Этапы становления социальной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:51, реферат

Описание работы

Социальную психологию можно считать одной из самых древних областей знаний. Как только люди начали объединяться в первобытные сообщества (семьи, роды, племена), возникла необходимость во взаимопонимании, в умении строить и регулировать отношения внутри сообществ и между ними. Из поколения в поколение передавались обряды, ритуалы, табу, выступавшие в роли регуляторов общественной жизни людей. Эти знания составляли первоначальную основу сведений о социально-психологических явлениях и определили содержание донаучного этапа развития социальной психологии. На этом этапе социально-психологические знания, воззрения и их практическое применение были слиты и составляли единое целое.

Работа содержит 1 файл

история соц психологии.docx

— 22.51 Кб (Скачать)

Социальную психологию можно  считать одной из самых древних  областей знаний. Как только люди начали объединяться в первобытные сообщества (семьи, роды, племена), возникла необходимость  во взаимопонимании, в умении строить  и регулировать отношения внутри сообществ и между ними. Из поколения  в поколение передавались обряды, ритуалы, табу, выступавшие в роли регуляторов общественной жизни  людей. Эти знания составляли первоначальную основу сведений о социально-психологических  явлениях и определили содержание донаучного этапа развития социальной психологии. На этом этапе социально-психологические  знания, воззрения и их практическое применение были слиты и составляли единое целое.

 

 В процессе развития  человеческой мысли и практики  большинство социально-психологических  проблем было осознано в рамках  философских воззрений. Этот этап  формирования социально-психологических  знаний условно обозначают как  философский. Для мыслителей античного  времени, было обычным стремление  строить глобальные теории, которые  включали в себя суждения о  человеке и его душе, об обществе  и его социальном и политическом  устройстве и о мироздании  в целом. Так, Платон (У в. до н. э.) видел единые начала для души и общества-государства. Разумное у человека — совещательное у государства (представленное правителями и философами); «яростное» в душе (на современном языке — эмоции) — защитное у государства (представленное воинами); «вожделеющее» в душе (то есть потребности) — земледельцы, ремесленники и торговцы в государстве. Три исходных начала у Платона вполне оправданно могут породить ассоциацию с современными представлениями о трех компонентах социальной установки - когнитивном, эмоционально-оценочном и поведенческом.

 

 Аристотель (IV в. до  н. э.) в качестве основной категории  в системе своих взглядов выделил,  как мы сказали бы сегодня,  понятие «общение», полагая, что  это инстинктивное свойство человека, составляющее необходимое условие  его существования. Правда, общение  у Аристотеля имело более широкое содержание по сравнению с этим понятием в современной психологии Оно означало потребность человека жить в сообществе с другими людьми. Поэтому первичной формой общения для Аристотеля была семья, а высшей формой — государство. Идеи Аристотеля перекликаются с современной концепцией потребности людей в социальной идентификации и категоризации (X. Тэжфел, Д. Тернер и др.) или с современными представлениями о роли феномена «совместности» в жизнедеятельности групп (А. Л. Журавлев и др.)

 

 Социально-психологические  воззрения этого этапа эволюции  науки Г. Олпорт (1968) объединил в большую группу концепций, которые назвал простыми теориями с «суверенным» фактором. Для них характерна тенденция найти простое объяснение всем сложным проявлениям человеческой психики, выделив при этом какой-то один главный, определяющий, а потому и суверенный фактор. Ряд таких концепций берут свое начало от философии гедонизма Эпикура (IV-III в. до н.э.) и находят отражение во взглядах Т.Гоббса (XVIIв.), А.Смита (XVIII в.), Дж. Бентама (XVIII-XIX в.) и др. Суверенным фактором в их теориях было избрано стремление людей получить как можно больше удовольствия (или счастья) и избежать боли. Правда, у Гоббса этот фактор опосредствовался другим — стремлением к власти. Но власть была нужна людям лишь для того, чтобы иметь возможность получать максимум удовольствия. Отсюда Гоббс сформулировал известный тезис о том, что жизнь общества есть «война всех против всех» и лишь инстинкт самосохранения рода в сочетании с разумом человека позволил людям прийти к каким-то соглашениям относительно способов распределения власти. Идеи психологии гедонизма находят свое место и в более поздних социально-психологических концепциях: у 3 Фрейда это «принцип удовольствия», у А. Адлера и Г. Лассуэла - стремление к власти как способ компенсации чувства неполноценности; у бихевиористов - принцип позитивного и негативного подкрепления.

 

 Основу других простых  теорий с суверенным фактором  составляет симпатия. А.Смит (1759) полагал, что несмотря на эгоистичность человека есть какие-то принципы в его природе, которые порождают у него интерес к благополучию других. Проблема симпатии и любви, а точнее говоря, доброжелательных начал в отношениях между людьми, занимала большое место в размышлениях теоретиков 18, 19 и даже 20 веков. Предлагались разные типы симпатии по признакам их проявления и характера. А.Смит выделял рефлектороную симпатию как непосредственное внутреннее переживание боли другого (при виде страданий другого человека) и интеллектуальную симпатию (как чувство радости или огорчения за события, которые происходили с близкими людьми).

 

 Понятия «любовь» и  «симпатия» нечасто встречаются  в современных социально-психологических  исследованиях. Но идея живет  и на смену им пришли весьма  актуальные сегодня понятия сплоченности, кооперации, совместимости, сработанности,  альтруизма, социальной взаимопомощи  и т. д. 

 

 Несмотря на то, что  в лучших образцах философской  мысли прослеживался живой интерес  исследователей к социальному  бытию человека и порождаемым  им феноменам на уровне массового  сознания и индивидуальной психики,  в своей научной форме социальная  психология не могла появиться  раньше рубежа ХIХ –ХХ вв. – для этого требовалась совокупность определенных психологических, исторических, культурных предпосылок.

 

 Успехи и потребности  развития различных отраслей  научного знания способствовали  нарастанию интереса исследователей  к вопросам социальной психологии. Возник “социальный заказ” на  новую науку, поскольку ее отсутствие  стало сказываться на состоянии  дел в других науках и различных  сферах человеческой практики, а  ресурсами наук-прародительниц –  психологии и социологии - объяснены  быть не могли. Это связано,  прежде всего, с 1) развитием  языкознания; 2) накоплением значительных  фактов в области антропологии, этнографии, археологии; 3) успехами  и потребностями криминологии; 4) становлением массового производства  и развитием городов. 

 

 Особую роль в возникновении  социальной психологии как науки  сыграли ряд теорий: психология  народов В.Вундта, теория психологии масс Г. Лебона и теория инстинктов социального поведения У. Мак-Дугалла. Г.М. Андреева именует данный этап развития социальной психологии описательным, так как это название отражает важную особенность подходов того времени: по типу философских, литературных и прочих эссе они описывали социально-психологические явления, содержали умозрительные, общие оценки и прогнозы. Помимо этой особенности, существующие теории сближала проблематика: массовидные явления, большие социальные группы людей, механизмы массового воздействия.

 

1. Психология народов как  одна из первых форм социально-психологических  теорий сложилась в середине XIX в. в Германии. Непосредственными  создателями теории психологии  народов выступили философ М.  Лацарус (1824-1903) и языковед Г. Штейнталь (1823-1899). В 1859 г. был основан журнал «Психология народов и языкознание», где была опубликована их статья «Вводные рассуждения о психологии народов». В ней сформулирована мысль о том, что главная сила истории народ, или «дух целого», который выражает себя в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях и т.д. Индивидуальное же сознание есть лишь его продукт, звено некоторой психической связи. Задача социальной психологии познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа. В дальнейшем идеи психологии народов получили развитие во взглядах В. Вундта (1832 –1920). В. Вундт различал психологию физиологическую и психологию народов (на современном языке – социальную). С точки зрения ученого, физиологическая психология - это экспериментальная дисциплина, но эксперимент не пригоден для изучения высших психических функций - речи и мышления. В психологии народов, считал он, должны применяться другие методы - анализ продуктов культуры. Параллельно Вундт занимался двумя важными психологическими проблемами: проблемой самопознания человека посредством внутреннего наблюдения за собственным сознанием (интроспекция) и проблемой влияния психологии народа на сознание конкретного индивида. Вундт рассматривал коллективную психику как сочетание индивидуальных психических состояний людей в определенных условиях, и считал, что необходимо изучать те явления общественной жизни, которые невозможно объяснить, исходя из особенностей сознания только одного конкретного субъекта. Вундт выделил три основополагающих явления: язык народа, его мифы и обычаи. Язык, с его точки зрения, содержит в себе общую форму представлений, имеющихся у данного народа. Социально-психологическая роль мифов заключается в том, что они создаются всей культурой общества и поэтому определяют представления людей, формируют их установки, влияют на вкусы и мнения о том, что является хорошим и плохим. Обычаи представляют собой наиболее типичные способы поведения в стандартных социальных ситуациях у конкретного народа и выполняют регулирующую и контролирующую функции.

 

2. Психология масс родилась  во Франции во второй половине 19 века. Истоки ее были заложены  Г.Тардом в «Законах подражания» (1903), где он сформулировал целый ряд закономерностей подражательного поведения, а также Дж. Болдуином (1895), выделившим различные формы подражания. Идеи Тарда были усвоены непосредственными создателями психологии масс. Это были итальянский юрист С. Сигеле (1868-1913) и французский социолог Г. Лебон (1831-1941). С точки зрения Лебона, типичными чертами поведения человека в массе являются: обезличивание (что приводит к господству импульсивных, инстинктивных реакций), резкое преобладание чувств над интеллектом (что приводит к подверженности разным влияниям), утрата личной ответственности (ведет к отсутствию контроля над страстями). Главный вывод из этих наблюдений состоит в том, что масса всегда по своей природе неупорядочена, хаотична, поэтому ей нужен вождь, роль которого может выполнять элита.

 

 Идеи Лебона нашли понимание у З.Фрейда, который в своих работах по социальной психологии активно использовал положения психологии масс Г. Лебона. В целом, идея социального подражания, как основа поведения человека, оказалась достаточно жизнеспособной. Она приобрела новое и устойчивое звучание в теориях необихевиоризма, а затем - социобихевиоризма, рассматривающих подражание модели как основной путь социального научения (А.Бандура). В 80-х г.г. ХХ в. идея подражания ярко заявлена в работах С.Московичи.

 

3. Теория инстинктов социального  поведения была разработана в  трудах английского психолога  У.Мак-Дугалл (1871), переехавшего в 1920 г. в США. Автор данной теории оставил о себе память одним из первых учебников по социальной психологии “Введение в социальную психологию”, изданном в 1908 году, который является точкой отсчета в оформлении социальной психологии как самостоятельной науки. Основная идея теории У. Мак-Дугалла заключалась в том, что основу социального поведения человека составляют инстинкты – врожденные предрасположенности к определенным реакциям, которые у человека в процессе приобретения собственного опыта и окружающей среды преобразуются в определенные чувства. Выражением инстинкта борьбы являются ярость и страх, инстинкта приобретения - чувство собственности, стадный инстинкт сопряжен с потребностью в принадлежности к социальной группе (ему ученый придавал большое значение вследствие способности удерживать людей вместе) и т.п. Всего психолог перечисли 7 пар взаимосвязанных инстинктов и эмоций.

 

 

 В своих трудах У.Мак-Дугалл предвосхитил многие идеи современной социальной психологии (например, трехкомпонентная структура инстинктов и чувств). А идея выделения самоуважения в качестве ведущего чувства, по мнению П.Н. Шихирева, легла в основу теории, возникшей в Европе уже в 60-70 гг. ХХ в. – этогенетической теории Р.Харре.

 

 Описательный период  в развитии научной социальной  психологии создал ряд крупных  теорий, претендующих на объяснение  социальной жизни человека и  общества в целом. Был разработан  ряд идей, так или иначе определивших  направления научной мысли ХХ  в. Социально-психологические феномены  выделились в самостоятельный  класс психических явлений (таких  как, коллективный, народный дух,  подражание, внушение, поведение толпы,  исторические типы мышления и  сознания).

 

 На рубеже 19-20 вв. социальная  психология еще переживала период  становления как самостоятельной  науки, поэтому многие ее проблемы  находили отражение в социологических  трудах (например, Э. Дюркгейма, остро  ставившего вопросы влияния социальных  факторов на психическую жизнь  индивидов; Ч. Кули, разрабатывавшего  проблему отношений между личностью  и обществом).

 

 В 20-е годы XX в. оформляется  научный этап развития социальной  психологии. Его начало обычно  связывают с работами В. Мёде (Германия) и Ф. Оллпорта (США). Они сформулировали требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину и перешли к систематическому экспериментальному изучению социально-психологических явлений в группах.

 

 

Cписок использованных источников:

1. Лавриненко В.Н. Социология / В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 2002.

2. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций / Руденский Е.В. –М.: ИНФРА-М – Новосибирск: НГАЭиУ, 1997.

3. Майерс, Д. Социалная психология / Майерс, Д. – СПб., 2009.


Информация о работе Этапы становления социальной психологии