Эмпирическое исследование роли тренинга общения в стабилизации эмоционально-волевой сферы личности аддиктивного подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 00:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление особенности эмоционально-волевой сферы подростка с аддиктивным поведением.
Задачи:
- провести анализ теоретической литературы по проблеме девиантного поведения;
- изучить психологические особенности личности подростка;
-исследовать особенности личности подростка с аддиктивным поведением;
- определить влияние тренинга на стабилизацию эмоциональной сферы личности аддиктивного подростка;
- сделать выводы;

Содержание

Введение………………………………………………………………….
3
Глава I. Понятие и типология девиантного поведения………………..
6
1.1 Аддиктивное поведение как форма отклоняющегося поведения…
6
1.2 Особенности подросткового периода……………………………….
15
1.3 Подростковый кризис………………………………………………...
19
1.4 Специфика аддиктивного поведения в подростковом возрасте…...
22
Глава II. Эмпирическое исследование роли тренинга общения в стабилизации эмоционально-волевой сферы личности аддиктивного подростка………………………………………………………………….

27
2.1 Организация исследования…………………………………………...
27
2.2 Методы и методики исследования…………………………………..
29
2.3 Анализ и интерпретация результатов……………………………….
34
Заключение………………………………………………………………...
58
Список литературы…………………………………………………

Работа содержит 1 файл

addictive.docx

— 126.96 Кб (Скачать)

2. ШКАЛА ИНТЕРНАЛЬНОСТИ  В ОБЛАСТИ ДОСТИЖЕНИЙ (Ид). Высокие  показатели по этой шкале соответствуют  высокому уровню субъективного  контроля над эмоционально положительными  событиями и ситуациями. Такие  люди считают, что они сами  добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни,  и, что они способны с успехом  преследовать свои цели в будущем.  Низкие показатели по шкале  Ид свидетельствуют о том, что  человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним  обстоятельствам- везению, счастливой  судьбе или помощи других людей.

3. ШКАЛА ИНТЕРНАЛЬНОСТИ  В ОБЛАСТИ НЕУДАЧ (Ин). Высокие  показатели по этой шкале говорят  о развитом чувстве субъективного  контроля по отношению к отрицательным  событиям и ситуациям, что проявляется  в склонности обвинять самого  себя в разнообразных неприятностях  и страданиях. Низкие показатели  Ин свидетельствуют о том, что  испытуемый склонен приписывать  ответственность за подобные  события другим людям или считать  их результатом невезения.

4. ШКАЛА ИНТЕРНАЛЬНОСТИ  В ОБЛАСТИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ (Ис). Высокие показатели Ис означают, что человек считает себя ответственным  за события, происходящие в  его семейной жизни. Низкий  Ис указывает на то, что субъект  считает не себя, а своих партнеров  причиной значимых ситуаций, возникающих  в его семье.

5. ШКАЛА ИНТЕРНАЛЬНОСТИ  В ОБЛАСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ  (Ип). Высокий Ип свидетельствует  о том, что человек считает  свои действия важным фактором  организации собственной производственной  деятельности, в складывающихся  отношениях в коллективе, в своем  продвижении и т.д. Низкий Ип  указывает на то, что испытуемый  склонен приписывать более важное  значение внешним обстоятельствам  - руководству, товарищам по работе, везению - невезению.

6. ШКАЛА ИНТЕРНАЛЬНОСТИ  В ОТНОШЕНИИ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ  (Из). Высокие показатели Из свидетельствуют  о том, что испытуемый считает  себя во многом ответственным  за свое здоровье: если он болен,  то обвиняет в этом себя  и полагает, что выздоровление  во многом зависит от его  действий. Человек с низким Из  считает здоровье и болезнь  результатом случая и надеется  на то, что выздоровление придет  в результате действий других  людей, прежде всего врачей17.

Подробное описание методики в Приложении 3.

 

 

2.3 Анализ и  интерпретация результатов

 

И так, мы провели анкетирование, согласно полученным данным подростки  пользуются компьютером в компьютерном клубе (68% подростков ЭГ и 28% подростков КГ) либо у друзей (по 24% соответственно), общее Интернет-время подростков ЭГ – до 2 часов в месяц, причем около 42% опрошенных подростков не пользуются услугами Интернет вообще. В основном наблюдается пристрастие к играм и несколько менее выражено к сетевому общению.

Для статистического доказательства нашей гипотезы мы взяли контрольную  группу, также состоящую из 32 подростков.

Таким образом, в Табл. 2.1. по Шкале оценки потребности в  достижении были получены следующие  результаты:

Анализ результатов  по шкале оценки потребности в  достижении

Таблица 2.1.

Кол-во

подростков с аддиктивным  поведением

Уровень мотивации достижений

Кол-во контрольной группы подростков

Уровень мотивации достижений

5

Низкий

6

Низкий

10

Средний

17

Средний

15

Высокий

9

Высокий


 

Как показало исследование, для подростков с аддиктивным  поведением характерен повышенный уровень  мотивации достижения успеха, что  может указывать на наличие компенсаторных тенденций.

По методу исследования уровня субъективного контроля (УСК) мы получили следующие данные, представленные в  Табл. 2.2

Анализ результатов  по методу исследования уровня субъективного  контроля (УСК)

Таблица 2.2.

Наименование шкалы

Подростки с аддиктивным  поведением

(показатели)

Контрольная группа подростков

(показатели)

 

Выс.

Ср.

Низк.

Выс.

Ср.

Низк.

Ио

15

10

5

17

9

6

Ид

12

10

7

17

10

5

Ин

2

9

21

20

3

9

Ис

3

9

20

21

3

8

Ип

3

10

19

18

9

9

Из

12

10

7

14

12

6


 

Результаты по шкале оценки потребности в достижении

Таблица 2.3.

Подростки с аддиктивным  поведением

Сумма баллов

Уровень мотивации достижений

Подростки контрольной  группы

Сумма баллов

Уровень мотивации достижений

1

10

Низкий

1

6

Низкий

2

12

Средний

2

15

Средний

3

16

Высокий

3

19

Высокий

4

11

Низкий

4

2

Низкий

5

13

Средний

5

16

Высокий

6

16

Высокий

6

12

Средний

7

17

Высокий

7

11

Низкий

8

19

Высокий

8

13

Средний

9

13

Средний

9

10

Низкий

10

16

Высокий

10

14

Средний

11

18

Высокий

11

17

Высокий

12

9

Низкий

12

14

Средний

13

17

Высокий

13

16

Высокий

14

17

Высокий

14

14

Средний

15

4

Низкий

15

18

Высокий

16

18

Высокий

16

15

Средний

17

15

Средний

17

15

Средний

18

19

Высокий

18

13

Средний

19

18

Высокий

19

4

Низкий

20

8

Низкий

20

13

Средний

21

16

Высокий

21

19

Высокий

22

15

Средний

22

9

Низкий

23

16

Высокий

23

12

Средний

24

14

Средний

24

17

Высокий

25

12

Средний

25

14

Средний

26

17

Высокий

26

16

Высокий

27

13

Средний

27

14

Средний

28

18

Высокий

28

17

Высокий

29

15

Высокий

29

13

Средний

30

14

Высокий

30

12

Средний

31

17

Высокий

31

13

Средний

32

16

Высокий

32

15

Средний


 

Теперь статистически  докажем нашу гипотезу по критерию U Манна-Уитни, мы, в Таблицах 2.4. – 2.10. мы приведем индивидуальные значения показателей по методике УСК подростков с аддиктивным поведением и подростков контрольной группы. Рассчитаем каждую шкалу методики УСК. И выясним, отличаются ли подростки с аддиктивным поведением от подростков контрольной группы по уровню субъективного контроля.

Индивидуальные  значения Шкалы оценки потребности  в достижении подростков с аддиктивным  поведением (п1 =32) и подростков контрольной  группы (п2=32)

Таблица 2.4.

Подростки с аддиктивным поведением

Сумма баллов

Ранг

подростки контрольной группы

Сумма баллов

Ранг

1

10

8,5

1

6

4

2

12

12,5

2

15

32,5

3

16

40,5

3

19

61,5

4

11

10,5

4

2

1

5

13

17,5

5

16

40,5

6

16

40,5

6

12

12,5

7

17

49,5

7

11

10,5

8

19

61,5

8

13

17,5

9

13

17,5

9

10

8,5

10

16

40,5

10

14

25,5

11

18

56,5

11

17

49,5

12

9

6,5

12

14

25,5

13

17

49,5

13

16

40,5

14

17

49,5

14

14

25,5

15

4

2,5

15

18

56,5

16

18

56,5

16

15

32,5

17

15

32,5

17

15

32,5

18

19

61,5

18

13

17,5

19

18

56,5

19

4

2,5

20

8

5

20

13

17,5

21

16

40,5

21

19

61,5

22

15

32,5

22

9

6,5

23

16

40,5

23

12

12,5

24

14

25,5

24

17

49,5

25

12

12,5

25

14

25,5

26

17

49,5

26

16

40,5

27

13

17,5

27

14

25,5

28

18

56,5

28

17

49,5

29

15

32,5

29

13

17,5

30

14

25,5

30

12

12,5

31

17

49,5

31

13

17,5

32

16

40,5

32

15

32,5

Суммы:

 

1118,5

   

961,5


 

Общая сумма рангов: 1118,5+961,5=2080.

Расчетная сумма:

∑RI= N*(N+1)/2 = 64*(64+1)/2=2080

Равенство реальной и расчетной  сумм соблюдено.

Теперь формулируем гипотезы:

Н0: Аддиктивные подростки  не превосходят подростков контрольной  группы по уровню потребности в достижении.

Н1: Аддиктивные подростки  превосходят подростков контрольной  группы по уровню потребности в достижении.

В соответствии со следующим  шагом алгоритма определяем эмпирическую величину U:

Uэмп=(32*32)+32*(32+1)/2-1118,5=1024+528-1118,5=433,5

Uэмп=(32*32)+32*(32+1)/2-961,5=1024+528-961,5=590,5

Определяем критические  значения Q для п1=32 и п2=32:

n

Uкр.

 

0.05

0.01

32

382

338




 

 

 

 

 

 

Uэмп=433,5

Uэмп> Uкр

Ответ: Н1 принимается: Аддиктивные  подростки превосходят подростков контрольной группы по уровню потребности  в достижении.

Индивидуальные  значения шкалы общей интернальности подростков с аддиктивным поведением (п1 =32) и подростков контрольной группы (п2=32)

Таблица 2.5.

Аддиктивные подростки

 

Подростки контрольной группы

 

Код имени испытуемого

Шкала общей интернальности (Ио)

Ранги

Код имени испытуемого

Шкала общей интернальности (Ио)

Ранги

1

15

1,5

1

16

3,5

2

15

1,5

2

16

3,5

3

16

3,5

3

16

3,5

4

16

3,5

4

16

3,5

5

17

9,5

5

17

9,5

6

18

10,5

6

19

13,5

7

18

10,5

7

19

13,5

8

18

10,5

8

20

17,5

9

19

13,5

9

20

17,5

10

19

13,5

10

20

17,5

11

20

17,5

11

20

17,5

12

20

17,5

12

24

25

13

20

17,5

13

25

26,5

14

23

24

14

26

29,5

15

25

26,5

15

26

29,5

16

25

26,5

16

27

32,5

17

26

29,5

17

27

32,5

18

27

32,5

18

27

32,5

19

27

32,5

19

28

39,5

20

27

32,5

20

28

39,5

21

27

32,5

21

28

39,5

22

28

39,5

22

28

39,5

23

30

44,5

23

30

44,5

24

30

44,5

24

30

44,5

25

30

44,5

25

31

50,5

26

30

44,5

26

32

52,5

27

31

50,5

27

32

52,5

28

32

52,5

28

33

55

29

34

56,5

29

34

56,5

30

36

59,5

30

35

58

31

37

60

31

36

59,5

32

40

61

32

42

62

Суммы:

796

924,5

 

828

1155,5

Информация о работе Эмпирическое исследование роли тренинга общения в стабилизации эмоционально-волевой сферы личности аддиктивного подростка