Этапы становления зоопсихологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 11:44, реферат

Описание работы

Таксис - это направленные перемещения отдельных, свободно живущих и природе клеток (например, простейших животных) или свободных клеток в тканевых жидкостях многоклеточных организмов (например, лейкоцитов) под влиянием односторонне действующего стимула. Это прежде всего способы реагирования животных, не имеющих нервной системы.
Инстинкт
это совокупность сложных врожденных реакций организма, возникающих в ответ на внешние или внутренние раздражители.
это генетически запрограммированные, стереотипные действия, характерные для всех особей данного вида.

Работа содержит 1 файл

Этапы становления зоопсихологии.ppt

— 309.00 Кб (Скачать)

Этапы становления зоопсихологии

 

Этапы становления  знаний о психике животных

 

Эволюционный период XIX- XX в.в.

 

Доэволюционный период XVIII век

 

Субъективный подход

 

Объективный подход

 

Механицизм

 

Антропоморфизм

Таксис

 

это направленные перемещения отдельных, свободно живущих и природе клеток (например, простейших животных) или свободных клеток в тканевых жидкостях многоклеточных организмов (например, лейкоцитов) под влиянием односторонне действующего стимула. Это прежде всего способы реагирования животных, не имеющих нервной системы.

Виды таксисов

 

  • 1.  В зависимости от ориентирующего стимула выделяются:
  • — гальванотаксис - ориентация на действие электрического тока;
  • — термотаксис - на температуру;
  • — тигмотаксис - на прикосновение;
  • — реотаксис - на течение жидкости;
  • — фототаксис - на свет;
  • — хемотаксис - на определенные химические раздражители (например, опыт Пфейфера) и т.п.

Виды таксисов

 

По направленности различают:

 

  • положительные таксисы

 

  • отрицательные таксисы.

Инстинкт

 

  • это совокупность сложных врожденных реакций организма, возникающих в ответ на внешние или внутренние раздражители.
  • это генетически запрограммированные, стереотипные действия, характерные для всех особей данного вида.

Факторы инстинктивного поведения

 

Внутренние факторы

 

ВПМ

 

Внешние факторы

 

    • Рефлексы
  • Генотип
  • Система анализаторов

 

 

 

Ключевые раздражители

 

Обеспечивают оценку и отбор поступающей через рецепторы информации для понижения или повышения    порогов раздражимости нервных центров и формирования потребностей.

 

Потребности

 

Первая функция – действие ВПМ «вовнутрь»

 

Обеспечивают избирательную направленность анализаторов и внешней активности на определенные стимулы.

 

Вторая функция – действие ВПМ «вовне»

 

Структура инстинктивного поведения

 

Конус  У. Крейга:

 

 

Поисковая фаза

 

Завершающая фаза

Научение

 

  • появление адаптивных изменений индивидуального поведения в результате приобретения опыта

 ( У.Торп).

   это избирательное выделение биологически нейтральных свойств среды, в результате чего они приобретают биологическую значимость.

(К.Э.Фабри)

Виды научения

 

  • По сложности научения

Неассоциативное научение

  • Привыкание (габитуация)

 

  • Сенситизация

 

Ассоциативное научение

 

Виды научения 
(по связи научения с инстинктом)

 

Гибкость, изменчивость

 

Устойчивость, слабая изменчивость

 

Нет сензитивного периода

 

Обязательно наличие сензитивного  периода

 

Результат: индивидуальное приспособление  к конкретным условиям среды

 

Результат: видотипичная форма  поведения, которая обеспечивает  адаптацию к эволюционно сложившимся  условиям

 

Не обязательно для всех особей  данного вида

 

Видоспецифично (обязательно для  всех особей данного вида)

 

Факультативное научение

 

Облигатное научение

Виды научения 
(по временному параметру)

 

  • Классическое научение

 

  • Импринтинг

 

  • Латентное научение

Сравнительная характеристика 
классического и инструментального условных рефлексов

 

Э.Торндайк ввел закон эффекта: из всех возможных реакций индивидуума более вероятны будут те из них, которые ранее приводили к желаемому результату

Б.Скиннер ввел принцип подкрепления: то или иное поведение чаще повторяется, если приводит к определенным последствиям, к ситуации, играющей роль подкрепления.

 

Закон ассоциации: если на нервную  систему одновременно воздействуют 2 раздражителя, то весьма вероятно, что между ними установится  связь

 

Законы формирования рефлекса

 

Реакция должна предшествовать  подкреплению

 

Нейтральный стимул должен предшествовать  подкреплению

 

Время подачи подкрепления

 

Для выработки рефлекса необходимы  активные действия организма, направленные  на объекты окружающей среды

 

Связь между условным и безусловным  стимулами формируется при пассивном  участии организма

 

Степень участия организма в  выработке рефлексов

 

Ассоциация между действием  и его последствием

 

Формирование ассоциации между  значимым и нейтральным стимулом

 

Способ научения

 

Инструментальный

 

Классический

 

Вид условного рефлекса

 

Критерий отличия

Виды научения  
(по способу научения)

 

 

  • Индивидуальное научение

 

 

  • Подражание ( имитационное научение)

Проблема интеллекта животных

 

 

В зоопсихологии

Интеллект = Мышление

 

 

Интеллект животных  
(А.Н. Леонтьев)

 

 

это отражение не только отдельных  вещей,

 

но также связей и отношений между ними.

 

Виды мышления животных

 

1. Наглядно-действенное (А.Н. Леонтьев)

«ручное мышление» методом «проб и ошибок»в ходе практических действий с предметами.

 

2. Наглядно-образное (Н.Н. Ладыгина-Котс)

Решение проблемных задач с опорой на представление о некоторых свойствах предметов.

 

Критерии интеллекта животных 
(по А.Н. Леонтьеву)

 

1. Способность животных решать «двухфазные» задачи.

2. Перенос операции в новые условия без предварительных проб.

3. Способность решать одну и ту же задачу разными способами.

4. Способность животных к инсайту

( опирается на эксперименты В.Келлера)

Критерии интеллекта животных 
(по К.Э. Фабри)

 

1. Способность животных к зрительному обобщению.

 

2. Решение многофазных задач.

 

К.Э.Фабри наделял способностью к интеллекту много видов животных.

Биологическая предпосылка интеллекта(по К.Э.Фабри)

 

 

 

Манипуляционная активность 

с биологически нейтральными предметами.

Свойства языка  
(по Ч.Хоккету)

 

1.  Семантичность. Животные с помощью усвоенных знаков могли присваивать определённое значение некоторому абстрактному, незнакомому для них символу.

Пример. Животные могли использовать выученные жесты в переносном смысле.

2.  Продуктивность. Способность создавать и понимать бесконечное число сообщений, используя исходный запас символов. Животные могли комбинировать известные им знаки для обозначения незнакомых предметов.

3.  Перемещаемость. Предмет сообщения и его результаты могут быть удалены во времени и пространстве от источника сообщения (животные могли использовать знаки в отсутствие конкретного предмета).

Учения об уровне материи, которой свойственна психическая форма отражения.

 

  • Панпсихизм 
  • Антропопсихизм
  • Биопсихизм
  • Нейропсихизм
  • Анималпсихизм

Критерии психики (А.Н. Леонтьев)

 

Отражение

 

Допсихическое

 

Психическое

 

Раздражимость

 

Чувствительность

 

Критерий психики

Проблема возникновения чувствительности и психики.

 

Чувствительность возникла при переходе организмов из гомогенной (однородной) в вещно-оформленную среду.

 

Разнообразие среды обусловило  развитие сложных форм чувствительности, а значит и психики.

Концепция эволюционного развития психики (А.Н. Леонтьев)

 

Деятельность

 

Сознание

 

Человек

 

Стадия сознания

 

Интеллекту-альное поведение

 

Наглядно-действенное мышление

 

Приматы

 

Стадия интеллекта

 

Научение (навык)

 

Восприятие

 

Птицы

  • Млеко-

питающие

 

Стадия перцептивной психики

 

Инстинкт

 

Ощущение

 

1.Рыбы

2. Насекомые

 

Стадия элементарной 

сенсорной психики

 

Особенности поведения

 

Особенности психического отражения

 

Представители

 

Название стадии

Отличие концепции К.Э.Фабри(1976 г.) от концепции А.Н. Леонтьева (1940 г.)

 

1. Анализирует только 2 стадии развития (стадию элементарной сенсорной психики и стадию перцептивной психики), изучая только психику животных.

2. В каждой стадии выделяет 2 уровня психического развития: высший и низший.

3. Относит к каждой стадии другие классы  животных (изменяет представителей).

Пренатальный период

 

1. Можно ли говорить о наличии «эмбрионального научения»?

 

 

2. Чем отличается пренатальное развитие у млекопитающих животных (человек относится именно к этому классу)?

 

Исследование  
«эмбрионального научения»

 

  • 1930 г. 20 в. Цин Янг Куо ( амер. ученый)
  • Доказал в опытах на куриных зародышах, что уже в ходе эмбриогенеза происходит упражнение зачатков будущих органов, путем накопления «эмбрионального опыта».
  • Суть эксперимента: вставлял в скорлупу окошки и наблюдал за движениями и сердцебиением эмбриона, изменяя ряд факторов (расположение эмбриона по отношению к скорлупе, изменял положения желтка и др.)
  • Вывод: Эмбрион должен всему научиться. Ни одна поведенческая реакция не появляется в готовом виде, а, следовательно, нет врожденного поведения.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ ВЫВОДОВ  
Цин Янга Куо

 

Амер. исследователь В.Гамбургер

Доказал что движения эмбриона имеют внутренне происхождение и мало зависят от действия внешних факторов.

Перерезал зачаток спинного мозга и впоследствии регистрировал ритмичные сокращения передних и задних конечностей.

Информация о работе Этапы становления зоопсихологии