Этические принципы в психологическом консультировании

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:49, доклад

Описание работы

Консультант, как и другие профессионалы, несет этическую ответственность и имеет обязательства. Прежде всего, он ответственен перед клиентом. Однако клиент и консультант находятся не в вакууме, а в системе разнообразных отношений, поэтому консультант ответственен и перед членами семьи клиента, перед организацией, в которой работает, вообще перед общественностью и, наконец, перед своей профессией. Такая ответственность и обусловливает особую важность этических принципов в психологическом консультировании и психотерапии. Вот почему во всех странах создаются кодексы профессиональной этики, регламентирующие профессиональную деятельность психотерапевта и консультанта-психолога.

Работа содержит 1 файл

ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

 

 

ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

 

Консультант, как и  другие профессионалы, несет этическую  ответственность и имеет обязательства. Прежде всего, он ответственен перед клиентом. Однако клиент и консультант находятся не в вакууме, а в системе разнообразных отношений, поэтому консультант ответственен и перед членами семьи клиента, перед организацией, в которой работает, вообще перед общественностью и, наконец, перед своей профессией. Такая ответственность и обусловливает особую важность этических принципов в психологическом консультировании и психотерапии. Вот почему во всех странах создаются кодексы профессиональной этики, регламентирующие профессиональную деятельность психотерапевта и консультанта-психолога.

 

Однако консультанту не так просто, безусловно, следовать правилам этики по достаточно объективным причинам. Основные из них указали George и Cristiani (1990):

1.     Трудно  соблюдать стандарты установленного  поведения в огромном разнообразии  ситуаций консультирования, ведь  каждый консультативный контакт уникален.

2.     Большинство  консультантов практикуют в определенных  учреждениях (клиниках, центрах,  школах, частных службах и пр.). Ценностная ориентация этих организаций  может не вполне совпадать  с этическими требованиями к  консультанту. В таких случаях консультант оказывается перед сложным выбором.

3.     Консультант  нередко попадает в этически  противоречивые ситуации, когда,  придерживаясь требований одной  нормы, он нарушает другую. Таким  образом, в случае любого выбора  не соблюдается кодекс этики.

 

Вообще этические дилеммы  в значительно большей мере, чем  прямые нарушения кодекса этики, помогают понять ограниченность этических  кодексов при решении возникающих  в консультировании проблем. Возьмем, к примеру, преамбулу новейшего  этического кодекса (1990) Американской ассоциации психологов:

 

"Психологи уважают  и ценят достоинство личности  и стремятся обеспечить и защитить  основные права человека. Они  обязаны накапливать сведения  о поведении людей, понимании  людьми друг друга, самопонимании и применять эти сведения для обеспечения благосостояния общества".

 

Однако в работе, например, с клиентами, имеющими суицидные  намерения, трудно полностью придерживаться данных принципов. Если стараться обеспечить безопасность клиента, то трудно не нарушить его автономию, право на свободное самоопределение, а следовательно, не посягнуть на его личностное достоинство и ценности. С другой стороны, если ничего не делать и охранять автономию клиента, возникнет угроза его благополучию и даже жизни. В приведенном примере принципу благодеяния отдается предпочтение перед принципом автономии личности (Beauchamp, Childress, 1983).

 

Противоречивость этических  проблем вынуждает периодически изменять этические кодексы. Американская ассоциация психологов, в которой подход к этическим вопросам, пожалуй, наиболее структурирован, за последние тридцать лет трижды исправляла кодекс профессиональной этики. Поправки естественно отражают изменения в обществе, но все же, как правило, обусловлены трудностью соблюдения этических норм (подробнее об этом при анализе проблемы конфиденциальности). Первое требование к консультанту предъявляется уже в начале процесса консультирования. Решение клиента заключить "консультативный контракт" должно быть вполне осознанным, поэтому консультант обязан во время первой встречи предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования:

·         об основных целях консультирования;

·         о своей квалификации;

·         об оплате за консультирование;

·         о приблизительной продолжительности консультирования:

·         о целесообразности консультирования;

·         о риске временного ухудшения  состояния в процессе консультирования;

·         о границах конфиденциальности.

 

Консультант обязан правильно  оценивать уровень и пределы своей профессиональной компетентности. Он не должен вселять в клиента надежду на помощь, которую не в силах оказать. В консультировании недопустимо применение недостаточно освоенных диагностических и терапевтических процедур. Консультативные встречи с клиентами ни в коем случае нельзя использовать для испытания каких-либо методов или техник консультирования. Если консультант в отдельных случаях чувствует, что недостаточно компетентен, он обязан консультироваться с более опытными коллегами и совершенствоваться под их руководством.

 

Консультант обязан предоставить, как уже упоминалось, исчерпывающую  информацию об условиях консультирования. Очень важно заранее согласовать  с клиентом возможность аудио- и  видеозаписи консультативных бесед  и наблюдения третьим лицом через зеркало одностороннего видения. Недопустимо использование таких процедур без согласия клиента. Эти процедуры могут быть важны для консультанта в педагогических и исследовательских целях, а также полезны клиенту для оценки динамики его проблем и эффективности консультирования. Иногда контролирующая квалификацию консультанта инстанция требует представить подробную информацию о конкретном случае. Сопротивление некоторых неуверенных в себе консультантов процедурам наблюдения или записи бесед якобы из стремления сохранить конфиденциальность и оградить клиента на самом деле выражает их собственную тревожность и дискомфорт. Основной источник этических дилемм в консультировании — вопрос конфиденциальности. Он представляет собой лакмусовую бумажку меры ответственности консультанта перед клиентом. Консультирование невозможно, если клиент не будет доверять консультанту. Вопрос конфиденциальности следует обсудить во время первой встречи с клиентом.

 

George и Cristiani (1990) выделяют  два уровня конфиденциальности. Первый уровень относится к пределу профессионального использования сведений о клиенте. Обязанность каждого консультанта — использовать информацию о клиенте только в профессиональных целях. Консультант не вправе распространять сведения о клиенте с другими намерениями. Это касается и того факта, что некто проходит курс психокоррекции. Сведения о клиентах (записи консультанта, индивидуальные карточки клиентов) должны храниться в недоступных для посторонних местах.

 

Второй уровень конфиденциальности относится к условиям, при которых может быть использована полученная в процессе консультирования информация. Клиент вправе надеяться, что такого рода информация будет служить исключительно для его блага. Когда необходимо поделиться полученными от клиента сведениями с его родителями, учителями, супругом, неизбежна дилемма. О своих намерениях консультант обязан поставить клиента в известность. Если клиент не возражает, вопрос конфиденциальности из этического превращается в сугубо профессиональный.

 

Консультант, обеспечивая секретность, должен ознакомить клиента с обстоятельствами, при которых профессиональная тайна не соблюдается. Конфиденциальность, как будет указано ниже, нельзя возвести в абсолютный принцип. Чаще всего приходится говорить о ее границах. Schneider (1963; цит. по: George, Cristiani, 1990) сформулировал семь основных правил, следуя которым можно установить такие границы:

 

1.     Обязательство  соблюдать конфиденциальность не  абсолютно, а относительно, поскольку  существуют определенные условия, способные изменить такое обязательство.

2.     Конфиденциальность  зависит от характера представленных  клиентом сведений, тем не менее  доверительность клиента несравненно  строже связывает консультанта, нежели "секретность" событий,  о которых сообщает клиент.

3.     Материалы  консультативных встреч, которые  не могут причинить вред интересам  клиента, не подпадают под правила  конфиденциальности.

4.     Материалы  консультативных встреч, необходимые  для эффективной работы консультанта, также не подпадают под правила конфиденциальности (например, возможно предоставление эксперту материалов консультирования по договоренности с клиентом).

5.     Конфиденциальность  всегда основывается на праве  клиента на доброе имя и  сохранение тайны. Консультант  обязан уважать права клиентов и в определенных случаях даже поступать противозаконно (например, не предоставлять информацию о клиенте правоохранительным органам, если этим не нарушаются права третьих лиц).

6.     Конфиденциальность  ограничена правом консультанта  на сохранение собственного достоинства и безопасности своей личности.

7.     Конфиденциальность  ограничена правами третьих лиц  и общественности.

 

Среди наиболее часто  указываемых обстоятельств, при  которых действие правил конфиденциальности в консультировании может быть ограничено, заслуживают упоминания следующие:

1.     Повышенный  риск для жизни клиента или  других людей. 

2.  Преступные действия (насилие, развращение, инцест и др.), совершаемые над несовершеннолетними.

3.     Необходимость  госпитализации клиента.

4.     Участие  клиента и других лиц в распространении  наркотиков и прочих преступных  действиях. 

 

Выяснив во время консультирования, что клиент представляет для кого-то серьезную угрозу, консультант обязан принять меры для защиты потенциальной  жертвы (или жертв) и проинформировать об опасности ее саму (их), родителей, близких, правоохранительные органы. Консультант также должен сообщить клиенту о своих намерениях.

 

Чему отдать предпочтение при возникновении дилеммы: соблюдать  конфиденциальность, согласно кодексу этики, или следовать правовым нормам? После нашумевшего в США случая с Tarasoff, изрядно повлиявшего на определение пределов конфиденциальности, предпочтение отдается последнему варианту.

 

В августе 1969 г. клиент Центра психического здоровья Poddar рассказал консультирующему его психологу, что собирается убить свою подругу Tatiana Tarasoff. Психолог сообщил об этом в полицию по телефону и дополнительно изложил обстоятельства дела в официальном письме начальнику полиции. Он указал на необходимость установить за клиентом наблюдение и госпитализировать его как социально опасное лицо. Полиция задержала Poddar для допроса, но вскоре отпустила в связи с недостаточностью улик. Некоторое время спустя эксперт, контролирующий квалификацию упомянутого психолога, выразил недовольство и потребовал, чтобы ему возвратили письмо, направленное в полицию. Письмо было уничтожено. Старший коллега потребовал от консультировавшего психолога не предпринимать больше никаких действий по отношению к этому клиенту. Родители потенциальной жертвы не были поставлены в известность о нависшей угрозе. Через два месяца Poddar убил девушку. Ее родители возбудили уголовное дело против служащих университета за то, что их не предупредили о возможном несчастье. Хотя нижняя инстанция суда иск отклонила, Верховный суд Калифорнии в 1976 г. вынес сотрудникам Центра обвинительный приговор за безответственность.

 

Как утверждают Beauchamp и Childress (1983), приоритет конфиденциальности кончается там, где кому-то угрожает опасность.

 

Другой важный этический  принцип, который обсуждается столь  же часто, как и конфиденциальность, — это запрет на двойные отношения. Нецелесообразно консультирование родственников, друзей, сотрудников, обучающихся  у консультанта студентов; недопустимы  сексуальные контакты с клиентами. Такой запрет вполне понятен, поскольку консультирование дает специалисту преимущественное положение и возникает угроза, что при личных отношениях это преимущество может использоваться в целях эксплуатации.

 

Проблема сексуальных отношений консультантов и психотерапевтов с клиентами очень важна и нередко замалчивается. Holroyd и Brodsky в 1977г. опросили 1000 американских практиков психологического консультирования и психотерапии, имеющих докторскую степень. Половина из них были мужчины, а другая половина — женщины. Исследователи получили такие результаты:

·         эротические контакты и сексуальные  отношения более часты между  мужчинами-консультантами и женщинами- клиентами (5,5%), нежели между женщинами-консультантами и мужчинами-клиентами (0,6%);

·         консультанты, однажды перешагнувшие  границу дозволенного, склонны повторно завязывать сексуальные связи с  клиентами (80% случаев);

·       70% консультантов-мужчин и 80% консультантов-женщин категорически отрицают допустимость сексуальных отношений с клиентами; 4% опрошенных сексуальные связи с клиентами считают терапевтически ценными.

 

Сексуальные отношения  консультантов с клиентами неприемлемы  ни этически, ни профессионально, потому что представляют прямое злоупотребление  ролью консультанта. Клиент намного более уязвим, чем консультант, так как в специфической атмосфере консультирования "обнажает" себя — раскрывает свои чувства, фантазии, тайны, желания, в том числе и сексуального характера. Иногда клиент сильно идеализирует консультанта, ему хочется близких отношений с таким идеальным, глубоко понимающим его человеком. Тем не менее при превращении консультативного контакта в сексуальную связь у клиентов развивается крайняя зависимость, а консультант теряет объективность, На этом и заканчивается любое профессиональное консультирование и психотерапия.

 

ВЫВОД:

 В практике психологического  консультирования и психотерапии  ежедневно приходится сталкиваться  с важнейшими аспектами жизни  человека. Консультант всегда совместно  с клиентом обсуждает незначительные и существенные проблемы своего подопечного и стремится помочь клиенту. Поэтому консультант должен осознавать, кто он, кем может стать и каким его надеется видеть клиент. Иначе говоря, возникает вопрос определения роли консультанта. Представляет ли собой консультант друга клиента, профессионального советчика, учителя, эксперта, спутника клиента в блужданиях по закоулкам жизни или гуру — излучателя абсолютной истины? Многих, особенно начинающих консультантов, приводит в замешательство отсутствие универсального ответа на вопрос о роли консультанта в процессе оказания психологической помощи. Эта роль обычно зависит от принадлежности консультанта к определенной теоретической ориентации, его квалификации, личностных черт, наконец, от ожиданий клиента.

Информация о работе Этические принципы в психологическом консультировании