Модели разрешения конфликтов

Автор: Инна Юлина, 14 Сентября 2010 в 23:22, реферат

Описание работы

Возможность возникновения конфликтов существует во всех сферах. Конфликты рождаются на почве ежедневных расхождений во взглядах, разногласий и противоборства разных мнений, нужд, побуждений, желаний, стилей жизни, надежд, интересов и личностных особенностей. Они представляют собой эскалацию каждодневного соперничества и противостояния в сфере принципиальных или эмоционально обусловленных столкновений, которые нарушают личностное или межличностное спокойствие.

Содержание

Введение………………………………………………………………….………1.
1. Арбитраж как позиционно-функциональная модель организации взаимодействия……………….……….……2.
2. Характеристика модели «давление (конфронтация)»……………….….…..6.
3. Переговоры как модель организации взаимодействия в конфликтах и разногласиях……………………..8.
4. Модель «переговоры при помощи посредника»…………………………..10.
5. Консультирование как модель косвенного влияния на разрешение конфликта…………….13.
6. Представительство как модель обеспечения разрешения разногласий при помощи специалиста………16.
7. Миротворчество (примирение сторон) как конструктивная модель разрешения конфликта…………………………………………………………18.
Заключение………………………………………………………………………20.
Список литературы……………………………………………………………...22.

Работа содержит 1 файл

Конфликтоогия Модели конфликта.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

      Применение  моделей давления крайне нежелательно для школьной действительности, поскольку реально закрепляет у молодых людей негативные, асоциальные стереотипы поведения — угрозы, применение физического насилия и т. д. Насилие чрезвычайно распространено в нашей действительности. В качестве примера можно привести феномены моббинга, так называемого преследования. Обычно это выглядит таким образом: какая-то солидаризовавшаяся группа, не обязательно сознательно и сговорившись, но с определенной регулярностью применяет всякого рода санкции к какому-то определенному человеку, избранному по некоторым признакам и определенному как чуждый этой группе3. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3. Переговоры как модель организации взаимодействия

        в конфликтах и  разногласиях

      Переговоры  являются такой моделью организации взаимодействия в конфликтах и разногласиях, которая предполагает «прямое» согласование интересов конфликтующих сторон через открытые обсуждения участниками своих разногласий. Переговоры являются наиболее универсальной моделью разрешения конфликта.

      Основные  принципы, регламентирующие этот процесс, можно сформулировать следующим образом:

      • стороны должны проявить волю к достижению соглашения. Переговоры не могут состояться без осознания участниками их необходимости. Когда хотя бы одна из сторон не понимает, зачем ей нужны переговоры, или не хочет их вести, это означает, что переговоры практически обречены на провал, поскольку переговоры как форма разрешения конфликта направлены на согласование интересов;

      • каждая из сторон должна иметь собственный интерес в переговорах. Интерес в переговорах означает как реальную потребность, так и определенный круг позиций и предложений разрешения конфликтной ситуации. Для переговоров интерес является центральным моментом. Именно вокруг интересов должно сосредотачиваться обсуждение. Именно интерес (точнее его удовлетворенность или неудовлетворенность) является мерой эффективности переговоров;

      • стороны должны иметь подготовку и навыки ведения переговоров. Переговоры являются процессом, который имеет собственные закономерности. Поэтому без знания этих закономерностей стороны просто не могут вести переговоры. При недостатке таких знаний переговоры может организовывать специальный человек — посредник, который восполняет данный дефицит участников;

      • стороны должны иметь ресурс для выполнения договоренностей и совместных решений. Если переговоры не заканчиваются соглашением, а если соглашения достигнуты, но их не предполагается выполнять, то вести речь о перспективе переговоров бессмысленно. Ресурсы определяют «серьезность намерений» сторон.

      Типовые модельные сценарии. Наиболее распространены два переговорных сценария: «позиционный-торг» и «переговоры по интересам».

      «Позиционный  торг» — это такой сценарий, при котором стороны начинают обсуждение с конкретных решений, как правило, не разобравшись определенно в том, что хочет противоположная сторона, да и сам инициатор переговорного процесса. «Позиционный торг», как правило, сводится к выдвижению сторонами конкретных решений, затем их все более усиленной защите, и он не является эффективным, поскольку переговоры в таких случаях часто движутся по кругу. Этот переговорный сценарий практически не оставляет свободы действий для участников. Такого рода взаимодействие обычно устраивается с целью убедить другую сторону в том, что предлагаемое решение существенно лучше. Это по форме больше походит на «уговоры». Более выгодно и эффективно выяснить, что стоит за позицией.

      «Переговоры по интересам» — это переговорный сценарий, который начинается с выяснения истинных интересов участников, определения правил принятия решений, справедливости в принятии решений сторонами, в проверке соответствия интереса и позиции4.

      Уместность  переговоров. Культурное значение переговоров  трудно переоценить. Переговоры важны для людей и как средство в разрешении конфликтов мирным и качественным путем, и как специальное содержание совместной жизни. Вслед за многими авторами можно говорить, что переговоры могут существовать, с одной стороны, как институт и организационное условие для разрешения конфликтов, с другой стороны — как предмет изучения для специального освоения и приобретения социальной компетентности.

      4. Модель «переговоры при помощи посредника»

      Переговоры  при помощи посредника представляют собой такую модель взаимодействия в конфликте, при которой определяется специальный человек, отвечающий за устройство переговорного процесса, организующий эффективную коммуникацию и создающий максимально возможные позитивные отношения между участниками переговоров, необходимые для достижения соглашения5.

      Основные  принципы, регламентирующие этот процесс, можно сформулировать следующим  образом:

      • стороны должны иметь волю к достижению соглашения. Переговоры не могут состояться без осознания участниками их необходимости. Когда хотя бы одна из сторон не понимает, зачем ей нужны переговоры, или не хочет их вести, это означает, что переговоры практически обречены на провал, поскольку переговоры как форма организации конфликта направлены на согласование интересов;

      • каждая из сторон должна иметь собственный интерес в переговорах. Интерес в переговорах означает как реальную потребность, так и определенный круг позиций и предложений разрешения конфликтной ситуации. Для переговоров интерес является центральным моментом. Именно вокруг интересов должно сосредотачиваться обсуждение. Именно интерес (точнее, его удовлетворенность или неудовлетворенность) является мерой эффективности переговоров. Посредник в этом смысле ставит своей задачей организацию процедур согласования интересов;

      • стороны должны иметь ресурс для выполнения договоренностей и совместных решений. Если переговоры не заканчиваются соглашением, а соглашения, в свою очередь, не выполняются, то вести речь о возможности самих переговоров бессмысленно. Ресурсы определяют «серьезность намерений» сторон;

      • стороны должны быть согласны с кандидатурой посредника и доверять ему. Выбор посредника для ведения переговоров должны осуществить сами участники. Посредник не может быть навязан или назначен кем-то со стороны, за исключением случаев, требующих серьезного и оперативного внешнего вмешательства;

      • посредник должен быть компетентным в процедурах ведения переговоров  и в процедурах и принципах  гармонизации отношений. Предмет работы посредника — переговорные процедуры и взаимоотношения участников. При правильно организованных технологии и процедурах переговоры, как правило, проходят успешно. Одновременно с этим, если участники конфликтуют друг с другом, то без налаживания отношений переговоры фактически обречены на провал, поэтому посреднику необходимо уметь гармонизировать межличностные отношения.

      Типовые модельные сценарии. Как правило, ведение переговоров при участии  посредника предполагает несколько  последовательных шагов. Первый шаг  связан с осознанием сторонами необходимости  пригласить посредника и его выбором. Второй шаг связан с согласованием процедур и правил ведения переговоров. Третий шаг связан с самими переговорами: определением интересов сторон, поиском общих интересов, согласованием вариантов решений и т. д.

      Уместность  переговоров при помощи посредника. Последние 10— 15 лет программы peer mediation получили широкое практическое распространение, более всего в США, и доказали свою практическую и образовательную эффективность. Особенное значение им придают в образовательных учреждениях, так как считается, что такой опыт разрешения противоречий важно накапливать с возможно более раннего возраста. Наши коллеги в США абсолютно обоснованно утверждают, что при ведении переговоров между детьми с посредником-сверстником последний получает незаменимый опыт построения равноправных отношений между участниками конфликта и учится очень ценным социальным навыкам — организации позитивного взаимодействия и построению эффективной коммуникации6. Так же как и переговоры, содержание программ peer mediation может «существовать» как в контексте специального обучения, так и в контексте условий для построения сообщества, опирающегося на ценности мирного разрешения конфликтов и позитивной коммуникации участников общественных, хозяйственных, образовательных, политических и иных процессов7. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      5. Консультирование как модель косвенного влияния

      на  разрешение конфликта

      Данная  модель в самом общем смысле предполагает обращение одной из сторон к консультанту за помощью в максимально благоприятном разрешении конфликта. В точном смысле слова ее нельзя назвать моделью разрешения, потому что она направлена на разрешение конфликта лишь косвенно. Консультант не «входит» в сами разрешающие конфликт процедуры, он не принимает участия в обсуждениях сторон.

      Тем не менее, имеет смысл рассматривать  эту модель, потому что часто конфликтующие стороны при затруднительных ситуациях обращаются к консультанту, для того, чтобы более эффективно разрешить конфликт. Консультантская работа может вести к усилению конфликта, что не всегда положительно сказывается на его исходе. Часто случается, что в ответ на усиление (поддержку консультанта) одной из сторон другая конфликтующая сторона начинает усиливать оборону.

      Основные  принципы, регламентирующие этот процесс, можно сформулировать следующим образом:

      • обслуживание консультантом интересов клиента. В самом общем виде это означает, что клиент ожидает помощи со стороны консультанта, а консультант должен обслуживать интересы клиента, если они не противоречат этике консультантской работы;

      • этическая обоснованность или следование этическим стандартам консультирования. Этическая обоснованность связана с необходимостью такой консультантской работы, которая не противоречит праву, принятому в данной стране, и явным, артикулированным, или неявным нормам, принятым сообществом специалистов, осуществляющих аналогичную практику. В профессиональных сообществах консультантов существуют этические кодексы, которые регулируют как отношения между консультантами и их сообществом, так и отношения между консультантом и клиентом;

      • компетентность консультанта в предмете конфликта. Этот принцип работы консультанта необходим для успешного консультирования и означает, что консультант разбирается в существе предмета спора. Очень важно, что консультант не претендует на решение конфликта или спорного вопроса, — это является не его ответственностью, это является ответственностью участника конфликта. Однако, если консультант не разбирается в существе вопроса, он, как правило, не может оценить и саму конфликтную ситуацию;

      • знание консультантом процессов возникновения, протекания и разрешения конфликта. Такое знание — непременный атрибут консультанта по разрешению конфликта. Конфликты разворачиваются в объективных процессах и бывают часто предсказуемы, что, как правило, недооценивают сами участники. Очень часто участник думает, что его поведение целенаправленно, но в реальности оказывается, что его поведение вызвано причиной, он как бы «толкаем» чем-то, но этого не замечает.

      Типовые модельные сценарии. Если участник «В» вступил в конфликт с участником «А», и понимает, что у него не хватает каких-либо специальных знаний и умений для разрешения, он может обратиться к консультанту за этими знаниями. Очень важным обстоятельством в выборе консультанта является инициатива и самостоятельное решение участника в просьбе о помощи. Практика показывает, что «навязанные» по чужой инициативе консультанты обычно неэффективны, потому что участник оказывается не готовым задавать вопросы и, следовательно, слышать ответы.

      С консультантом участник «В» заключает договор на консультирование, в котором обозначены все особенности взаимодействия консультанта и участника. Взаимоотношения консультанта и участника должны быть максимально открытыми8. Участнику может быть достаточно одной консультации, может потребоваться и значительно больше. Сам процесс консультирования может строиться «челночным образом», т. е. участник проводит консультацию, затем происходит раунд переговоров или какие-то конфликтные действия, затем проводит следующую консультацию и т. д., или «эпизодическим образом», т. е. участник обращается к консультанту только по мере необходимости, так, как ему это удобно.

Информация о работе Модели разрешения конфликтов