Эмпирическое исследование социально-психологической толерантности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 05:33, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать особенность толерантности как фактора эмоциональной устойчивости.
Объект исследования: толерантность.
Предмет исследования: толерантность личности как фактора эмоциональной устойчивости.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ явления толерантности как фактора эмоциональной устойчивости.
2. Провести эмпирическое исследование общей коммуникативной толерантности студентов в контексте эмоциональной устойчивости.
3. Проанализировать результаты исследования толерантности как фактора эмоциональной устойчивости.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы изучения толерантности как фактора эмоциональной устойчивости 5
2. Общие проблемы эмоциональной устойчивости 16
2.1. Факторы, влияющие на эмоциональную устойчивость 16
2.2. Эмоциональная устойчивость, её зависимость от совершенства
управления деятельностью 18
3. Эмпирическое исследование социально-психологической
толерантности 24
3.1. Методические основы исследования 24
3.2 Анализ результатов эмпирического исследования 28
Заключение 30
Библиографический список 32

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 

     Введение 3

    1. Теоретические основы изучения толерантности как фактора эмоциональной устойчивости 5

     2. Общие проблемы эмоциональной  устойчивости 16

     2.1. Факторы, влияющие на эмоциональную  устойчивость 16

     2.2. Эмоциональная устойчивость, её  зависимость от совершенства

     управления  деятельностью 18

     3. Эмпирическое исследование социально-психологической 

     толерантности 24

     3.1. Методические основы исследования 24

     3.2 Анализ результатов эмпирического  исследования 28

     Заключение 30

     Библиографический список 32

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Осознание взаимозависимости людей на планете  требует изменения сложившихся  отношений. Уважение прав другого человека (в том числе права быть иным), осознание важности сохранения этого  разнообразия и возможности жить вместе, не нанося друг другу ущерба, — все это связано с понятием «толерантность». Суть толерантности заключается в признании похожести и одновременно непохожести людей, их многообразия.

     Сосуществование с людьми других убеждений, имеющих  иные традиции и нормы, — это толерантность к другому, иному, не такому, как я сам. Толерантность может помочь каждому и всем вместе чувствовать себя более уверенно и устойчиво в этом изменчивом мире. При этом, лучше понимая другого, человек лучше понимает себя. Толерантность в обществе способствует внутренней устойчивости общества и каждого человека, создает условия для самораскрытия и саморазвития. Толерантность важна как форма сосуществования и существования.

     Несмотря  на актуальность темы, в психологии до сих пор не было сформировано единого мнения о том, что же из себя представляет феномен толерантности. Данная работа не имеет своей целью осветить все позиции по данному вопросу (так как сделать это слишком сложно), однако дает некоторые представления об этом явлении с точки зрения различных психологов.

     В современной отечественной и  зарубежной психологии отмечается особый интерес к изучению толерантности  личности, в частности, к методологическим проблемам (Бондырева С.К.), к проблемам  этнической толерантности (Андрущак И.Б., Ениколопов С.Н., Лебедева Н.М., Левкович В.П., Стефаненко Т.Г., Солдатова Г.У., Шихирев, Шлягина Е.И.). Толерантность рассматривается в рамках гуманистической и экзистенциальной психологии (Роджерс К., Олпорт Г., Франкл В.), в онтологии общественного сознания и самосознания (Золотухин В.М., Кондаков A.M., Красиков В.И.), в процессе обретения целостности (Асмолов А.Г., Казаков Е.Ф., Тишков В.А.), а также рассматриваются нравственные границы толерантности (Зимбули A.B.).

     Эти исследования имеют несомненную  значимость, как для развития психологической теории, так и для практики, и сводятся к одному выводу: для того, чтобы стать равноправным членом нашего развивающегося общества, необходимо наличие гуманности, ответственности, бесконфликтность, гибкость, уверенность в себе, эмпатия, а это и является на наш взгляд образом толерантной личности.

     Цель: исследовать особенность толерантности как фактора эмоциональной устойчивости.

     Объект  исследования: толерантность.

     Предмет исследования: толерантность личности как фактора эмоциональной устойчивости.

     Задачи  исследования:

     1. Провести теоретический анализ  явления толерантности как фактора эмоциональной устойчивости.

     2. Провести эмпирическое исследование общей коммуникативной толерантности студентов в контексте эмоциональной устойчивости.

     3. Проанализировать результаты исследования толерантности как фактора эмоциональной устойчивости.

     Гипотеза  исследования. Теоретический анализ проблемы позволяет выделить следующее предположение:

     - характер толерантных отношений зависит от уровня эмоциональной устойчивости;

     Методологической  основой исследования являются:

     исследования  по проблемам формирования толерантности  к качества личности (А.Г.Асмолов  и др.);

     исследования  по проблемам формирования критического стиля мышления и толерантности у студентов вуза (В.А.Попков,  А.В. Коржуев, А.Л.Бусыгина, В.Ф. Комогоров, В.И.Таланов и др.).

     Методы  исследования:

     Теоретический анализ, изучение и обобщение психологических  и педагогических исследований в  рамках исследуемой проблемы.

     Психологический эксперимент с применением диагностических методик и анкет, тест коммуникативной толерантности (В.В.Бойко).

     Теоретическая значимость исследования.

     Результаты  исследования могут быть использованы в таких отраслях психологии как  педагогическая психология, социальная психология.

     База исследования и выборка.

     Исследование  проводилось на базе БГПУ. Было исследовано в общей сложности 30 студентов из пяти групп. Возраст испытуемых от 19 до 21 года. 

 

      1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК ФАКТОРА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ 

     В современной общественно-политической жизни как России, так и планеты  в целом наблюдается обострение различных по уровню, содержанию и  масштабу противоречий — об этом открыто  говорят государственные деятели, политики, социологи, представители  самых различных сфер жизни и деятельности: бизнеса, экономики, образования, искусства, науки и культуры. К числу таких противоречий относятся геополитические, межнациональные, этнические, экологические, ценностные, религиозно-нравственные и многие другие. Эти противоречия проявляются как на общепланетарном уровне, так и на межгосударственном, а также на уровне интересов различных групп людей, характеризующихся порою полярными и трудносовместимыми взглядами, убеждениями, представлениями, верованиями, а также различными приоритетами в их реализации.

     Эти обстоятельства обусловливают определение  таких стратегий мышления и деятельности, которые в первую очередь способствовали бы установлению и достижению согласия на самых различных уровнях, по широкому кругу вопросов и противоречий — это обусловлено в конечном счете решением задачи выживания человеческого сообщества.

     Поэтому в условиях обострения большого числа  противоречий актуально философское  осмысление путей достижения согласия, а также их закрепление в виде законодательных актов, деклараций, межгосударственных и общемировых соглашений и, что еще более важно, закрепление в виде общепризнанной системы ценностей, в основе которой лежат такие общие термины как консенсус (согласие), компромисс, взаимоприемлемость, а также более узкоспециализированные: терпимость, прощение, ненасилие, сочувствие, понимание, сопереживание, взгляд на окружающий мир глазами другого человека.

     В современных условиях все это  становится гораздо более актуальным потому, что научно-технический прогресс обусловил создание огромного множества факторов, неразумное использование которых способно в очень короткое время поставить под угрозу человеческую жизнь на планете, а также в связи с изменениями социально-политического устройства многих государств и признания ими в качестве доминирующих принципов демократического согласия и ненасилия. При этом отсутствие опыта демократического развития ставит на повестку дня задачу поиска эффективных механизмов его реализации. Все вышеперечисленное актуально, в частности, еще и потому, что в современных условиях на повестку дня остро встал такой фактор, как международный терроризм, приносящий неисчислимые беды и проблемы, и успешная борьба с ним предполагает развитие таких мыслительных стратегий деятельности, которые включают в качестве основных такие категории как соглашение, учет интересов сторон, поиск взаимоприемлемых решений и другие.

     Анализ  философской, социологической, историко-политической и психолого-педагогической литературы по выявленным проблемам привел нас  к мысли о том, что все перечисленное выше целесообразно объединить и обозначить термином "толерантность", широко распространенным и употребляемым словом латинского происхождения (tolerantia - терпение, снисходительность).

     Очевидно, что все эти проблемы в большой степени проектируются на процесс функционирования образовательных систем: начиная с системы дошкольного образования и воспитания и заканчивая послевузовским профессиональным образованием высокого уровня. Это связано с тем, что система образования призвана готовить студентов, учащихся, магистрантов, аспирантов, докторантов и т.п. к эффективному функционированию в обществе, выработке у них стратегий, позволяющих сочетать задачи самореализации с потребностями общества и государства. Поэтому естественна мысль, высказанная В. Талановым: "воспитание культуры терпения (толерантности) и согласия должно стать одной из центральных тем образования наступившего века".

     Толерантность, специализированное по отношению к системе высшего профессионального образования: толерантность есть особая форма выражения субъектами вузовского образовательного процесса своего отношения к окружающему миру в единстве всех его проявлений, предполагающая ту или иную форму согласия, основанного на всестороннем многоплановом анализе сущностных связей и отношений зависимости между объектами, процессами и явлениями. При этом данный анализ позволяет сформировать взвешенную точку зрения, учитывающую полярные и внешне несовместимые компоненты, провести их к состоянию, выражаемому терминами «единство», «сосуществование», «взаимодополнительность».

     Для студента высшего учебного заведения  целесообразно разделить проблему на три составляющие: а) «толерантность общения», не связанная непосредственно с учебным процессом; б) «толерантность формирующегося специалиста» в единстве и многообразии всех его профессиональных качеств; в) толерантность, проявляемая в процессе педагогического взаимодействия с преподавателями.

     Определим теперь чуть более конкретно, какова роль системы образования в воспитании у всех категорий обучаемых заявленного в заглавии качества. При этом основной акцент сделаем на специфике высшего профессионального образования.

     Во-первых, толерантность следует рассматривать  как одно из необходимых условий  эффективной профессиональной реализации будущего специалиста-выпускника вуза. Это предполагает выстраивание студентом собственного профессионально образовательного маршрута: выбор учебного заведения для получения профессионального образования в соответствии с оценкой уровня собственных способностей и возможностей, выбор конкретной специальности, а также оценку степени овладения будущей профессией, начиная с первых шагов обучения в вузе. Это сопряжено с необходимостью отстаивать собственное мнение по поводу тех или иных самостоятельно принятых решений, а также результатов собственной творческой деятельности и, усваивая содержание образования и реализуясь как личность в образовательном пространстве, студент непроизвольно сталкивается с необходимостью отстаивать собственную точку зрения, высказывать самые разнообразные оценочные суждения, вступая в спор, дискуссию, диалог с множеством людей самого различного уровня и статуса. Эффективность этой деятельности предполагает сформированность умений идти на компромисс, учитывать интересы окружающих, отстаивая собственные взгляды, соглашаться с оппонентом в том случае, когда он приводит неопровержимые доводы.

     Во-вторых, в процессе вузовского обучения студент  приобретает первоначальные навыки не только профессионального, но и социального  общения, усваивает как документально закрепленные, так и общепринятые "неписаные" нормы и правила, которые приняты в том или ином профессиональном сообществе, т.е. овладевает первоначальными "навыками" культуры толерантности, которые приняты и соблюдаются представителями его будущей профессии.

     В-третьих, в процессе различных форм учебной  деятельности студент невольно сталкивается с различными в той или иной степени конфликтными ситуациями, требующими принятия продуктивных решений - обучение этому как в аудиторной, так  и во внеаудиторной деятельности обязательно осуществляется и выпускник вуза к моменту его окончания приобретает тот или иной багаж социального опыта, и в частности, опыта продуктивного решения конфликтных ситуаций.

     Особо следует отметить возможность формирования культуры толерантности при опоре непосредственно на содержание изучаемых на различных ступенях вузовского обучения учебных дисциплин. К конкретным возможностям содержания вузовского образования в плане формирования толерантности относятся:

     иллюстрация противоположных, взаимоисключающих сторон, свойств, отношений в изучаемых объектах, процессах и явлениях - фактически иллюстрация диалектического закона единства и борьбы противоположностей;

     иллюстрация такого типа мышления, который ориентируется  не столько на расчленение "противоборствующих" свойств и отношений, сколько на их единство, обеспечивающее целостность существования изучаемого объекта или процесса, их внутреннюю гармонию;

     акцент  внимания на возможности описания изучаемого объекта или процесса, единых и  целостных в своей сути различными методами, способами и средствами (порой даже полярными), каждый из которых в отдельности не дает полного и законченного описания и продуктивно лишь их совместное использование;

     использование историко-научных и биографических фактов и сведений, иллюстрирующих, как проявлялось отмеченное качество в конкретных фрагментах истории научного познания.

     Также важно отметить возможности формирования толерантности в процессе педагогического  общения "преподаватель-студент" - и прежде всего путем представления преподавателем некоего условного образца, эталона толерантности в самых различных ситуациях - как в процессе аудиторного, так и внеаудиторного неформального общения: в процессе руководства преподавателем дипломными, курсовыми, реферативными работами студентов, в ходе производственной практики, а также диспутов, творческих встреч и научных конференций.

Информация о работе Эмпирическое исследование социально-психологической толерантности