряду с динамическими  изменениями современного общества в значительной мере осложняют повседневную реальность. В особо сложном положении  при этом оказываются подростки, которые и так в силу своих  психологических особенностей находятся  в переходном, кризисном состоянии.

В ситуации нервного перенапряжения подростки часто склонны избегать сложившуюся жизненную ситуацию. При этом их «бегство от реальности»  может выражаться в суицидальном или аддиктивном поведении. Суть аддиктивного поведения заключается  в том, что, стремясь уйти от реальности, подростки пытаются искусственным  путем изменить свое психическое  состояние, и это дает им иллюзию  безопасности, восстановления психического равновесия15.

Современная цивилизация  породила особый способ ухода от реальности как последствие системы взаимодействия типа «компьютер – психика». Об его  актуальности говорит тот факт, что  в 1996 году в официальной американской классификации психических болезней (DSM) появился новый раздел «кибернетические расстройства», которые вызываются переутомлением и стрессами в  результате продолжительного пребывания в виртуальной реальности.

Анализ психологической  литературы показывает, что для понимания  закономерностей формирования зависимого поведения необходимо выявление  индивидуально-психологических особенностей личности, способных спровоцировать такое поведение. Именно исследование личностных особенностей зависимых  лиц позволяет выделить условия, затрудняющие либо облегчающие процесс  аддиктивной реализации.

Многие исследователи [Валицкас Г.К., Гиппенрейтер Ю.Б., Курек Н.С., Соколова Е.Т., Толстых Н.Н., Кулаков С.А., Гриффитс М.] отмечают, что значительная часть  подростков с аддиктивным поведением имеет серьезные личностные проблемы. Это нарушения психической активности, эмоционального тонуса, снижение самооценки, способностей к совладанию со стрессом и саморегуляции, низкие показатели интеллекта и личностные расстройства.

Гипотеза нашего исследования: Личностная сфера подростков с аддиктивным  поведением отличается от подростков нормального поведения; подростки  с аддиктивным поведение отличаются повышенным уровнем мотивации к  достижению успеха.

Предметом нашего исследования выступили доминирующий тип мотивации, уровня самооценки и притязаний подростков с аддиктивным поведением. В состав как экспериментальной, так и  контрольной групп вошли 32 подростка, средний возраст которых составил 15-16 лет. На первом этапе мы отобрали группу подростков с аддиктивным  поведением, а именно, подростков имеющие  компьютерную зависимость. Для этого  мы в классах данной школы провели  анкетирование, где были заданы интересующие нас вопросы [Приложение 1]. Для выяснения  личностных особенностей нами был использован  комплекс диагностических методик: Шкала оценки потребности в достижении; методика диагностики локализации  внутреннего контроля личности (УСК).

 

 

2.2 Методы и методики исследования

 

Шкала оценки потребности  в достижении

Мотивация достижения –  стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих  целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало – является одним из главных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь.

Многочисленные исследования показали тесную связь между уровнем  мотивации достижения и успехом  в жизнедеятельности. И это не случайно, ибо доказано, что люди, обладающие высоким уровнем этой самой мотивации, ищут ситуации достижения, уверены в успешном исходе, ищут информацию для суждения о своих  успехах, готовы принять на себя ответственность, решительны в неопределенных ситуациях, проявляют настойчивость в стремлении к цели, получают удовольствие от решения  интересных задач, не теряются в ситуации соревнования, показывают большое упорство при столкновении с препятствиями.

Измерить уровень мотивации  достижения можно с помощью разработанной  шкалы – небольшого теста-опросника. Шкала состоит из 22 суждений, по поводу которых возможны 2 варианта ответов  – «да» или «нет». Ответы, совпадающие  с ключевыми (по коду), суммируются (по 1 баллу за каждый такой ответ)16.

Подробное описание методики в Приложении 2.

Методика диагностики  локализации внутреннего контроля личности (УСК)

Данная экспериментально-психологическая  методика позволяет сравнительно быстро и эффективно оценить сформированный у испытуемого уровень субъективного  контроля над разнообразными жизненными ситуациями и пригодна для применения в клинической психодиагностике, при профотборе, семейной консультации и т.д. Разработана в НИИ им. Бехтерева.

Впервые подобные методы были апробированы в 60-х годах в США. Наиболее известным из них является шкала локус контроля Дж. Роттера. Эта шкала основана на двух принципиальных положениях.

1. Люди различаются между  собой по тому, как и где  они локализуют контроль над  значительными для себя событиями.  Возможны два полярных типа  такой локализации: экстернальный  и интернальный. В первом случае  человек полагает, что происходящие  с ним события являются результатом  действия внешних сил - случая, других людей и т.д. Во втором  случае человек интерпретирует  значимые события как результат  своей собственной деятельности. Любому человеку свойственна  определенная позиция на континууме, простирающемся от экстернальному  к интернальному типу.

2. Локус контроля, характерный  для индивида, универсален по  отношению к любым типам событий  и ситуациям, с которыми ему  приходится сталкиваться. Один и  тот же тип контроля характеризует  поведение данной личности и  в случае неудач, и в сфере  достижений, причем это в разной  степени касается различных областей  социальной жизни.

Экспериментальные работы установили связь разнообразных форм поведения  и параметров личности с экстернальностью-интернальностью. Конформное и уступчивое поведение  в большей степени присуще  людям с экстернальным локусом. Интерналы в отличие от экстерналов  менее склонны подчиняться давлению других, сопротивляться, когда чувствуют, что ими манипулируют, они реагируют  сильнее, чем экстерналы, на утрату личной свободы. Люди с интернальными  локусами контроля лучше работают в  одиночестве, чем под наблюдением  или при видеозаписи. Для экстерналов  характерно обратное.

Интерналы и экстерналы различаются  по способам интерпретации разных социальных ситуаций, в частности по способам получения информации и по механизмам их каузального объяснения. Интерналы  более активно ищут информацию и  обычно более осведомлены о ситуации, чем экстерналы. В одной и той  же ситуации интерналы атрибутируют большую ответственность индивидам, участвующим в этой ситуации. Интерналы  в большей степени избегают ситуационных объяснений поведения, чем экстерналы.

Исследования, связывающие  интернальность-экстернальность с  межличностными отношениями, показали, что интерналы более популярны, более благожелательны, более уверены  в себе, проявляют большую терпимость. Существует связь высокой интернальности с положительной самооценкой, с  большей согласованностью образовав  реального и идеального "Я". У интерналов обнаружена более активная, чем у экстерналов, позиция по отношению к своему здоровью: они  лучше информированы о своем  состоянии, больше заботятся о своем  здоровье и чаще обращаются за профилактической помощью.

Экстернальность коррелирует  с тревожностью, с депрессией, с  психологическими заболеваниями. Интерналы  предпочитают недирективные методы психокоррекции; экстерналы субъективно  более удовлетворены поведенческими методами.

Все это дает достаточные  основания полагать, что выделение  личностной характеристики, описывающей  то, в какой степени человек  ощущает себя активным субъектом  собственной деятельности, и в  какой - пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств, обоснованно существующими эмпирическими  исследованиями и может способствовать дальнейшему изучению проблем прикладной психологии личности.

Второе вышеизложенное положение, на котором основывается американская традиция исследования локуса контроля, представляется малоприемлемым. Описание личности с помощью обобщенных трансситуативных характеристик является недостаточным. Большинству людей свойственна  более или менее широкая вариабельность особенностей поведения в зависимости  от конкретных социальных ситуаций. Особенности  субъективного контроля, в частности, могут изменяться у одного и того же человека в зависимости от того, представляется ли ему ситуация сложной  или простой, приятной или неприятной и т.д. Поэтому измерение локуса контроля, по-видимому, более перспективно строить не как одновременную  характеристику, а как многомерный профиль, компоненты которого привязаны к типам социальных ситуаций разной степени обобщенности.

1. ШКАЛА ОБЩЕЙ ИНТЕРНАЛЬНОСТИ (Ио). Высокий показатель по этой  шкале соответствует высокому  уровню субъективного контроля  над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство  важных событий в их жизни  было результатом их собственных  действий, что они могут ими  управлять, и таким образом,  они чувствуют свою собственную  ответственность за эти события  и за то, как складывается их  жизнь в целом. Низкий показатель  по шкале соответствует низкому  уровню субъективного контроля. Такие испытуемые не видят  связи между своими действиями  к значимыми для них событиями  их жизни, не считают себя  способными контролировать их  развитие и полагают, что большинство  их является результатом случая  или действий других людей.

Информация о работе Эмпирическое исследование роли тренинга общения в стабилизации эмоционально-волевой сферы личности аддиктивного подростка