Модели разрешения конфликтов

Автор: Инна Юлина, 14 Сентября 2010 в 23:22, реферат

Описание работы

Возможность возникновения конфликтов существует во всех сферах. Конфликты рождаются на почве ежедневных расхождений во взглядах, разногласий и противоборства разных мнений, нужд, побуждений, желаний, стилей жизни, надежд, интересов и личностных особенностей. Они представляют собой эскалацию каждодневного соперничества и противостояния в сфере принципиальных или эмоционально обусловленных столкновений, которые нарушают личностное или межличностное спокойствие.

Содержание

Введение………………………………………………………………….………1.
1. Арбитраж как позиционно-функциональная модель организации взаимодействия……………….……….……2.
2. Характеристика модели «давление (конфронтация)»……………….….…..6.
3. Переговоры как модель организации взаимодействия в конфликтах и разногласиях……………………..8.
4. Модель «переговоры при помощи посредника»…………………………..10.
5. Консультирование как модель косвенного влияния на разрешение конфликта…………….13.
6. Представительство как модель обеспечения разрешения разногласий при помощи специалиста………16.
7. Миротворчество (примирение сторон) как конструктивная модель разрешения конфликта…………………………………………………………18.
Заключение………………………………………………………………………20.
Список литературы……………………………………………………………...22.

Работа содержит 1 файл

Конфликтоогия Модели конфликта.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

      Оценка  уместности модели консультирования. Многие авторы отмечают, что консультирование достаточно эффективно и возможно в широком спектре случаев. Основными консультантами могут быть, безусловно, профессионалы, но достаточно часто в этой позиции выступаю просто более опытные и осведомленные в разрешении конфликтов люди, которых обычно именно по этим качествам и выбирает сам нуждающийся в помощи. У данной модели есть свои преимущества и недостатки. Преимущества состоят в поощрении инициативы людей в обсуждении своих конфликтов. Это, как правило, повышает личную эффективность. К минусам распространения консультирования можно отнести эффекты усиления сторон в конфликте за счет консультанта, и как следствие — повышение «конфликтности» силы самих конфликтов.

      Консультирование  детей имеет принципиальные отличия  от консультирования взрослых. Дети ограничены в понимании конфликтов, у них недостаточно опыта и образования с точки зрения взрослых. Однако более правдоподобной представляется версия о том, что дети могут иметь собственные, детские представления о конфликтах и, соответственно, собственные ресурсы их разрешения. Консультирование как ресурс разрешения собственных конфликтов спонтанно входит в арсенал большинства детей: они обращаются за помощью, советом. Однако основным процессом, обеспечивающим эффективность консультирования, является умение точно оформлять собственные вопросы к консультанту, что требует серьезной степени децентрированности и аналитических умений. Такие умения и децентрация как феномены поведения появляются только в подростковом возрасте. Однако на практике гораздо более эффективным представляется развитие института посредничества.

      6. Представительство как модель обеспечения разрешения разногласий при помощи специалиста

      Представительство — это модель обеспечения разрешения разногласий и конфликтов, при которой интересы одного или обоих участников представляет и защищает специальный человек. В делах, относящихся к области права, такую функцию выполняет адвокат, с одной стороны, и обвинение (прокурор) — с другой. Представитель, строго говоря, не имеет своих непосредственных личных интересов относительно предмета конфликта, он должен отстаивать интересы клиента или того, кого представляет. Это же справедливо и в отношении обвинения. Оно должно защищать интересы законности и правопорядка.

      Основные  принципы, регламентирующие этот процесс, можно сформулировать следующим образом.

      • Участник конфликта выбирает представителя  и доверяет ему защиту своих интересов  в конфликте. Между представителем и представляемым, безусловно, должно существовать доверие, иначе взаимодействие между ними практически невозможно. Представитель для лучшей защиты интересов клиента должен иметь максимально полную информацию по существу дела клиента.

      • Представитель должен разбираться  в существе дела и в процедурах разрешения конфликтов. Поскольку представитель фактически замещает собой участника конфликта во взаимодействии, он должен знать как существо конфликта, так и процедуры его эффективного разрешения в данных условиях.

      • Представитель должен знать как  можно больше о существе позиции и интересах противоположной стороны. Участниками конфликта такого рода являются сторона обвиняющая и сторона защищающаяся. Для того чтобы построить наиболее эффективный сценарий защиты, представителю необходима информация о целях и интересах «обвинения». В таком случае может быть прояснена стратегия и тактика защиты. Задача представителя состоит в том, чтобы из многообразия фактических обстоятельств дела клиента выбрать те, на которых можно построить такое обоснование и интерпретацию действий клиента, которая бы преследовала защиту интересов клиента9.

      Типовые модельные сценарии. Представительство  — очень сложная деятельность, и сценарии поведения сторон и участников конфликта весьма разнообразны. Однако в самом общем виде ясно, что первым шагом в разворачивании конфликта по этой модели является договор между клиентом и представителем о целях и условиях защиты. Собственно говоря, от определения целей зависит и сценарий поведения сторон. Другим определяющим поведение сторон обстоятельством является существо обвинений и цели самого обвинения. Чего конкретно хочет обвинение? Представитель должен знать (узнавать) ответ на этот вопрос, — это является вторым шагом в сценарии. Оба этих шага в определенном смысле должны осуществляться параллельно и взаимно определять друг друга10.

      Уместность  представительства. Представительство как спонтанное явление возникает крайне редко и именно потому, что требует специального образования. Весьма частым и похожим по форме является заступничество. Известным образцом такого рода деятельности являются правозащитные организации. Довольно часто заступничество можно обнаружить и в деятельности различных объединений творческого характера. Обычно представительство уместно в тех случаях, когда одна из сторон заведомо обладает меньшим личным ресурсом, чем та сторона, с которой разворачивается конфликт. В отношении детства в этой функции специально назначены выступать органы опеки и попечительства. 
 

      7. Миротворчество (примирение сторон) как конструктивная модель разрешения конфликта

      Трудно  переоценить важность примирения для  нормального сосуществования конфликтующих сторон. Примирение является конструктивной по результату, но во многом нерациональной (не имеющей под собой открытой и очевидной рациональной основы) процедурой. Результат примирения как ритуала — прекращение вражды. Ритуал примирения и подготовка к нему являются центральными его частями. Примирение возникает как необходимость прекращения конфликта перед лицом видимой его опасности и вреда. 11 Кроме этого оно может диктоваться требованиями религиозной морали или другим этическим императивом или выступать условием какого-то значительного блага.

      В примирении стороны принимают мировое  соглашение. Этим подчеркивается прекращение  взаимодействия относительно предмета, вызвавшего конфронтацию между сторонами.

      Основные  принципы, регламентирующие этот процесс, можно сформулировать следующим образом:

      • стороны должны добровольно согласиться  на примирение;

      • стороны должны быть согласны и готовы действовать в рамках предложенного ритуала примирения;

      • стороны должны доверять или просто принимать примиряющее их лицо (группу);

      • стороны должны обозначить взаимные условия, при которых мирное сосуществование  или содействие является выполнимым.

        Типовые модельные сценарии. Примирение  строится по процедуре, схожей с процедурой посредничества. Возможны простые формы примирения, когда стороны добровольно осуществляют символический акт примирения (например, пожатие рук). С этого момента обеими конфликтующими сторонами признается, что они «не имеют друг к другу претензий»12.

      Возможны  более сложные формы примирения, в которых обсуждаются условия мирного сосуществования сторон.

      Уместность  модели примирения сторон. Такая модель поведения необходима как практика в детском возрасте. Именно в детстве  она и встречается чаще всего  как абсолютно инициативное поведение. Дело в том, что далеко не все детские конфликты можно разрешать рационально, с помощью процедур проведения обсуждения спорного вопроса. Часто гораздо проще и эффективнее просто примирить стороны.

      Для того чтобы модель примирения работала наиболее эффективно, необходимо институциализировать формы и ритуалы примирения. Культуре известны такие формы. Так, например, «день прощения» является общественным ожиданием, которое регулирует напряжение между людьми. В этом смысле, в день прощения можно организовывать такие места, где люди смогут это делать. Важно, чтобы место, в котором прощение реализуется, было общественным, открытым. Однако не менее важна и относительная приватность таких мест и даже некоторые затруднения, испытания для того, чтобы можно было достичь «места ритуала» и почувствовать ценность совершаемого. Возможны публичные извинения обеих сторон или «зачитывание» мирового соглашения на публике. Это формирует у сторон установку, противоположную конфронтационной, и заставляет соответствовать социальным ожиданиям мирного сосуществования, несмотря на конфликт. 
 
 
 

      Заключение

      В заключение следует отметить, что  обобщенная классификация форм поведения участников конфликта была разработана Кеннетом У. Томасом и Ральфом X. Килменном в 1972 г. Так, когда обе стороны мало заинтересованы в его разрешении (это бывает, если они имеют близкий ранг или конфликт недостаточно созрел), но пытаются сохранить между собой видимость хороших отношений, они могут использовать стратегию ухода от конфликта.

      Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования  и изучения является конфликт, состоят, прежде всего, в трудности получения искусственным путем собственно полной психологической картины конфликта.

      Конфликтное переживание связано в действительности с очень сильной мотивацией. От мотивации, по сути дела, зависит не только интенсивность действия, но и направленность и избираемый способ поведения.

      Поэтому осознание испытуемым экспериментального характера действия в значительной мере «закрывает» картину поведения. В то же время, стремление экспериментатора максимизировать реальность экспериментальной конфликтной ситуации может привести к эффектам азарта, при которых учебные цели занятий становятся трудно достижимыми. Кроме того, при сверхсильной (подлинной) мотивации участников можно просто не заметить границы учебного экспериментирования13.

      Известный американский конфликтолог М.Росс подчеркивает, что главным фактором конфликта  является различие интересов. Конфликты, по мнению автора, происходят тогда, когда стороны расходятся в распределении материальных или символических ресурсов и действуют несовместимым образом на основе целей или воспринимаемых расхождений в интересах14. Близкое по содержанию определение конфликта предлагает другой американский ученый М.Дойч. Он утверждает, что конфликт возникает тогда, «...когда складываются несовместимые действия, такие, которые препятствуют, мешают, создают неблагоприятные условия для взаимной деятельности».15

      Необходимо отметить, что конкретное взаимодействие может содержать в себе несколько моделей. Например, участники от переговоров могут перейти к конфронтации и, наоборот, от конфронтации — к переговорам. Кроме того, сами переговоры могут содержать конфронтационные моменты. Сам по себе разрешающий процесс всегда очень подвижен, гибок, и в конструктивной стратегии имеет особую ценность, так как важно «удержать» конфликт в рамках преобразований, а не стремиться к скорейшему достижению хоть какого-нибудь результата. От участников требуется большая доля эвристичности при разрешении противоречия, положенного в конфликт.

      Также необходимо отметить, что переговоры являются наиболее качественной, универсальной  моделью организации конфликтного взаимодействия.

      Любой руководитель заинтересован в том, чтобы конфликт, возникший в его организации или подразделении, как можно быстрее был преодолен (исчерпан, пресечен или прекращен), так как его последствия могут принести немалый моральный или материальный ущерб. Этот процесс может происходить как без его непосредственного участия силами самих сторон, так и при активном вмешательстве и управлении.

Информация о работе Модели разрешения конфликтов