Эмпирическое исследование социально-психологической толерантности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 05:33, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать особенность толерантности как фактора эмоциональной устойчивости.
Объект исследования: толерантность.
Предмет исследования: толерантность личности как фактора эмоциональной устойчивости.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ явления толерантности как фактора эмоциональной устойчивости.
2. Провести эмпирическое исследование общей коммуникативной толерантности студентов в контексте эмоциональной устойчивости.
3. Проанализировать результаты исследования толерантности как фактора эмоциональной устойчивости.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы изучения толерантности как фактора эмоциональной устойчивости 5
2. Общие проблемы эмоциональной устойчивости 16
2.1. Факторы, влияющие на эмоциональную устойчивость 16
2.2. Эмоциональная устойчивость, её зависимость от совершенства
управления деятельностью 18
3. Эмпирическое исследование социально-психологической
толерантности 24
3.1. Методические основы исследования 24
3.2 Анализ результатов эмпирического исследования 28
Заключение 30
Библиографический список 32

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

     Исследований, в которых делается попытка подойти  к раскрытию психических механизмов напряженности, весьма мало. В ещё меньшей степени изучены механизмы эмоциональной устойчивости (ЭУ) и методы её повышения психическими средствами, в то время как именно от ЭУ в большой степени зависит психическое состояние человека. При низком уровне ЭУ человек больше страдает от того ущерба, который несут психические нагрузки и отрицательные эмоции его работоспособности, надежности деятельности, здоровью и просто мироощущению.

     Эмоциональная устойчивость (ЭУ) – это такое  свойство личности, которое обеспечивает стабильность стенических эмоций и эмоционального возбуждения при воздействии различных стрессоров. Эмоциональная устойчивость, которая дополнена высоким качеством управлений эмоциональным состоянием – одно из важнейших условий обеспечения здоровья, надежности деятельности, сохранения высокой психической и физической работоспособности в стрессовых условиях.

     Показателями  ЭУ (самообладания, выдержки, хладнокровия) являются: сохранение у человека оптимистического настроения, отсутствие чувства страха, растерянности, подавленности и прочего при возникновении какой-либо угрожающей ситуации (или, во всяком случае, эти эмоции сознательно подавляются, уменьшаются до минимальных размеров). При наличии ЭУ у человека не возникает излишнего возбуждения или апатии, скованности, приводящих к ухудшению мыслительных способностей, нарушению координации движений, упадку сил, ухудшению самочувствия. Напротив, эмоциональная неустойчивость характеризуется преобладанием негативных эмоций, перевозбуждением, апатией, истощением нервной системы и т. п. 
ЭУ должна сочетаться с гибким управлением эмоциональным состоянием - способностью человека создавать произвольно нужное настроение, изменять уровень эмоционального возбуждения. Это дает возможность, корректируя эмоции, делать их адекватными (по виду и силе) конкретной ситуации, что позволяет, в частности, с одной стороны, экономить нервную энергию, с другой – использовать эмоциональную самостимуляцию (целенаправленное повышение уровня эмоционального возбуждения для увеличения работоспособности) для более полного использования своих потенциальных возможностей. Эмоциональная устойчивость (ЭУ) – качество не врожденное, а вырабатывающееся в ходе жизни, что с помощью сознательно организованных действий ее можно повысить, что она зависит в первую очередь от особенностей личности, совершенства, вида и характера протекания ее мыслительной и практической деятельности, качества используемых ею способов целенаправленного регулирования своего эмоционального состояния.

     Эмоциональная устойчивость уменьшает отрицательное  воздействие сильных эмоциональных  воздействий, предупреждает крайний  стресс, способствует проявлению готовности к действиям в напряженной  ситуации. Поэтому эмоциональная  устойчивость — один из важных психологических факторов надежности, эффективности и успеха деятельности в экстремальной обстановке. Исследование ее природы, путей и средств сохранения, поддержания и формирования, зависимости от выполняемых задач, способов организации труда, его средств, стиля руководства, воспитательной работы имеет актуальное значение.

     Остановимся прежде всего на тех основных подходах к пониманию эмоциональной устойчивости, которые реализуются в исследованиях  ряда психологов. Таких подходов по крайней мере, четыре. Для первого характерно сведение эмоциональной устойчивости к проявлениям воли. Известно, что разные психические процессы могут взаимодействовать и взаимовлиять друг на друга (поддерживать, усиливать, ослаблять, тормозить, подавлять и т.д.). Так, например, человек может волевым усилием, приемами аутогенной тренировки изменять свое эмоциональное состояние. Останавливаясь на этом моменте как основном, некоторые авторы трактуют эмоциональную устойчивость как способность управлять возникающими эмоциями при выполнении деятельности. Например, в книге «Психологический отбор летчиков» написано, что под эмоциональной устойчивостью «понимается, с одной стороны, невосприимчивость к эмоциогенным факторам, оказывающим отрицательное влияние на психическое состояние индивидуума, а с другой стороны, способность контролировать и сдерживать возникающие астенические эмоции, обеспечивая тем самым успешное выполнение необходимых действий» [8]. Некоторые исследователи считают, что эмоциональная устойчивость представляет собой способность преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности [6].

     Естественно, что изучение эмоциональной устойчивости с точки зрения зависимости эмоционального процесса от волевых качеств ограничивает проникновение в ее суть и формы проявления.

     Второй  подход основывается на том, что для  психических процессов характерна интеграция, результатом которой  являются сложные психические образования. В них могут войти разные психические  явления. Это относится и к  эмоциональной устойчивости. Видимо, поэтому ряд авторов определяет ее как интегративное свойство личности. Так, сопоставив различные точки зрения на нее, П.И. Зильберман приходит к выводу, что под эмоциональной устойчивостью «следует понимать интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке» [4, с.152].

     В рамках второго подхода находится  понимание эмоциональной устойчивости как свойства психики, благодаря  которому человек способен успешно  осуществлять необходимую деятельность в сложных условиях [11].

     Считая  эмоциональную устойчивость интегральным свойством личности или свойством психики, очень важно определить место и роль в нем собственно эмоционального компонента, В противном случае трудно избежать отождествления эмоциональной устойчивости с волевой и психической устойчивостью, которые также могут рассматриваться как интегральные свойства личности, обеспечивающие успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке. Другими словами, соотнося результаты деятельности с эмоциональной устойчивостью, нельзя не учитывать, что успех выполнения необходимых действий в сложной обстановке обеспечивается не только ею, но многими личными качествами и опытом человека.

     Третий  подход базируется на единстве энергетических и информационных характеристик  психических свойств, на теории самоорганизации кибернетических систем. Эмоциональная устойчивость возможна в таком случае на основе резервов нервно-психической энергии, которая связывается с особенностями темперамента, силой нервной системы по отношению к возбуждению и торможению, подвижности, лабильности нервных процессов [9].

     Суть  этого подхода выражается в следующем  определении: «...Эмоциональная устойчивость — это свойство темперамента... позволяющее... надежно выполнять целевые задачи... деятельности за счет оптимального использования  резервов нервно-психической эмоциональной энергии» [9; 78].

     Нельзя  согласиться с выводами авторов  о том, что эмоциональная устойчивость является свойством темперамента. Она  может быть интегративным свойством, чертой личности, психическим состоянием и т.д. Рациональный момент в их подходе  к ее изучению — подчеркивание роли эмоционального возбуждения в экстремальных условиях деятельности. Действительно, поскольку эмоциональное возбуждение характеризуется состоянием активации различных функций организма, повышением психической готовности к различным неожиданным действиям, постольку оно является необходимым условием использования ресурсов личности для успешного выполнения деятельности.

     Польский  психолог Я. Рейковский, останавливаясь на эмоциональной устойчивости как  гипотетической особенности человека, говорит о двух ее значениях: 1) человек эмоционально устойчив, если его эмоциональное возбуждение, несмотря на сильные раздражители, не превышает пороговой величины; 2) человек эмоционально устойчив, так как, несмотря на сильное эмоциональное возбуждение, в его поведении не наблюдается нарушений [10; 262; 263]. Основными направлениями исследований эмоциональной устойчивости, по Я. Рейковскому, являются: физиологическое (изучение зависимости эмоциональной устойчивости от свойств нервной системы) структурное (изучение регуляторных структур личности) и поиск особого механизма в виде самоконтроля [10; 264—266].

     В чем суть четвертого подхода к  пониманию и исследованию эмоциональной  устойчивости? Известно, что каждый психический процесс (познавательный, эмоциональный, волевой) относительно независим от других и обладает специфическими особенностями. Применительно к эмоциональному процессу это означает, что ни волевой, ни познавательный процессы, ни тем более свойства личности (направленность, темперамент, характер, способности), несмотря на взаимосвязи, не обязательно входят в его состав. Четвертый подход основывается на выявлении собственно эмоциональных характеристик эмоциональной устойчивости. Рассмотрим его.

     Американский  психолог К. Изард, отвечая на поставленный им же вопрос о том, устойчивы или изменчивы эмоции, приводит различие между эмоциональным состоянием и эмоциональной чертой человека [5; с.18], показывает, что, хотя когнитивные процессы могут влиять на эмоциональные, они сами не являются необходимой частью эмоций [5; с.69].

     Советский психолог О.А. Черникова понимает под  эмоциональной устойчивостью: а) относительную  устойчивость оптимального уровня интенсивности  эмоциональных реакций; б) устойчивость качественных особенностей эмоциональных  состояний, т.е. стабильную направленность эмоциональных переживаний по их содержанию на положительное решение предстоящих задач [12]. А.Е. Ольшанникова считает, что для нее характерно отчетливое доминирование положительных эмоций. Устойчивое преобладание положительных эмоций является одной из главных эмоциональных детерминант эмоциональной устойчивости. Развивая эту гипотезу, Л.М. Аболин (на материале спортсменов) пришел к выводу, что решающим показателем, детерминирующим эмоциональную устойчивость, являются знак и интенсивность эмоций. Преобладание положительных интенсивных эмоций, как пишет Л.М. Аболин, свидетельствует об умении спортсмена преодолевать отрицательные переживания, неизбежно возникающие в сложных соревновательных условиях, и является одним из определяющих факторов эмоциональной устойчивости [1].

     Результаты  приведенных и наших исследований [2], [3] дают основание сделать вывод, что эмоциональная устойчивость в значительной мере детерминируется  динамическими (интенсивность, гибкость, лабильность) и содержательными (виды эмоций и чувств, их уровень) характеристиками эмоционального процесса. Поэтому для познания ее природы действительно требуется проникновение в закономерности генезиса, функционирования и динамики разных классов эмоциональных явлений. Важный фактор эмоциональной устойчивости — содержание и уровень эмоций, чувств, переживаний в экстремальной обстановке. Обострение и усиление нравственных чувств позволяет подавить боязнь, растерянность. К такому выводу приводит изучение героических поступков, а также поведения людей во время стихийных бедствий.

     Следовательно, если первый подход основные психологические  факторы эмоциональной устойчивости выносит за ее пределы и усматривает  их прежде всего в волевых качествах, а второй подход считает ее следствием интеграции разных психических процессов и явлений, то третий подход при рассмотрении эмоциональной устойчивости имеет в виду резервы нервно-психической энергии, четвертый же — прежде всего качества и свойства самого эмоционального процесса в сложной для человека ситуации. 

     3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ 

     3.1. Методические основы  исследования

     В исследовании использовались следующие  методики: методика диагностики общей  коммуникативной толерантности  В.В.Бойко и социометрический метод.

     Социометрический  метод был запланирован для проведения плановой диагностики с целью  проверки деятельности классных руководителей  по работе с коллективом. Данная диагностика  была проведена под руководством психолога школы.

     Методика  диагностики общей коммуникативной толерантности (В. В. Бойко).

     Методика  диагностики общей коммуникативной  толерантности, предложенная В. В. Бойко  позволяет диагностировать толерантные  и интолерантные установки личности, проявляющиеся в процессе общения [10, с. 60].

     Пункты опросника сгруппированы в 9 шкал. Бланк предъявляется респондентам без названий шкал.

     По  каждой шкале подсчитывается общая  сумма баллов. Максимальное число  баллов по каждой шкале — 15, общее  по всем шкалам — 135. Чем выше число  набранных респондентом баллов, тем выше степень его нетерпимости к окружающим. Рассмотрение ответов по отдельным шкалам позволяет выявить наиболее характерные аспекты и тенденции проявления коммуникативной толерантности и интолерантности.

     Методика - опросник 16 – PF  Кеттелла,  выбрана  нами  с  целью анализа социально-психологического уровня оцениваемого  феномена. Нами использовался бланковый вариант  опросника 16 – PF  Кеттелла (форма  А),  полученные  результаты  были  представлены  в « сырых баллах». Кроме  анализа отдельных факторов, анализировались также совокупность факторов в их взаимосвязях: -  интеллектуальные особенности: факторы B,M,Q1; -  эмоционально-волевые  особенности:  факторы С,G,I,O,Q3,Q4; -  коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия: факторы A,H,F,E,Q2,N,L. ГРВ – показатели

Информация о работе Эмпирическое исследование социально-психологической толерантности