Этические принципы в психологическом консультировании

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:49, доклад

Описание работы

Консультант, как и другие профессионалы, несет этическую ответственность и имеет обязательства. Прежде всего, он ответственен перед клиентом. Однако клиент и консультант находятся не в вакууме, а в системе разнообразных отношений, поэтому консультант ответственен и перед членами семьи клиента, перед организацией, в которой работает, вообще перед общественностью и, наконец, перед своей профессией. Такая ответственность и обусловливает особую важность этических принципов в психологическом консультировании и психотерапии. Вот почему во всех странах создаются кодексы профессиональной этики, регламентирующие профессиональную деятельность психотерапевта и консультанта-психолога.

Работа содержит 1 файл

ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

 

Эффективность деятельности специалиста во многом обусловлена  тем, насколько ясно он представляет свое место в консультировании. Когда  нет такой ясности, консультант  в своей работе будет руководствоваться  не определенными теоретическими принципами, а лишь ожиданиями и потребностями клиента, другими словами, будет делать лишь то, на что надеется и чего хочет клиент. Клиенты же чаще всего ожидают, что консультант возьмет на себя ответственность за успех их дальнейшей жизни и разрешит насущные проблемы — где учиться, как уладить конфликты на работе, разводиться ли с супругом и т.д.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Р.Кочюнас, «Основы  психологического консультирования»,  Москва, 1999.

2. В.Ю. Меновщиков, «Психологическое  консультирование. Работа с кризисными и проблемными ситуациями», Москва, 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этические принципы психологического консультирования

В системе регуляции  деятельности профессионала существенную роль играют этические принципы. Они  закрепляют права и ответственность, тип отношений участников психотерапевтического процесса. Профессиональные сообщества санкционируют систему норм, которые обязан знать и на которые ориентируется в своей работе психолог-консультант.

 

Особой проблемой является то, что в нашей стране права клиента не защищены законодательно. Полностью отсутствует судебная практика рассмотрения дел о нарушении прав обоих участников психотерапевтического процесса. В этой ситуации особенно возрастает значение этических норм.

 

Основные этические  принципы, обеспечивающие соблюдение профессиональной этики в психотерапевтическом процессе:

 

Конфиденциальность – один из важнейших принципов работы практического психолога. Соблюдение интересов клиента требует хранить в тайне все, что происходит во время сессии. При этом следует учитывать позицию и статус психолога в системе профессиональной коммуникации. Психолог-практик не должен предоставлять информацию о клиенте какому-либо должностному лицу, не следует говорить о содержании работы и родителям, даже если они явились инициаторами обращения ребенка за помощью и осуществляют оплату работы психотерапевта. Прежде всего, психолог отстаивает права своего клиента, и конфиденциальность является их существенной частью. Среди прочих факторов, соблюдение этого принципа вызывает доверие к специалисту и способствует установлению хороших терапевтических отношений. В то же время конфиденциальность имеет свои границы, и о них следует предупредить клиента в начале работы. Если клиент сообщил какую-либо информацию о возможной опасности для своей жизни, здоровья, благополучия или жизни других людей, то психотерапевт должен принять меры для ее предотвращения. Это может потребовать вмешательства других лиц и разглашения информации. Разрешение на обсуждение проблемы клиента на супервизии (с максимально возможной конфиденциальностью) спрашивается на начальной стадии работы. То же касается и ведения диктофонных записей сессий – на них обязательно спрашивается разрешение клиента.

 

Ответственность. Психотерапевт принимает на себя ответственность за организацию, ход и результат психотерапии. Его работа должна строиться на основе учета интересов клиента. Важно правильно понимать эти интересы. Однако не вся ответственность за решение проблемы возлагается на терапевта. С самого начала работы клиент должен понимать, что его продвижение будет зависеть прежде всего от него, и этот сложный путь он должен пройти сам, опираясь на знания, опыт и поддержку психотерапевта. Психотерапевт отвечает за свои знания и понимает границы своей компетентности. Прежде всего, психотерапевт должен уметь осознавать и решить свои собственные проблемы, так как они провоцируют ошибки в работе.

 

Принцип соблюдения границ. Отношение к клиенту должно базироваться на принятии клиента таким, какой он есть. Тогда он становится способным принять себя. Только приняв себя, человек способен изменяться. Позиция психотерапевта состоит не в оценке характера, поступков клиента, не в оправдании, не в даче советов, а в помощи личностному росту. При этом за клиентом остается право выбора темпа и характеристик психотерапии. Психотерапевт не навязывает свои ценности, не обращает в свою веру, не манипулирует мнениями и установками клиента. Психотерапевт не обучает и не указывает "верного пути". Главное, к чему стремиться психотерапевт – чтобы клиент сам принимал на себя ответственность за свои потребности и поведение.

 

Уважение к  автономии клиента. Клиент должен быть проинформирован о диагнозе, прогнозе, терапевтическом плане и возможных сроках терапии. Также клиента необходимо информировать как о риске, который сопровождает терапевтический процесс, так и о возможных ограничениях и трудностях, иногда даже "психологической" болезненности терапевтического процесса. Необходимо просвещение клиента, способствующее принятию им решения. К возможным рискам относится преждевременное прекращение лечения, изменение установок, влияющих на перемены в жизненных планах как в профессиональной, так и в личной сферах. Клиенту следует указать на то, что благодаря психотерапии могут быть достигнуты внутренние изменения, оказывающие влияние на психосоциальную и социальную реальность, и рекомендовать принимать важные для жизни решения лишь после того, как они основательно проработаны в ходе терапии.

 

Принцип исключения любого вреда. Главный психотерапевтический принцип, и, одновременно, самый сложный. Необходимо трезво оценивать последствия своих вмешательств. Запрет на сексуальные отношения с клиентом – одно из основных табу психотерапии. Важно соблюдать намеченные сроки лечения, не затягивая терапию в своих меркантильных интересах. В соответствии с идущей от Гиппократа традицией психотерапевт должен в равной степени как оказывать помощь клиенту, так и пытаться уберечь его от какого-либо вреда. Желательно иметь хороших знакомых среди представителей других помогающих профессий, таких как: психиатры, работники социальных служб, милиции, юристов, центров поддержки, и, при возникновении опасной для клиента ситуации, если он просит совета – рассказать о возможностях решения проблемы, рекомендовав к кому обратиться, но не решать эту проблему самому. Помнить о необходимости прохождения собственной супервизии.

 

Принцип обязательности помощи. Требуется, чтобы предоставляемая помощь разворачивалась в направлении кооперации, чтобы клиент не оставался пассивным и зависимым от терапевта. В этом смысле помощь заключается в снижении иррациональной потребности в помощи.

 

Таким образом, моральные правила поведения и их этическое обоснование всегда необходимы там, где люди своими действиями оказывают друг на друга влияние. Это справедливо и для области профессиональной деятельности психотерапевтов. Пир этом речь идет прежде всего о защите от сознательного или неосознанного произвола, из-за которого клиент может подвергаться опасности, однако в защите от собственных ошибочных действий нуждается также и психотерапевт.

 

 

 

 

 

 

Принципы психологического консультирования

 

 

Во многих профессиях существуют свои принципы и требования, реализация которых является обязательной для специалистов. Так, в ряде стран мира существуют этические кодексы психолога, определяющие деятельность профессионала (Ethical Principles of Psychologists, 1981). Для тех же, кто непосредственно работает с людьми в сфере психологического воздействия, эти нормы еще жестче и строже, еще больше требований и ограничений накладывают они на психолога-практика, (Specialitу Guidelines for the Delivery of Services by Counseling Psychologists, 1981). Далеко не всегда существуют однозначные и простые ответы на этические и моральные проблемы, возникающие в психологической практике. Об этических принципах психологического консультирования и психотерапии написаны целые тома, в которых подробно обсуждаются сложные ситуации, в том числе, как следует вести себя консультанту, если в ходе приема он узнает, что его клиент замышляет асоциальный поступок, если он видит следы побоев и насилия на теле у ребенка, если родители хотят узнать что‑то о своем скрытном ребенке-подростке и т.д. Несоблюдение профессиональных принципов и требований в некоторых странах (например, в США) может привести к тому, что психолог лишается диплома, права на практику и предложение своих профессиональных услуг и т.д.

 

Конечно же, в нашей стране ожидать, что несоблюдение профессиональных принципов и требований будет строго наказываться, пока не приходится: для этого нет необходимых условий, таких, как организованное профессиональное сообщество, юридически узаконенные лицензии и разрешения на практику, унифицированная система подготовки и т.д. Но следует помнить, что существуют определенные принципы поведения психолога-консультанта и что следование им не только обеспечивает этичность профессиональной деятельности, но и является залогом успешности психологического воздействия. Остановимся подробнее на некоторых этических требованиях, следование которым, с нашей точки зрения, является особенно важным (Бодалев А.А., Столин В.В, 1987; Столин В.В., 1982).

 

 

Доброжелательное  и безоценочное отношение к клиенту

За этой формулировкой  скрывается целый комплекс профессионального  поведения, направленного на то, чтобы  клиент чувствовал себя спокойно и  комфортно во время приема. Доброжелательное отношение подразумевает не просто следование общепринятым нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться понять и помочь каждому, кто обращается за помощью.

 

Ориентация  на нормы и ценности клиента

Этот принцип подразумевает, что психолог во время своей работы должен ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент. Эффективное воздействие возможно лишь при опоре на систему ценностей самого клиента, критическое же отношение консультанта может привести к тому, что пришедший на прием человек замкнется, не сможет быть искренним и открытым, а, следовательно, и возможности консультативного воздействия окажутся практически нереализуемыми. Принимая же ценности клиента, уважая их и отдавая им должное, консультант сможет воздействовать на них в том случае, если они являются препятствием на пути нормального функционирования человека.

 

Запрет давать советы

Клиентам нельзя давать советы. Основания для этого достаточно широки и многообразны. Прежде всего, каков бы ни был жизненный и профессиональный опыт психолога, дать гарантированный совет другому невозможно: жизнь каждого уникальна и непредсказуема. К тому же, советуя, консультант полностью берет на себя ответственность за происходящее, что не способствует развитию личности консультируемого и его адекватного отношения к действительности. В такой ситуации психолог ставит себя в позицию "гуру", что реально вредит консультированию, приводит к тому, что у клиента, вместо активного стремления разобраться в своей жизни и изменить ее, формируется пассивное и поверхностное отношение к происходящему. При этом любые неудачи в реализации совета обычно приписываются консультанту как давшему совет авторитету, что, естественно, мешает пониманию клиентом своей роли в происходящих с ним событиях.

 

Анонимность

Важнейшим условием психологического консультирования является его анонимность. Это значит, что любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может  быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам или друзьям. Из этого правила существуют исключения (о которых клиент всегда предупреждается заранее), специально оговоренные законом во многих странах. В нашей стране таким исключением, пожалуй, можно считать ситуацию, когда психолог узнает во время приема о чем-либо, что является серьезной угрозой для чьей-либо жизни. Но, конечно же, даже в этой ситуации его действия должны быть максимально осторожными и соотноситься с интересами клиента.

 

 

пытаясь оказывать профессиональную помощь своим друзьям и ближайшим  родственникам. Этот путь таит в себе немало опасностей и не только потому, что, как известно, в своем отечестве  пророка нет и любые рекомендации и откровения с близкими легко обесцениваются, но и по многим другим причинам; о некоторых из них будет сказано ниже.

 

В психотерапии существуют два важнейших понятия, имеющих  огромное значение для работы с пациентами: а) "перенос", то есть склонность клиента  переносить и проецировать на психотерапевта и отношения с ним свои отношения со значимыми людьми, основные проблемы и конфликты; б) "контрперенос", то есть склонность психотерапевта проецировать свои отношения со значимыми людьми и основные внутренние проблемы и конфликты на отношения с пациентом. Эти понятия, введенные в психоанализ З. Фрейдом, на сегодняшний день широко используются в рамках самых разных направлений психотерапии (Фрейд 3., 1989). Они означают, что любые человеческие отношения и даже такие "специальные" отношения, складывающиеся в рамках психотерапии, находятся под влиянием внутренних личных потребностей и желаний человека, которые он чаще всего не осознает. Более того, даже профессионал-психотерапевт часто оказывается "обезоружен" контрпереносом. Именно для того, чтобы понимать, управлять и уметь использовать в целях анализа свой контрперенос, как, впрочем, и ряд других личных и межличностных феноменов, для начинающего психотерапевта существует обязательное требование прохождения своего собственного анализа и долгой работы с супервизором.

 

В той или иной степени  эти феномены действуют и в  процессе консультирования. Но трудно ожидать, что человек, не получивший специальной и углубленной подготовки, сможет успешно работать с этими  сложнейшими явлениями. Для консультанта достаточно понимать, что сохранение его авторитета для клиента во многом связано с тем, что последний мало знает о нем как о человеке, у него нет оснований как для восхищения психологом, так и для осуждения его как личности. Установление тесных личных отношений между консультантом и клиентом приводит к тому, что они, как близкие люди, начинают удовлетворять те или иные потребности и желания друг друга и консультант уже не может сохранить объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного разрешения проблем клиента.

 

 

Десятилетие назад в  зарубежной практической психологии активно  дискутировались и анализировались  различные последствия вступления клиента и консультанта (психотерапевта и пациента) в личные, в том  числе сексуальные отношения, а также возможные влияния этого фактора на процесс терапии. Различных точек зрения было множество. Но общий вывод, к которому привели эти дискуссии, один: по возможности личных отношений лучше избегать, а если что-то подобное все же случилось, следует быть максимально осторожным, стараться действовать прежде всего в интересах клиента и как можно скорее прервать процесс консультирования или психотерапии (Dahlberg C.C., 1973).

Информация о работе Этические принципы в психологическом консультировании